Файл: Удк 159. 9 792 ббк 88. 8 К424.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6 Обратная связь как инструмент работы с группой
Цветной стул
Цели:
- подтолкнуть участников к необходимости самоанализа, развить их умение объективно относиться к себе и оценивать личностные качества и поведение по отношению к окружающим;
- позволить каждому участнику группы получить личностную обратную связь;
- практически отработать получение и предоставление обратной связи;
- дать игрокам почувствовать важность двусторонней связи: лидер, член группы - группа.
Размер группы: не столь важен (так как это упражнение предполагает участие всех проходящих тренинг), сколько настрой даже большой по количеству людей группы на серьезную, откровенную, вдумчивую работу и искренний разговор.
Ресурсы: один стул, доска/флип-чарт, маркеры для записей.
Время: от получаса до тех пор, пока участникам хватит желания и сил вести откровенный разговор друг с другом.
Ход игры
Первый этап занятия - это разговор тренера с группой о том, в чем смысл, преимущества и опасности обратной связи.
«
Обратная связь» - фразеологизм, который используется вместо слова "критика", хотя
критика нередко бывает важнее, чем необоснованное славословие, комплиментарность в
отношениях. Никто не любит, когда его критикуют. Однако без критического взгляда со
стороны порой невозможно продвигаться вперед. Нам сложно увидеть свои недостатки так же
ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской
неформальной обстановке. Человек, который верит в себя, в то, что он может
самосовершенствоваться, как правило, готов к конструктивной критике, так как в ней он
видит не угрозу своему авторитету, а потенциал для личностного самосовершенствования.
Не забудьте, что обратная связь - это не обязательно критические высказывания в ваш адрес,
нередко это внешняя оценка ваших сильных сторон, констатация черт вашего характера,
нейтральные замечания о том, каков стиль вашего поведения.
Давайте выскажемся по поводу того, в чем вы видите преимущества обратной связи! Сделаем
это методом мозгового штурма, когда все мысли высказываются вслух (без блоков "нельзя",
"это звучит глупо"...) и записываются. В ходе мозгового штурма на доске могут появиться
следующие мнения:
-
Эмоциональная разгрузка. Выплеснул эмоции и собственное мнение - освободился.
-
Проверка того, насколько мое представление о себе совпадает с мнением окружающих.

-
Возможность увидеть со стороны свои положительные и отрицательные качества.
-
Возможность товарищей подсказать мне альтернативные формы поведения. Часто это
позволяет решать проблемы, пока они еще не переросли в нечто большее.
-
Проверка того, правильно ли я прогнозирую взаимоотношения между собой и окружающими.
-
Помощь в самосовершенствовании.
-
Возможность узнать истинное лицо замаскированных друзей.
-
Дружеская критика помогает не быть самодовольным и успокоенным, тренирует тебя и

помогает сохранить хорошую форму.
-
После откровенного разговора я чувствую, что настоящие дружеские отношения только
укрепятся, а дутая дружба... Ее не жаль!
-
Могу рассказать всем, что я о них думаю. Они не обидятся, так как сами просили
откровенности!
Второй этап
Мы с вами плодотворно обсудили проблемы получения и предоставления обратной связи. Хочется надеяться, что все высказанное вами поможет каждому на следующем этапе упражнения. Попробуем практически получить и предоставить обратную связь своим товарищам в игре "Цветной стул".
Здесь, в центре комнаты, я ставлю стул. В тренинге, в театре стул зачастую — отнюдь не банальный предмет мебели. Это символ, метафора, образ. Вот и наш стул будет выполнять особенные функции. Какие?
Есть известное упражнение - "горячий стул", когда сидящий на нем выслушивает от товарищей далеко не всегда приятные мнения о себе. Есть "стул золотой" - он предполагает выражение симпатии и комплименты в адрес сидящего. Наш стул —
"цветной". Тот, кто сядет на него, получит возможность услышать от любого из участников группы откровенное мнение о себе. Будьте готовы не только к "поглаживаниям", но и к нелицеприятным вещам, к сложным вопросам.
У сидящего в центре игрока тоже есть право на пять вопросов. Пять вопросов к товарищам - это немало. Стоит хорошенько подумать, чтобы максимально полно реализовать свое право не только на ответ, но и на попытку прояснить отношение к себе.
Хотелось, чтобы каждый воспринял происходящее как акт дружбы и откровенности, а не как пустую болтовню. Вдумайтесь в то, что для вас действительно важно в сидящем напротив человеке. Что вы хотите узнать о нем, чем хотели бы с ним поделиться?
Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
"Обращение за обратной связью — техника "негативного вопроса"
К кому обращаться?
Принимайте критику только от тех людей, которым вы доверяете и чье мнение вы уважаете.
Когда?
Начать общение вы можете, попросив предоставить вам конструктивную обратную связь,
например, после неудачного собеседования, или спросив о дополнительных деталях после
получения реалистической критики (применив технику негативного вопроса), например: "Да, я
действительно поступил не очень уверенно; как вы думаете, каким образом мне можно
улучшить свое поведение?" (В этом случае применены две техники — негативного
утверждения и негативного вопроса - очень мощное сочетание.) Момент для обращения
выбирайте тщательно, чтобы у человека, к которому вы подходите, было время для
предоставления вам обдуманного конструктивного ответа.
Как?
Собрав всю свою храбрость и применяя все навыки уверенного поведения. Важно понимать,
что, проявляя инициативу и прося и о позитивной, и о негативной обратной связи, вы с
большей вероятностью заслужите уважение другого человека за свою смелость, чем
неуважение за свое несовершенство!
Почему?
Это открывает путь к искреннему общению; способствует развитию новых идей о том, как
улучшить свои умения; знакомит вас с другим взглядом на ваш образ и поведение;
способствует улучшению отношений.
Помните, что вы не обязаны безоговорочно верить критике. Выслушивайте ее и самостоя-
тельно анализируйте точку зрения другого человека" (с. 119).
В связи с этими замечаниями Сью Бишоп хочется напомнить здесь старую притчу.
Ворон страшно завидовал Соловью в связи с тем, что тот имел репутацию замечательного
певца. Но вот в лесу появилась Свинья, которая впервые оказалась в этих краях и, как считал


Ворон, еще не была очарована талантами его голосистого соперника.
Однажды, встретившись с Соловьем, Ворон предложил ему спор:
-
Давай обратимся к третейскому судье, который и рассудит, у кого из нас голос более красив,
чье пение более искусно! Выигравшему - всеобщая любовь и почет, а проигравшему - позор и
колотушки!
С легким сердцем согласился Соловей на предложенное пари. Спросил у Ворона, кто будет
судьей.
-
Свинья, - ответил Ворон. - Она новый житель нашего леса, непредвзятый и объективный!
На том и порешили. На следующий день обитатели леса видели Соловья, полуистерзанного,
поколоченного, с подбитым глазом. Сидит он на дереве и горько плачет. Собрались внизу звери
и спрашивают:
-
Не от того ли плачешь ты, что спор проиграл Ворону?
-
Льешь ли ты слезы из-за потери титула сладкоголосой птицы нашего леса?
-
Боль и полученные тумаки причиной твоему горю?
Соловей сквозь слезы отвечал:
-
О том я плачу, что согласился доверить наш спор Свинье.
Бишоп С. Тренинг ассертивности.
"Предоставление обратной связи Установление контакта
Не разражайтесь шквалом критических замечаний. Вначале необходимо провести небольшую
вводную беседу.
Позитив+негатив
Большинство людей откликаются на похвалу, признание и поощрение. Если вы сможете
предварить негативную обратную связь каким-либо положительным замечанием об адресате
вашей критики или о ваших отношениях, ваша негативная информация с большей
вероятностью будет воспринята адекватно.
Нелицеприятная и проблематичная критика
Бывает очень неудобно предоставлять обратную связь по поводу чьих-либо личных привычек
или личной гигиены. Просмотрите еще раз пункты, описанные выше. Давать обратную связь в
таком случае необходимо по существу, на языке фактов, но в то же время учитывая чувства
другого человека. Любезно, но недвусмысленно выскажите критическое замечание; смените
тему разговора, чтобы вы оба могли закончить беседу на дружеской ноте.
Говорите по существу
Избегайте обобщений и неконкретных замечаний, таких как: "Вы не сделали это на хорошем
уровне". Лучше прямо сказать человеку, что он сделал неэффективно. Избегайте критиковать
то, с чем человек ничего не в силах сделать в силу своих очевидных мотивов или недостатков.
Ваша обратная связь должна касаться лишь той части поведения, которую человек может
изменить.
Отмечайте детали
Детализированная обратная связь оставляет больше возможностей для понимания.
Сочувствуйте
Иногда полезно дать другому человеку понять, что вы можете разделять его взгляды. "Я
понимаю, что мои слова могут разочаровать вас, но я не могу рекомендовать вас на
повышение, потому что..."
Сохраняйте спокойствие
Не позволяйте другому человеку увидеть, что вас беспокоит необходимость предоставлять
обратную связь. Используйте техники расслабления, не допускайте колебаний голоса,
помните о контактах глаз и языке тела, не позволяйте себе злиться и поддаваться
приступам застенчивости.
Придерживайтесь темы
Не позволяйте себе отклоняться в сторону. Не поднимайте вопросов, не касающихся темы
вашего разговора.
Оставляйте другому человеку свободу выбора
Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому
оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим советам
или не следовать им принимаете не вы.
Не требуйте изменений
Вы не должны навязывать другому человеку свои мнения, установки или убеждения. Грамотная,
конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если
они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии
с ней.
Используйте Я-высказывания


Ответственность за обратную связь принимайте на себя. Избегайте высказываний
типа "Вы...", "У вас...", "Вам свойственно...". Начинайте фразы с: "Я думаю...", "На мой взгляд...".
Сосредоточьтесь на поведении
Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам. Например: "Когда ты сказал...,
мне стало очень обидно", а не "Ты нечувствительный...".
Понимание
Следите за тем, правильно ли вас понимает собеседник.
Стереотипы
Избегайте таких утверждений, как "Я был готов услышать такое от женщины" или "Ты
ведешь себя, как избалованный ребенок".
Изменения
Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не
измениться. Также помните о том, что изменения могут произойти. Как бы профессионально
вы ни излагали критические замечания, всегда остается возможность того, что ваш
собеседник почувствует боль или раздражение, и в результате этого изменятся ваши
отношения. Вам необходимо взвешивать все "за" и "против", связанные с отказом от
предоставления обратной связи" (с. 121-123).
Любит - не любит...
Цели: дать участникам группы возможность предоставить товарищам обратную связь. Размер группы: не важен. Ресурсы: не требуются. Время: от 10 минут до получаса.
Ход игры
Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.
-
Помните старинное гадание на лепестках ромашки — "любит — не любит"?
Каждому из нас важно знать, как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи... Вам сейчас представится возможность искренне ответить на вопрос о своем отношении к другим участникам коллектива, узнать о том, как вас воспринимают товарищи.
Ромашка нам не потребуется. Вместо этого условимся, что:
- объятия - символ большой любви и симпатии;
- пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;
- хлопнуть по ладони — "ты славный малый, но не более...";
- кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии";
- опущенный большой палец руки - сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.
После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра.
Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.
Групповой портрет
Цели:
-
предложить членам группы дать и получить обратную связь, необходимую для

эффективного и доверительного сотрудничества;
- развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе;
- проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.
Размер группы: желательно не очень большой. Группа 8-15 человек для этого упражнения достаточна.
Ресурсы: не требуются, но в идеале - видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку групповой портрет.
Время: для группы оптимальных размеров потребуется от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.
Ход игры
Эта методика, носящая название "социальный атом", позволяет визуально отразить степень контактов между членами того или иного формального или неформального объединения. Для этого тот, кто готов быть ведущим, расставляет участников в некую групповую фотографию, где дистанция между людьми - это метафорическое отражение взаимопритяжения/отталкивания между ними.
Однако дело не заканчивается отражением "внутреннего строения" команды.
Ведущему будет необходимо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в период группового взаимодействия.
Задача эта совсем не проста. Она требует и способностей к анализу, и большого творческого потенциала, и определенной личной смелости - не всем товарищам по группе может быть по душе отведенное для них место или предложенная ведущим поза, выражение лица.
Когда группа выстроена в желаемую композицию, ведущий присоединяется к ней, занимая свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.
Хорошо, если есть возможность сделать групповую фотографию, не забыв отметить, кто работал над групповым портретом. Такой документ пригодится и тренеру, и группе, если он сохранится в архиве.
Завершение: обсуждение игры.
Выясняем у членов группы их отношение к тому, как они и вся группа выглядят в глазах товарищей. Насколько объективно это мнение? Кому удалось, по их мнению, максимально передать процессы, происходящие в группе?
Я леплю из пластилина...
Цели:
- поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
- развить лидерские качества, способность анализировать информацию о человеке, особенностях его поведения и характера;
- проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.
Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.
Ресурсы
Желательно, чтобы в комнате, где проходит тренинг, было большое - во всю стену
- зеркало. В идеале, кроме того, наличие у тренера видеокамеры или фотоаппарата, которые позволят запечатлеть на пленку разворачивающееся действо и его результат.
Время: для группы оптимальных размеров от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и деталь ную