Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
80 вызывают дистресс. Однако стресс может оказывать и благотворное воздействие. Приступить к новой работе, завести семью или начать заниматься каким-то возбуждающим видом спорта, например прыжками с парашюта, – все это может оказать стимулирующее воздействие, которое приведет к личностному росту. Селье предлагает использовать в данном случае название эустресс (eustress), или хороший стресс. Он также описал еще две разновидности стресса. Гиперстресс (hyperstress), или чрезмерный стресс, обычно возникает, когда события, в том числе и положительные сами по себе, накладываются одно на другое и выходят за границы наших приспособительных возможностей.
Гипостресс (hypostress), или недостаточный стресс, может возникнуть, когда мы испытываем недостаток стимуляции. В результате у людей, страдающих от скуки, может возникнуть поведение, связанное с поиском новых впечатлений (см. гл. 3), например, они могут захотеть попробовать наркотики (илл. 4.1).
Илл. 4.1. Четыре основные разновидности стресса, по Селье
И с т о ч н и к : From Stress Without distress by Hans Selye. © 1974 by Hans Selye.
Измерение стресса
Поскольку опыт переживания стресса имеет сложный характер и оказывается различным в разных ситуациях, величину стресса, испытанного Стивом в кабинете его начальника, сложно измерить.
Исследователи предлагают специальные способы объективного измерения стресса в зависимости от его влияния на наше здоровье, работоспособность и моральное состояние. Обычно различные опросники отражают разные понятия стресса, особенно в зависимости от того, на какую из его сторон обращается особое внимание.
Поскольку основные жизненные события действуют как очевидные стрессогенные факторы, то прежде всего начали изучать именно их. Одним из наиболее ранних инструментов для измерения стресса в терминах событий жизни была шкала социального приспособления (Social Readjustment Rating
Scale), разработанная Холмсом и Раем (Holmes & Rahe, 1967). Они обнаружили, что обычно сильное стрессогенное влияние оказывают такие негативные события, как потеря работы или смерть близкого человека. В то же самое время они показали, что позитивные события, например поступление в колледж или женитьба, также могут оказывать стрессогенное воздействие. В силу этого наиболее важным фактором, с точки зрения данного подхода, стала общая величина различных жизненных изменений, и позитивных и негативных, и величина приспособительных усилий, которые они предполагают.
Многочисленные исследования показали, что изменение интенсивности жизненных воздействий, измеряемое данной шкалой, тесно связано с началом различных заболеваний. Соответственно комбинированный стресс, обусловленный жизненными событиями, оказывается связанным с внезапными сердечными приступами, диабетом, осложнениями беременности и родов, хроническими заболеваниями, множественным склерозом и многими другими менее серьезными проблемами со
81 здоровьем.
Шкала стресса у студентов (Student Stress Scale), разработанная на основе шкалы социального приспособления Холмса и Рая, представлена в табл. 4.1. Как и в шкале Холмса и Рая, каждому событию соответствует оценка, характеризующая количество приспособительных усилий, которые человек должен приложить в результате связанных с ним изменений. Люди, у которых индекс жизненных
изменений (life change unit – LCU) составляет 300 и выше, наиболее сильно подвергаются риску осложнений, связанных со здоровьем. При индексе от 150 до 300 риск серьезных заболеваний в ближайшие два года составляет 50% на 50%. Для людей с индексом 150 и ниже вероятность серьезных изменений в состоянии здоровья составляет 1 к 3 (Insel & Roth, 1985). Чтобы определить собственный индекс, нужно подсчитать сумму оценок, соответствующих событиям, которые вы пережили в течение последних шести месяцев или наступление которых вы ожидаете в предстоящие полгода.
Таблица 4.1
Шкала стресса у студентов
События, обстоятельства
Прошлое
Индекс Будущее
1 . Смерть близкого члена семьи
£
100
£
2. Смерть близкого друга
£
73
£
3. Развод родителей
£
65
£
4. Приговор к тюремному заключению
£
63
£
5. Серьезный вред здоровью или заболевание
£
63
£
6. Вступление в брак
£
58
£
7. Увольнение с работы
£
50
£
8. Провал на важном экзамене
£
47
£
9. Изменение в здоровье члена семьи
£
45
£
10. Беременность
£
45
£
11. Сексуальные проблемы
£
44
£
12. Серьезная размолвка с близким другом
£
40
£
13. Изменение финансового положения
£
39
£
14. Изменение специализации
£
39
£
15. Трения с родителями
£
39
£
16. Новый друг или подруга
£
38
£
17. Увеличение учебной нагрузки
£
37
£
18. Выдающееся личное достижение
£
36
£
19. Самые лучшие оценки за четверть или семестр
£
35
£
20. Изменение условий жизни
£
31
£
21. Серьезные разногласия с преподавателем
£
30
£
22. Оценки ниже ожидавшихся
£
29
£
23. Изменение режима сна
£
29
£
24. Изменения социальной деятельности
£
29
£
25. Изменение пищевых привычек
£
28
£
26. Постоянные проблемы с машиной
£
26
£
27. Изменение в количестве совместно проживающих членов семьи
£
26
£
28. Слишком большое количество пропусков в колледже
£
25
£
29. Переход в другой колледж
£
24
£
30. Бросил (а) изучение более чем одного предмета
£
23
£
31. Незначительное нарушение правил дорожного движения
£
20
£
Всего ____________
И с т о ч н и к : Адаптировано из Insel P. M. & Roth W. Т. (1985). Core Concepts in Health (4th ed.). Palo Alto, CA:
Mayfiel, p. 29.
Несмотря на свою полезность, подход, связанный с описанием событий жизни, имеет и свои ограничения. У Стива, например, была замечательная жизнь, пока не случился этот разнос у начальника. Во-первых, события, которые избираются для подобного рода шкалы, не одинаково подходят для различных групп населения, например, для «голубых воротничков» или людей старшего поколения. Во-вторых, этот подход не принимает в расчет то, как люди воспринимают определенное
82 изменение, и еще меньше – как они приспосабливаются к нему. В-третьих, данный подход не учитывает большое количество стресса, связанного с хроническими или повторяющимися условиями, такими, например, как скучная работа или неудачный брак. И, наконец, за его рамками остаются мелкие события повседневной жизни, часто происходящие с нами, например потеря ключей от машины или порванный шнурок на ботинках, когда вы спешите на встречу.
В последнее время больше внимания стало уделяться измерению стресса, связанного с повседневными трудностями, такими, как озабоченность возвращением долга, или повседневными радостями, например, поддерживанием хорошей физической формы. Стив, о котором мы говорили в начале главы, столкнулся сразу с несколькими проблемами в тот день, когда начальник отругал его. Его расстроил не только гнев начальника, но и непонимание того, почему расстроилась важная сделка, которой он занимался. Лазарус (Lazarus, 1993) установил, что повседневные неурядицы могут оказать более сильное влияние на настроение и состояние здоровья, чем крупные жизненные неприятности.
Однако люди сильно различаются в отношении того, что их огорчает. У студентов колледжа наиболее распространенными неприятностями являются тревога по поводу экзаменов, оценок, соперничество с однокурсниками, отношения с преподавателями, учеба и финансовые проблемы (Murphy & Archer,
1996).
Людей среднего возраста больше беспокоят проблемы, связанные со здоровьем и деньгами.
Специалисты чувствуют, что у них слишком много работы и мало времени для ее выполнения, а также что им трудно расслабиться. Общими для всех перечисленных выше групп повседневными неурядицами являются утерянные или засунутые куда-то вещи, беспокойство о своей внешности и чрезмерная нагрузка. Лазарус также установил выраженную зависимость между повседневными неурядицами и психологическим и физическим здоровьем: люди, страдающие от частых и интенсивных неурядиц, имеют самое слабое здоровье.
Шоун (Shawn, 1995) попросил студентов колледжа заполнить опросник, содержавший вопросы относительно различных психологических симптомов, а также измерил, насколько студенты контролируют и способны преодолевать различные повседневные трудности. Он обнаружил, что частота повседневных неприятностей позитивно связана с психологической симптоматикой, т.е. чем больше неприятностей, тем сильнее психологические расстройства. Большинство обследованных были склонны избирать методы разрешения ситуации (например, такой, как прямое столкновение со стрессогенным воздействием) в соответствии с воспринимаемым уровнем контроля над неприятностью.
Третий подход к оценке житейского стресса состоит в измерении «глобального», или общего и всепроникающего, стресса в жизни человека. Например, Стив считает, что его разговор с начальником был для него настоящим дистрессом; другой человек на его месте мог бы отреагировать на это совершенно иначе. Один из примеров этого подхода – шкала воспринимаемого стресса (Percieved Stress
Scale – PSS), приведенная в илл. 4.2. В отличие от двух предыдущих шкал опрашиваемые не выбирают оценку определенного стрессогенного события, а оценивают, в какой степени требования их сегодняшней жизненной ситуации превышают их способность адекватно реагировать на них.
Исследования показали, что шкала PSS позволяет лучше предсказывать физические и психологические расстройства, чем шкалы жизненных событий. Особенно хорошо она позволяет предсказывать начинающиеся проблемы со здоровьем (Cohen & Williamson, 1991).
Илл. 4.2. Шкала воспринимаемого стресса
Часто ли вы сталкиваетесь со стрессом в собственной жизни? Чтобы разобраться в этом, вы можете сравнить ваше восприятие стресса с мнением других людей, данные о котором были получены в общенациональном исследовании. Исследователи Шелдон Коэн (Sheldon Cohen) и Гейл Уильямсон (Gail Williamson) с помощью социолога Льюиса Харриса (Louis Harris) задавали случайной выборке взрослых американцев следующие вопросы.
Насколько часто в последние месяцы вы чувствовали, что
А – неспособны контролировать важные события в собственной жизни?
0. Никогда
1. Почти никогда
2. Иногда
3. Довольно часто
4. Очень часто
83
Б. – уверены в собственной способности справиться со своими проблемами?
0. Никогда
1. Почти никогда
2. Иногда
3. Довольно часто
4. Очень часто
В. – дела идут так, как вам хочется?
0. Никогда
1. Почти никогда
2. Иногда
3. Довольно часто
4. Очень часто
Г. – трудностей скопилось так много, что вам не справиться с ними?
0. Никогда
1. Почти никогда
2. Иногда
3. Довольно часто
4. Очень часто
Чтобы определить общую оценку, просто сложите баллы, полученные по всем четырем вопросам. Ваша оценка дает приблизительный, но быстрый показатель переживаемого вами уровня стресса. В национальном исследовании Коэна и Уильямсона средняя оценка у женщин составила 4,7, у мужчин – 4,2. Люди с низкими оценками по данной шкале немного чаще указывали на хорошее состояние здоровья и хорошие привычки, связанные с этим, например регулярно занимались физическими упражнениями и не курили.
И с т о ч н и к : S. Cohen & G. M. Williamson, Perceived Stress in a Probability Sample of the United States. In S.
Spacapan & S. Oskamp (Eds.), The Social Psychology of Health (Newbury Park, CA: Sage, 1988). ©1988 Sage
Publications.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 54
Личностные и ситуационные факторы
Переживание стресса всегда сопряжено с влиянием различных личностных и ситуационных обстоятельств. В данном разделе будут описаны наиболее распространенные из них.
То, как мы воспринимаем обстоятельства, может сделать их более или менее стрессогенными. Одни люди воспринимают критику своей работы как личное оскорбление, раздражаются наподобие Стива и тратят огромное количество энергии, пытаясь защищаться. Другие могут воспринять аналогичное замечание как необходимость улучшить свою работу, и, следовательно, испытают меньший стресс.
Многое зависит от наших личностных особенностей. Люди, страдающие от внутренних сомнений, пониженного самоуважения, подозрительные могут искаженно истолковывать даже самые обычные требования повседневной жизни как стрессогенные. Люди другого склада, например, личности типа А, более детально описанные в гл. 3, в силу своего характера также чаще страдают заболеваниями
стрессогенного происхождения (stress-related illnesses). Вы, наверное, помните, что люди типа А склонны активно соревноваться с другими, предъявляя к себе и другим самые строгие требования.
Кроме того, они отличаются нетерпеливостью. В результате А-личности держат себя в состоянии постоянного стресса и более склонны к возникновению сердечных расстройств.
84
Дистресс может быть вызван предубеждением; особенно когда человек чувствует, что оказывается в
меньшинстве
Другим фактором, способствующим дистрессу, является вред, который нам наносится из-за нашей принадлежности к определенной группе. Сенц (Saenz, 1994) провела интересный эксперимент, показавший следующее. Она исследовала «белых ворот (tokens), или индивидов, которые выделялись из группы из-за того, что им несколько сложно осознавать себя как ее членов. Например, медбрат, работающий в окружении одних медсестер, или студент-негр в группе, состоящей из одних белых учащихся. Сенц сообщала испытуемым, что они работают с учениками из «своей» или из соперничающей школы. Таким образом, участников группы, представляющих соперничающую школу, заставляли почувствовать себя такими необычными индивидами. Сенц использовала различные словесные упражнения (перепутанные слова, анаграммы для измерения познавательных достижений.
Она обнаружила, что «белые вороны» имели худшие результаты, чем остальные члены группы. Сенц высказала предположение, что внимание и время, которое должно было пойти на решение задачи, тратилось «белой вороной» на выработку линии поведения в группе. Иными словами, дистресс, связанный с выпадением из общего правила, снижает качество работы «белых ворон».
Стресс могут вызвать и многие другие ситуационные факторы. При этом наиболее сильное влияние может оказать комбинированный эффект различных жизненных изменений, о которых мы уже говорили. Например, болезнь ребенка одновременно со сложностями на работе вызовет гораздо больший стресс, чем каждая из этих неприятностей сама по себе. Сильными стрессогенными факторами являются непредсказуемые события, например, дорожные происшествия. Угроза телесных повреждений также усиливает стресс. Это испытывают на себе люди, попадающие в заложники, или военные в ходе боевых действий. Состояние повышенной бдительности, которое постоянно требуется от представителей некоторых профессий, например авиадиспетчеров, космонавтов, работников, обслуживающих атомные реакторы, также становится все более распространенной причиной стресса.
Ключевыми факторами стресса в стрессогенной ситуации являются недостаток контроля и чувство собственной никчемности. Исследования рабочих, чья деятельность предъявляет высокие психологические требования, но мало возможностей принятия решений или контроля за своей работой
(например, официанты или сборщики на конвейере), в пять раз чаще страдают от коронарной сердечной недостаточности, чем рабочие, имеющие больше возможностей контролировать свою деятельность (см. илл. 4.3). Напротив, для того чтобы успешно справляться со стрессом, необходимо научиться тому, что
можно сделать перед лицом самых трудных ситуаций, о чем мы и расскажем в заключительной части настоящей главы.
Реакции на стресс
Состояние стресса проявляется целым рядом различных симптомов. Одно из наиболее распространенных проявлений стресса, которое отмечает каждый из четырех американцев (26%), состоит в повышенной нервозности, тревожности и повышении кровяного давления. Почти столько же
(24%) страдают от связанных с повышенным кровяным давлением головных болей. Один из пяти (19%)