ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получились ли они похожими между собой по своей форме? На следующем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоративных деталей оформления.
VIII. Физкультминутка
Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит праздничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный красивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.
(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или передвигаясь вперед маленькими шагами.)
1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.
2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогнутыми ладонями выпрямлены в стороны.
3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.
IX. Понятие о колорите
Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «колорит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, которыми пользуется художник.
- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)
— Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)
Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.
Подумайте, какой колорит понадобится для оформления вашего сервиза.
X. Декоративное оформление
Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумайте, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть орнаменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.
Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.
При выполнении отделки можно воспользоваться специальными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пластилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавливаниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похожую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.
Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, затем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.
(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)
XI. Продолжение практической работы
Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки.
(Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.)
Сверху дыра, снизу дыра,
А внутри — огонь да вода. (Самовар.)
Хочется попить чайку,
Разогнать прочь хворь-тоску.
Вот теперь раздуем жар,
И запышет... (самовар).
Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным.
- Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.)
Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.)
XII. Физкультминутка
Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повторите прошлые движения, потом выучите новые.
(Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся предметов.
1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - маленькие приседания-пружинки.
2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени.
3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попыхивая на ходу: «Пых, пых!»
Вот как весело танцует наш чайный сервиз!
XIII. Рефлексия
- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)
- Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.)
- Когда используются столовые сервизы? (За обедами для первых и вторых блюд, закуски.)
- Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные тарелки — глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.)
- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)
- Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.)
- Что такое колорит?
- Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы?
- Какой цвет является основным для посуды из Гжели?
А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.)
XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно положите в специальную упаковку — пакетик или коробочку.
На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлежности для работы с ними.
Урок 4.Тема: Обои и шторы в твоём доме.
Цели: познакомить с назначением и многообразием штор и занавесок и их целевым назначением; научить изготовлению вариантов их рисунков с помощью шаблона; привить навыки коллективной работы; познакомить с понятиями «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность».
Вид деятельности: работа с бумагой и фломастерами.
Планируемые результаты: школьники научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения.
Оборудование: образцы обоев и штор для разных видов помещений, фломастеры, бумага, ножницы.
Ключевые слова и понятия: обои, шторы, теплые тона, холодные тона, цветочный рисунок, ритм, трафарет.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала, работа с учебником
— Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?
— Что такое колорит?
— Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы?
— Какой цвет является основным для посуды из Гжели?
— Что такое гармония?
— Приведите примеры гармонии между разными предметами. Интересно, что если вглядеться в привычную вещь, которая попадается дома на глаза много раз на дню, то она вдруг проявит себя с совершенно неожиданной стороны. Посмотрите на окна в нашем классе, сравните их с оформлением окон у вас дома.
— Расскажите про ваши варианты оформления окна.
(Педагог обобщает ответы школьников.)
На окнах, как правило, висят разные занавески, шторы, гардины. В каждой комнате окна оформляют по-разному.
— Что такое шторы? (Матерчатые занавески, которые используются дт обустройства и оформления дома.)
От чего зависит разное оформление окон? Наверное, в первую очередь, от разного назначения комнат, в которых они находятся.
— Например, из какой ткани вы бы сделали занавески в детской комнате? (Из веселой ткани, с радостным рисунком.)
— Какими были бы занавески в спальне? (Из темной ткани, не пропускающей солнечных лучей и света уличных фонарей.)
— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в столовой?
— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в гостиной?
— Что такое обои? (Полотна бумаги, которыми оклеивают стены в домах.)
— Знаете ли вы, как воздействует выбор цвета обоев на настроение? Откройте учебник на с. 26, прочитайте текст.
Сегодня вы попробуете придумать и нарисовать узоры, которые подошли бы для обоев и штор. Выполнять эту работу вы будете коллективно по подгруппам.
III. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Обои и шторы у тебя дома».
— Для чего еще, помимо оформления окон, можно использовать шторы? (Вывешивать в проемах между комнатами, в дверях, перегораживать комнату пополам или отделять в ней какую-то часть.)
— Когда в комнатах на окнах вывешивают только тонкие, прозрачные занавески? (Если комната выходит окнами на теневую сторону и напротив нет жилого дома.)
— Какую роль выполняют темные, непрозрачные шторы? (Они предохраняют мебель и книги от солнечных лучей. Вечерами, когда комнаты освещены изнутри, такие шторы не позволяют с улицы видеть то, что происходит в комнате.)
Напишите, какие шторы есть у вас дома, и где они вывешены. (Школьники выполняют задание.)
IV. Познавательная информация
Представьте себе, что вы стали новоселом — ваши родители получили новую квартиру, в которой одна комната ваша. Ее так и называют — детская. Теперь вам предстоит увлекательная работа — оформить ее по своему вкусу.
Большое значение будет иметь цвет стен и рисунок на них. Значит, вам придется выбрать обои нужного цвета. Но перед тем как отправиться в магазин за покупкой обоев, надо изучить внутренний вид комнаты, ее площадь и даже то, на какую сторону света выходят окна. Исходя из этих данных вы начнете выбирать обои. Ведь каждый цвет имеет свои особенности, правильно выбранные обои способны преобразить комнату.
Вот что надо принимать во внимание. Вы уже знаете, что цвета можно разделить на две группы: теплые и холодные.
1. Теплые цвета - желтый, оранжевый, красный и их оттенки.
2. Холодные цвета — синий, зеленый, фиолетовый и их оттенки.
Теплые тона также называют другим словом — «активные», потому что они действительно влияют на активность человека. У него улучшается настроение, повышается работоспособность, он становится жизнерадостным.
Но целиком всю комнату окрашивать в красный или оранжевый цвет специалисты не рекомендуют, так как находиться постоянно в приподнятом настроении для человека неестественно. Поэтому такими цветами можно окрасить одну стену или оформить в такие тона отдельные предметы — детали мебели, покрывала, подушки, картины.
Однако эти цвета могут добавить в комнату освещения. Допустим, если ее окна выходят на север, то можно поклеить на стены обои желтых цветов.
- Как вы думаете, можно ли окрашивать теплыми тонами спальню?
- Можно ли окрашивать теплыми тонами рабочий кабинет или детскую комнату?
- Правильно ли оклеивать красными или оранжевыми тонами комнату, в которой почти целый день царит солнце?
Холодные тона также имеют другое название - «пассивные». Эти цвета оказывают успокаивающее воздействие на человека. Они подходят для комнат, предназначенных для отдыха. У них есть такое интересное качество: светлые оттенки этих тонов зрительно расширяют границы помещения, создавая впечатление, что комната шире, чем она есть на самом деле.
Кроме того, надо учитывать густоту покраски. Например, если потолок окрашен светлым тоном, то он будет казаться выше. А если потолок покрасить темным тоном, он будет казаться ниже, чем есть на самом деле.
При выборе обоев надо учитывать рисунок на них. Так, если на обоях вертикальный рисунок, то он создаст впечатление того, что потолок расположен выше.
Рассмотрите образцы обоев, которые я принесла. Подумайте и решите, какие из них вам нравятся больше. Попытайтесь пояснить, почему вы предпочли именно эти обои, в каких комнатах им бы их использовали.
Такой же анализ надо провести с образцами материала для штор. Рассмотрите их и выберите для каждой комнаты свой образец.
V. Беседа по теме урока, работа в тетради
Обратите внимание на то, что орнамент на обоях не расположен хаотично, допустим, в виде произвольных брызг. Вы видите, что в рисунке повторяется какой-то постоянный мотив.