Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этап 3. – Формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картин.
На данном этапе логопедическая работа начинается с составления рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Детский сад», «Семья», «Зимние развлечения» и др.). Детьми составляются короткие рассказы по отдельным фрагментам, далее – по всей картине.
Затем в работу включаются небольшие по объему рассказы с изображением места действия, предметов, событий, определяющих общую тематику картины («Зимний лес», «Ледоход» и др.). Далее проводится обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с подробным развитием сюжетного действия. Включаются задания на придумывание предшествующих или последующих событий по опорным вопросам.
Логопедическое занятие включает в себя такие элементы, как подготовку детей к восприятию содержания картины (беседа, чтение литературных произведений), разбор содержания, обучение составлению рассказа, анализ продуктов детской деятельности. После разбора содержания в занятие включаются игровые упражнения, направленные на называние объектов, действий, обыгрывание частей сюжета.
Эффективными являются такие приемы, как речевой образец, направляющие вопросы, составление плана рассказа, составление рассказов по фрагментам картин, коллективное составление рассказа. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии, формируются операции анализа предметного содержания картин, выделение действенной основы событий и существенных деталей изображения. Далее определяется общее содержание событий и их последовательность, дети по цепочке составляют высказывания к каждой отдельной картине. На втором занятии осуществляется составление рассказов по всей серии картин, по вопросам педагога составляется сюжетная завязка изображаемого действия.
В целях оптимизации логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью мы придерживались условий, которые отражены в работах А.К. Аксеновой, Р.И. Лалаевой и других педагогов:
– включение упражнений, направленных на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– параллельное развитие лексико-грамматической стороны речи и смыслового программирования высказывания;
– поэтапное формирование умственных действий с постепенным усложнением речевого материала и уменьшением наглядных опор;
– использование различных методических приемов (речевой образец, демонстрация действий, вопросно-ответная форма речи, речевые и игровые упражнения);
– тематическая организация речевого материала, его связь с программой по русскому языку.
Таким образом, логопедическая работа по развитию связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью направлена на развитие смыслового программирования высказывания и овладение языковыми средствами его оформления. Логопедическая работа по обучению рассказыванию включает в себя развитие операций сравнения, анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, навыков пересказа и составления рассказа.
Выводы по 2 главе
Констатирующее исследование проводилось на базе КОУ Адаптивная школа-интернат №17 г. Омска в 2022-2023 учебном году. Целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей и уровня развития связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Экспериментальную группу составили 12 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (легкая степень). При проведении исследования использовались диагностические задания, представленные в работах В.П. Глухова.
Согласно полученным данным, высокий уровень по результатам исследования среди детей экспериментальной группы не зафиксирован. Средний уровень развития связной устной речи наблюдался у 25% детей, уровень ниже среднего – у 41,7% младших школьников, низкий уровень – у 33,3% учащихся. У детей экспериментальной группы связная речь не сформирована и характеризуется отсутствием смысловой целостности высказываний, наличием аграмматизмов, трудностях построения предложений различной синтаксической структуры, неумением пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картин. Младшим школьникам экспериментальной группы необходима логопедическая помощь, направленная на развитие смыслового программирования высказывания, овладение языковыми средствами оформления текста.
Логопедическая работа по развитию связной устной речи основывается на специальных принципах коррекционной педагогики и включает в себя поэтапное формирование умений составлять предложения различной структуры, пересказывать текст, составлять рассказ по серии сюжетных картин. Коррекционное воздействие осуществляется на логопедических занятиях путем включения упражнений, с опорой на различные анализаторы.
Заключение
Связная речь представляет собой единицу речи, составные компоненты организуют единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя языка. Основой связной речи являются слово, словосочетание и предложение. В норме становление связной речи начинается на втором году жизни, с появления первых фраз. На протяжении дошкольного возраста у детей наблюдается активное расширение словаря, происходит усвоение грамматических структур, что является основным фактором развития связной устной речи. Употребляемые предложения постепенно усложняются, формируются навыки употребления предлогов и словоформ. В норме к концу дошкольного периода речь становится полноценным средством общения, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ как с опорой на наглядность, так и из собственного опыта.
Умственная отсталость характеризуется несформированностью мыслительных процессов, что негативно отражается на процессе становления связной речи. Для младших школьников с умственной отсталостью свойственны системные нарушения речи, при которых не сформированы все компоненты языковой системы. При построении связного высказывания наблюдаются аграмматизмы, бедность используемой лексики, трудности передачи основной мысли рассказа, использование простых речевых конструкций.
Логопедическая работа по развитию связной речи у умственно отсталых школьников является одной из основных задач коррекционного воздействия и осуществляется на логопедических занятиях. Основным средством коррекции являются речевые упражнения, дидактические игры, беседа. Использование наглядности в процессе занятий способствует повышению активности детей, лучшему усвоению речевого материала.
В ходе эмпирического исследования с участием 12 младших школьников с легкой степенью умственной отсталости были установлены следующие особенности связной устной речи:
– трудности смыслового программирования текста, что выражалось в отсутствии смысловой целостности рассказа, замене действующих лиц, мест и действий, использовании простых речевых конструкций;
– трудности употребления языковых средств для оформления высказывания, что выражалось в вербальных парафазиях, аграмматизмах, трудностях поиска слова.
В целях оптимизации логопедического воздействия, обеспечения развития связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости мы придерживались определенных условий, которые отражены в работах А.К. Аксеновой, Р.И. Лалаевой и некоторых других ученых-логопедов:
– включение упражнений, направленных на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– параллельное развитие лексико-грамматической стороны речи и смыслового программирования высказывания;
– поэтапное формирование умственных действий с постепенным усложнением речевого материала и уменьшением наглядных опор;
– использование различных методических приемов (речевой образец, демонстрация действий, вопросно-ответная форма речи, речевые и игровые упражнения);
– тематическая организация речевого материала, его связь с программой по русскому языку.
Аннотация
Работа посвящена развитию у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости связной устной речи. Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, указаны цель и задачи, содержатся сведения об эмпирической части исследования. В первой главе содержится анализ научной литературы по проблеме исследования. Изучена сущность связной речи, определены особенности развития связной речи в онтогенезе. Рассмотрены особенности связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости. Определены методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи. Во второй главе описаны результаты эмпирической части исследования. Установлены специфические типы ошибок, присущие детям с умственной отсталостью в процессе построения связного высказывания, пересказа текста, составления рассказа по серии сюжетных картин. Младшим школьникам присвоены уровни развития связной устной речи: низкий, ниже среднего, средний. На основе результатов изучения научной литературы и данных эмпирического исследования подготовлены программно-методические материалы, направленные на развитие у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости связной устной речи. Представлено описание направлений и этапов логопедической работы, определены упражнения, способствующие развитию связной речи у учащихся. Цель исследования достигнута.
Annotation
The work is devoted to the development of coherent oral speech in children of primary school age with a mild degree of mental retardation. In the introduction, the relevance of the problem under consideration is substantiated, the purpose and objectives are indicated, and information about the empirical part of the study is provided. The first chapter contains an analysis of the scientific literature on the research issue. The essence of coherent speech is studied, the features of the development of coherent speech in ontogenesis are determined. The features of coherent speech in children with a mild degree of mental retardation are considered. The methodological aspects of speech therapy work on the development of coherent oral speech in younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation are determined. The second chapter describes the results of the empirical part of the study. The specific types of errors inherent in children with mental retardation in the process of constructing a coherent statement, retelling the text, composing a story based on a series of plot pictures are established. Junior schoolchildren were assigned the levels of development of coherent oral speech: low, below average, average. Based on the results of the study of scientific literature and empirical research data, program and methodological materials have been prepared aimed at developing coherent oral speech in younger schoolchildren with a mild degree of mental retardation. The description of the directions and stages of speech therapy work is presented, exercises that contribute to the development of coherent speech in pupils are identified. The purpose of the research has been achieved.