Файл: Удк 159. 9 792 ббк 88. 8 К424.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуальную и групповую аналитическую работу.
Ход игры
Участники группы садятся в шеренгу. Участник, вызвавшийся быть скульптором, должен придать товарищам позу и выражение лица, которые, на его взгляд, являются характерными для них. Хорошо, если при этом есть возможность посадить участников перед зеркалом, чтобы в результате работы скульптора каждый мог увидеть свое отражение и понять, как он выглядит со стороны в восприятии одного из товарищей.
После того как этот этап пройден, скульптор получает возможность использовать шанс, данный качеством материала - пластилином - изменить позы и лица игроков, какими ему хотелось бы их видеть. Кому-то, предположим, он добавит в лицо веселости, у кого-то разожмет надменно сомкнутые губы, расправит плечи у постоянно стесняющегося и зажатого товарища, добавит дружелюбия тому, с кем у него не так уж просто складываются отношения...
Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече, 1995.
"В деловом мире, где нет места знакам отличия и другим регалиям, начальство легко умеет
на языке тела передать свое превосходство над подчиненными. Каким образом? К каким при-
емам прибегает начальник, чтобы подчинить людей?
Два исследователя предприняли попытку изучить эти приемы с помощью немого фильма.
Актеры сыграли начальника и подчиненного в различных сценках. Они изобразили, как
посетитель входит в кабинет, в котором за столом сидит человек.
Зрителям, которые посмотрели эти сценки, было предложено дать оценку поведения
начальника и посетителя. Их оценки и пояснения позволили заметить ряд закономерностей.
По мнению зрителей, статус посетителя был самый низкий, когда он останавливался в дверях
и оттуда начинал обращаться к человеку, сидевшему за столом. Его положение было повыше,
когда он преодолевал половину пути до письменного стола. Он занимал самое высокое
положение, когда он подходил прямо к столу и оттуда начинал вести разговор с начальником.
Другим признаком, по которому определяли положение посетителя, было время, которое
проходило между его стуком в дверь и вхождением в кабинет. Статус же начальника
определяли по времени, которое проходило от того момента, когда он услыхал стук в дверь и
отозвался. Чем медленнее посетитель входил к начальнику, тем ниже был его статус.
Напротив, чем медленнее начальник отзывался на стук в дверь, тем выше было его положе-
ние...
Какими приемами и какими словами на языке тела лидер утверждает право на свое
руководящее положение?
Незадолго до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин создал киноленту "Великий
диктатор". По ходу фильма Гитлера, которого играет Чаплин, и Муссолини, которого играет
Джек Оуки, бреют в соседних креслах. Сцена строится на том, что каждый из персонажей
стремится поставить себя в господствующее положение в отношении другого. Так как оба
героя, покрытые мылом и запеленутые, оказались в креслах, то они могли выразить свое
превосходство, лишь регулируя
высоту своих кресел с помощью специальной ручки, до которой они могли дотянуться. Сцена
строилась на попытках Гитлера и Муссолини поднять свои кресла как можно выше.
Превосходство, достигаемое физически более высоким положением, известно еще животному
миру. Исследования, проведенные недавно среди волков, показали, что вожак стаи утверждает
свое превосходство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними.
Подчиненный выражает свою покорность, проползая под вожаком и оставляя незащищенными
горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими.
То же самое происходит и среди людей. Мы знаем о традиции преклонения перед царями,
идолами, алтарями. Вообще поклоны и приседания - это варианты выражения своего
приниженного положения. Все эти действия показывают на языке тела: "Вы выше меня, вы —
господин" (с. 56-62).
Две группы
Цели:
- поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
- развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах,

происходящих в группе.
Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна. Ресурсы:
не требуются. Время: 15-20 минут.
Ход игры
Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Личный багаж
Цели:
- развить способности составления психологического портрета человека;
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения открытости и партнерства;
- помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.
Время: в зависимости от количества участников.
Ход упражнения
Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.
Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?
Есть у этой игры еще несколько правил.
Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.
Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето.
Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.
Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.
Завершение
-
Что вам понравилось в игре?
-
Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?
-
Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?


1   2   3   4   5   6   7

Глава 7 Мобилизация группы на совместное решение задачи
Сказка в шесть кадров
Цели:
-
отработать с группой сразу несколько умений:
* взаимодействие с партнером,
* структурирование текста,
* использование мимики и жестов;
- рассмотреть на практике и проанализировать стиль межличностных отношений в группе и ответственность лидера за их эффективность;
- дать возможность участникам проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;
- попрактиковаться в работе над групповой задачей, эффективно используя вклад каждого члена команды.
Размер группы: достаточно большой, разделяется на малые группы (по 5-7 человек).
Ресурсы
Желательно, чтобы каждая подгруппа могла поработать в уединении, а потому нужны либо смежные с учебным классом помещения, либо большое про- странство, позволяющее подгруппам работать автономно, не мешая друг другу.
Могут понадобиться бумага и ручки для каждой подгруппы. Хорошо также, если тренер подготовит для показа итогов работы элементы сценической одежды
(шапки, шляпки, куски ткани, жакеты, юбки), парики - хотя бы минимальный реквизит. Это сделает показ гораздо более эффектным и интересным.
Время: 45-60 минут.
Ход упражнения
Суть задания такова: берется известная сказка и определяются ее сюжетные узлы, т. е. места действия, которые наиболее важны и являются сюжетообразующими.
Возьмем, к примеру, "Красную шапочку". В ней мы обнаружим шесть таких узлов
(именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!)
Но вернемся к "Красной шапочке". Каковы сюжетные узлы сказки?
1.
Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.
2.
Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.
3.
Волк попадает в дом Бабушки.
4.
Волк съедает бедную Бабушку.
5.
Волк пожирает Красную Шапочку.
6.
Охотники убивают Волка и освобождают персонажей (торжество справедливости!).
Художники, иллюстрирующие сказки, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения. Потому что здесь - напряженное действие, конфликт, а не простое описание.
Теперь вы должны будете сыграть сказку. Но играть ее нужно особенным способом: без движений и слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий, т. е. каждая иллюстрация - это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одну за другой по порядку, мы как будто прочтем всю сказку от начала до конца.

-
Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? - обращаемся к участникам тренинга.
-
Нет!

-
Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? - продолжаем проверку понимания упражнения.
-
Нет!
-
Как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения героев?
Тут-то и начинается совместное размышление.
1.
Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом "фриз"
(заморозка), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными - как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.
2.
Мимика - вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.
3.
Мизансцена, т. е. картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда нужно помнить о зрителе.
СТАРАЙТЕСЬ «РАБОТАТЬ НА ЗАЛ» ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ,
ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство площадки тренинга, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Прежде чем начать работу над постановкой картин, предлагаем участникам следующий порядок работы.
1.
Обсуждаем количество сюжетных узлов-картинок в сказке.
2.
Определяем количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из участников тренинга будет играть несколько ролей в разных сценах.)
3.
Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняют роли зверей, предметов, деревьев и т.д.
4.
Выстраиваем кадры-фризы по очереди, один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту пере- хода от сцены к сцене.
...После 20-30 минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде "фриз!" участники застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями
(это группы, ожидающие своей очереди) обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда "фриз!" и разбор.
Когда показ закончен, аплодисментами благодарим группу за спектакль и приглашаем на площадку следующую группу с ее вариантом сказки без слов.
Завершение
На самом деле это упражнение универсально. Работая с тренинговой группой, в рамках этого задания вы можете рассматривать эффективность невербального общения, можно использовать "Сказку в шесть кадров" для развития и тренировки спонтанности и творческого воображения. В рамках лидерского тренинга нас, естественно, будет больше всего интересовать то, как участники решали проблемы коммуникации, как (подспудно, без всякого нажима с нашей стороны!) группа работала как КОМАНДА, насколько эффективным было именно групповое взаимодействие.
Одним из условий успешности упражнений является эффективная организация групповой
работы. Так как это упражнение используется в тренинге лидерства (хотя оно замечательно
подходит и к коммуникативному тренингу!), то одна из задач тренера - проследить, как и кем