Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Что вы видите здесь необыкновенного? (Вазы, тарелки, блюда, подсвеч­ники, горшочки и др.)

  • Из чего сделаны эти изделия? (Рассмотреть разные предметы, выслушать рассказы детей.)

  • Как называется это изделие? (Кашпо.)

  • Какого оно цвета, формы и как украшено?

  • Какие еще красивые изделия вы видите?

— Для чего сделали эти изделия замечательные мастера? (Чтобы любовать­ся, подарить кому-нибудь, чтобы дома было красиво, чтобы было хорошее настроение.)

Воспитатель благодарит продавца, уточняет, где еще можно посмотреть новую красивую посуду. (На выставке, в музее.)

Советы воспитателю. Выставка керамических изделий. Рассмотреть кера­мические изделия (форму, украшения, цвет).
Роспись посуды

Программное содержание:

Побуждать видеть украшения на керамической посуде. Учить расписывать посуду геометрическими узорами: точки, мазки, линии, круги, выбирать цвет. Воспитывать эстетические чувства.

Материал: керамические изделия - скопинские, гжельские; посуда, вылеп­ленная детьми, гуашь.

Ход занятия

Выставка керамических изделий.

Рассмотреть изделия, показать, как по-разному в каждом промысле укра­шают посуду. Скопинские мастера украшают налепом и покрывают все изделие одним цветом. Гжельская керамика любит желтый, коричневый, зеленый цвета и растительный узор — цветы, листья и т.п.

Дети расписывают свою посуду, вылепленную на предыдущем занятии.

В конце занятия рассмотреть все работы, выбрать самые интересные рас­писные работы.

Вопросы:

-Почему расписывают глиняную посуду?

- Как можно украсить посуду? (Роспись, налепы, рельеф — рисование стекой.)

- Какая посуда вам нравится?

Воспитатель приглашает детей на чаепитие.

Советы воспитателю. Выставка расписной посуды. Выделить особенности росписи (узор, цвет, расположение узора).
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Экскурсия в «музей»

Программное содержание:

Знакомить с промыслом — дымковская игрушка. Учить видеть красо­ту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации, слайды.

Ход занятия

Рассказ воспитателя

В городе Вятка, который стоит на большой реке, был особый праздник, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял - с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями и непрерывным, заливистым свистом.


Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. В слободе Дымково лепили их из глины - барышень, нянь, индюков, трехголовых и двухголовых коней. Зимой после праздников эти игрушки ставили между оконными стеклами. Они украшали дома. За окном - снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает ее оборками. Дальше обжиг в печах, побелка. Роспись только по беленому. Краски яркие, блестящие. Все игрушки, как многоцветное солнышко! Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

Воспитатель.

  • Какими узорами украшали игрушки?

  • Какие любимые цвета у дымковских мастериц?

— Что нарисовано на юбке у барышни таким же цветом, что и кофточка?

— Что украшают оборками дымковские мастерицы? барышень оборки на юбке, фартуке, у козла оборки на ногах — штанишки.)

Предложить детям выбрать игрушку, которая больше всего понравилась, и рассказать о ней.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост —

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

Козлик

Козлик бородатый:

Ме-е! Ме-е!

Что у тебя на уме? –

Капуста в огороде,

Да боязно лезть при народе.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша, -

Это девица-краса,

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка, плывет,

Песню тихую поет.

Няня

В кокошнике няня,

На руках - Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,



Не забудь няню,

Когда подрастешь.

Загадки:

  • Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

  • Имеет гребень, а им не причесывается. (Петух.)

— Лежит под плетнем и крутит хвостом, ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

Советы воспитателю. Предварительно рассказать о работе мастеров, посмот­реть диафильм или слайды. Напомнить детям правила поведения в музее.
Лепка. Дымковская барышня

Программное содержание:

Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы.

Учить выделять средства выразительности у дымковской и филимоновской барышень, находить сходство и различия.

Учить лепить дымковскую барышню, передавать характерные особеннос­ти: юбка-колокол, шляпка, волосы и др., сглаживать поверхность для после­дующей росписи.
Материал: дымковские игрушки, барышни дымковские и филимоновские; глина, поворотные станки, влажные салфетки и губка, стеки.

Ход занятия

Внести волшебный ларец и рассмотреть дымковские игрушки, уточнить их название и характерные признаки, по которым дети узнают эти игрушки.

Сравнить дымковскую и филимоновскую барышень, находить сходство в лепке.

Показ деления глины для лепки дымковской барышни. Назвать исходную форму для юбки (конус), верхней части (овальная форма), руки (столбики). Показ способов лепки каждой части и их соединение.

Дети лепят барышню. Воспитатель помогает выполнять последовательность работы, соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

В конце занятия рассмотреть всех дымковских барышень. Выбрать самые выразительные.

Стоит молодушка,

Ас ней коровушка:

Важная, спокойная,

Буренушка дойная.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша.

Э. Котляр

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Рассмотреть и назвать знакомые образы. Найти различия в головном уборе, дополнения у водонос­ки, птицы, кормилицы.
Рисование. Ткань для дымковских игрушек

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить составлять узор, чередуя широкие линии и круги другого цвета, выбирать украшения для кругов. Развивать чувство цвета, учить видеть колорит росписи.

Материал:дымковские игрушки с полосатым узором; трафарет с изобра­жением коня, бумага белая 15x21 см, гуашь.



Ход занятия

В группу стучится и входит Петрушка.

Петрушка.

Я веселая игрушка,

А зовут меня... (Петрушка).

Я самый веселый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

Я привел своих друзей.

Петрушка ищет друзей и находит их в коробке, достает по одной, дети называют, а он рассказывает, что был в селе Дымково и видел, как мас­тера лепят фигурки из глины, сушат в печи, чтобы игрушки стали креп­кие.

Воспитатель.

  • Из чего сделаны эти фигурки? (Из глины.)

  • Это простой конь? (Сказочный.)

  • Почему он сказочный? (Он украшен узорами.)

  • Чем украшен конь? (Полосы и круги.)

  • Какие цвета выбирают дымковские мастерицы?

Чем украшены эти круги и каким цветом? (Черными точками.)

Воспитатель уточняет с детьми последовательность рисования и пока­зывает это сухой кистью на бумаге. Сначала провести все широкие линии сверху вниз, между ними оставить расстояние для кругов. Потом рисовать круги между ними другого цвета.

Дети показывают движение (быстрое, без остановки, ворс кисти бежит за палочкой). Точки рисовать так, чтобы палочка кисточки смотрела вверх.

Затем дети выбирают два цвета и начинают рисовать линии сверху вниз. Воспитатель вместе с Петрушкой оказывает необходимую помощь.

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать яркие, красивые, с ров­ными линиями, одинаковыми кругами, взять самый «дымковский» узор и «одеть» коня: в заранее подготовленный трафарет с изображением коня вставить детские узоры.

Что за конь!

Только тронь -

С всадником вместе

Ускачет верст за двести!

Э. Котляр

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек, рассматривание и лепка коня.
Аппликация. Украшение хвоста индюка

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки. Познакомить с образом индюка, учить выделять его форму и украшения: «кольцо и круг».

Учить составлять узор на круге, выделяя края и середину. Учить вырезать круги двух размеров из бумаги, сложенной гармошкой (из квадрата), выбирать два цвета.

Материал: дымковские игрушки с узором «кольцо и круг», индюк; белая бумага - круг диаметром 20 см, цветные полоски 4x16 см, 3x12 см (по две полоски каждого цвета на ребенка), ножницы, клей, клеенки, кисти.

Ход занятия