Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два взаимосвязанных понятия, одним являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны всем живым существам. И выражаются во внутренних переживаниях, и в виде телесных проявлений (мимики лица, жестов, позы, нарушения частоты дыхания и сердцебиения).
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения человеку нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:
1. Эмоциональный тон. 2. Настроение 3. Страсть. 4. Аффекты. 5. Воодушевление 6. Амбивалентность. 7. Апатия. 8. Депрессия. 9. Стресс. 10. Фрустрация.
Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:
1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия.
2) организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности.
3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными.
Воля — психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.
Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия.
Характеристика воли свидетельствует о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам. Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли:
1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и воспитание чувства долга.
2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции.
3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу.
4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия.
5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.
6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия.
Вопрос 21. Раскройте основные подходы к определению мышления и речи.
Мышление- это высший познавательный процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как:
Анализ- это разложение предмета мышления на составные части.
Синтез- это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.
Сравнение - это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.
Абстракция - это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета.
Обобщение - это объединение многих предметов по какому-то общему признаку. Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.
Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку.
Мышление осуществляется в определенных формах, таких как: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение.
Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.
Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.
Умозаключение - это выведение нового суждения из уже известных. Причем они могут быть
дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).
В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления:
- наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю).
- образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Понятийноемышление (абстрактное) - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение.
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь и мышление неразрывно связаны.
Речь -это процесс использования человеком языка для общенияс целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.
Язык - это средство общения; - это система словесного выражения мыслей.
Функции речи.- сообщение; - выражение; - воздействие; - мышление;- общение; - познание
Становление речи происходит в течение нескольких периодов:
· фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);
· грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);
-
семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).
По степени активности речь бывает активная и пассивная.
По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).
Характеристики речи:
-
Содержание речи - это её смысловая характеристика. -
Форма речи - это ее связность, логичность, последовательность. -
Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению
Вопрос 22. Охарактеризуйте психологию памяти человека: процессы памяти, основные виды и типы
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствии объекта.
Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1) от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить); 2) от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: механическое дословное многократное повторение (работает механическая память); логический пересказ (работает логическая память); образные приемы запоминания (работает образная память); мнемотехнические приемы запоминания.
Виды памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:
1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.
2. Образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия.
3. Эмоциональная память, формируется практически одновременно с двигательной. Представляет собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.
4. Вербальная (иногда называется словесно-логическая или семантическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.
Вопрос 23. Расскажите об особенностях характера и темперамента личности.
Темперамент- это динамическая характеристика психической деятельности индивида, индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Свойства темперамента
:
Сензитивностьопределяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивностьхарактеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы.
Активностьсвидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей.
Пластичность и ригидностьсвидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Темп реакцийхарактеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума,
Экстраверсия, интроверсияопределяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Эмоциональная возбудимостьхарактеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает
Четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Сангвиник- человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.
Флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Холерик- человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями, Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.
Меланхолик- человек впечатлительный, с глубокими переживаниями; легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Большинство меланхоликов интроверты.