Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список использованных источников и литературы


  1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 334 с.

  2. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения [Текст] / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.

  3. Андреева, О.В. Развитие связной речи у детей с легкой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии [Текст] / О.В. Андреева, О.П. Заболотских // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы IV студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2020. – С. 87 – 89.

  4. Андрусёва, И.В. Психолого-педагогические условия развития связной речи старших школьников с умственной отсталостью в процессе театральной деятельности [Текст] / И.В. Андрусёва, Д.А. Иценкова // Инновационное развитие науки и образования: Сб. статей XIV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 110 – 112.

  5. Антонова, Е.П. Развитие устной связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения [Текст] / Е.П. Антонова // Вопросы педагогики. – 2016. – №12. – С. 10 – 14.

  6. Антонова, Н.Е. Содержание логопедической работы по развитию продуктивных и репродуктивнях видов связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и легкой умственной отсталостью [Текст] / Н.Е. Антонова // The Newman in Foreign Policy. – 2017. –№ 37 (81). С. 88 – 90.

  7. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 422 с.

  8. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Парадигма, 2012. - 635 c.

  9. Броневская, М.Н. Формирование связной монологической речи у детей школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / М.Н. Броневская // Научный альманах. – 2021. – №6-1 (80). – С. 47 – 51.

  10. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

  11. Виноградов, В.В. Русский язык [Текст]: (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. – М.: Русский язык, 2001. – 717 с.

  12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. - Воронеж: МОДЕК, 2016. - 233 с.

  13. Воронкова, В.В. Дифференцированный подход к младшим умственно отсталым школьникам в процессе обучения русскому языку [Текст]: монография / В.В. Воронкова. – М.: Педагогическая академия, 2012. – 310 с.

  14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство–Пресс, 2007. – 470 с.

  15. Глухов, В.П. Практикум по психолингвистике [Текст] / В.П. Глухов. – М.: МПГУ, 2017. – 178 с.

  16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М: АРКТИ, 2006. – 166 с.

  17. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи: монография [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Спутник +, 2010. – 370 с.

  18. Долгих, Л.Ю. Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью: [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Долгих Лада Юрьевна. – М., 2002. – 215 c.

  19. Душницкая, А.А. Сущность понятий «речь» и «связная речь» в психолого-педагогической литературе [Текст] / А.А. Душницкая // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. статей XII Международной научно-практической конференции / Наука и Просвещение. – Пенза, 2017. – С. 259-261.

  20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 111 с.

  21. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – Москва: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 370 с.

  22. Защиринская, О.В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация [Текст]: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.04 / Защиринская Оксана Владимировна. – СПб, 2013. – 467 с.

  23. Исмаилова, И.С. Развитие связной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта [Текст]: Дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.07, 19.00.10 / Исмаилова Индира Седрединовна. – Нижний Новгород, 2009. – 196 с.

  24. Кабирова, Э.Н. Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей с умственной отсталостью [Текст] / Э.Н. Карибова, И.В. Андрусева // Цели и пути устойчивого экономического развития: Сб. научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С.170 – 175.

  25. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318 с.

  26. Лаврова, Г.Н. Особенности обучения программированию связного высказывания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ручным трудом [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Лаврова Галина Николаевна. – Екатеринбург, 1997. – 201 c.

  27. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 220 с.

  28. Лалаева, Р.И. Реализация онтогенетического подхода при определении взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Р.И. Лалаева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 3. – №1. – С. 60 – 71.

  29. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на модели обучения рассказыванию по картине [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Лебедева Ирина Николаевна. – СПб., 2004. – 240 с.

  30. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 211 с.

  31. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2013. – 313 с.

  32. Лингвистические и психолингвистические основы образовательной деятельности [Текст] / Сост. О.Л. Леханова и др. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. – 207 с.

  33. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 318 с.

  34. Матвеева, Л.В. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов с интеллектуальным недоразвитием на основе моделирования речевого высказывания [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Матвеева Любовь Викторовна. – СПб., 2001. – 185 с.

  35. Меметова, А.А. Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида [Текст] / А.А. Меметова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 130-131.

  36. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Academia, 2004. – 159 с.

  37. Попова, О.И. Формирование связной речи младших школьников с умственной отсталостью посредством творческого конструирования [Текст] / О.И. Попова, О.И. Ульянова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции / Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна, 2018. – С. 236-239.

  38. Разживина, Н.В. Соотношение нарушений познавательной деятельности, устной и письменной речи у младших школьников с дисграфией [Текст] / Н.В. Разживина, Р.И. Лалаева // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 10. – С. 120 – 122.

  39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2022. – 705 с.

  40. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: ИОИ, 2016. – 257 с.

  41. Степанова, Т.Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию монологической речи старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / Т.Н. Степанова // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: Сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 303 – 307.

  42. Стрельникова, М.Н. Эффективность использования мнемотехники в развитии связной речи младших школьников с легкой умственной отсталостью [Текст] / М.Н. Стрельникова, А.А. Андреева // Современные проблемы дефектологии глазами студента: материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов, 2018. С. 208 – 212.

  43. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: Развитие связной речи: [Текст] / дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.06 / Ушакова Оксана Семеновна. – М., 1996. – 364 с.

  44. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика [Текст] / Т.Н. Ушакова. – М.: Пер Сэ, 2006. – 416 с.

  45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2017. – 240 с.

  46. Цыпленкова, М.В. Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / М.В. Цыпленкова, Е.Л. Норкина // Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования: Сб. статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2016. С. 122 – 124.

  47. Шабалина, Н.В. Приемы коррекционной работы по развитию связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Н.В. Шабалина // Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций: Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 55 - 59.

  48. Шундрик, Д.С. Использование стихотворных текстов в развитии связной речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / Д.С. Шундрик, А.В. Калиниченко // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: материалы XXIII региональной научно-практической конференции. – Благовещенск, 2022. – С. 392 – 393.

  49. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование. Избранные работы [Текст] / Л.П. Якубинский; отв. ред. А.А. Леоньтьев. – М.: Наука, 1986. – 205 с.

  50. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2014. – 448 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностические задания для выявления уровня развития связной устной речи у младших школьников
Использовалась диагностическая методика В.П. Глухова, включающая четыре задания. Цель методики – определить состояние связной устной речи у детей.

Диагностическое задание 1 – «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам».

Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается вспомогательный вопрос: «Что делает мальчик / девочка?».

Материал: пять сюжетных картинок: Мальчик поливает цветы. Девочка ловит бабочку. Мальчик ловит рыбу. Девочка катается на санках. Девочка везет малыша в коляске.





Оценка результата:

5 баллов – грамматически правильно построенные фразы, адекватные по смыслу и содержанию картинки.

4 балла – фраза адекватна по смыслу, недостаточно информативна, имеются недостатки в употреблении словоформ, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, имеются длительные паузы при поиске нужного слова.

3 балла – фразы недостаточно информативны, имеются нарушения лексико-грамматического структурирования при построении большинства предложений.

2 балла – адекватное составление фраз со стимулирующей помощью.

1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа, составление фразы подменяется перечислением предметов, стимулирующая помощь неэффективна.

Диагностическое задание 2 – «Составление предложений по трем картинкам, связанным по смыслу».


Инструкция для ребенка: «Назови картинки, составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.» При наличии затруднений задается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?», повторяется речевая инструкция с указанием на пропущенную картинку.

Материал: картинки: девочка, корзинка, лес; бабушка, нитки, носки; мама, плита, пирог.







Оценка результата:

5 баллов – фразы составлены с учетом предметного содержания всех картинок, адекватны по смыслу, правильно оформлены грамматически, информативны.

4 балла – фразы адекватны по смыслу, имеются отдельные лексико-грамматические недостатки при построении высказывания.

3 балла – фразы составлены на основе содержания двух картинок, ребенок составляет адекватное высказывание со стимулирующей помощью.

2 балла – трудности составления фраз на основе всех трех картинок, стимулирующая помощь неэффективна, ошибки в языковом оформлении высказывания.

1 балл – называние предметов, невозможность составить адекватное высказывание.

Диагностическое задание 3 – «Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Материал: сказка «Курочка Ряба».

Текст сказки.

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил - не разбил. Баба била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.


Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Инструкция для ребенка: «Послушай сказку». Перед повторным прослушиванием ребенку дается установка на пересказ: «Я прочитаю сказку еще раз, внимательно слушай, а потом перескажи ее».

Оценка результата:

5 баллов – пересказ выполнен самостоятельно, содержание текста передано полностью.

4 балла – пересказ выполнен с некоторой помощью, содержание текста передано полностью.

3 балла – отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента.

2 балла – пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена.

1 балл – перечисление предметов и действий, стимулирующая помощь неэффективна.

Диагностическое задание 4 – «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Материал: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (Н.Е. Ильякова).



Инструкция для ребенка: «Рассмотри картинки, составь последовательный рассказ». Перед составлением рассказа проводится беседа по предметному содержанию каждой картины серии.

Оценка результата:

5 баллов – связный рассказ составлен самостоятельно.

4 балла – содержание картинок отражено достаточно, связный рассказ составлен с помощью стимулирующих вопросов и указаний.

3 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и уточнения деталей картинок.

2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, связность нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету нарушено.

1 балл – называние предметов и действий, отсутствие связного рассказа, стимулирующая помощь неэффективна.

Подведение итога

По окончании обследования детям присваивается один из 4 уровней развития связной устной речи, соответствующий определенному количеству баллов, а именно:

Высокий уровень – 17-20 баллов. Испытуемый составляет адекватные по смыслу, грамматически правильно оформленные высказывания. Отсутствуют лексико-грамматические нарушения. При составлении рассказа смысловые звенья не пропускает, рассказ целостный, связный, развернутый. Ребенок пользуется различными типами предложений. В стимулирующей помощи не нуждается.