ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 947
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
—Платки яркие, нарядные — глаз не отвести. (Дети рассматривают платки.)
—Какие цветы на них изображены? (Розы, маки, подсолнухи, лилии, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры.)
-
На каком фоне они изображены? -
Как расположен узор?
На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу. (Набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно.
Русская шаль не только согревает, но и подчеркивает привлекательность женщины. Красота павловских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.
Предложить детям нарисовать букет из цветов —розы, маки, подсолнухи, лилии, ромашки, ландыши, незабудки, используя цвет и оттенок. Рассмотреть еще раз платки и выбрать те цветы, которые они хотят нарисовать. Показать, как нарисовать двойной мазок. (Дети на палитре пробуют прием рисования лепестка двойным мазком, используя цвет и оттенок, и рисуют букеты.)
В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать букет, который напоминает павловопосадские узоры.
Советы воспитателю. Выставка павловопосадских платков. Рассмотреть цветы, отметить их строение, сочетание цвета и оттенка.
Рисование. Уголок павловопосадского платка
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с работой павловопосадских мастеров. Учить выделять кайму, цветы, угол платка.
Учить украшать угол платка: кайму, цветок, листья рисовать двойным мазком широкой кистью, а мелкие детали — концом кисти. Побуждать сочетать цвета фона и элементов узора.
Продолжать учить составлять коллективную композицию из четырех работ, объединив цветом фона.
Материал: павловопосадские платки, свернутые уголком; бумага 30x30 см красного, черного, зеленого, желтого цветов, по четыре квадрата каждого цвета, гуашь, палитра.
Ход занятия
В студию входит воспитатель, на плечи которого наброшен платок. Рассказ воспитателя
Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.
Воспитатель снимает и рассматривает платок, выделяет крупные цветы, мелкие, отмечает, как они расположены, - букетами, гирляндами, рассматривает кайму: вдоль нее — мелкие цветы, расположенные гирляндой.
Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбнется. Красавица!
Предложить детям нарисовать уголок для платка: кайму с двух сторон, большой цветок, сочетая цвет и оттенок, листья. По ходу работы давать указания, как расположить узор, передать особенности данного цветка.
Дети сидят за столом по четыре человека, выполняют одинаковые составные части платка. Кто заканчивает работу, выкладывает свой узор на основу.
В конце занятия соединить четыре угла, нарисованных на одинаковом фоне. Рассмотреть их.
Воспитатель.
-
Понравились ли вам платки? -
Какие цветы вы нарисовали? -
Почему так расположили узор?
Выбрать самые яркие, нарядные платки.
Советы воспитателю. Перед занятием организовать выставку платков, рассмотреть уголки на разных платках. Выделить варианты каймы, на какие цветы похожи нарисованные. Показать сочетания цвета и оттенка.
Рисование платка на ткани
(Работа по четыре человека)
Программное содержание:
Побуждать детей проявлять творчество, придумывая различные композиции для украшения платков. Учить работать дружно, слаженно.
Материал: павловопосадские платки, ткань 80x80 см черного, синего, желтого, красного цветов (фон), сильно накрахмаленная, гуашь, палитра; запись русской народной мелодии «Сударушка».
Ход занятия
В музыкальном зале оформлена выставка павловопосадских платков. Рассмотреть платки.
Воспитатель.
—Где делают такие платки?
—Почему их называют набивными?
—Какими цветами украшены платки?
—Какой фон использует мастерица?
—Есть ли у платков бахрома?
Дети любуются платками, набрасывают их на плечи, смотрятся в зеркало.
Предложить нарисовать павловопосадские платки на ткани, уточнить, с чего будут начинать расписывать платки? (Кайма, крупные и мелкие цветы, листья.)
Дети делятся по желанию на группы по четыре человека, договариваются, кто и что будет рисовать, и приступают к работе. Законченные изделия воспитатель проглаживает утюгом.
В конце занятия любуются платками. Исполняют с ними танец «Сударушка».
Советы воспитателю. Выставка павловопосадских платков. Выделить угол и рассмотреть, как его можно нарисовать, в какой последовательности. Предложить детям договориться до занятия, кто с кем будет рисовать. Уточнить последовательность работы, кто и что будет рисовать. Те из детей, кто быстро закончит работу, помогут товарищам, дополнят узор.
Примечание:Чтобы ткань была сильно накрахмалена, в крахмал добавляют клей ПВА. Если нет цветной ткани, можно добавить в крахмал гуаши.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Экскурсия в музей русского костюма «Бабушкин сундучок»
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его названии, составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях.
Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.
Материал: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX веков»; репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова; народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево; народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр»; лоскутные коврики, платки.
Ход занятия
Выставка в изостудии костюмов, кружев, платков, иллюстраций с изображением русских костюмов в разные периоды, репродукции картин А. Венецианова и В. Васнецова.
Воспитатель.
-
Что такое музей? -
Что мы можем там увидеть? -
Какие бывают музеи?
Дети входят в музей русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Настенька рассказывает, что раньше одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная.
Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку, отмечают, что основу русского народного костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева (юбка), собранная сверху на бечевку или тесьму, поверх поневы — фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову — кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник, — бисером, вышивкой.
Воспитатель.
— Что составляет основу русского костюма?
-
Как украшалась рубаха? -
Что такое понева? -
Какие головные уборы носили русские красавицы?
—Что такое кичка с сорокой?
—Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?
Советы воспитателю. После занятия оставить выставку в группе, рассмотреть, как украшен женский и мужской костюмы.
Рисование. Народный костюм
Программное содержание:
Учить рисовать русский народный костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения.
Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма. Закреплять умение работать сообща при создании коллективной композиции.
Материал: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX веков», репродукции картин А. Венецианова «На жатве. Лето», И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К. Коровина «Северная идиллия»; силуэты кукол из картона, силуэты рубах, сарафанов, понев, фартуков, душегрей, головных уборов; бумага белая А2, гуашь, мягкая пастель, восковые мелки.
Предложить детям рассмотреть и сравнить картины А. Венецианова «На жатве. Лето», И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и К. Коровина «Северная идиллия».
Рассказ воспитателя
На картине Венецианова женщина изображена за работой, картина так и называется - «Жатва», поэтому крестьянка одета в простую рубаху и сарафан. На картине Аргунова женщина надела свой праздничный, самый красивый наряд. На картине Коровина изображены люди на отдыхе, они также одеты в праздничную одежду. По одежде можно было определить, где человек живет, например, в Москве и Подмосковье женщины обычно носили сарафаны, в южных областях - поневы (юбки). На картине «Северная идиллия» художник изобразил крестьянок в одежде Рязанской области.
— Какие элементы русского народного костюма вы узнали на этих картинах? (Сарафан, передник, кокошник, кичка с сорокой.)
Во время работы надевали самую простую одежду. Но русские люди не только работали, они умели и любили веселиться. И тогда из сундуков доставалась праздничная одежда из нарядной ткани, украшенная вышивкой, кружевом, бисером. Всю одежду люди шили и украшали сами. Поэтому каждый наряд отличался от других, ведь мастерицы вкладывали в него все свое умение, фантазию, душу. Часто народный костюм становился настоящим произведением искусства.
Предложить детям стать мастерами и создать свои народные костюмы и нарядить кукол Машеньку и Аленушку. (Показать кукол из картона.)
Воспитатель.
-
Во что будем наряжать кукол? -
Как будем украшать одежду?
Воспитатель предлагает детям выбрать части костюма, которые они будут украшать, помогает детям договориться между собой, чтобы костюм получился в одном стиле.