Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Какие фрагменты встречаются наиболее часто? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Наверное, чаще других в рисунках обоев встречается так называемый «цветочный рисунок» — мелкие или, наоборот, крупные изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев. Такие детали всегда смотрятся очень выигрышно, поэтому художники, создающие новые рисунки или обоев, с удовольствием их используют. Причем изображе­ние цветов бывает очень близким к настоящим, а бывает так называемым «стилизованным», т. е. ненатуральным, выдуман­ным художником. Запишите в тетрадях новые понятия и опре­деления.

Цветочный рисунок - изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев.

Стилизованное изображение — ненатуральное, фантастическое, выдуманное художником.

(Школьники записывают.)

Часто в рисунках обоев используют изображение других природных элементов—листочков, веточек, шишек, орехов, желудей, овощей и фруктов.

- Как расположены разные элементы рисунков — хаотично, врассыпную или упорядоченно, в строгой очередности? (Упорядоченно.)

Конечно, из этих деталей создают орнамент, который выража­ется в их последовательном, строгом чередовании. Вот в этом и за­ключается один из приемов создания рисунка для обоев и штор. Ведь и шторы, и обои отличает одно - большая длина, они вытянуты во всю высоту стены. Поэтому придуманный художником рисунок повторяется много-много раз. В изобразительном искус­стве такое повторение одного и того же называется словом «ритм». Запишите определение в тетрадях.

Ритм - повторение одного и того же изображения через опре­деленное расстояние.

(Школьники записывают.)

Ритм бывает разным. Посмотрите, вот на куске обоев цветоч­ки точно столпились рядом друг с другом, этот рисунок повторя­ется через небольшое расстояние. Это пример быстрого ритма в рисунке, его еще называют частым.

А вот второй вариант - один и тот же фрагмент орнамента повторяется через большие промежутки, это пример другого рит­ма — медленного, текучего.

— Какой ритм создает веселое настроение?

— Какой ритм создает настроение спокойное, умиротворенное? Давайте рассмотрим, какие еще варианты орнаментов можно

встретить в рисунках обоев и штор.

(Изучение и анализ разных видов орнамента.)

1. Орнамент, который может быть продолжен до бесконечно­сти во все стороны. Например, листья, которые накладываются друг на друга по принципу чешуи.


2. Чередование геометрических рисунков - кругов и квадра­тов — в шахматном порядке.

3. Слияние двух орнаментальных полос без смещения: ввер­ху — цветок, внизу - его отражение, при этом рисунок можно выбрать довольно сложный.

4. Вертикально расположенные полосы орнаментов в зер­кальном и простом чередовании. В вертикальные полосы могут вкрапляться другие рисунки — как по орнаменту, так и по цвету.

(Школьники записывают.)

VI. Понятие о трафарете

Чтобы при изготовлении обоев один и тот же орнамент не ри­совать много раз, применяют трафарет.

Кто знает, что такое трафарет? Это слово произошло от италь­янского «трафаретто» — «прокалывать», «продырявливать». Так называли приспособление для переноса изображения или орна­мента, рассчитанное на его многократное повторение. Для это­го использовали пластину с отверстиями, через которые краску наносили на ткань, бумагу, стены. Вот как выглядит бумажный трафарет.

(Педагог показывает образец трафарета, выполненный из бу­маги.)

Видите, в бумаге вырезано нужное изображение. При созда­нии рисунка художник только аккуратно перекладывает трафа­рет на новое место и кистью или фломастером прорисовывает прорезанные части. Использование трафарета значительно уско­ряет работу, если в ней приходится одно и то же изображение повторять неоднократно. Запишите в тетрадях пояснение слова «трафарет».

Трафарет — это приспособление для переноса нужного рисунка или букв с их многократным повторением.

VII. Психологический настрой на занятие

Прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте настроимся на занятие.

(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют за ним:

1. Мне нравится работать на уроках изобразительного искус­ства.

2. Я старательно выполняю все задания.

3. Мои руки становятся умелыми.

4. Я обязательно научусь делать все, что нужно.

VIII. Задания для самостоятельного выполнения

Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бу­маги и с их помощью сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.

(Педагог делит класс на группы.)

Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в нужной последовательности на полоске бума­ги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.

IX. Выполнение задания

Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение - элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Те­перь это изображение необходимо вырезать ножницами по конту­ру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.



1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.

2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед коль­цами.

3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и вас поранить.

Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт. Лучше для этой работы использовать фло­мастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.

(Класс группами выполняет задание.)

Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.

X. Физкультминутка

Сегодня мы говорили о природных темах - цветочных орна­ментах, растительных элементах. Вот и физкультминутка тоже будет посвящена прогулке на природе.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Все по лесу мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх, с выпрямленной спиной и глубоким дыханием)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем

И вразвалочку идем.

(Ходьба на внешней стороне стопы, с покачиванием влево и вправо в ритме текста, руки за спиной.)

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

(Обычная ходьба с энергичной работой рук. Прыжки с ноги на ногу в ритме текста.)

Вдруг мы видим — у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.

(Пружинистые приседания на корточках, руки вытя­нуты вперед. Выпрямляются, поднимают руки вверх.)

- Как надо поступить, если вы вдруг нашли в лесу птицу или ежа? (Их ни в коем случае нельзя брать с собой домой.)

Верно, пусть они продолжают жить в лесу. Мы долго гуляли по лесу и, наверное, вы слегка утомились. Чтобы стряхнуть с себя усталость, сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.

XI. Рассматривание и обсуждение готовых вариантов обоев и штор

(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор. Класс проводит их обсуждение.)

XII. Рефлексия

- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?

- Что входит в состав цветочного рисунка?

- Каким бывает цветочный рисунок?

- Что такое стилизованное изображение?

- Какие детали могут входить в природный рисунок?

- Что такое ритм в рисунке?

- Каким бывает ритм в рисунках?

- Как ритм может повлиять на настроение?

- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?

- Что такое трафарет?

- Когда используется трафарет?

- Какую роль выполнял в этой работе каждый из братьев-Мастеров?

А теперь сочиним синквейн по темам, которые вы изучали сегодня. Пусть одна группа класса придумает слова на тему «Обои», вторая группа — на тему «Шторы».

(Школьники сочиняют синквейны.)

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Прошу вас собрать все обрезки бумаги и выбросить их. На следующий урок принесите бумагу, краски и кисточки.

Урок 5.

Тема: Мамин платок.
Цели:повторить знания о разновидностях красок; познако­мить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».

Вид деятельности:рисование красками на бумаге.

Планируемые результаты:школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскраши­вания платков.

Оборудование:две вазы, наборы искусственных цветов в теп­лой и холодной цветовых гаммах, краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки paзных художников и жанров.

Ключевые слова и понятия:платки, мотив, акцент, акварель, контраст.

Примечание.Для лучшего пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово, работа с учебником

(Педагог демонстрирует разноцветные платки.) Посмотрите, какие нарядные вещи появились сегодня у вас на уроке.

— Как они называются? (Головные платки.)

— Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.)

Откройте учебник на с. 30, прочитайте текст о русских платках.

III. Беседа по теме урока

Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту. Посмотрите на ре­продукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка». Эта игра заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, кри­ком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, весела. И разноцветны­ми пятнами в разных местах картины мелькают женские платки.

(Демонстрация репродукции.)

Что за праздничный денек

Взятый снежный городок.

Посмотри-ка сам, дружок

Тут платок и там платок.

Этот — словно василек.

Этот — розы лепесток.

Нам не зря дарят веселы-

Тут платок и там платок.


И. Aгапова

Сегодня вы попробуете нарисовать вариант росписи женского платка с помощью красок.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Мамин платок». Вот еще два новых понятия, которые вам сегодня встретят­ся - «мотив» и «акцент». Запишите их определения.

Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.

Акцент - наиболее яркая часть изображения. Чаще всего ак­цент бывает в центре картины, и он подчеркивается особой осве­щенностью, выделением нужных фигур.

V. Повторение пройденного материала

- Какие вы знаете цвета радуги?

- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников.)

Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». Повторите это словосочетание и запомните его.

Перед тем как вы займетесь выбором цвета для создания плат­ков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы — холодные и теплые.

- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)

- Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранже­вый, желтый, розовый, малиновый.)

Чтобы проверить, не путаете ли вы, к какой группе относится тот или иной цвет, предлагаю выполнить игровое задание. У меня есть две вазочки и цветы разных оттенков. Необходимо разложить эти цветы в вазочки. В одну вазу надо положить цветы теплых оттенков, в другую - холодных. Пусть каждый из вас подойдет к столу, выберет свой цветок и поставит его в нужную вазочку. А все остальные будут анализировать, правильно ли выполнено задание. Прошу тех, кто будет раскладывать цветы, вслух назы­вать название тона и комментировать, какой он - теплый или холодный.

(Школьники по очереди выходят к столу и выполняют задание.) Раскраска головного платка, выбор цвета для нее должны пе­редавать облик хозяйки платка, ее характер и даже внешность. Давайте подумаем, какие тона - холодные или теплые — понадо­бятся для следующих знакомых нам образов.

— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Снегурочки?

— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для русской матрешки?

VI.