Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2724

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. (Скажи которая Татьяна?) (Да та которая грустна и молчалива как Светлана вошла и села у окна) (Неужто ты влюблен в меньшую?) (А что?) (Я выбрал бы другую когда б я был как ты поэт…) (П.). 2. (Василиса Егоровна прехрабрая дама) заметил важно Швабрин (Иван Кузьмич может это засвидетельствовать) (Да слышь ты) сказал Иван Кузьмич (баба-то не робкого десятка) (А Марья Ивановна) спросил я (так же ли смела как и вы?) (Смела ли Маша?) отвечала ее мать (Нет Маша трусиха до сих пор не может слышать выстрела из ружья) (П.). 3. (Значит немец спокоен?) (Тишина) (Ракеты?) (Да но не очень часто) (Э. Казак.). 4. Чичиков продолжал (Конечно всякий человек не без слабостей но зато губернатор какой превосходный человек!) (Губернатор превосходный человек?) (Да не правда ли?) (Первый разбойник в мире!) (Как губернатор разбойник!) сказал Чичиков (Признаюсь этого я бы никогда не подумал) продолжал он (Гог.).
2. Знаки препинания при цитатах
Задание 210. Запишите в виде графических схем предложения с цитатами, объясните пунктуацию. Устно подготовьте рассказ о постановке знаков препинания при цитировании. Образец: А_ : «Ц_». «Ц_», - а _. «Ц_ , - а_, - ц_». А_ : «Ц_» - а_. и т.д.

1. Декарт утверждал: «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». 2. «Самая тяжелая работа – это ничегонеделание», - заметил Оскар Уайльд. 3. Одна из наиболее мудрых народных загадок определяет значение языка такими словами: «Не мед, а ко всему льнет». Этим утверждается, что в мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. 4. «Первоэлементом литературы, - указывал Горький, - является язык…». 5. Докладчик привел слова Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки» - и этим закончил свое выступление. 6. Восторгаясь богатством русского языка, А.М. Горький писал: «… русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». 7. Характеризуя язык как средство общения, Л.Н. Толстой подчеркивал: «Слово – выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает». 8. «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - говорил о выразительности русского языка Н.В. Гоголь. 9. Докладчик напомнил слова А.П. Чехова, что «краткость – сестра таланта», и этим закончил свое выступление. 10. Говоря о языке как средстве общения, Л.Н. Толстой справедливо заметил, что «словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их…». 11. Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!». 12. Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина порою той, что названа «пора меж волка и собаки» (П.). 13. «Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца». 14. Полутыкин заикался, называл свою собаку Астрономом; вместо «однако» говорил «одначе» (Тург.). 15. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив» (П.). 16. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «Становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит Гроза» (Инб.). 17. Эпиграф к книге «Беседы о русском языке»: Язык есть исповедь народа,


В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П.А. Вяземский
Задание 211. Употребите в контексте приведенные цитаты, показав различные способы включения цитат в контекст; объясните постановку знаков препинания. Образец: Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы (А.С. Пушкин). - А. С. Пушкин писал: «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы». – А.С. Пушкин писал, что «критика - это наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы» и т.д.

1. Мудрено пишут только о том, чего не понимают (В.О. Ключевский). 2. Без идеи искусство жить не может (Г.В. Плеханов). 3. Поэзия и искусство – это особая форма не только выражения, но и понимания (Я. Райнис). 4. Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило… (А.И. Герцен). 5. Для истинного художника где жизнь, там и поэзия (В.Г. Белинский). 6. Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно (А.И. Герцен). 7. Музыка – высшее в мире искусство (Л.Н. Толстой).
Задание 212. Выпишите из научных и публицистических текстов примеры на разные способы цитирования (полные и частичные цитаты), а также эпиграфы (не менее 10 примеров). Объясните пунктуацию.
Задание 213. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Буран в степи

Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича

; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать?» - отвечал он, слезая с облучка. Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить, но Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…

Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, - смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком (по А.Пушкину).

Задание 214. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Три Точки

Сошлись три Точки, разговорились.

- Как живешь? Что нового?

- Да все то же!

- Приятного мало…

У Точки, известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению нечего добавить. А ведь как хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя!

- А что, если нам всем вместе попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроем…

- И правда – попробовать?

- Только бы найти подходящее предложение…

Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это – законченное, это – законченное… Вот!

Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чем не бывало становятся за последним словом.

Очередное Слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять свое место в предложении, вдруг замечает Точку.

- Откуда ты взялась? Вы здесь не стояли!

- Нет, стояла!

- Вы не могли здесь стоять!

- Успокойтесь, пожалуйста! – вмешивается в разговор вторая Точка. – Она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.

- Но вы здесь тоже не стояли! – возмущается Слово, болтаясь на кончике пера.

- Она не стояла?! – изумляется третья Точка. – Придите в себя! Она же стоит за мной!


Слово видит, что точкам этим не будет конца, и, перебирая в уме все знакомые крепкие слова, отправляется обратно в чернильницу.

А Точки стоят и посмеиваются: три Точки – это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат (по Ф. Кривину).
Задание 215. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания.

Случай с кларнетистом

Это было где-то в конце прошлого века. В Панаевский театр, что на набережной Невы, у самого Дворцового моста, пришел наниматься кларнетист. Репетиция уже подходила к концу, дирижер куда-то торопился, а предъявленные рекомендательные письма были настолько основательны, что обошлось без прослушивания. Играть следовало в тот же вечер, шел «Фауст» с Шаляпиным.

Первые два акта новичок прошел благополучно, но вот в третьем – ария Мефистофеля. Оркестр почти умолк, скрипачи перешли на пиццикато, кларнетист перевернул страницу и видит: соло! Не обращая ни на что внимания, боясь наврать, молодой человек старается изо всех сил. И вдруг, взглянув на директора, видит отчаянные знаки, улавливает яростный шепот: «Пианиссимо!».

Музыкант растерялся, но соло все же кое-как закончил. Доиграли акт, все ушли из оркестровой ямы, а он остался с невеселой думой: «Провалился!».

И вдруг – громовой шаляпинский голос: «Где тут у вас кларнетист? Давайте его сюда!». Ходили слухи, что великий певец бывал крут даже с мастистыми дирижерами, и новичок совсем сник. Но тут подбегает Шаляпин и тискает его в объятиях: «Ну, молодец, спасибо! Спас меня! Оркестр у вас как в подземелье, объяснил он дирижеру, - на сцене ни черта не слышно. Чувствую: начинаю сбиваться с тона, и вдруг кларнетист как заорет! Ну, я сразу и поймал тон!» (по Ю. Новикову).


Диктанты


Раздел 1

1.

Отдав повода мужику и обивая хлыстом пыль с ботфортов, я по­бежал в дом. Окна и двери в комнатах были открыты настежь, но. несмотря на это, в воздухе стоял тяжелый, странный запах. В зале, на одном из диванов, обитых светло-голубой шелковой матерней, лежали две помятые подушки, а перед диваном, на круглом столи­ке, я увидел стакан с несколькими каплями жидкости, не успевшей высохнуть и распространявшей запах крепкого рижского бальзама. Все это говорило за то, что дом обитаем, но я, обойдя все одиннад­цать комнат, не встретил "ни одной живой души.

Из так называемой «мозаиковой» гостиной вела в сад большая стеклянная дверь; я с шумом отворил ее и по мраморной террасе спустился в сад. Тут, пройдя несколько шагов по аллее, я встретил девяностолетнюю старуху Настастью, бывшую когда-то нянькой у графа. Старуха, несмотря на свой преклонный возраст, отлично слышит и видит, но находит нелишним клеветать на свои органы чувств.

Пройдя еще несколько шагов, я услышал невдалеке голоса, а немного погодя увидел и людей. В том месте, где аллея расширя­лась в площадку, окруженную чугунными скамьями, под тенью вы­соких неотцветших белых акаций стоял стол, на котором блестел самовар. Я тихо подошел по траве к площадке и, скрывшись за сиреневый куст, стал искать глазами графа.

Мой друг, сидел за столом на складном решетчатом стуле и пил чай. На нем был пестрый халат, в котором я видел его два года то­му назад, и соломенная шляпа. Лицо было озабоченно, сосредоточенно, сжато в складки, так что человек, незнакомый с ним, мог быподумать, что его мучит в данную минуту солидная мысль, забота. (По А.П. Чехову).

2.

Диво дивное необыкновенного сентября!

Под сенью густой листвы любо мечтателям-грибникам, нетороп­ливыми шагами измеряющим золотые промежутки солнечных поля­нок в белых колоннах ясных берез, внимать тишине. Лучистый блик оселком накидывается на поздние лиловые колокольчики, на красные, как маки, подосиновики. В упор слепит, будто повязку на глаза надевает, сентябрьское солнце, рябит в глазах от цветного лоскута опавшей листвы.