Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средний уровень –12-16 баллов. Испытуемый составляет адекватные по смыслу высказывания. В рассказе сохранны основные смысловые звенья, правильная последовательность рассказа. Имеются грамматические нарушения при построении предложений, нарушения согласования слов и выбора словоформ, страдает смысловая целостность. Со стимулирующей помощью испытуемый способен составить адекватную по смыслу и грамматическому структурированию фразу.
Уровень ниже среднего – 6-11 баллов. Испытуемый не всегда может составить адекватное по смыслу высказывания, имеются лексико-грамматические нарушения – трудности поиска слова, согласования слов в предложении. При составлении рассказа отмечается искажение отдельных смысловых звеньев, нарушена последовательность отдельных событий. рассказ краткий, представлен простыми предложениями, имеются аграмматизмы, частично отсутствуют связующие звенья. Стимулирующая помощь в большинстве случаев неэффективна.
Низкий уровень – 1-5 баллов. Развитие связной устной речи значительно отстает от возрастной нормы. Рассказ частично соответствует изображаемой ситуации, отмечается пропуск смысловых звеньев, не раскрыты временные и причинно-следственные отношения, отсутствует смысловая целостность, используемые предложения грамматически оформлены неверно, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа отмечается перечисление предметов и действий, стимулирующая помощь неэффективна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспекты логопедических занятий по развитию связной устной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа «Щенок» с опорой на серию сюжетных картин»
Цель: развитие навыков составления рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закрепление умения составлять план рассказа, выделять основную мысль в каждой картине;
– закрепление умения составлять рассказ по плану.
Коррекционно-развивающие:
– расширение и актуализация словаря;
– развитие памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих;
– воспитывать самоконтроль за своей речью;
– воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Щенок», игрушки – щенок и взрослая собака.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (Собака). А как называется детеныш у собаки (Щенок).
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
– Сегодня на занятии мы с вами будем составлять рассказ.
2. Беседа по серии сюжетных картин, определение последовательности картинок, выставленных в свободном порядке.
– Давайте сравним собаку и щенка (Это домашние животные, собака большая, а щенок маленький, собака сильная, а щенок слабый).
– Куда шел мальчик?
– Как его зовут? Давайте придумаем ему имя.
– Кто встретился на его пути?
– Что сделал мальчик?
– Почему мальчик решил взять щенка?
– Как мальчик назвал своего щенка?
– Как мальчик заботился о щенке?
– Каким стал щенок?
– Какое время года изображено на первой, второй и третьей картинках?
– Что случилось летом?
3. Составление плана рассказа.
Примерный план
1. Миша находит щенка.
2. Миша заботится о щенке.
3. Полкан приходит на помощь.
Повторение плана несколькими детьми.
4. Придумывание названия рассказа.
5. Рассказы детей.
Щенок (примерный рассказ)
Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, как кто-то скулит. Оказалось, что это маленький беззащитный щенок. Щенок Мише очень понравился, и он забрал его домой. Дома он построил для него будку, ухаживал за ним и кормил. Скоро щенок вырос и стал большим и сильным. Миша решил покатать Полкана на лодке. Он попросил у своего брата лодку. А брат забыл, что в лодке была маленькая щель. Когда Миша и Полкан заплыли на середину реки, лодка стала заполняться водой. Вася не умел плавать и стал тонуть. Собака подплыла к хозяину и помогла ему выбраться на берег.
6. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.
7. Рассказы детей.
III. Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Как называется детеныш собаки?
Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа «Лето» с опорой на сюжетную картину»
Цель: развитие навыков составления рассказа с опорой на сюжетную картину.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– развитие умения составлять описательный рассказ.
Коррекционно-развивающие:
– расширение и актуализация словаря;
– развитие умения подбирать прилагательные к существительным;
– развитие умения подбирать антонимы;
– развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательная:
– воспитание умения передавать чувства и эмоции с помощью речи;
– воспитание бережного отношения к природе;
– воспитание самоконтроля за речью;
– воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: сюжетная картинка «Лето».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Угадай, что это?».
Яркое, теплое, жаркое, желтое (Солнце). Зеленая, мягкая, высокая, низкая (Трава). Приятная, освежающая, теплая, прохладная (Вода). Разноцветное, яркое, теплое, радостное (Лето). Безоблачное, голубое, светлое (Небо). Грозовые, дождевые, высокие (Облака).
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
– Сегодня мы с вами поговорим о лете, будем составлять рассказ, подумаем, как летом можно отдыхать.
2. Рассматривание картины «Лето». Беседа по вопросам.
– Какое время года изображено?
– Какая погода летом?
– Как выглядят деревья, травка?
– Что можно увидеть в траве?
– Кто летает над цветами?
– Куда пошли дети?
– Что они делают?
3. Совместное составление рассказа по картине.
Логопед предлагает детям план рассказа.
а) Рассказ о том, какая летом погода и природа.
б) Рассказ о том, куда пошли дети и что они делают.
в) Рассказ о том, почему вы любите лето.
Пришло долгожданное лето. Наступили солнечные, теплые дни. На деревьях зеленеют листья, земля покрыта душистой травой. Распустились цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Однажды дети отправились на речку. Там Маша решила собрать букет цветов. Витя, Ира и Даша играли в мяч. А Ваня и Денис расстелили одеяло и загорали. Еще летом на речке можно ловить рыбу и купаться в теплой воде. Вот бы лето не заканчивалось!
4. Рассказы детей.
5. Физкультминутка «Жаркий день».
По дороге мы пойдем. Ох! Жаркий день - сядем в тень. Мы под дубом посидим. Мы под дубом полежим. Потом дальше идем. | Шагаем на месте. Садимся на корточки. Кладем голову на сложенные ладони. Встаем, идем дальше. |
6. Рассказы детей.
7. Игра «Скажи наоборот».
Грустные дети – веселые дети. Долгий дождь – короткий дождь. Темное небо – светлое небо. Горькие ягоды – сладкие ягоды. Низкая трава – высокая трава. Холодная речка – теплая речка.
III. Итог занятия. О каком времени года мы говорили с вами сегодня? Какие признаки лета вы знаете? Что можно делать летом?