Файл: Удк 159. 9 792 ббк 88. 8 К424.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
удовлетворяющего интересы и потребности всех членов команды. Материальные затраты могут не волновать игроков - "за все уплачено!" Но маршрут должен быть составлен быстро (с указанием сроков пребывания в каждом порту). Продажа путевок заканчивается через 40 минут! К закрытию офиса туристической фирмы ее директору (тренер команды) должно быть предоставлено подробное описание маршрута.
Еще одно замечание: так как заказ групповой, то он предусматривает 100%-е согласие всех путешественников с программой круиза.
Завершение
-
Что вы чувствовали, познакомившись с условиями игры?
-
Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?
-
Как происходил процесс обсуждения и принятия решений?
-
Как осуществлялось руководство группой?
-
Насколько тип лидерства был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?
-
Учитывалось ли особое мнение?
-
Было ли групповое обсуждение демократичным?
-
Что повлияло на результат игры?
-
Что мешало группе работать эффективнее?
-
Что каждый вынес для себя из участия в игре?
-
После того как игра закончилась, осталось ли у вас желание провести совместное 30-дневное путешествие? Кого бы вы не взяли с собой и почему?
Трудный разговор
Цели:
- поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;
- развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
- потренироваться в переговорном процессе как способе решения конфликта.
Размер группы: не важен. Ресурсы: не требуются. Время: до часа.
Ход игры
Тренер просит участников внимательно выслушать легенду игры.
-
Вы - руководитель небольшого отдела крупной фирмы по политконсалтингу. На завтра, на раннее утро назначено решающее совещание, на котором вы должны представить заказчику — кандидату на выборную муниципальную должность - стратегию его избирательной кампании.
Заказчик требует познакомить его со всеми элементами рекламной продукции: эскизами плакатов, агитационных листков, текстами объявлений, статей.
По фатальному недоразумению готовый материал был стерт из памяти компьютера, так что и копирайтеру, и графику необходимо восстановить весь объем предложений заказчику. Вы лишь сейчас, в 18.30, поняли, что произошло.
Рабочий день почти закончен. На восстановление утраченного материала требуется по меньшей мере полтора-два часа.
Но есть дополнительные проблемы: ваш копирайтер за большие деньги достал билет на концерт группы его мечты - "Металлика". Он настоящий фанат тяжелого рока, и вам известно о том, что концерт начинается через полтора часа.
Кроме того, ваша коллега-график отмечает сегодня первую годовщину свадьбы.
Она поделилась с вами своими планами встретить мужа с работы сюрпризом - романтическим ужином на двоих при свечах. Так что уже сейчас она с нетерпением посматривает на часы, чтобы бежать домой и успеть закончить все

приготовления до возвращения с работы мужа.
Что же делать?!
Ваша задача как руководителя отдела убедить сотрудников задержаться и подготовить материалы.
Прочтя задание, предлагаем трем участникам попробовать свои силы на сценической площадке, отыграв разговор между руководителем и его подчинен- ными. Можно представить несколько попыток, в каждой из которых состав участников будет иным. Важно, чтобы после каждого представления тренер проверял состояние дел вопросом, обращенным к зрителям:
-
Вы верите в то, что к утру задание будет выполнено?
Завершение
-
Как данная ролевая игра помогла понять секреты переговорного процесса?
-
Каков был стиль решения конфликта?
-
Какие индивидуальные особенности ведения переговоров обнажила игра в участниках тренинга?
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - 11-е международное изд. - СПб.: Москва, 2003
...Многие избегают конфликтных ситуаций, потому что не знают, как эффективно
инициировать конфликтный разговор. Предлагаемые рекомендации... помогут вам начать
конфликт так, чтобы это не провоцировало защитную реакцию у партнеров и способствовало
сотрудничеству.
1.
Признайте, что у вас есть проблема. Предположим, вы пытаетесь подготовиться к тесту
по самому трудному предмету, а ваша соседка включила на полную мощность магнитофон.
Итак, чтобы решить проблему, вы принимаете решение поговорить с соседкой. Вы
эффективно объясните ей свою проблему, если начнете со следующих слов: "Привет. Ты не
могла бы мне помочь в одном деле? Я пытаюсь подготовиться к экзамену... Это самый
трудный экзамен...".
2.
Опишите потенциальный конфликт с точки зрения поведения, которое вы наблюдаете,
возможных последствий и ваших ощущений. Очень важно объяснить все эти три шага
[поведение - последствия - чувства] другому человеку... "Когда я слушаю твою музыку
[поведение], я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться, мне трудно готовиться к экзамену
[последствия], и я испытываю беспокойство и досаду [чувства]".
3.
Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора.
Когда вы спрашиваете свою соседку о магнитофоне, предположим, она вам отвечает так: "Ой,
да здесь все врубают музыку на полную катушку!" Не переключайтесь на разговор обо "всех".
Вернитесь с того, с чего начали. "Да. Понятно, что у нас много шумных соседей, и громкая му -
зыка меня обычно не беспокоит. Но все-таки сейчас у меня важное дело, и я надеялся, что ты
мне сможешь помочь..."
4.
Предложите разумное решение на основе общих ценностей.
"Я думаю, что у нас обоих бывает время, когда любая мелочь мешает сосредоточиться. Так
что, хотя я все понимаю, я прошу тебя об одолжении, я надеюсь ты поможешь мне, если
сделаешь музыку потише, пока я учу материал..."
5.
Продумайте, что сказать, прежде чем вы столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить
проблему коротко и ясно.
Пожалуй, самая большая проблема для большинства из нас состоит в том, что мы имеем
благие намерения держаться в рамках, но нас захлестывают эмоции и мы или говорим то, чего
не должны были говорить, или раздражаем другого человека.
Прежде чем обрушиться на соседку, подумайте: "Что я должен сказать?" Потратьте минуту и
отрепетируйте. Скажите себе: "Мне нужно признать наличие проблемы, а затем следовать
формуле "поведение - последствия - чувства" (с. 141-142).
1   2   3   4   5   6   7

Глава 5 Навыки работы с партнером и с группой
Путаница
Цели:
-
освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
- потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского
поведения, осознании лидерских качеств.
Размер группы: какой угодно большой.
Ресурсы: не требуются.
Время: около часа.
Ход игры
Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.
Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, какой бы сложной она не казалась на первый взгляд, выполнима. Редк ий случай - узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:
- поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу поощряет проверку различных вариантов действия;
- стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.
Завершение
Когда задача исполнена или время истекло, группа вместе с тренером подводит итоги игры.
-
Какие впечатления вынесли участники? Чем они хотят поделиться друг с другом?
-
Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?
-
Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?
По одному!
Цели:
-
потренироваться в слаженной групповой работе над поставленной целью;
- развить умение участников концентрироваться на партнере;
- отработать навыки действия в недирективной среде;
- научиться распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совместной деятельности.
Размер группы: оптимальное количество - 10-15 человек.
Ресурсы: не требуются.
Время: упражнение может занять от 15 минут и до 30-40 минут, в зависимости от успешности игроков и от запаса терпения команды.
Ход упражнения
Здесь предложено два варианта упражнения, которые потребуют от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения.
Вариант 1
Участники садятся в круг.
Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку.
Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры.
Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В

этом случае счет возобновляется с единицы.
Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками. Нередко (через небольшое время после начала игры и после серии неудач) в группе начинает возникать напряжение между игроками. Это сопровождается взаимными обвинениями, которые потом важно отследить во время подведения итогов игры. Как правило, в этих обвинениях мало реальных просчетов того или иного игрока, скорее это "выпуск пара", прорывающееся наружу раздражение от коллективного неуспеха.
Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!
Вариант 2
Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку 10-12 добровольцев. (Упражнение эффективно при 10-15 участниках.
При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем - задание становится легко выполнимым.)
Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находиться в движении, совершая короткие сольные переходы, то замирать на месте... Что здесь сложного? Сложность заключается в том, что, как и в варианте со счетом, в этой модификации задания существуют жесткие и не столь простые для выполнения правила:
- начинать движение по площадке и совершать переход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участников приводят к их проигрышу и выходу из игры;
- каждый сольный переход продолжается не более 10 секунд. Каждый из игроков в ходе игры может совершить любое количество переходов;
- только когда предыдущий игрок остановился, следующий может начать движение (опять-таки - не дольше 10 с);
- паузы между переходами не могут превышать трех секунд. Значит, если по счету "три" ведущего ни один из участников не начал движение, вся команда считается проигравшей.
Есть вопросы? Всем понятны правила? Желаю успеха!
Машина
Цели: потренировать разнообразные умения: спонтанность, работу с партнером, ощущение ритма, пластичность, выразительность тела.
Размер группы: не менее 5-7 человек.
Ресурсы: не требуются.
Время: от 5 до 20 минут, в зависимости от желания тренера и группы.
Ход упражнения
Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам выходить на упражнение из строя либо по очереди, либо по желанию - в зависимости от готовности. Но так или иначе оговариваем темп упражнения: пауза между участниками не должна превышать трех-пяти секунд.
Смысл задания в выполнении простого алгоритмизованного действия. К движению можно добавлять звук.
Первый участник начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникала какая-то взаимосвязь: отрицание, или причинно-следственная, или эмоционально-действенная оценка происшедшего.


Третий, оценив за время короткой паузы происходящее, добавляет к существующему уже механизму свое новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла... Так от игрока к игроку работа "машины" становится все более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению.
Если "машина" работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действий каждого партнера с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену.
Сказка втроем
Цели:
-
потренироваться в партнерском взаимодействии;
- способствовать развитию спонтанности и творческих возможностей участников тренинга;
- улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сократить дистанцию в общении.
Размер группы: не играет роли. Каждый раз в упражнении будет участвовать не более трех человек.
Ресурсы: один стул.
Время: в зависимости от состава группы. Каждая тройка участников работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Общее время упражнения будет зависеть от количества таких троек.
Ход упражнения
-
Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он будет имитировать роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут исполнять руки третьего игрока. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказчика.
Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого игрока и руками третьего, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Завершение: обсуждение упражнения.
-
Что представляло для вас трудность в задании?
-
Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете применить за границами тренинговой группы - на работе, в семье, при общении с людьми?
-
Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой лидерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?
Лабиринт
Цели:
-
дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
- обсудить и проверить на практике эффективность методов передачи и восприятия информации;