Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, например, Н. В. Витрук считает, что «… реализация прав и свобод личности включает и их охрану (защиту) в случае нарушения в целях наиболее полного и всестороннего их осуществления. Охрана (зашита), как правило, является стадией реализации». Одновременно с этим он пишет: «охрана (защита) прав … не совпадает с содержанием их реализации, являясь специальным видом правомерной положительной деятельности органов государства и общественности, а также самой личности как носителя прав и свобод»43.
К. К. Гасанов в свою очередь пишет: «реализация основных прав человека и защита данных прав хотя и однородные виды правовой деятельности (направлены на осуществление прав человека), но в то же время – различные. Они существуют параллельно друг другу. Связь между ними носит субординарный характер. Защита служит обеспечению реализации основных прав, при этом появляется вместе с возникновением основных прав и прекращается вместе с его реализацией. Различие реализации основных прав и их защиты определяется также различием их целей. Цель первой – получить личностью то благо, которое предусмотрено основным субъективным правом, цель второй – создать условия для реализации человеком своего права, в том числе и восстановить процесс реализации, если он прервался»44.
В свою очередь, средствами защиты можно назвать материальноправовые и процессуально-процедурные нормы, которые в соответствии с законом используются юрисдикционными органами по требованию человека для принудительного восстановления его нарушенного (оспоренного) права. То есть главная цель механизма защиты является восстановление, а в итоге и обеспечение реализации права.
Рассматривая более подробно термин «обеспечение», стоит сказать, что его можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, это деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей в целях создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления. Но также этот термин означает итог, результат выше названной деятельности, выражающийся в фактической реализации гражданами права на социальное обеспечение.
Резюмируя выше сказано, механизм реализации права на социальное обеспечение стоит понимать, как взаимосвязанные правовые действия, направленные на воплощение в жизнь возможностями граждан пользоваться определенными социальными благами. При этом в реализации права активное участие принимаю не только граждане, но и государственные органы,
общественные организации, выполняющие особую роль по защите, охране и созданию оптимальных условий.
Главными организационными институтами, обеспечивающими реализацию права граждан на социальное обеспечение, служат государственные и общественные органы и организации, как национальные, так и международные.
Конституционно-правовой механизм реализации гражданами права на социальное обеспечение базируется на международных документах, национальном законодательстве и социальных институтах, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина.
Н. И. Матузов выделяет в механизме правового регулирования насколько главных элементов: «юридические нормы, субъективные права и юридические обязанности, право реализующих организаций, учреждений и должностных лиц»45.
В статье 71 Конституции РФ закреплено, что к ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития страны.
Во исполнение указанного конституционного положения федеральная политика в социальной сфере определяется, для начала, Президентом РФ путем издания соответствующих указов, а также направления посланий Федеральному Собранию РФ, в которых обозначаются ориентиры государственной социальной политики.
Ключевое значение в механизме реализации прав на социальное обеспечение занимает глава государства, так как он согласно статье 80 Конституции РФ определяет направления внутренней и внешней политики.
Так, 20 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию объявил, что «Сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России».
Так, к примеру, Владимир Путин в борьбе с бедностью предлагает использовать работающий механизм такой поддержки как социальный контракт. Путин говорит, что «в решении проблемы бедности, и в развитии системы социальной поддержки важно дойти до каждой нуждающейся семьи, разобраться в её проблемах. Ни в коем случае нельзя отказывать в помощи только потому, что жизненные обстоятельства человека «немного» где-то и как-то не вписываются в формальные критерии той или иной нашей программы».
Кроме того он отмечает, что в таком важном направлении социального обеспечения, как медицина: «Уже в ближайшие годы мы должны сформировать ряд новых направлений на стыке здравоохранения и социального обслуживания».
В своем послании Путин не оставил без внимания проблему экологии, которая важна для обеспечения качества жизни. Люди проявляют всё более высокие требования к вопросам экологической безопасности. И, пожалуй, самая болезненная тема – это ситуация с коммунальными отходами. Необходимо переводить на более чистые экологические решения предприятия ЖКХ, энергетики, транспорта. В том числе призываю бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива, инвестировать в создание сети заправок и топливных систем, использующих, в частности, сжиженный природный газ», — говорит Путин.
В завершении своего послания президент отметил: «Мы идём к их решению системно и последовательно, выстраивая такую модель социального, экономического развития, которая позволит обеспечить наилучшие условия для самореализации человека, а значит, дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира, сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности, на многовековых традициях, на культуре наших народов, ценностях и наших традициях».46
Федеральное Правительство занимается вопросами регулирования в сфере социального обеспечения. Так, Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, определён стратегический уровень развития сферы социального обслуживания населения, а именно указаны следующие направления:
— обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационноправовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми
потребностями;
— развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;
— обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими
потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;
— развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания47.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления законодательства в области социального обеспечения.
В настоящее время законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»48; Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»49; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»50; Федеральный закон от 16.07.1999 № 165ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»51; Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»52; Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»53; Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»54; Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»55; Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»56; Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»57; Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»58; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
59; Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»60; Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»61.
Положения перечисленных федеральных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов.
Также отметим, что в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 74 Основного закона страны социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия по реализации права на социальное обеспечение распределены между органами государственной власти двух уровней: федерального и регионального.
К полномочиям органов публичной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, реализуемым данными органами автономно за счет средств регионального бюджета, отнесено решение вопросов в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан.
Одну их приоритетных ролей в реализации конституционного права граждан на социально обеспечение играет институт регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом этот институт относится к предметам ведения как Российской Федерации, так и ее субъектов.
«Исходя их того, что защита указанных прав и свобод — конституционная обязанность Российской Федерации как государства (ст. 2, 17), здесь требуется наиболее четкое разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. При этом не следует смешивать регулирование прав и свобод – предмет исключительного ведения Федерации, - по которому принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие вопросы защиты прав и свобод, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и определяют основы (общие принципы) правового регулирования, и защиту прав и свобод, по которым принимаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Федерации (п. «б» ст. 72 и ч. 1 ст. 76 Конституции)»62.
Несмотря на то, что общефедеральные нормативные правовые акты обладают основным значением, однако разграничение предметов ведения детерминировало усиление роли актов регионального и местного уровней, закрепляющих дополнительные гарантии социальной защиты граждан в сравнении с актами, принятыми на уровне Федерации.