Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Кто посещает краеведческие музеи? (Гости города, которые приезжают на экскурсии, школьники, которые подрастают и должны знать о своей малой родине как можно больше, уче­ные-краеведы, которые постоянно изучают свой край и узна­ют о нем все новые и новые интересные вещи.)

— Что демонстрируют в художественных музеях? (Ответы школьников.)

VI. Расширение знаний по теме урока

Познакомьтесь с самыми знаменитыми художественными му­зеями нашей страны. Такие музеи находятся в главных городах России — в Москве и Санкт-Петербурге, и они являются всемирно известными. Для каждого из них выстроено специальное здание, и миллионы туристов из разных концов России и других стран круглый год приезжают сюда, чтобы посетить эти музеи, увидеть шедевры изобразительного искусства, которые в них представ­лены.

Названия этих музеев вам следует записать в тетради, потому что их должен знать каждый культурный человек.

В Москве - Музей изобразительных искусств им. А.С. Пуш­кина и Третьяковская галерея.

В Санкт-Петербурге - Эрмитаж и Русский музей.

Теперь послушайте, чем же знаменит каждый из этих музеев.

(Педагог рассказывает о каждом музее, сопровождая его по­казом презентации.)

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина находит­ся на улице Волхонка. Это одно из крупнейших в мире собра­ний произведений мирового изобразительного искусства: в его коллекцию входит полмиллиона экспонатов. Открытие музея состоялось в 1912 г., к 100-летию битвы под Бородино. Сначала музей был частью Московского университета, и в нем находились вещи, найденные при исторических раскопках, произведения древнего искусства. Но в XX в. его коллекцию пополнили карти­ны, рисунки, гравюры великих художников Европы: Рембрандта, Рубенса, Пикассо. Поэтому картинная галерея - гордость музея им. А.С. Пушкина.

— Фамилии каких художников стран Западной Европы вы запомнили?

— Чье имя носит музей изобразительных искусств в Москве? Третьяковская галерея — музей русского изобразительного искусства в Лаврушинском переулке, который основал купец Па­вел Михайлович Третьяков. В XIX в. он начал собирать картины русских художников. В августе 1892 г. Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве, поэтому галерея но­сит его имя — Третьяковская. Особенно полно в музее представ­лено русское изобразительное искусство конца XIX в.: картины художников И. Репина, В. Сурикова, И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова, И. Шишкина, И. Левитана.


Позднее для показа новых картин в Москве было выстроено еще одно здание, где теперь размещаются картины художников XX в.

— Фамилии каких русских художников, чьи работы есть в Третьяковской галерее, вы запомнили?

— Почему эта картинная галерея называется Третьяковской? И в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и в Третьяковской галерее представлено много картин.

— В чем же заключается разница между коллекциями этих двух знаменитых музеев? (В музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представлены в основном картины зарубеж­ных мастеров, а в Третьяковской галерее — картины русских художников.)

Эрмитаж - крупнейший музей мировой культуры, он распо­ложен на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга и занимает несколько роскошных зданий - Зимний дворец, Старый Эрми­таж, Эрмитажный театр. Создание музейной коллекции Эрми­тажа началось в 1764 г., когда была куплена первая коллекция — 200 картин немецких мастеров.

В Эрмитаже собрано около 3 млн экспонатов разных эпох -первобытной культуры, Античного мира, культуры Востока, культуры России, культуры Западной Европы. Это материалы археологических раскопок, старинные монеты, статуи и картины. Наиболее полно здесь представлены западноевропейские масте­ра — знаменитые художники из Италии, Испании, Голландии. Это картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана.

— Чем отличается здание, в котором расположен музей Эр­митаж? (Эрмитаж расположен сразу в нескольких зданиях-дворцах, которые строились много лет.)

— Фамилии каких художников стран Западной Европы вы запомнили?

У Эрмитажа есть день рождения, который отмечают во всем мире, - 18 февраля. В 1852 г. именно в этот день впервые было разрешено посетителям приходить для осмотра некоторых экс­понатов музея. Тогда все посетители должны были быть наряд­но и богато одеты, каждый из них оставлял в книге посетителей запись о себе — кем он являлся, какой титул носил. И выставка для обозрения была достаточно скромной. Но посетителям было интересно просто побывать в царском дворце, их восторгала от­делка и роскошь помещений.

Русский музей — крупнейшее собрание произведений изобразительного искусства художников России. Находится в Санкт-Петербурге на площади Искусств, в здании Михай­ловского дворца. Открытие музея состоялось в 1898 г., основу коллекции составили картины, переданные из Эрмитажа, Ака­демии художеств и других музеев. В Русском музее постоянно действует выставка картин русских художников XIX—XX вв., где представлены полотна К. Брюллова, И. Айвазовского, И. Репи­на, В. Сурикова.



- Фамилии каких русских художников вы запомнили? — В каком здании расположен Русский музей?

— В чем различие картинных коллекций Эрмитажа и Русского музея? {В Эрмитаже в основном представлены картины за­рубежных художников, а в Русском музее —русских авторов.)

Запомните важную особенность: но всех музеях находятся подлинники картин, т. е. картины, которые были нарисованы лично самими художниками. Их еще называют другим словом -«оригиналы». Повторите это слово все вместе хором и запомни­те его. Потом со знаменитых картин начинают делать копии — и специалисты, и начинающие художники. Так юные живописцы приступают к овладению своим ремеслом. Но картины, которые срисованы с оригиналов называются репродукциями, т. е. повто­рением.

VII. Разнообразие домашних музеев, работа с учебником

Откройте учебник на с. 108-109, прочитайте текст. Прочи­тайте задания на с. 109 учебника. Сегодня отдельные задания вы будете выполнять на уроке.

Мы хотим с прекрасным встречи,

Будь то утро или вечер.

Соберем подруг, друзей

И пойдем в большой музей!

И. Агапова

Хочу рассказать вам немного подробнее об истории возник­новения Третьяковской галереи. Павел Михайлович Третьяков происходил из семьи потомственных московских купцов. В ро­дительском доме детей окружала довольно простая обстановка. Но было очень много книг. Именно они стали самой ранней привязанностью Павла. Взрослея, он все больше интересовал­ся искусством. Он полюбил живопись, стал посещать выставки и мастерские художников и покупать понравившиеся картины. В 1851 г. Третьяковы приобрели просторный дом в Лаврушинском переулке, именно этому старинному особняку суждено было стать знаменитой галереей. В этом доме все стены сверху донизу были увешаны картинами, а крышу сделали стеклянной для лучшего освещения. Такие дома для картин называются галереями. Эту галерею Павел Михайлович подарил своему родному городу Мо­скве. Как вы уже знаете, в память о нем - главном московском собирателе картин - галерею на шали Третьяковской. Третьяков­ская галерея - один из самых замечательных музеев мира. Он ин­тересен тем, что в нем большинство картин вы полнено русскими художниками.

Знаменитый Третьяков в детстве начинал свои познания в живописи с того, что собирал открытки, простенькие рисун­ки-лубки. Кто знает, может быть, услышав эту историю, вы тоже увлечетесь собиранием картин - сначала, конечно, открыток или репродукций.

Такие репродукции часто печатают в журналах, поэтому после того, как журнал прочитан, его не надо выбрасывать. Вырежьте репродукцию и аккуратно уберите в специальную папочку. По­том, долгими зимними вечерами, эти картины так интересно рас­сматривать! А еще интереснее — пофантазировать: что за человек здесь нарисован, кем он работает, есть ли у него семья и дети, что происходило на этой картине за минуту до того, как ее нарисовал художник, и что произойдет часом позже.


VIII. Задание для самостоятельного выполнения

Сегодня вы будете рисовать на тему «Мой музей». Вообразите, что вы - художник музея.

- Какова будет главная тема вашего музея?

- Что в вашем музее будет выставлено для обозрения посети­телям?

- Как вы разместите экспонаты в вашем музее?

Вы можете сначала сделать эскиз будущего рисунка в тетрадях. После того как эскиз будет готов, можно делать рисунок в аль­боме.

IX. Физкультминутка

Чтобы ваши руки немного отдохнули, выполним веселое уп­ражнение.

(Педагог читает потешку «Солим капусту» с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним по­вторяют школьники. Автор стихов - Т. Ткаченко с добавлениями М. Давыдовой.)

Мы капусту рубим,

Рубим, рубим, рубим.

(Выполняют поочередные взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз.)

Мы капусту трем,

Трем, трем, трем.

(Трут кулачками рук друг о друга.)

Мы капусту солим,

Солим, солим, солим.

(Потирают пальцами, собранными в щепотку.)

Мы капусту, жмем,

Жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их обратно.)

Пе-ре-ме-ши-ва ем!

(Имитируют движения больших ложек.)

В бочки плотно набиваем

(Кладут одну ладошку поверх другой и как бы

уминают капусту, сгибая и разгибая локти.)

И в подвалы выставляем.

(Вытянутыми вперед руками катят бочку.)

Ох, и вкусная капуста!

(Ладонями поглаживают по животу.)

X. Самостоятельная работа

(Школьники продолжают и завершают самостоятельную ра­боту.)

XI. Рефлексия

— Что такое музей?

— Какой музей называется краеведческим?

— Почему краеведческих музеев создано больше всего?

— О чем ребята узнают, побывав в краеведческом музее?

— Какой музей создали бы вы?

— Какие музеи нашей страны вы знаете?

— Картины каких художников в них выставлены?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании музея?

— Что такое оригинал картины?

— Как называется картина, скопированная с оригинала? А теперь сочиним синквейн на тему «Музей».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите карандаши, краски или фло­мастеры. Прошу к следующему уроку выполнить такое задание: поговорите с вашими близкими — пусть они расскажут, в каких музеях им проходилось бывать и что они там видели.


Урок 28. Тема: Картина - особый мир. Картина-пейзаж.
Цели:повторить знании о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение коло­ристических задач, повторить термин «колорит»; познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Вид деятельности: рисование пейзажа.

Планируемые результаты: школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование:репродукции пейзажей разных видов, принад­лежности для рисования.

Ключевые слова и понятия: жанр, шедевр, интенсивность, теплота.

Примечание.Для пояснения темы «Пейзаж» можно подгото­вить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- О чем вы узнали на прошлом уроке?

- Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

- Картины каких художников в них можно увидеть?

- Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

- Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

- Что такое оригинал?

- Что такое репродукция?

- Что находится в музеях - оригиналы картин или их репро­дукции?

Давайте вспомним, о каких музеях шла речь на прошлом уро­ке. Откройте учебник на с. 112-113, прочитайте текст и рассмо­трите фотографии.

Повторите названия самых знаменитых музеев.

III. Беседа по теме урока

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник.)

- Что может быть изображено на картинах художников? Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте ее. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник —

Нарисует все художник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится... (картина).

М. Давыдова

Но вы сами сказали, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы дере­вья и речка, на других — красавица или полководец, а на третьих -вообще ваза с ананасом. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости от того, что на них изображено, под­разделяются на особые направления - жанры.