Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

—Платки яркие, нарядные — глаз не отвести. (Дети рассматривают платки.)

—Какие цветы на них изображены? (Розы, маки, подсолнухи, лилии, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры.)

  • На каком фоне они изображены?

  • Как расположен узор?

На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и помень­ше. Всем павловские платки и шали к лицу. (Набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно.

Русская шаль не только согревает, но и подчеркивает привлекательность женщины. Красота павловских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Предложить детям нарисовать букет из цветов —розы, маки, подсолнухи, лилии, ромашки, ландыши, незабудки, используя цвет и оттенок. Рассмотреть еще раз платки и выбрать те цветы, которые они хотят нарисовать. Показать, как нарисовать двойной мазок. (Дети на палитре пробуют прием рисования лепестка двойным мазком, используя цвет и оттенок, и рисуют букеты.)

В конце занятия рассмотреть все рисунки. Выбрать букет, который напо­минает павловопосадские узоры.

Советы воспитателю. Выставка павловопосадских платков. Рассмотреть цветы, отметить их строение, сочетание цвета и оттенка.
Рисование. Уголок павловопосадского платка

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с работой павловопосадских мастеров. Учить выделять кайму, цветы, угол платка.

Учить украшать угол платка: кайму, цветок, листья рисовать двойным маз­ком широкой кистью, а мелкие детали — концом кисти. Побуждать сочетать цвета фона и элементов узора.

Продолжать учить составлять коллективную композицию из четырех работ, объединив цветом фона.

Материал: павловопосадские платки, свернутые уголком; бумага 30x30 см красного, черного, зеленого, желтого цветов, по четыре квадрата каждого цвета, гуашь, палитра.

Ход занятия

В студию входит воспитатель, на плечи которого наброшен платок. Рассказ воспитателя

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.


Воспитатель снимает и рассматривает платок, выделяет крупные цветы, мелкие, отмечает, как они расположены, - букетами, гирляндами, рассматри­вает кайму: вдоль нее — мелкие цветы, расположенные гирляндой.

Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбнется. Красавица!

Предложить детям нарисовать уголок для платка: кайму с двух сторон, большой цветок, сочетая цвет и оттенок, листья. По ходу работы давать ука­зания, как расположить узор, передать особенности данного цветка.

Дети сидят за столом по четыре человека, выполняют одинаковые состав­ные части платка. Кто заканчивает работу, выкладывает свой узор на основу.

В конце занятия соединить четыре угла, нарисованных на одинаковом фоне. Рассмотреть их.

Воспитатель.

  • Понравились ли вам платки?

  • Какие цветы вы нарисовали?

  • Почему так расположили узор?

Выбрать самые яркие, нарядные платки.

Советы воспитателю. Перед занятием организовать выставку платков, рас­смотреть уголки на разных платках. Выделить варианты каймы, на какие цветы похожи нарисованные. Показать сочетания цвета и оттенка.

Рисование платка на ткани

(Работа по четыре человека)

Программное содержание:

Побуждать детей проявлять творчество, придумывая различные компози­ции для украшения платков. Учить работать дружно, слаженно.

Материал: павловопосадские платки, ткань 80x80 см черного, синего, желтого, красного цветов (фон), сильно накрахмаленная, гуашь, палитра; запись русской народной мелодии «Сударушка».

Ход занятия

В музыкальном зале оформлена выставка павловопосадских платков. Рассмотреть платки.

Воспитатель.

—Где делают такие платки?

—Почему их называют набивными?

—Какими цветами украшены платки?

—Какой фон использует мастерица?

—Есть ли у платков бахрома?
Дети любуются платками, набрасывают их на плечи, смотрятся в зеркало.

Предложить нарисовать павловопосадские платки на ткани, уточнить, с чего будут начинать расписывать платки? (Кайма, крупные и мелкие цветы, листья.)

Дети делятся по желанию на группы по четыре человека, договариваются, кто и что будет рисовать, и приступают к работе. Законченные изделия вос­питатель проглаживает утюгом.

В конце занятия любуются платками. Исполняют с ними танец «Сударушка».



Советы воспитателю. Выставка павловопосадских платков. Выделить угол и рассмотреть, как его можно нарисовать, в какой последовательности. Предложить детям договориться до занятия, кто с кем будет рисовать. Уточнить последовательность работы, кто и что будет рисовать. Те из детей, кто быстро закончит работу, помогут товарищам, дополнят узор.

Примечание:Чтобы ткань была сильно накрахмалена, в крахмал добавляют клей ПВА. Если нет цветной ткани, можно добавить в крахмал гуаши.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Экскурсия в музей русского костюма «Бабушкин сундучок»


Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его названии, составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях.

Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материал: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX веков»; репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова; народные кос­тюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево; народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр»; лоскутные коврики, платки.

Ход занятия

Выставка в изостудии костюмов, кружев, платков, иллюстраций с изображением русских костюмов в разные периоды, репродукции картин А. Венецианова и В. Васнецова.

Воспитатель.

  • Что такое музей?

  • Что мы можем там увидеть?

  • Какие бывают музеи?

Дети входят в музей русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Настенька рассказывает, что раньше одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная.

Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку, отмечают, что основу русского народного костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева (юбка), собранная сверху на бечевку или тесьму, поверх поневы — фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову — кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как укра­шен налобник, — бисером, вышивкой.

Воспитатель.

— Что составляет основу русского костюма?

  • Как украшалась рубаха?

  • Что такое понева?

  • Какие головные уборы носили русские красавицы?

—Что такое кичка с сорокой?

—Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Советы воспитателю. После занятия оставить выставку в группе, рассмот­реть, как украшен женский и мужской костюмы.
Рисование. Народный костюм

Программное содержание:


Учить рисовать русский народный костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения.

Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма. Закреплять умение работать сообща при создании коллективной композиции.

Материал: иллюстрации из альбома «Русское народное искусст­во XVIII—XX веков», репродукции картин А. Венецианова «На жатве. Лето», И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К. Коровина «Северная идиллия»; силуэты кукол из картона, силуэты рубах, сарафанов, понев, фартуков, душегрей, головных уборов; бумага белая А2, гуашь, мягкая пастель, восковые мелки.

Предложить детям рассмотреть и сравнить картины А. Венецианова «На жатве. Лето», И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском кос­тюме» и К. Коровина «Северная идиллия».

Рассказ воспитателя

На картине Венецианова женщина изображена за работой, картина так и называется - «Жатва», поэтому крестьянка одета в простую рубаху и сарафан. На картине Аргунова женщина надела свой праздничный, самый красивый наряд. На картине Коровина изображены люди на отдыхе, они также одеты в праздничную одежду. По одежде можно было определить, где человек живет, например, в Москве и Подмосковье женщины обычно носили сарафаны, в южных областях - поневы (юбки). На картине «Северная идиллия» художник изобразил крестьянок в одежде Рязанской области.
— Какие элементы русского народного костюма вы узнали на этих карти­нах? (Сарафан, передник, кокошник, кичка с сорокой.)

Во время работы надевали самую простую одежду. Но русские люди не только работали, они умели и любили веселиться. И тогда из сундуков доставалась праздничная одежда из нарядной ткани, украшенная вышивкой, кружевом, бисером. Всю одежду люди шили и украшали сами. Поэтому каждый наряд отличался от других, ведь мастерицы вкладывали в него все свое умение, фантазию, душу. Часто народный костюм становился настоящим произведением искусства.

Предложить детям стать мастерами и создать свои народные костюмы и нарядить кукол Машеньку и Аленушку. (Показать кукол из картона.)

Воспитатель.

  • Во что будем наряжать кукол?

  • Как будем украшать одежду?

Воспитатель предлагает детям выбрать части костюма, которые они будут украшать, помогает детям договориться между собой, чтобы костюм полу­чился в одном стиле.