Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра дефектологического образования
Допущена к защите
«____» ___________20__г.
Зав. кафедрой:
к.п.н., доцент
Четверикова Татьяна Юрьевна
_______________________
(подпись)
Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий
Выпускная квалификационная работа
по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) Логопедия
Выполнил: студент Лк.418.2.
заочной формы обучения
Ескенина Карина Дулатовна
(подпись)
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Четверикова Татьяна Юрьевна
(подпись)
Выпускная квалификационная работа
защищена
«____»_________2023 г.
Оценка____________
Председатель ГЭК______________
(подпись)
Омск, 2023
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Научно-теоретические основы развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи на логопедических занятиях | 7 |
1.1. Закономерности развития связной устной речи в онтогенезе | 7 |
1.2. Особенности развития связной устной речи у детей с лёгкой степенью умственной отсталости | 13 |
1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи | 19 |
Выводы по 1 главе | 26 |
Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования | 28 |
2.1. Общая организация исследования | 28 |
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи | 32 |
2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи на логопедических занятиях | 38 |
Выводы по 2 главе | 49 |
Заключение | 50 |
Аннотация | 52 |
Список использованных источников и литературы | 54 |
Приложение | 61 |
Введение
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и является необходимым условием становления личности, социальной адаптации в обществе, овладения школьной программой. В психологической литературе монологическая речь определяется как связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о каких-либо фактах и явлениях окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн и др.).
Процессы развития связной устной речи в онтогенезе рассматриваются в работах А.Н. Гвоздева, Н.И. Лепской, М.И. Лисиной, О.С. Ушаковой, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин и др. Ученые подчеркивают, что связная речь формируется на протяжении всего дошкольного возраста и предполагает полноценное развитие всех компонентов языковой системы. Связная устная речь, являясь наиболее совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей средой, обеспечивает ему возможность целостного восприятия, отражения и воспроизведения информации.
Среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с умственной отсталостью. Связная речь у детей с нарушением интеллекта формируется в замедленном темпе и характеризуется качественными особенностями (Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.). Исследователи отмечают, что для речи умственно отсталых детей свойственно позднее начало ее развития, замедленное накопление словаря, трудности усвоения значений слов, составления связного развернутого высказывания, неспособность оперировать словом в самостоятельной речевой деятельности (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, И.С. Исмаилова, В.Г. Петрова и др.). Несформированность связной устной речи у детей данной категории отрицательно сказывается на развитии мыслительных процессов, ограничивает их коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями (Г.Н. Лаврова, Р.И. Лалаева, И.Н. Лебедева, Л.В. Матвеева и др.).
В настоящее время существует необходимость определения эффективных методов и приемов обучения детей с легкой степенью умственной отсталости грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной форме, совершенствования речевых умений, необходимых для понимания чужих и создания собственных текстовых сообщений. Опыт работы многих педагогов (И.С. Исмаилова, Г.А. Лаврова, Р.И. Лалаева, И.Н. Лебедева и др.) подтверждает тот факт, что при правильной организации коррекционного процесса дети с умственной отсталостью способны овладеть связной речью.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что развитие связной устной речи является одной из основных проблем в процессе обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, ее развитие является необходимым условием становления личности и социальной адаптации, овладения навыками письменной речи, что обусловливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования определить психолого-педагогические условия развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить литературные источники по проблеме исследования;
– установить уровень развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи;
– подготовить программно-методические материалы для реализации логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи.
Методы исследования:
– изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования;
– педагогический эксперимент в констатирующем варианте;
– количественный и качественный анализ полученных данных, формулировка выводов.
Теоретической базой исследования являются труды учёных, исследовавших:
– связную речь как речевую единицу, как сложную речемыслительную деятельность (Т.В. Ахутина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Якубинский и др.);
– закономерности развития связной устной речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, В.П. Глухов, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.);
– специфику развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, И.С. Исмаилова, Г.Н. Лаврова, Р.И. Лалаева, И.Н. Лебедева, Л.В. Матвеева и др.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, в том числе подготовленных программно-методических материалов учителями-логопедами, учителями начальной школы и родителями в целях развития у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью связной устной речи.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КОУ Адаптивная школа-интернат №17 г. Омска в 2022–2023 учебном году. Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, из них 5 мальчиков и 7 девочек.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, аннотацию на иностранном языке, список использованных источников и литературы (50 наименований).
Глава 1. Научно-теоретические основы развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи на логопедических занятиях
1.1. Закономерности развития связной устной речи в онтогенезе
Связная речь в лингвистической литературе определяется как единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Основу связной речи составляют слово, словосочетание и предложение, находящиеся между собой в структурно и семантически сложных отношениях. Как отмечает А.А. Душницкая, к признакам связной речи относятся грамматическая связанность, а также тематическое, структурное и смысловое единство [19].
С точки зрения психолингвистического подхода А.А. Леонтьев определяет связную речь как сложную речемыслительную деятельность, которая осуществляется во внутреннем (предметно-смысловом) и внешнем (формально-языковом) плане [30].
О.Л. Леханова с соавторами указывает, что основным продуктом связной речи является текст – законченное речевое произведение, которое является целостным с точки зрения содержания и структуры. Основными признаками текста являются завершенность, связность, стилевое единство и цельность [32].
Основной функцией связной речи является коммуникация, которая реализуется в форме диалогической и монологической речи.
В.И. Яшина, М.М. Алексеева отмечают, что диалогическая речь как основная форма языкового общения характеризуется чередованием говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого собеседника. Связность обеспечивается двумя собеседниками, при этом отмечается привязанность к конкретной ситуации и активное использование жестов, мимики, интонационных средств выразительности [50].
Для диалогической речи типичным является использование устойчивых формул общения и речевых шаблонов. Как указывает Л.П. Якубинский, для диалога свойственно применение разговорной лексики, краткость, непроизвольность, кратковременное предварительное обдумывание высказывания [49].
В.И. Яшина, М.М. Алексеева определяют монологическую речь как речь, обращенную к самому себе и не рассчитанную на ответную словесную реакцию собеседника. Для монолога, в отличие от диалога, характерно более обширное тематическое содержание и более сложное синтаксическое построение. Монолог представляет собой связное, логически последовательное высказывание, содержащее развернутую формулировку информации и выражающее мысль одного человека. Необходимыми условиями монологического высказывания являются внутренняя подготовка и предварительное обдумывание [50].
В.В. Виноградов подчеркивает, что характерными особенностями монолога являются развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, использование литературной лексики, синтаксическая оформленность, связность монолога обеспечивается одним говорящим [11].
Построение связного высказывания предполагает:
– соответствие темы и основной мысли;
– использование различных типов речи в соответствии с целью и условиями коммуникации;
– соблюдение структуры типа текста;
– использование различных типов связей между предложениями;
– использование адекватных лексических и грамматических средств.
Процесс порождения монологического высказывания представляет собой сложный, многоуровневый процесс, который начинается с мотива, возникающего в мыслях. Затем происходит зарождение мысли, формируется замысел высказывания с помощью внутренней речи, параллельно с которым формируется программа высказывания. Далее план высказывания реализуется во внешней речи с помощью языковых средств, осуществляется процесс передачи информации в словоформах.
В трудах Т.В. Ахутиной выделены три уровня программирования монологического высказывания – внутреннее программирование обеспечивает выбор семантических единиц, грамматическое структурирование обеспечивает выбор лексических единиц, моторная реализация обеспечивает звуковое оформление высказывания [1].
Особенности развития связной речи в онтогенезе рассматриваются в работах А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, А.А. Леонтьева, Н.И. Лепской, М.И. Лисиной, О.С. Ушаковой, С.Н. Цейтлин и др. Согласно их исследованиям, становление связной речи начинается на этапе перехода от ситуативной речи к контекстной, когда у ребенка возникает потребность передать смысловое целое, предназначенное для постороннего слушателя [14; 17; 30; 31; 33; 43; 45].