Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
59 сексуальных отношениях с подругой или женой. В результате наши мотивы постоянно меняются в течение дня по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Более того, мотивы человека имеют тенденцию меняться на протяжении жизненного цикла, главным образом, в связи с изменением жизненного опыта и личностным ростом. В результате мы можем вкладывать большую или меньшую часть самих себя в одну и ту же работу или семейные отношения по мере нашего взросления.
Базисные потребности
Подобно другим живым организмам и вы и Вэйзи должны есть, пить и избегать боли для того, чтобы выжить. Хотя сексуальные отношения не необходимы для нашего личного выживания, они необходимы для выживания вида в целом. Такие потребности, хотя и видоизменяющиеся в различной степени под влиянием научения, имеют явно выраженное биологическое основание. В силу этого они получили название базисных потребностей (basic needs), первичных влечений (primary drives) или мотивов,
связанных с выживанием (survival motives).
Для примера обсудим здесь две базисные потребности, такие, как голод и жажда. Если вы провели без пищи или воды полдня, вы почувствовали голод или жажду – правильно? Если лишить вас еды на более длительное время, то эффект будет более заметен. Люди, лишенные пищи на длительный период, становятся менее эффективными в своем мышлении и поведении. Они становятся апатичными, раздражительными и депрессивными. Мечты о еде заполняют их деятельность в течение дня и их сновидения. К счастью, большинство из нас никогда не испытывали этого крайнего состояния, но мы ясно представляем себе, насколько важна для нас еда. Вода играет еще более важную роль для выживания. Можно продержаться несколько недель при минимальном питании, но без воды – лишь несколько дней.
Наше пищевое и питьевое поведение контролируются частью мозга, которая называется
гипоталамусом (hypothalainus). На пищевое поведение также оказывают влияние разнообразные факторы научения и среды. Действительно, некоторые люди приучаются много есть, плохо контролируя себя, и им трудно соблюдать какую-либо диету. Попробуйте выполнить тест (илл. 3.2), чтобы определить, насколько вы умеете поддерживать свой вес. Наиболее важные ключевые признаки,
«запускающие» пищевое поведение, формирующиеся в процессе научения, – это запах, внешний вид и вкус пищи. Необходимо также учитывать влияние эмоционального стресса и самоконтроль (над пищевым поведением). Культура также оказывает значительное влияние на различия в пищевом поведении. Так, например, большинство американцев предпочитают белые яйца коричневым; коричневые кажутся грязными. Русские же не имеют таких предпочтений и охотно едят коричневые яйца; большинство съедаемых ими яиц имеют коричневую скорлупу*.
* Не стоит забывать, что книга написана американцами, по-видимому, не имеющими собственного опыта жизни в России
(Прим. перев.).
Существуют и другие базисные потребности, такие, как потребности в сне, чистом воздухе и сексуальных отношениях. Некоторые из этих мотивов будут рассмотрены в дальнейших главах. А теперь мы перейдем к мотивам другого типа, более близким к вершине иерархии Маслоу.
Илл. 3.2. Известно ли вам, как контролировать собственный вес?
Определите, истинно или ложно каждое из предложенных утверждений. Затем сверьте свои ответы с верными и прочитайте объяснения в конце главы.
верно
неверно
_______ _______
1. 10-минутная прогулка на свежем воздухе не только сжигает калории, но и придает энергию.
_______ _______
2. Большинство полных людей, которым удается похудеть, снова набирают вес в течение трех лет.
_______ _______
3. Люди, контур тела которых похож на грушу (широкий таз и бедра), меньше подвержены риску сердечных заболеваний, диабета и желчнокаменной болезни, чем люди, формой тела похожие на яблоко (выступающий живот).
_______ _______
4. Когда мы излишне полны, для поддержания веса нужно меньше пищи, чем мы съедали, набирая его.
_______ _______
5. Есть всего один раз в день и поститься все остальное время – замечательный способ похудеть.
60
_______ _______
6. Калории сжигаются быстрее, если физические упражнения делаются в течение трех часов после еды.
_______ _______
7. Болезненные ощущения от голода в желудке усиливаются в течение трех- четырех дней после последней еды, а потом постепенно ослабевают.
_______ _______
8. Регулярные физические упражнения в момент своего выполнения сжигают калории, но не влияют на общий обмен веществ.
_______ _______
9. Наиболее полные люди недостаточно контролируют свои желания или обращаются к еде как заменителю других удовольствий.
_______ _______
10. Основной способ похудения состоит в том, чтобы сжигать больше калорий, чем потреблять.
Психосоциальные мотивы (psychosocial motives) меньше связаны с нашим физическим выживанием и больше – с чувством благополучия и психологической компетентности во взаимодействии с окружением. Некоторые мотивы, например потребность в новых стимулах, исследовательской деятельности и любопытство, по всей видимости, являются в значительной мере врожденными, их иногда называют потребностями в новой стимуляции (stimulus needs). Другие, например, потребность в достижениях, оказываются под более сильным воздействием психологических, культурных и социальных влияний. Из-за сложности человеческого поведения невозможно составить единый исчерпывающий список психологических и социальных потребностей. Некоторые из этих мотивов будут рассмотрены в последующих главах, например сексуальные мотивы, потребность в переживании чувства сопричастности, а также потребность в личностной свободе и контроле. Здесь же мы проанализируем два психосоциальные мотива, а именно: потребность в новых стимулах и потребность в достижении.
Стимуляция (stimulation). Нам необходимы как сенсорные (связанные с работой органов чувств), так и социальные стимулы. Люди, лишенные этих двух видов стимуляции, например узники одиночных камер и испытуемые в экспериментах по сенсорной депривации (лат. deprivatio – лишение, потеря), обнаруживают явные признаки стресса, включая нарушения восприятия. Люди видят и слышат странные вещи; у них появляются галлюцинации, обманы зрения и страх потерять рассудок.
Аналогичные реакции, хотя и в менее сильной степени, наблюдаются у военных, в одиночку находящихся на отдаленных постах. Большинство из нас редко оказываются в обстановке, когда мы страдаем от крайней сенсорной или социальной изоляции. Но даже если вы всего лишь несколько часов прозанимались в одиночестве, у вас может появиться потребность послушать радио, позвонить кому- нибудь по телефону или поговорить с соседом по комнате, главным образом, ради получения новых стимулов.
Некоторые люди ищут опасности
Возможно, вы замечали, что некоторые люди испытывают сильную потребность в получении нового опыта и встречах с новыми людьми. Другие предпочитают более спокойные виды деятельности, например, чтение или собирание марок. Марвин Цукерман (Marvin Zuckerman, 1990) связывает подобные различия в человеческом поведении с различной силой потребности в новых ощущениях
(sensation-seeking motive). Цукерман считает, что потребность в новых ощущениях может быть
61 частично связана с биологическими факторами, такими, как стимуляция мозга или секреция гормонов, поскольку каждый человек нуждается в своем оптимальном уровне активации. Когда человек попадает в ситуацию, предполагающую уровень активации значительно меньше или больше оптимального, он начинает чувствовать неудобство. Если стимуляции недостаточно, он ищет возможность ее увеличить; если слишком много, – уменьшить. Отчасти из-за своего биологического основания, потребность в новых ощущениях наиболее сильно проявляется в молодости и несколько уменьшается с возрастом.
Если вы хотите определить свой уровень этой потребности, то можно воспользоваться шкалой потребности в стимуляции Цукермана, представленной в илл. 3.3.
Илл. 3.3. Шкала поиска новых ощущений
Исходя из того, что вы любите или не любите, что вам нравится или не нравится, выберите одно из утверждений в каждом пункте и обведите А или В.
1.
А. Я предпочел бы работу, где надо много путешествовать.
В. Я предпочел бы работу на одном месте.
2.
А. Я чувствую себя бодрее в свежий, холодный день.
В. Когда холодно, я хочу как можно скорее добраться домой.
3.
А. Мне становится скучно, когда я вижу все те же знакомые лица.
В. Я чувствую себя уютно со старыми друзьями.
4.
А. Я хотел бы жить в идеальном обществе, в котором все находятся в безопасности, здоровы и счастливы.
В. Я предпочел бы жить в наши смутные времена.
5.
А. Иногда я люблю заняться чем-то опасным.
В. Чувствительные люди избегают деятельности, связанной с опасностью.
6.
А. Я не хотел бы, чтобы меня гипнотизировали.
В. Я хотел бы попробовать на себе, что такое гипноз.
7.
А. Самая важная жизненная задача состоит в том, чтобы прожить жизнь как можно полнее и испытать как можно больше.
В. Важнейшая цель жизни состоит в обретении мира и счастья.
8.
А. Я хотел бы попробовать прыгнуть с парашютом.
В. Я совсем не хочу пробовать прыгать с самолета, будь то с парашютом или без.
9.
А. Я вхожу в холодную воду постепенно, давая себе время привыкнуть.
В. Я люблю прыгать или нырять прямо в море или в холодный бассейн.
10.
А. Отправляясь в отпуск, я предпочитаю комфортабельную комнату и кровать.
В. Отправляясь в отпуск, я предпочитаю сменить обычную обстановку на кемпинг или ночевку в палатке.
11.
А. Я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько нестабильны.
В. Я предпочитаю людей спокойных и уравновешенных.
12.
А. Хорошая живопись должна шокировать или давать встряску.
В. Хорошая живопись должна создавать ощущение покоя и безопасности.
13.
А. Людьми, мчащимися на мотоциклах, по-видимому, владеет бессознательная потребность причинить себе боль.
В. Я хотел бы промчаться на мотоцикле.
Завершив работу, обратитесь к ключам в конце главы для определения своей оценки по данному тесту и ее значения.
И с т о ч н и к : М. Zuckerman, The Search for High Sensation, Psychology Today (February, 1978).
Поведение, связанное с потребностью в новых ощущениях, может иметь различное выражение.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 54
1. Поиск приключений и опасности. Виды спорта, связанные с риском, гонки и проявления физической силы.
2. Поиск нового опыта. Наркотики, романы, нонконформное (не согласующееся с принятыми нормами) поведение.
3. Раскрепощение. Экстравертированный (направленный вовне) поиск ощущений.
4. Чувствительность к скуке. Плохая переносимость постоянных и повторяющихся видов деятельности.
Риск, бравада и поиск необычных ощущений занимают видное место в американской культуре.
Однако в склонности к риску и потребности в новых ощущениях существуют значительные индивидуальные различия. При этом, хотя потребность в таких ощущениях испытывают и женщины, и мужчины, исследования показали, что обычно мужчины набирают более высокие баллы по шкале
62
Цукермана (Wills, Vacaro & McNamara, 1994) и они же более склонны к скуке (в части поиска новых впечатлений), чем женщины (Vodanovich & Kass, 1990). Позднейшие исследования также показали уменьшение склонности чувствовать скуку с возрастом.
Различия в потребности в новых стимулах могут влиять на наши взаимоотношения с другими людьми. Человек со слабой потребностью может считать человека с сильной потребностью безрассудным и желающим всеми способами привлечь к себе внимание. Наоборот, человек с сильной потребностью в новых ощущениях может считать человека со слабой потребностью робким и скучным.
Подобные различия влияют на выбор друзей и брачного спутника, каждый тип стремится выбрать сходного по типу супруга. В действительности совпадение по этой черте кажется важным показателем возможности взаимного приспособления в браке. Пары, в которых один супруг имеет очень высокий показатель по данной шкале, а другой – очень низкий, являются потенциально дисгармоничными
(Farley, 1986).
Достижения (achievement). Возможно, вы уже замечали, насколько ваши друзья различаются по своей потребности в достижениях. Одни любят все новое. Не важно, с какой задачей они сталкиваются, они всегда стараются сделать ее лучше всех. Другим достаточно просто сделать работу и покончить с ней. В том случае, который описывался в самом начале главы, у Вэйзи была сильная потребность в успехе, но что-то все время мешало ему осуществить это желание.
Мотивация достижения (achievement motivation) – это желание выполнить что-то или овладеть чем-либо сложным или новым как можно более успешно. В действительности мотивация к достижениям возникает из сложного сочетания факторов. Два из них – стремление к успеху (desire for
success), или желание быть успешным, и противоположный – боязнь неудачи (fear of failure), опасение быть униженным неудачей. У каждого из нас эти две тенденции представлены в разных пропорциях в зависимости от личностных особенностей и прошлого опыта. В результате люди значительно различаются по тому, задачи какой трудности они выбирают. Например, человек с сильным стремлением к успеху и слабой боязнью неудачи более склонен выбирать умеренно сложные, но реалистические задачи, максимизируя, таким образом, шансы на успех. Другой человек с сильным стремлением к успеху, но и с сильной боязнью неудачи, поставит перед собой более простые цели и возможно проявит большую тревожность в отношении их достижения.
Хотя наша потребность в достижениях остается достаточно постоянной с течением времени, она все же может меняться в связи с некоторыми факторами. Один из наиболее важных из них –
самоэффективность (self-efficacy). В книге, посвященной этому вопросу, Альберт Бандура (1997) определяет самоэффективность как веру в собственную способность организовывать и исполнять последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Самоэффективность влияет на наше интеллектуальное здоровье, физическую подготовку и карьеру. Например, спортсмены должны приобрести определенные навыки, выиграть в сложных отборочных соревнованиях и затем совершенствовать их в каждой игре. Успешность работы зависит от чувства владения собой или самоэффективности.
«Я могу сделать это» – вот, что говорит успешный человек. Но откуда возникает подобное чувство?
Бандура считает, что опыт успеха приобретается в семье. Самые маленькие дети пытаются побудить взрослых сделать то, чего они не способны достичь самостоятельно. Родители должны поддерживать поведение детей и создавать возможности для эффективного действования с помощью разнообразного предметного окружения, свободы исследования и опыта усвоения различных навыков. Таким образом, дети приобретают здоровые навыки самооценки. В результате, когда они попадают в школьное окружение, самоэффективность продолжает совершество-ваться, если создается аналогичный тип окружения. Мы еще вернемся к понятию самоэффективности в некоторых других разделах этой книги.
В илл. 3.4 вы найдете тест, который поможет вам определить свою самоэффективность.
Информация о самоэффективности, вероятно, истинна для большинства белых американцев. В других культурах саморазвитие, достижение поставленных целей и соревнование не всегда рассматриваются как нечто положительное. Действительно, другим фактором, влияющим на достижения, является преобладающее окружение и разделяемые им социальные ценности. Например,
Стил (Steele, 1992) утверждает, что больше половины чернокожих американцев, учащихся колледжей, не получают дипломов из-за расовых притеснений в студенческих городках. Лишь очень немногие не получают дипломов из-за отсутствия способностей. Чернокожих и их достижения недооценивают в школах и в обществе в целом. Если притеснения незначительны, чернокожие американцы отказываются отождествлять себя со школой; то есть, чтобы поддержать свое самоуважение в ситуации, когда их
63 достижения не принимаются во внимание, дети решают, что им «не нравится» школа.
В коллективистских (по сравнению с индивидуалистическими) обществах, где общее благо ставится выше личной выгоды, мотивация к достижениям приобретает иную форму. Положительные чувства относительно собственного Я вызывает выполнение задач, предполагающих взаимозависимость со значимыми другими (Markus & Kitayama, 1991). Например, исследование японских юношей показало, что самопродвижение в коллективистском японском обществе рассматривается достаточно негативно даже детьми. В экспериментальном задании один из двух равных по своим физическим возможностям мальчиков был представлен как скромный, в то время как другой – как самовыдвиженец, выскочка.
Более скромный был воспринят как более развитый, чем самовыдвиженец.
Илл. 3.4. Шкала самоэффективности
1.
Когда я что-то планирую, я уверен(а), что сумею воплотить эти планы в жизнь.
Да /Нет
2.
Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу заставить себя засесть за работу,
Да /Нет когда это можно было бы сделать.
3.
Если мне не удается сделать какую-то работу сразу, то я пробую до тех пор, пока смогу. Да /Нет
4.
Когда я ставлю перед собой важные цели, то редко их достигаю.
Да /Нет
5.
Прежде, чем сделать дело, я пытаюсь отказаться от него.
Да/Нет
6.
Я предпочитаю избегать трудностей.
Да/Нет
7.
Когда что-то выглядит слишком сложным, я даже не хочу утомлять себя попытками.
Да /Нет
8.
Когда мне надо сделать что-то неприятное, я делаю, не прерываясь, пока не закончу.
Да /Нет
9.
Когда я решил(а) сделать что-либо, я прямо иду к поставленной цели.
Да /Нет
10.
Когда я пытаюсь научиться чему-то новому, я быстро бросаю дело, если начало
Да /Нет оказывается неудачным.
11.
Когда возникают неожиданные проблемы, мне не всегда удается с ними справиться.
Да /Нет
12.
Я избегаю пытаться научиться чему-то новому, если это выглядит слишком сложным
Да /Нет для меня.
13.
Неудача только заставляет меня удвоить усилия.
Да/Нет
14.
Я чувствую себя неуверенно, когда думаю о своей способностисправляться с
Да /Нет трудностями.
15.
Я надеюсь только на самого(у) себя.
Да/Нет
16.
Я легко откладываю дела.
Да/Нет
17.
Я не кажусь способным(ой) справиться с большинством проблем, встречающихся на
Да /Нет жизненном пути.
18.
Мне трудно приобретать новых друзей.
Да/Нет
19.
Если я вижу кого-то, кого хотел(а) встретить, я иду прямо к этому человеку, не
Да /Нет дожидаясь пока он подойдет ко мне.
20.
Если я встречаю кого-то, кто меня интересует, но с кем трудно подружиться, я быстро
Да /Нет оставляю всякие попытки.
21.
Если я уже пытаюсь подружиться с кем-то, кто вначале заинтересовал меня, мне трудно Да /Нет отказаться от этих попыток.
22.
Мне трудно управлять собой в больших компаниях.
Да/Нет
23.
Я приобрел(а) друзей благодаря своей способности заводить их.
Да/Нет
Воспроизводится с разрешения авторов и издателей: Sherer M.T., Maddux J.E., Mercandanter В., Prentice-Dunn S.,
Jacobs В. & Rogers R. W. The Self-Efficacy Scale: Construction and validation. Psychological Reports, 1982, 51, 663–
671. © Psychological Reports, 1982.
Личностная мотивация
Секрет активности и мотивированности состоит в том, чтобы самостоятельно ставить цели и прилагать все усилия для их достижения. В определенном смысле постановка целей происходит совершенно естественным образом, так как мы полностью ориентированы на будущее. Мы больше озабочены сегодняшними и завтрашними событиями, чем вчерашними. Однако постановка личностных целей и задач требует определенного размышления и душевных поисков, поэтому многие люди ленятся делать это. Однако риск, связанный с тем, что человек не делает этого, может дорого стоить ему, приводя к значительным тратам времени и сил.
Существует несколько видов личностных целей:
• Долговременные цели связаны с тем, какую жизнь вы хотели бы прожить и соответственно как