Файл: Психологопедагогический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методики исследования. В ходе проведенного эксперимента былиприменены следующие методики [17]:

  1. Проективная методика «Тест несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)

Цель: исследование личностных особенностей старшеклассников.

  1. Адаптированный вариант методики проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого»(Романов А.А.)

Цель: определениеуровня выраженности и структуры агрессивного поведения.

В целях более точной и глубокой диагностики по указанным методикам мы использовали метод наблюдения (изначально методика предполагала констатацию точки зрения заполняемого взрослого), а результаты заносили вбланк регистрации данных, разработанный А. А. Романовым.

3.Методика «Парозозик»

Цель: выявление тревожности у старшеклассников - позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Выбор методик обусловлен: простотой применения, эффективностью, валидностью, возможностью выявления дополнительных причин, влияющих на развитие агрессии. При этом сам план исследования представлен в таблице 1.

Таблица 1 - План проведения диагностики

Вид

Деятельности

Цель и задачи

Наблюдение

- вести наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения в различных видах деятельности.

Обследование

- определение уровня агрессии ребенка, черт личности, проблем и социальных установок;

- определение эмоционального состояния ребенка, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных ситуациях;

- выявление уровня тревожности, анализ ситуаций, вызывающих у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

Составление итогового заключения

- Итоговый анализ полученных результатов.

- Выявление детей, относящихся к группе риска.

- Рекомендации родителям и педагогам.

Доведение результатов до участников воспитательного процесса

- Консультации и малые педсоветы с администрацией и педагогами.

- Индивидуальные консультации по результатам диагностики с родителями школьников, имеющих высокий и средний уровень агрессии.

- Разработка совместно с психологом плана (программы) коррекционной помощи детям с признаками агрессии, тревожности, вражды.




2.2. Результаты исследования


В ходе исследования, нами были получены данные, позволяющие определить исходные психологические качества старшеклассников. Рассмотрим результаты по каждой методике в отдельности.

Проективная методика«Тест несуществующее животное»

Количественный анализ:

В ходе диагностики был определен уровень и факторы агрессивности детей, принимавших участие в исследовании. Результаты по данной методике представленыв таблице 2. Критерии оценки представлены в приложении 1.

Таблица 2 –Абсолютное количество и процентное соотношение детей с различным уровнем агрессивности

Уровень агрессивности

Подростки из неполных семей

Подростки из полных семей

Итого

человек

%

человек

%

человек

%

Высокий- 21 – 42 балла

12

60%

5

25%

17

42,5%

Средний- 11 -21 баллов

5

25%

7

35%

12

30%

Низкий – 1 -11 баллов

3

15%

8

40%

11

27,5%


Распределение старшеклассников в процентном соотношении с различнымуровнемагрессии представлено на рисунке 1.



Рисунок 1 - Процентное соотношение детей поуровню агрессивности

Среди всех испытуемых наивысший уровень агрессивности проявляется у старшеклассников из неполных семей. У этих детей преобладает высокий уровень агрессивности (60%). У детей, проживающих в полной семье, преобладает низкий уровень агрессивности.

Агрессия является естественной защитной реакцией. Агрессия – это наиболее частое психоэмоциональное нарушение встречаемое в школьном возрасте, особенно в неполных семьях. Это обусловлено тем, что отсутствие одного члена семьи делает ребенка более уязвимым, не дает в полной мере выработать основные тенденции поведения, котоыре позволят эффективно взаимодействовать с другими людьми, достигать своих целей. В неполной семье реализуется только один сценарий, и у ребенка нет примера второго, альтернативного варианта повеления. Частота применения обусловленна простотой и эффективностью использования агрессии в целях быстрого достижения желаемого результата.



Агрессия – естественный защитный механизм, характерный в той или иной степени для всех живых организмов на планете. Агрессивные реакции формируются в ситуациях принуждения, злости, ярости, недовольства, беспомощности.

Старшеклассники являются самой беззащитной категорией социума в силу своей личностной незрелости, неумения правильно дифференцировать «плохое» и «хорошее», малого практического опыта жизни в социальной среде, особенностей интеллектуального развития. Поэтому агрессия для них выступает единственным «орудием в борьбе за выживание» в условиях современного общества. Использование агрессии помогает старшекласснику реализовать свои потребности и сохранить внутрипсихическое равновесие.

Полученные нами результаты позволяют заключить, что старшеклассники в неполной семье, проявляют больший уровень агрессивности, и в большей мере нуждаются в коррекционной работе, чем старшеклассники, проживающие в полной семье.

Качественный анализ:

В результате анализа уровня агрессивности старшеклассников, утановили, что высокий уровень агрессивности отмечается у 60% старшеклассников, в неполных семьях, и только у 25% старшеклассников, проживающих в полной семье. Количественный анализ представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты к по методике «Тест несуществующее животное»



п\п

Ф.И. ребенка

Уровень

Баллы

Факторы агрессии



Б. Женя

Н

7

Социальные факторы: неумение социальные контакты, агрессия принуждением и отсутствием оценки со окружающих.



Б. Аня

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Б. Коля

С

15

Социальные факторы: вербальная и агрессия носят характер против со значимых лиц. Пассивность, идти на социальный (отсутствие ног у животного).



Б. Настя

О

-

В рисунке не признаки агрессии



В. Коля

Н

9

Социальные факторы: Негативизм (при конфликта и нагрузки негативизма у Коли маловероятно).



В. Оля

Н

5

Индивидуально –личностные факторы:акцентирование прошлого, участвовать в ситуации, к вины и на себя, застенчивость, интроверсия,вербальная агрессия как проявление неуверенности в себе, самооценка, реакции тревоги.



В. Сергей

О

-

В рисунке не признаки агрессии



В. Тимур

В

38

Индивидуально –личностные факторы и факторы: психическое возбуждение; невротические (прорисованные каппиляры в глазах), выражение тенденций; истероидно-демонстративные в поведении;импульсивность, контроль поведения, негативизм, повышенный эгоцентризм, (как на чувство незащищенности). Так же контур свидетельствует о том, что агрессия против взрослых, реально возможность запрет, ограничение, принуждение. В рисунке присутствует много символов прямой агрессии, сдвиг в – и другим. Высока во к себе (демонстративность); в прослеживаются характерные для (пропеллер в животе).



Г. Надя

С

14

Социальные и индивидуально-личностные факторы: негавистические в виде агрессии направлены на принуждения со стороны окружающих взрослых; депрессивные в рисунке. Пассивность, идти на контакт (отсутствие ног у животного). негативной оценки.



Г. Савва

С

17

Социальные и индивидуально-личностные факторы: нервное напряжение, желание о себе необходимую информацию, вербальная и агрессия принуждением и желаемой со окружающих, аутичность (пустые глаза, от мира) – уйти от общения, от посторонних глаз.



Д. Ева

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Д. Михаил

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Д. Нина

С

12

Индивидуально-личностные факторы: повышенная раздражительность, негативизм, эгоцентризм, напряжение.



Д. Эрик

С

17

Индивидуально-личностные факторы: актуализация стеничной тревоги, представляющей собой адекватную, реакцию на (высокая к при нагрузке), раздражительность, негативизм. отношение к (принуждение), слышать то, что в чем заинтересован.



И. Саша

О

-

В рисунке не признаки агрессии



К. Арсений

В

31

Социальные и индивидуально-личностные факторы: Повышенный и импульсивность. напугать, демонстративность ( произвести на окружающих). Обладает неудовлетворенной в общении, слышать о себе необходимую информацию. возбуждение, контроль поведения, и другим. отношение на со взрослых агрессивные реакции.



К. Вероника

Н

5

Индивидуально-личностные факторы: общая тревожность, самооценка, мнительность и постоянные опасения какой-либо угрозы, к окружающим.имеет защитно-ответный характер.



К. Наргиз

Н

6

Социальные и индивидуально-личностные факторы: враждебные действия,  в на или угрозы; страх оценки (постоянное опасности со всех сторон) источником раздражительности.



К. Руслан

О

-

В рисунке не признаки агрессии



К. Саша

С

19

Социальные и индивидуально-личностные факторы: Негативизм (при конфликта и эмоциональной проявление у Саши маловероятно). Повышенная раздражительность, признания мнения. Эгоцентризм. В рисунке присутствуют символы прямой агрессии (рога, в у животного), сдвиг в – и другим.



Н. Дарья

О

-

В рисунке не признаки агрессии



П. Алина

Н

4

Индивидуально-личностные факторы: аутизация, как защиты от (внешнего давления), страх оценки.



П. Аня

О

-

В рисунке не признаки агрессии



П. Маша

Н

5

Индивидуально-личностные факторы:

Невроз (не изображение внутренних органов), астенизированность, страх жертвой агрессии. Высокая, но удовлетворенная потребность в общении.



П. Настя

О

-

В рисунке не признаки агрессии



П. Татьяна

Н

7

Социальные факторы: вербальная агрессия как на подавление, принуждение со стороны окружающих взрослых, негативизм.



Р. Арсений

Н

8

Индивидуально-личностные факторы: упрямство, нежелание других (неинтересна поступающая через слух), раздражительность.



Р. Даниил

С

18

Социальные и индивидуально-личностные факторы: повышенная раздражительность, эгоцентризм,сильный рисунка в – и другим. слышать желаемую о себе, вызвана и желаемой со окружающих.



Р. Максим

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Р. Саша

О

-

В рисунке не признаки агрессии



С. Андрей

О

-

В рисунке не признаки агрессии



С. Маша

О

-

В рисунке не признаки агрессии



С. Рома

С

20

Индивидуально-личностные факторы:

негативизм, эгоцентризм, (как на чувство незащищенности), возбуждение, реакции (прорисованность глаз).



Т. Михаил

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Ф. Вася

В

34

Социальные и индивидуально-личностные факторы: повышенная во и одобрении, между и ребенком огромна (негативный ранний опыт проживания в семье), у защитная по к (животное питается и мышами), эгоцентризм. Так же контур рисунка о том, что агрессия против взрослых, реально возможность запрет, ограничение, принуждение. Так же в рисунке присутствует много символов прямой агрессии, сдвиг в – и другим.



Ч. Настя

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Ч. Тимофей

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Ч. Юля

Н

5

Индивидуально-личностные факторы: высокая тревожность, к поведению и (желание из ситуации, уход в

фантазию), новых переживаний. и подтверждается затемнением, «запачкиванием» контура.



Ш. Иван

С

14

Индивидуально-личностные факторы:тревожность, негативизм, раздражительность, в рисунке присутствуют символы прямой (рога, в у животного), сдвиг в – и другим. слушать то, что или слышать.



Ш. Сергей

О

-

В рисунке не признаки агрессии



Примечание:

В – уровень

С – уровень агрессии

Н – уровень агрессии

О – агрессии

Адаптированный вариант методики проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого»(Романов А.А.)

Количественный анализ:

С помощью данной методики мы провели обследованиеуровня агрессивности у старшеклассников, участвующих в исследовании, обзор полученных результатов представлен в таблице 4.

Таблица 4- Абсолютный показатель и процентное соотношение старшеклассников с различным уровнем агрессивности

Уровень агрессивности

Подростки, проживающие в неполных семьях

Подростки, проживающие вполной семье

Итого

человек

%

человек

%

человек

%

4уровень

9

45

6

30

15

37,5

3уровень

5

25

5

25

10

25

2уровень

4

20

5

25

9

22,5

1уровень

2

10

4

20

6

15


Количественный анализ:

У старшеклассников в целом преобладает 4 уровень агрессивности, что достигается премущественно за счет старшеклассников, проживающих в неполных семьях. При анализе полученных данных по категориям, можно отметить, что у старшеклассников, проживающих в неполных семьях, отмечается преимущественно 4 уровень агрессивности (45% старшеклассников). У данной категории старшеклассников в 25% случаев встречается 3 уровень агрессивности, в 20% - 2 уровень агрессивности, а 1 уровень наблюдается только у 10% старшеклассников.

Что касается старшеклассников, которые проживают в полных семьях, у них преобладает также 4 уровень агрессивности, тем не менее, старшеклассников с этим уровнем отмечается только 30%. Третий уровень агрессивности у этой категории старшеклассников выражен в 25% случаев, второй также встречается у 25% старшеклассников. Первый уровень диагностирован у 10% старшеклассников.


Качественный анализ:

Исследование показало, что какие-либо агрессивные тенденции присущи всем детям, что является нормой для всех живых организмов.

У старшеклассников, имеющих 1 уровень агрессивности, в ходе наблюдения отмечалась не интенсивная по своей частоте агрессия (что является нормой для данного возраста), имеющая ситуативный характер. Данные дети охотно выполняли инструкции взрослых, не провоцировали сверстников на агрессивные действия в свою сторону, могли дать отпор нападающему, в ситуациях провоцирующих агрессию проявляли стойкость и самообладание. Следовательно, можно сделать вывод о том, что агрессия старшеклассников данной группы носит исключительно защитный характер и опасность закрепления агрессивного поведения отсутствует.

У старшеклассников, имеющих II уровень развития агрессивности, отмечалась средняяпо своей частоте интенсивность агрессии. Данные дети с неохотой выполняли инструкции взрослых (по желанию), провоцировали сверстников на агрессивные действия в свою сторону (по ситуации), могли проявить физическую агрессию не выражающуюся особой жестокостью и используемую в целях привлечения внимания окружающих (сломать или спрятатьигрушку, а так же какую-либо другую вещь сверстника; ударить). Дети данной группы не осознавали и отрицали свою агрессию,старались избегать негативной оценки окружающими своих агрессивных действий. Интенсивность реакции существенно выше у старшеклассников, проживающих в неполных семьях по сравнению со старшеклассниками, которые проживают в полных семьях.

Третий и четвертый уровни агрессивности отмечается тем, что у старшеклассников отмечалась высокая интенсивность применения агрессивных действий, агрессия имела достаточно яркий характер, высокую жестокость; повышенную восприимчивость к проявлениям агрессии окружающих. Агрессивные действия старшеклассников данной группы наблюдались в таких проявлениях, как: целенаправленное причинение любого вреда окружающим, а так же разрушение общественных и личных предметов, яркие вспышки злости, гнева и ярости, вызванные нежеланием выполнять инструкции взрослых; демонстративное агрессивное поведение; подражание агрессивным действиям других; проявление прямой физической агрессии и провокация других старшеклассников на её проявление.Осознание собственной вины у данных старшеклассников отсутствовало, дисциплина не соблюдалась, социальные нормы и правилаповедения отвергались. В большинстве ситуаций дети данной группы прибегали к агрессивным разрядкам, это объясняется неблагоприятными индивидуально-личностными и социальными факторами.