ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методики исследования. В ходе проведенного эксперимента былиприменены следующие методики [17]:
-
Проективная методика «Тест несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)
Цель: исследование личностных особенностей старшеклассников.
-
Адаптированный вариант методики проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого»(Романов А.А.)
Цель: определениеуровня выраженности и структуры агрессивного поведения.
В целях более точной и глубокой диагностики по указанным методикам мы использовали метод наблюдения (изначально методика предполагала констатацию точки зрения заполняемого взрослого), а результаты заносили вбланк регистрации данных, разработанный А. А. Романовым.
3.Методика «Парозозик»
Цель: выявление тревожности у старшеклассников - позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Выбор методик обусловлен: простотой применения, эффективностью, валидностью, возможностью выявления дополнительных причин, влияющих на развитие агрессии. При этом сам план исследования представлен в таблице 1.
Таблица 1 - План проведения диагностики
Вид Деятельности | Цель и задачи |
Наблюдение | - вести наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения в различных видах деятельности. |
Обследование | - определение уровня агрессии ребенка, черт личности, проблем и социальных установок; - определение эмоционального состояния ребенка, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных ситуациях; - выявление уровня тревожности, анализ ситуаций, вызывающих у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. |
Составление итогового заключения | - Итоговый анализ полученных результатов. - Выявление детей, относящихся к группе риска. - Рекомендации родителям и педагогам. |
Доведение результатов до участников воспитательного процесса | - Консультации и малые педсоветы с администрацией и педагогами. - Индивидуальные консультации по результатам диагностики с родителями школьников, имеющих высокий и средний уровень агрессии. - Разработка совместно с психологом плана (программы) коррекционной помощи детям с признаками агрессии, тревожности, вражды. |
2.2. Результаты исследования
В ходе исследования, нами были получены данные, позволяющие определить исходные психологические качества старшеклассников. Рассмотрим результаты по каждой методике в отдельности.
Проективная методика«Тест несуществующее животное»
Количественный анализ:
В ходе диагностики был определен уровень и факторы агрессивности детей, принимавших участие в исследовании. Результаты по данной методике представленыв таблице 2. Критерии оценки представлены в приложении 1.
Таблица 2 –Абсолютное количество и процентное соотношение детей с различным уровнем агрессивности
Уровень агрессивности | Подростки из неполных семей | Подростки из полных семей | Итого | |||
человек | % | человек | % | человек | % | |
Высокий- 21 – 42 балла | 12 | 60% | 5 | 25% | 17 | 42,5% |
Средний- 11 -21 баллов | 5 | 25% | 7 | 35% | 12 | 30% |
Низкий – 1 -11 баллов | 3 | 15% | 8 | 40% | 11 | 27,5% |
Распределение старшеклассников в процентном соотношении с различнымуровнемагрессии представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процентное соотношение детей поуровню агрессивности
Среди всех испытуемых наивысший уровень агрессивности проявляется у старшеклассников из неполных семей. У этих детей преобладает высокий уровень агрессивности (60%). У детей, проживающих в полной семье, преобладает низкий уровень агрессивности.
Агрессия является естественной защитной реакцией. Агрессия – это наиболее частое психоэмоциональное нарушение встречаемое в школьном возрасте, особенно в неполных семьях. Это обусловлено тем, что отсутствие одного члена семьи делает ребенка более уязвимым, не дает в полной мере выработать основные тенденции поведения, котоыре позволят эффективно взаимодействовать с другими людьми, достигать своих целей. В неполной семье реализуется только один сценарий, и у ребенка нет примера второго, альтернативного варианта повеления. Частота применения обусловленна простотой и эффективностью использования агрессии в целях быстрого достижения желаемого результата.
Агрессия – естественный защитный механизм, характерный в той или иной степени для всех живых организмов на планете. Агрессивные реакции формируются в ситуациях принуждения, злости, ярости, недовольства, беспомощности.
Старшеклассники являются самой беззащитной категорией социума в силу своей личностной незрелости, неумения правильно дифференцировать «плохое» и «хорошее», малого практического опыта жизни в социальной среде, особенностей интеллектуального развития. Поэтому агрессия для них выступает единственным «орудием в борьбе за выживание» в условиях современного общества. Использование агрессии помогает старшекласснику реализовать свои потребности и сохранить внутрипсихическое равновесие.
Полученные нами результаты позволяют заключить, что старшеклассники в неполной семье, проявляют больший уровень агрессивности, и в большей мере нуждаются в коррекционной работе, чем старшеклассники, проживающие в полной семье.
Качественный анализ:
В результате анализа уровня агрессивности старшеклассников, утановили, что высокий уровень агрессивности отмечается у 60% старшеклассников, в неполных семьях, и только у 25% старшеклассников, проживающих в полной семье. Количественный анализ представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты к по методике «Тест несуществующее животное»
№ п\п | Ф.И. ребенка | Уровень | Баллы | Факторы агрессии |
| Б. Женя | Н | 7 | Социальные факторы: неумение социальные контакты, агрессия принуждением и отсутствием оценки со окружающих. |
| Б. Аня | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Б. Коля | С | 15 | Социальные факторы: вербальная и агрессия носят характер против со значимых лиц. Пассивность, идти на социальный (отсутствие ног у животного). |
| Б. Настя | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| В. Коля | Н | 9 | Социальные факторы: Негативизм (при конфликта и нагрузки негативизма у Коли маловероятно). |
| В. Оля | Н | 5 | Индивидуально –личностные факторы:акцентирование прошлого, участвовать в ситуации, к вины и на себя, застенчивость, интроверсия,вербальная агрессия как проявление неуверенности в себе, самооценка, реакции тревоги. |
| В. Сергей | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| В. Тимур | В | 38 | Индивидуально –личностные факторы и факторы: психическое возбуждение; невротические (прорисованные каппиляры в глазах), выражение тенденций; истероидно-демонстративные в поведении;импульсивность, контроль поведения, негативизм, повышенный эгоцентризм, (как на чувство незащищенности). Так же контур свидетельствует о том, что агрессия против взрослых, реально возможность запрет, ограничение, принуждение. В рисунке присутствует много символов прямой агрессии, сдвиг в – и другим. Высока во к себе (демонстративность); в прослеживаются характерные для (пропеллер в животе). |
| Г. Надя | С | 14 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: негавистические в виде агрессии направлены на принуждения со стороны окружающих взрослых; депрессивные в рисунке. Пассивность, идти на контакт (отсутствие ног у животного). негативной оценки. |
| Г. Савва | С | 17 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: нервное напряжение, желание о себе необходимую информацию, вербальная и агрессия принуждением и желаемой со окружающих, аутичность (пустые глаза, от мира) – уйти от общения, от посторонних глаз. |
| Д. Ева | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Д. Михаил | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Д. Нина | С | 12 | Индивидуально-личностные факторы: повышенная раздражительность, негативизм, эгоцентризм, напряжение. |
| Д. Эрик | С | 17 | Индивидуально-личностные факторы: актуализация стеничной тревоги, представляющей собой адекватную, реакцию на (высокая к при нагрузке), раздражительность, негативизм. отношение к (принуждение), слышать то, что в чем заинтересован. |
| И. Саша | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| К. Арсений | В | 31 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: Повышенный и импульсивность. напугать, демонстративность ( произвести на окружающих). Обладает неудовлетворенной в общении, слышать о себе необходимую информацию. возбуждение, контроль поведения, и другим. отношение на со взрослых агрессивные реакции. |
| К. Вероника | Н | 5 | Индивидуально-личностные факторы: общая тревожность, самооценка, мнительность и постоянные опасения какой-либо угрозы, к окружающим.имеет защитно-ответный характер. |
| К. Наргиз | Н | 6 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: враждебные действия, в на или угрозы; страх оценки (постоянное опасности со всех сторон) источником раздражительности. |
| К. Руслан | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| К. Саша | С | 19 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: Негативизм (при конфликта и эмоциональной проявление у Саши маловероятно). Повышенная раздражительность, признания мнения. Эгоцентризм. В рисунке присутствуют символы прямой агрессии (рога, в у животного), сдвиг в – и другим. |
| Н. Дарья | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| П. Алина | Н | 4 | Индивидуально-личностные факторы: аутизация, как защиты от (внешнего давления), страх оценки. |
| П. Аня | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| П. Маша | Н | 5 | Индивидуально-личностные факторы: Невроз (не изображение внутренних органов), астенизированность, страх жертвой агрессии. Высокая, но удовлетворенная потребность в общении. |
| П. Настя | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| П. Татьяна | Н | 7 | Социальные факторы: вербальная агрессия как на подавление, принуждение со стороны окружающих взрослых, негативизм. |
| Р. Арсений | Н | 8 | Индивидуально-личностные факторы: упрямство, нежелание других (неинтересна поступающая через слух), раздражительность. |
| Р. Даниил | С | 18 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: повышенная раздражительность, эгоцентризм,сильный рисунка в – и другим. слышать желаемую о себе, вызвана и желаемой со окружающих. |
| Р. Максим | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Р. Саша | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| С. Андрей | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| С. Маша | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| С. Рома | С | 20 | Индивидуально-личностные факторы: негативизм, эгоцентризм, (как на чувство незащищенности), возбуждение, реакции (прорисованность глаз). |
| Т. Михаил | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Ф. Вася | В | 34 | Социальные и индивидуально-личностные факторы: повышенная во и одобрении, между и ребенком огромна (негативный ранний опыт проживания в семье), у защитная по к (животное питается и мышами), эгоцентризм. Так же контур рисунка о том, что агрессия против взрослых, реально возможность запрет, ограничение, принуждение. Так же в рисунке присутствует много символов прямой агрессии, сдвиг в – и другим. |
| Ч. Настя | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Ч. Тимофей | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
| Ч. Юля | Н | 5 | Индивидуально-личностные факторы: высокая тревожность, к поведению и (желание из ситуации, уход в фантазию), новых переживаний. и подтверждается затемнением, «запачкиванием» контура. |
| Ш. Иван | С | 14 | Индивидуально-личностные факторы:тревожность, негативизм, раздражительность, в рисунке присутствуют символы прямой (рога, в у животного), сдвиг в – и другим. слушать то, что или слышать. |
| Ш. Сергей | О | - | В рисунке не признаки агрессии |
Примечание:
В – уровень
С – уровень агрессии
Н – уровень агрессии
О – агрессии
Адаптированный вариант методики проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого»(Романов А.А.)
Количественный анализ:
С помощью данной методики мы провели обследованиеуровня агрессивности у старшеклассников, участвующих в исследовании, обзор полученных результатов представлен в таблице 4.
Таблица 4- Абсолютный показатель и процентное соотношение старшеклассников с различным уровнем агрессивности
Уровень агрессивности | Подростки, проживающие в неполных семьях | Подростки, проживающие вполной семье | Итого | |||||
человек | % | человек | % | человек | % | |||
4уровень | 9 | 45 | 6 | 30 | 15 | 37,5 | ||
3уровень | 5 | 25 | 5 | 25 | 10 | 25 | ||
2уровень | 4 | 20 | 5 | 25 | 9 | 22,5 | ||
1уровень | 2 | 10 | 4 | 20 | 6 | 15 |
Количественный анализ:
У старшеклассников в целом преобладает 4 уровень агрессивности, что достигается премущественно за счет старшеклассников, проживающих в неполных семьях. При анализе полученных данных по категориям, можно отметить, что у старшеклассников, проживающих в неполных семьях, отмечается преимущественно 4 уровень агрессивности (45% старшеклассников). У данной категории старшеклассников в 25% случаев встречается 3 уровень агрессивности, в 20% - 2 уровень агрессивности, а 1 уровень наблюдается только у 10% старшеклассников.
Что касается старшеклассников, которые проживают в полных семьях, у них преобладает также 4 уровень агрессивности, тем не менее, старшеклассников с этим уровнем отмечается только 30%. Третий уровень агрессивности у этой категории старшеклассников выражен в 25% случаев, второй также встречается у 25% старшеклассников. Первый уровень диагностирован у 10% старшеклассников.
Качественный анализ:
Исследование показало, что какие-либо агрессивные тенденции присущи всем детям, что является нормой для всех живых организмов.
У старшеклассников, имеющих 1 уровень агрессивности, в ходе наблюдения отмечалась не интенсивная по своей частоте агрессия (что является нормой для данного возраста), имеющая ситуативный характер. Данные дети охотно выполняли инструкции взрослых, не провоцировали сверстников на агрессивные действия в свою сторону, могли дать отпор нападающему, в ситуациях провоцирующих агрессию проявляли стойкость и самообладание. Следовательно, можно сделать вывод о том, что агрессия старшеклассников данной группы носит исключительно защитный характер и опасность закрепления агрессивного поведения отсутствует.
У старшеклассников, имеющих II уровень развития агрессивности, отмечалась средняяпо своей частоте интенсивность агрессии. Данные дети с неохотой выполняли инструкции взрослых (по желанию), провоцировали сверстников на агрессивные действия в свою сторону (по ситуации), могли проявить физическую агрессию не выражающуюся особой жестокостью и используемую в целях привлечения внимания окружающих (сломать или спрятатьигрушку, а так же какую-либо другую вещь сверстника; ударить). Дети данной группы не осознавали и отрицали свою агрессию,старались избегать негативной оценки окружающими своих агрессивных действий. Интенсивность реакции существенно выше у старшеклассников, проживающих в неполных семьях по сравнению со старшеклассниками, которые проживают в полных семьях.
Третий и четвертый уровни агрессивности отмечается тем, что у старшеклассников отмечалась высокая интенсивность применения агрессивных действий, агрессия имела достаточно яркий характер, высокую жестокость; повышенную восприимчивость к проявлениям агрессии окружающих. Агрессивные действия старшеклассников данной группы наблюдались в таких проявлениях, как: целенаправленное причинение любого вреда окружающим, а так же разрушение общественных и личных предметов, яркие вспышки злости, гнева и ярости, вызванные нежеланием выполнять инструкции взрослых; демонстративное агрессивное поведение; подражание агрессивным действиям других; проявление прямой физической агрессии и провокация других старшеклассников на её проявление.Осознание собственной вины у данных старшеклассников отсутствовало, дисциплина не соблюдалась, социальные нормы и правилаповедения отвергались. В большинстве ситуаций дети данной группы прибегали к агрессивным разрядкам, это объясняется неблагоприятными индивидуально-личностными и социальными факторами.