Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуализация понятия

Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помо­щью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок.

Какие краски вы для этого принесли? Вижу, что большинство из вас принесло сегодня акварельные краски.

— Что обозначает слово «аква» в составе названия этих кра­сок? (Ответы школьников.)

Слово «аква» в переводе с латинского языка означает «вода». Акварель — это водяные краски, которыми рисуют, разводя их водой. Но словом «акварель» обозначают и сами рисунки, вы­полненные акварельными красками. Их рисуют обычно на бе­лой бумаге мягкими волосяными кисточками с закругленными концами. Главное свойство акварельных рисунков - их прозрач­ность, мягкость, нежность, потому что акварель ложится на бумагу тончайшим слоем. Даже белила в акварели не используются, их заменяет белизна самого листа бумаги. Но при этом у художника, который рисует акварелью, есть свои сложности. Например, при создании такого рисунка нежелательно пользоваться карандашом для наброска - карандашный след будет просвечивать сквозь ак­варельную краску. Кроме того, надо стараться сразу накладывать нужный мазок кистью так, чтобы потом не исправлять его, потому что это порой бывает невозможно сделать.

В старину акварельные краски часто использовали для ри­сования пейзажей с изображением тумана, влаги, дымки. Так, например, работали английские художники, которые запечатлели затянутые туманами пейзажи Англии.

(Демонстрация репродукций.)

В XIX в. в России славились акварельные портреты художника А. Соколова.

(Демонстрация репродукций.)

В картинных галереях, где хранятся акварельные работы, с ними надо обращаться очень бережно. Даже и выставочных за­лах они лежат в специальных закрытых стеклом столах, а сверху их накрывают темными покрывалами. У акварелей есть одна особенность: они быстро выгорают, если находятся под светом. Поэтому и Третьяковской галерее картины маслом десятилетиями висят на стенах, а чтобы посмотреть акварели, надо поднять покрывало над столом, в котором они хранятся.

В Москве есть школа художника Сергея Андрияки, где учат рисовать акварелью. А сам руководитель школы часто проводит выставки своих работ, и всегда туда приходит много посетителей, чтобы полюбоваться его мастерством.

Занятия рисованием помогут вам познать мир изобрази­тельного искусства, где существует много разных направлений, и каждое имеет свой собственный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающей сре­ды, предметов быта, поможет сделать жизнь более интересной и праздничной.


Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Кому свойственна некоторая нереальность — например, цветы, ко­торые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм.

Важным моментом является то, что здесь присутствует де­коративное рисование, главная задача которого — украшение. Изображение декоративного рисования может быть приближено к реальному или включать в себя элементы стилизации.

VII. Создание эскиза

Когда вы рисуете карандашом, то в самом начале работы не­обходимо сначала распланировать размещение объектов на листе бумаги, обозначить, где будет находиться центр узора или орна­мента, определить оформление каймы платка, его углов.

Для рисования красками этот момент еще более важен. Но вы уже знаете, что карандашные линии будут проступать сквозь ак­варель. Поэтому перед тем, как начать работать красками, попы­тайтесь выстроить будущий рисунок «в уме». Можно в этом случае использовать такой прием: наметить места для каждой изображае­мой детали очень легкой карандашной линией. А профессиональ­ные художники применяют также и другой прием. Они делают карандашный рисунок на отдельном листе, а потом используют его в качестве эскиза и по его основе создают картину красками.

- Вам уже приходилось использовать такой прием? (Да, при оформлении юбки глиняной дымковской куклы.)

Вот и создавая узор для платка, предварительно сделайте его эскиз. А потом уже переносите его на подготовленную бумагу. С помощью эскиза создавать рисунок красками удобнее. Сначала подумайте, каков будет основной мотив нашей композиции и где вы расположите ее акценты.

(Школьники создают эскизы платков.)

VIII. Знакомство с новым материалом

Для усиления нарядности и содержательности рисунков в де­коративном рисовании большое внимание уделяют линии.

Линия - одно из средств художественной выразительности рисования. Она используется как в набросках, черновых эски­зах, так и в живописи, в декоративном рисовании. Линия слу­жит границей, определяющей изображаемую форму. Это одно из самых древних средств выразительности, позднее к линии стали прибавлять тон, цвет. Художник использует линию для обозначения контура предметов, показа его объема и простран­ства вокруг. Линия имеет свои художественно-выразительные особенности.



— Какой может быть линия? (Плавной, спокойной, вертикаль­ной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и вол­нистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой.)

Вот как много определений у линии! Используя разные виды линий, вы можете придумать свой рисунок, а линия поможет вам передать его особенности.

— Как в линии может проявиться контраст? (Сочетание широ­ких линий при изображении цветка и тонких линий для показа его лепестков, прожилок листиков.)

Умело используя контраст, вы сможете решить нужные зада­чи. Вот еще несколько правил использования линий.

1. Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечат­ление массивности.

2. Вертикальные линии создают ощущение устойчивости.

3. Горизонтальные линии передают ощущение покоя.

4. Диагональные линии создают ощущение динамики.

5. Кривые линии передают ощущение замкнутости или пе­вучести.

(Педагог сопровождает каждый тезис иллюстрациями.) Внимательно рассмотрите свой эскиз и усовершенствуйте его. Может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линии, которыми он нарисован. Попробуйте создать уравнове­шенную по цвету и линиям композицию из нескольких крупных элементов, чтобы развить свое умение с помощью пиний создавать нужный декор.

IX. Самостоятельная работа

Ваши эскизы готовы, можно переносить их основу на лист бумаги, приготовленный для рисунка акварельными красками. Не надо стараться воспроизводить эскиз очень точно, скрупулёзно. Возможно, что-то получится мельче, что-то - наоборот, крупнее, какие-то детали изменятся.

Для рисования узора платка можно использовать две кисточ­ки - большую и маленькую. Начинайте рисовать крупной кистью, позволяющей быстро положить основной цветовой фон. Лучше сначала изобразить все то, что требует использования большой кисти, а затем, когда фон несколько подсохнет, заменить ее маленькой для проработки деталей. Не набирайте на кисточку мно­го воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.

Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.

(Школьники выполняют работу.)


X. Физкультминутка

Я вижу, уже многие успели сделать фон для будущего нанесе­ния на него узора. Теперь он должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте про­ведем физкультминутку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу — всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки.)

Все вдохните — выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе.)

Наклонитесь — разогнитесь, (Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте, (Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте. (Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь (Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь. (Поднимают руки вверх и потягиваются.)

А теперь за парты сядьте (Усаживаются на столы.)

И узор к платку приладьте. (Завершают работу.)

XI. Завершение самостоятельной работы

Вам осталось изобразить на подсохшем фоне нужный ри­сунок. Для рисования мелких фрагментов, например, деталей цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой. Имейте в виду еще одну особенность акварельных красок: при высыхании они становятся светлее, бледнеют.

Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кончик кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.

Обратите внимание на линии, о которых мы говорили. Чем сильнее вы будете нажимать на кисть, тем толще получится линия.

(Школьники продолжают самостоятельную работу.)

Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью, вы можете доделать ее дома.

XII. Рефлексия

Сегодня вы учились выбирать определенную цветовую гамму, передавать в рисунке ритм цветовых фрагментов и разнообразных линий.

(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.)

— С каким видом изобразительной деятельности вы сегодня познакомились?

— В каких случаях надо использовать холодные тона в рисо­вании?

— В каких случаях надо использовать теплые тона в рисовании?

— Как вы использовали ритм в узоре платка?

— Какие виды линий вы использовали?

— В чем заключались задачи братьев-Мастеров при создании такой работы?

— Каковы особенности акварельных рисунков? А теперь сочиним синквейн на тему «Платок».

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

Аккуратно слейте воду для красок в общее ведро, которое де­журные потом выльют. Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.

На следующий урок принесите бумагу, ножницы и принадлежности для рисования (карандаши или краски, по вашему же­ланию).
Урок 6. Тема: Твои книжки.
Цели: познакомить школьников с разнообразием книг; на­учить приемам создания собственной книги; рассмотреть виды художественного оформления книг; выбрать проект конструк­ции книги и ее составные части — обложку, шрифт, эскизы иллюстраций; познакомить с понятиями «искусство книги», «переплет», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка».

Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой руч­ной моторики и иллюстративных умений.

Оборудование:книжная выставка, образцы книг разных ви­дов и назначений и иллюстрации к ним, карандаши, линейка, ножницы.

Ключевые слова и понятия: искусство книги, герои, иллюст­рации.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводная часть

Все вы хорошо знаете, что такое книга. Книга - источник знаний, без книг люди не смогут развиваться, остановится мировой прогресс. Поэтому в каждом доме есть разные кни­ги - детские и взрослые, учебные и развлекательные, веселые и грустные.

— У вас есть любимые книги? (Ответы школьников.) И конечно, большинство книг имеет иллюстрации, запоми­нающиеся обложки, по которым их можно различить. Над этим работает художник-иллюстратор. Сегодня каждому из вас пред­стоит побывать в роли создателя собственной книги и ее иллю­стратора.

III. Беседа по теме урока

Конечно, оформление книги зависит от ее содержания. Ху­дожник, создавая ее общее оформление и иллюстрации, сначала внимательно читает ее, представляет ее героев.

Книга начинается с обложки. Художник думает, будет ли на ее переплете орнамент, портреты героев. Посмотрите на обложки книг, которые выставлены перед вами.

(Рассматривание книжной выставки и анализ оформления книг.)

Когда не было изобретено книгопечатание, книги создавали вручную и каждая являлась настоящей драгоценностью. Перепле­ты тогда делали из кожи и расписывали золотом.

Теперь в магазинах продается огромное количество книг — в мягких обложках, в твердых переплетах. Страницы у них из раз­ной бумаги — простой, глянцевой и даже из картона. Картонные книжки можно ставить перед собой на стол, их создают специаль­но для самых маленьких читателей, которые еще не умеют читать, поэтому в них почти нет текста, а наибольшее место занимает ри­сунок.

Есть книги, у которых верхняя часть вырезана фигурно, в ре­зультате получают контуры ее героев — котиков, матрешек и т. д. В книгах, которые рассказывают о городах, бывают объемные иллюстрации. Откроешь страницу, а на ней встают искусно сде­ланный замок, памятник, часть знаменитой улицы или площади.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему урока: «Твои книжки». Во время ра­боты над книгой художник сталкивается с целым рядом проблем. Чтобы вам было легче трудиться, запишите в тетради новые слова и пояснения к ним.

Искусство книги — комплекс видов деятельности, в результате которого в печати появляется книга.

Переплет — твердая книжная обложка.

Суперобложка — мягкая цветная обложка, которой обертывают переплет.

Титульный лист — первый лист книги.

Шмуцтитул — лист, которым открывается каждый раздел книги.

Концовка — финальный рисунок на последней странице.

V. Познавательная информация

Прежде чем заняться работой по оформлению книги, рассмо­трим, как это делали известные мастера.

Во многих книгах, которые оформляли известные художники, можно по иллюстрациям догадаться, кто автор рисунков к ним. Посмотрите, вот книги, в которых картинки рисовали В. Сутеев, К. Чарушин, Н. Жуков, В. Васнецов.

(Школьники рассматривают стилистику разных художников-иллюстраторов.)

Можете вы определить, какой художник оформлял ту или иную книгу?

(Проводится мини-викторина с отгадыванием художников-иллюстраторов.)

Одним из знаменитых художников-иллюстраторов был И. Билибин, который оформлял многие русские народные сказки. Сна­чала он продумывал обложку, украшал ее орнаментом. Потом работа шла над целыми разворотами с текстом, где выбранный орнамент играл объединяющую роль. На каждой странице худож­ник тщательно рисовал первую букву — заглавную, она называлась «буквица». Основной орнамент согласовывался с заглавной бук­вицей, к этому подбирался еще и специальный шрифт.

Кроме больших иллюстраций, у Билибина существуют еще маленькие концовки, они размещаются в самом финале книги, на ее последней странице. Это завершающий рисунок.

Билибин хорошо знал русское народное искусство, много ез­дил по стране, особенно по северным районам, не только с этюд­ником и красками, но и с фотоаппаратом. Поэтому так интересно рассматривать орнаменты и оформление, где художник исполь­зовал свои находки, почерпнутые в экспедициях.

VI. Пояснение задания

Выберите книгу, которую вы будете оформлять. Сначала надо решить, что именно вы будете делать — обложку, портреты героев, иллюстрации к отдельным сценам.

Вы можете сделать книгу не плоской, а объемной. Для этого надо придумать ее конструкцию. Может быть, какие-то детали на ней придется выполнить выступающими вперед, допустим, детали здания. Тогда их будем приклеивать отдельно.

Сначала сделайте эскиз конструкции будущей книги. Необя­зательно вся она должна получиться объемной. Такой можно сде­лать всего одну страницу — то место в книге, которое вам нравится больше всего.

(Школьники выполняют эскиз конструкции.)

VII. Самостоятельная работа

(Школьники приступают к выполнению задания.)

VIII. Физкультминутка

Предлагаю провести веселую физкультминутку под названием «Подсолнух».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Посадили семечко в землю. (Приседают на корточки.)

Семечко пригрелось в теплой земле и начало расти.

Появился у него хвостик-росток. (Плавно приподнимают руки вверх.)

Начал росточек расти, и вырос из него высокий красивый подсолнух с желтой головой.

(Медленно поднимаются, протягивают вверх руки, сгибают в кистях и соединяют места сгибов.)

Подсолнух стоял и радовался солнышку, покачивался из стороны в сторону.

(Слегка покачиваются вправо-влево всем туловищем.)

Вдруг подул сильный ветер, и подсолнух начал гнуться под его ударами.

(Делают наклоны вперед-назад.)

Но ветер стих, и подсолнух успокоился.

(Выпрямляются и несколько раз глубоко вздыхают. После чего опускают руки.)

IX. Продолжение самостоятельной работы

(Школьники продолжают выполнять работу по оформлению книги.)

X. Рефлексия

— Какие виды книг вы знаете?

— Прочитайте по тетради определения шмуцтитула, супероб­ложки, титульного листа.

- С чего вы начали работу по созданию книги?

- Какие моменты оформления книги вы начали выполнять? А теперь сочиним синквейн на тему «Книга».

XI. Уборка рабочего места

Отложите начатую работу в сторону, соберите обрезки бумаги, чтоб их выбросить. Проверьте, убрали ли вы на место ножницы и клей.
Урок 6.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Тема: Твои книжки {завершение темы)
Цель:продолжить работу по оформлению книги.

Вид деятельности:бумажное конструирование, рисование.

Планируемые результаты:школьники создадут свой вариант оформления книги.

Оборудование:книжная выставка, образцы оформления книг разных видов и назначений, бумага, ножницы, каранда­ши, краски.

Ключевые слова и понятия: художник-оформитель.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

Сегодня вы продолжите начатую работу по оформлению книги.

- Какие бывают книги?

- Какие части книги вы знаете?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимае­тесь на этих уроках. (Бумажное конструирование, рисование.)

- А кто из вас придумал свою сказку и сделал для нее книжку?

III. Беседа по теме урока

Перед вами книга «Василиса Прекрасная», которую оформлял художник И. Билибин. Какие оформительские моменты в ней интересны? А иллюстрации к вашей книжке станут результатом личной наблюдательности и фантазии.

IV. Самостоятельная работа, завершение

(Школьники завершают работу над созданием книжки.)

V. Физкультминутка

Повторим физкультминутку «Подсолнух» из предыдущего урока.

V. Рефлексия

(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

- Какие части книги вы проиллюстрировали?

- Какую форму для своей книги выбрали?

- Какие иллюстрации вы решили нарисовать?

- Почему вы избрали именно этих героев?

- Как участвовали братья-Мастера в создании ваших книжек? А теперь сочиним синквейн на тему «Книга».

VI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующий урок принесите белую и цветную бумагу, ножницы, карандаш, клей и циркуль. Вы будете делать открытки из бумаги. Если у кого-то из вас дома есть необычные открытки, принесите их.

Урок 7. Тема: Открытки.

Цели: познакомить с технологией выполнения объемной от­крытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки, технике наклеивания объемных деталей; познакомить с проект­ной деятельностью и составными частями производства проектов; познакомить с понятиями «лаконизм», «избирательность».