Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня вы начнете знакомство с разными жанрами изобра­зительного искусства.

IV. Работа а тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пей­заж». Запишите также определение слова «жанры».

Жанры - это особые направления в изобразительном искус­стве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе го­воря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом.

(Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

Сегодня урок будет посвящен картинам с изображениями раз­ных видов природы.

Познакомьтесь с первым жанром изобразительного искусства, который называется «пейзаж». Запишите определение пейзажа.

Пейзаж - это изображение на картине природы.

Пейзажем называется картина, которая изображает при­родные ландшафты — лес, поле, деревья, речку, озеро. Бывают и городские пейзажи, на которых нарисованы городские дома, фонтаны, скверы и парки. Бывают пейзажи фантастические, где нарисована природа невиданных стран или планет, скажем, мар­сианские пейзажи.

А на немецкий язык слово «пейзаж» переводится словом «ландшафт». Повторите его. Этот термин тоже часто используется при описании пейзажных картин.

В разговорах о картинах, сделанных известными художника­ми, будет часто встречаться слово «шедевр». Повторите его все вместе. Запишите, что означает это слово.

Шедевр — художественное произведение, которое стало выс­шим достижением художника.

Откройте учебник на с. 116, там размещена репродукция кар­тины художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Это настоящий шедевр. Потому что никто до этого художника не мог так точно, так трогательно передать первое дыхание весны. Вероятнее всего, на картине изображен март. Кругом еще лежит снег, но уже появились первые перелетные птицы, и от этого в душах людей возникает надежда на жизнь, на будущее. В нижней части картины еще наполовину бело, а наполовину раскрылась черная земля, еще сумрачно, тяжело. Валяются обломанные с берез ветки, остав­шиеся с зимы. Зато вверху, кажется, мы слышим веселые крики грачей, которые прилетели на свою родину и принимаются вить гнезда. И ветви берез - живые, не обломанные — раздвигают небо, где уже видна природная синева. Вот за это - изображение радо­сти жизни, утешение, вселение надежды - мы и любим картины великих художников, которые оставили в дар всему человечеству свои шедевры.


- Что такое шедевр?

V. Пояснение темы урока

Откройте учебник на с. 114-117, рассмотрите репродукции картин, прочитайте текст. Здесь есть шедевры, оригиналы ко­торых находятся в Третьяковской галерее. И вы, ребята, сейчас познакомитесь с репродукциями картин, которые уже несколько веков не перестают пленять зрителей.

(Демонстрация репродукций известных пейзажей.)

— Что объединяет все эти картины? (На них изображена при­рода.)

- Как называются картины, на которых изображена природа?

- Какая из картин вам понравилась больше остальных и по­чему?

Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж. Вот у меня в руках две полоски разных цветов -синяя и коричневая. Я совмещаю эти две полоски, прикладываю их друг к другу длинной стороной. Можно себе представить, что перед вами - пейзаж, где его верхняя часть обозначена синей по­лоской, а нижняя - коричневой.

— Что может передавать такой элементарный пейзаж? (Небо и землю.)

— Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяя небо и море; голубая и белая — небо и снег; голубая и зеленая небо и луг; голубая и желтая небо и солнце; голубая и фиолетовая небо и туча.)

Вот, оказывается, как мало красок надо для создания самого простейшего пейзажа. Но вы, конечно же, постарайтесь в работе использовать более богатую гамму цветов. Так рисунок получится значительно интереснее и выразительнее.

VI. Расширение знаний о пейзаже

Один из самых знаменитых художников-пейзажистов в нашей стране — Иван Иванович Шишкин. Посмотрите подборку репро­дукций картин этого художника.

(Демонстрация репродукций картин «Рожь», «Лесные дали», «На севере диком».)

— Какая из этих картин вам знакома с самого раннего детства? («Утро в сосновом лесу».)

Запишите в тетрадях фамилию художника и название его кар­тины: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Где вам доводилось видеть репродукцию этой картины? Ко­нечно, она много раз копировалась, ее репродукции встречают­ся в магазинах, в кафе, в фойе концертных залов и кинотеатров. Но чаще всего ее, конечно, можно увидеть на обертках знамени­тых конфет «Мишка косолапый».

И. Шишкин так любил изображать на своих картинах именно русские просторы, природу средней полосы России, что, когда его отправили от Академии художеств в Италию, вскоре возвратился домой. Он пояснил это так: «В России можно найти места намного лучше итальянских». И он доказал это своей жизнью, своей ра­ботой. Целыми днями художник проводил за работой - выходил с красками в поля и леса, находил интересный уголок и переносил его красоту на полотно.



Глядя на картины Шишкина, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Кажется, будто картины этого художника исполняют гимн природе, настолько торжественно, возвышенно она изображена.

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Н. Некрасов

На картинах И. Шишкина чаще показаны летние пейзажи.

— Как вы думаете, почему у него летних пейзажей — сотни, а зимних - считанные единицы? (Зимой нельзя долго рисо­вать на воздухе замерзали руки.)

— Как фамилия художника, который нарисовал все эти пейзажи?

Вот как говорили об И. Шишкине его современники.

«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал рус­ский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет сопер­ников, он единственный» (В. Стасов).

«...Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал, просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды» (А. Комарова).

VII. Задание для самостоятельной работы

Ваше сегодняшнее задание - нарисовать пейзаж.

- Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес. одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)

Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Вот вам для этого памятка.

(Педагог выставляет на доску таблички с напоминанием правил при рисовании.)

Ближний и дальний планы: интенсивность.

Ближнее изображение - светлее.

Дальнее изображение - темнее.

Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний план расположен глубже, дальше от зрителя.

Кроме того, на первом плане должны использоваться цвета более теплые. А чем рисунок уходит дальше, в глубину, тем цвета становятся холоднее.

Ближний и дальний планы: теплота.

Ближнее изображение - теплые тона.

Дальнее изображение — более холодные тона.

- Какие тона принято относить к теплым?

- Какие тона являются холодными?

А при передаче изображения неба в сочетании с землей и водой надо соблюдать следующие условия:

• небо светлее воды;

• небо светлее земли
,

• вода светлее земли.

Подумайте также над тем, какое время года вы будете изображать на рисунке.

Помните, вы размышляли о выборе колорита - главных кра­сок для передачи картины леса в разные времена года.

- Какой колорит будет главным на рисунке летнего леса? (Зе­леный)

- Какой колорит будет главным на рисунке осеннего леса? (Желтый.)

Точно так же будет различаться колорит при передаче разного времени суток. Поэтому решите, в какой час вы будете передавать состояние природы — в момент заката солнца, восхода солнца или в полдень.

- Каким будет колорит на рисунке леса в жаркий полдень, когда раскаченное солнце освещает все вокруг? (Желтым.)

— Какой колорит будет на рисунке леса в пасмурный день, когда солнце еле-еле светит? (Серо-зеленый, сине-зеленый.)

(Школьники приступают к подготовительной работе над пей­зажем.)

VIII. Физкультминутка

Для того чтобы отдохнуть от занятий, выполним веселую физ­культминутку «Прыжки». Встаньте прямо, поставьте руки на пояс.

(Педагог описывает вариант прыжков, учащиеся их выполня­ют. Каждый вид прыжка выполняется по 8-10 раз.)

1. Прыжки на двух ногах.

2. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, выставляя впе­ред то одну, то другую ногу.

3. Прыжки на одной и другой ноге по очереди, сгибая назад в колене то одну, то другую ногу.

4. Прыжки «ноги вместе - ноги врозь».

5. Прыжки «ноги вместе — ноги скрестно».

6. Прыжки на месте с поворотом вокруг своей оси.

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

X. Знакомство с новым материалом

Если вы пришли в музей и вам хочется как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят о картинах экскурсоводы.

Экскурсоводы - это работники музея, которые помогают по­сетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специ­альный обзор - экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве того худож­ника, о картинах которого они говорят, о том, в какое время он жил, где учился, в каких жанрах рисовал свои полотна. Наконец, о самой картине экскурсовод должен рассказать так, чтобы у посе­тителей галереи появился интерес к живописи, к творчеству этого художника. Я хочу вам предложить сейчас представить себя в роли экскурсовода. Выберите картину, которая вам интереснее других, внимательно ее рассмотрите и постарайтесь подробно описать так, чтобы все, кому вы рассказываете о ней, посмотрели на нее другими глазами.


(Проводится «игра в экскурсоводов».)

XI. Информация о художнике

Еще один известный русский художник-пейзажист - Исаак Ильич Левитан. Посмотрите на картины И. Левитана.

(Демонстрация репродукций картин «Золотая осень», «Март», «Над вечным покоем».)

По своей специальности Левитан, как и Шишкин, - художник-пейзажист. Но можете ли вы отличить картину, выполненную Левитаном, от картин, которые рисовал Шишкин?

- Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный «почерк»? (Стиль.)

Говоря по-другому, стиль - это индивидуальность мастера. Именно по стилю - разным приемам создания произведения ис­кусства - мы можем отличить работы художников.

Обратите внимание на стиль, художественный почерк ху­дожника И. Левитана. Он выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Но при этом сами картины дышат простотой, трогательностью. Художник словно хочет показать красоту Родины в простых стогах на лугу, золотой осени, озере.

- Если картины Шишкина мы сравнили с торжественны­ми песнями, то с чем можно сравнить картины Левитана? (С негромкой лирической песней.)

Вот как один из художников говорил о картинах И. Левитана.

«Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской при­роде... и трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям... останутся равнодушными, не попадут под обая­тельную, уникальную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу» (Б. Иогансон).

XII. Рефлексия

- Какие картины называются пейзажами?

- Что такое шедевр?

- Чем занимается экскурсовод?

- Каких художников-пейзажистов вы знаете? Назовите картину по ее описанию.

(Педагог читает четверостишие, по которому учащиеся опре­деляют название картины и художника. Автор стихов - М. Да­выдова.)

Широта и просторы полей

Над Россией любимой моей.

Стоит картину лишь раз посмотреть —

В небо хочется птицей взлететь. («Рожь», И. Шишкин.)

Море, обломки плывут корабля,

За горизонтом осталась земля.

Верим, что люди в борьбе со стихией

Одержат победу несломленной силой. («Девятый вал», И. Айвазовский.)