Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2765
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
IV. Нетипичный (для чего?) для этого климата холод; неинтересные (по чему?) по содержанию главы романа; несвойственная (кому?) ему мелочность.
Образец № 9
I . (Кому?) никому не нужные трухлявые грибы.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с прилагательным раздельно, если в качестве зависимого слова при прилагательном выступают отрицательные местоимения или наречия.
IV. (Для кого?) ни для кого не интересные рассказы; (в какой степени?) ничуть не интересные рассказы.
Образец № 10
I . Непрекращающаясяканонада.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с причастием слитно, если нет противопоставлений и нет зависимых слов, ведущих к раздельному написанию НЕ с причастиями.
IV. Незаживающие раны, ненаписанные письма, неубранные хлеба.
Образец № 11
I . Неумеющий читать ребенок; еще неутихший ветер.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. НЕ является отрицательной частицей и пишется с причастием раздельно, если оно имеет зависимое слово.
Неумеющий (что делать?) читать ребенок; (до каких пор?) еще неутихший ветер.
IV. Не успевшая (что сделать?) пожелтеть хвоя; не желающий (что делать?) думать человек; (до каких пор?) еще не укатанная дорога; не спавшие (как долго?) всю ночь люди.
Образец № 12
I . (В какой мере?) совершенно нетронутый лежал снег.
II. Правописание НЕ с причастиями.
III. Наречия меры и степени, выступающие в качестве зависимых слов, ведут к слитному написанию НЕ с причастиями.
IV. (В какой мере?) почти нераспустившийся цветок, но: почти не распустившийся (до каких пор?) к полудню цветок; (в какой мере?) абсолютно невысохшая краска
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
031000.62 - « Филология »
Владивосток
2011
Контрольные работы
Тема 1. Глагол. Спрягаемые формы.
1.Система форм глагола; морфемная структура спрягаемых форм.
2.Правописание глагольных форм, методика разграничения глаголов I и II типов спряжения .
3.Формообразующие суффиксы глаголов.
4.Морфемный анализ глагольных форм. Правописание суффиксов глаголов.
Тема 2. Именные части речи. Местоимение.
1.Термины склонение и тип склонения. Определение типа склонения и падежа существительных.
2.Окончания существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
3.Словообразовательный анализ. Образование отыменных прилагательных с Н и НН.
Тема 3. Синтаксический анализ как база пунктуационной грамотности.
1.Простое предложение. Разбор по членам предложения, определение типа сказуемого.
2. Виды определений, обстоятельств и дополнений. Различение дополнения и несогласованного определения.
3.Определение видов синтаксических связей.
Тема 4. Образование и правописание неспрягаемых глагольных форм.
1.Образование и правописание неспрягаемых глагольных форм. Выбор суффиксов у причастий.
2.Суффиксы Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
3.Осложнение простого предложения. Пунктуация при обособленных определениях.
Тема 5. Обособленные обстоятельства. Семантика и правописание Не и НИ.
1.Обособление обстоятельств – деепричастных, предложных, сравнительных оборотов с союзом КАК. Уточняющие обстоятельства.
2. Слитное и раздельное написания Не с прилагательными, причастиями, наречиями на О.
3.Синтаксическая структура предложений с НИ для утверждения и отличительные особенности предложений с НЕ для утверждения.
Тема 6. Синтаксический анализ сложного предложения.
1.Сложноподчиненное предложение, синтаксический разбор. Линейная и традиционная схемы сложного предложения. Определение типов придаточных предложений.
2.Термины «союз» и «союзное слово». Функции местоимений и наречий: разные члены простого предложения, функция связи в сложном предложении (функция союзного слова).
Тема 7. Итоговая контрольная работа
I.
1. Выполнить синтаксический анализ сложного предложения:
а) Расставить знаки препинания;
б) разбить на предикативные части и пронумеровать их, выделив средства связи;
в) подчеркнуть предикативное ядро в каждой части;
г) указать формальные признаки главных членов;
д) указать тип придаточных предложений;
е) составить традиционную и линейную схемы данного предложения;
ж) определить тип сложного предложения.
2. Выполнить синтаксический анализ простого предложения:
а) Разобрать простое предложение (предикативная единица № 3) по членам;
б) объяснить пунктуацию простого предложения;
в) разбить предикативную единицу на словосочетания и определить вид подчинительной связи между словами (вариант задания: проиллюстрировать все виды подчинительной связи примерами из текста);
3. Определить (и доказать) одушевленность / неодушевленность существительных:
4. Определить (и доказать) переходность/непереходность глаголов пойти,
5. а) Связать возможность образования причастных форм с видом и переходностью глагола ;
б) выделить основы настоящего и прошедшего времени глагола, от которых будут образованы причастные формы;
в) образовать причастные формы, обозначив их структуру (основа + формообразующий суффикс); причастные формы обязательно назвать.
6.Привести частную парадигму настоящего времени изъявительного наклонения глагола .
7. Выполнить морфемный анализ предложенных слов.
8. Выполнить словообразовательный анализ предложенных слов.
II. Расставить знаки препинания, определить семантику служебного слова как:
III. Определить тип отношений между частями бессоюзного сложного предложения, использовав методический прием подстановки подчинительного союза.
Образцы контрольных работ
Контрольная работа №3 (модуль III)
I вариант.
I. Разобрать по членам предложения. Назвать тип сказуемого. В отмеченном предложении при разборе поставить смысловые вопросы.
1. На пути вам часто будут попадаться старинные вязы (Ив.).
2. Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать (А.К.Т.).
3. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего дыхания (П.).
4. Отец с сыном в прошлом были судовыми механиками (Ив.)
5. Понять организующую силу труда помогли мне книги (М.Г.).
II. Привести примеры согласованного и несогласованного определений. Доказать (1-2).
III. Задать смысловой вопрос, определить вид обстоятельства по значению.
1.Уходили комсомольцы на гражданскую войну (Исак).
2. От волнения Петя не мог выговорить ни слова (Кат.).
3.Он песенку эту твердил наизусть (Св.)
4. Объявление несколько озадачило меня (Ив.)
IV. Разбить на пары слов, связанных по способу подчинения. Определить вид синтаксической связи.
Освещенное холодным закатом облако медленно гасло в застывшем небе (по Пауст.).
II вариант.
I. Разобрать по членам предложения. Назвать тип сказуемого. В отмеченном предложении при разборе поставить смысловые вопросы.
1. Летят перелетные птицы ушедшее лето искать (Исак.).
2. Пусть свет и радость прежних встреч нам светит в трудный час (Исак.).
3. Большинство бойцов успело выпрыгнуть и ударить с тыла по врагу (Сим.).
4. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь (Твард.).
5.Поднятый палками снег бил Варе в лицо и мешал следить за дорогой (Пауст).
II. Привести примеры дополнения, выраженного формой Род.п. существительного. Доказать (1-2).
III. Задать смысловой вопрос, определить вид обстоятельства по значению.
1. Вдохновение приходило во время руда (Н.О.).
2. Земля нам дана для жизни (Пауст.).
3.Иссыхает от зноя лицо (Пауст.).
4. Узкая дверь открыта настежь (Т.).
IV. Разбить на пары слов, связанных по способу подчинения. Определить вид синтаксической связи.
Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки (М.Г.).
Орфографические минимумы
I семестр
Абажур, бакалея, вентиляция, горизонт, дизентерия, вереница, вестибюль, дезинфекция, калитка, каморка, канифоль, каракатица, кощей, лотерея, мавзолей, облигация, периодический, периферийный, пластилин, поликлиника, экскаватор, эскалатор, эстакада, балагур, бахрома, бечевка, ветчина, винегрет, гастроном, потчевать, делегация, дисциплинированный, каблучок, кавычки, калач, каравай, колчан, манифест, пигалица, проволока, свирепый, снегирь, университет, ураган, эксплуатация, ярмарочный, аккомпанемент, бидон, ватага, ватрушка, витрина, гардероб, дистиллированный, идеологический, иждивение, кобура, конфорка, карниз, мачеха, наваждение, обаяние, обоняние, гегемония, палисадник, папоротник, пескарь, предварительный, президиум, пропаганда, экзамен, эликсир, ананасы, артиллерийский, аппетит, аромат, адвокат, бутерброд, бюллетень, багровый, сиреневый, лазурный, кронштадтский, по-дилетантски, десерт, бордовый, фисташковый, багряный, оранжевый, лиловый, ежевика. Еретик, инвентарь, инженер, интеллектуальный, интеллигент, крапива, кумачовый, конура, коряга, атаман, оптимистический, привилегированный, экспериментальный, терраса, параллельный, беллетристика, оккупированный, пельмени, пирожное, компаньон, панегирик, канонада, карикатура, теоретический, преддверие, разиня, разевать, авиакомпания, энтузиазм, иллюстрация, катастрова, раздражать, занавеска, баррикада, мезонин, лестница, напропалую, покуролесить, участвует, беспрецедентный, инцидент, фантастический, фонтан, агиткампания, бравада, деликатность, закавыка, корноухий, камуфляж, дирижер, антагонизм, лазарет, ианекен, опрокинуть, гуманизм, гармоничный, аналогичный, констатировать, компетентный, насмехаться, поскользнуться, махровый, корреспондент, лаборатория, имитация, безыскусственный, сверхискусный, парадоксальный, кристальный, отверстие, юннаты, панорама, коридор, галерея, колея, яства, явственный, кристаллический, пьедестал, трансъевропейский, бессчетный, расчетливый, рассчитанный, расстегнуться, поэтесса, директриса, стеариновый, макулатура, веснушчатый, дощатый, компрометировать, кожимит, абстрактный, чувствовать, равнина, бирюзовый, раззява.