Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
150
Возможно, наиболее удивительным покажется тот факт, что во многих объявлениях упоминаются традиционные ценности. Похоже, что большинство людей стремятся к романтическим отношениям, любви и крепкой дружбе, а не просто к сексу (Morrow, 1985).
Вставка 7.2.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 54
Непривлекательные люди тоже нуждаются в любви
Физически непривлекательные люди, например имеющие дефекты лица, тучные или перенесшие травмы, составляющие 10% по общеамериканской шкале (от 24-млн населения), подвергаются бесчисленным притеснениям. Лицам, имеющим уродства, труднее получить работу. Невзрачная прислуга получает меньше чаевых. Педагоги считают некрасивых учеников глупее привлекательных. Некрасивые воспринимаются не знакомыми с ними людьми как холодные, бесчувственные и несчастные.
Постоянные оскорбления и унижения формируют у внешне непривлекательных людей негативный образ себя и вызывают чувство никчемности. Некрасивые дети растут с мыслью, что они не такие «хорошие», как симпатичные.
Общество «Дурнушки Анлимитед» (Uglies Unlimited), имеющее штаб-квартиру в Герланде (Garland) в Техасе, старается предотвращать дискриминацию по поводу физических дефектов. Оно было создано в знак протеста против высокой требовательности авиакомпаний к внешности сотрудников, обслуживающих пассажиров в полете. Первые члены общества пикетировали представительство авиакомпании с плакатом «Гадкие утята тоже могут летать!» В дальнейшем организация приложила много усилий к тому, чтобы общество осознало всю плачевность положения некрасивых людей.
Когда люди впервые узнают о существовании подобного общества, они воспринимают это как шутку. Однако, это не так. Дискриминация в отношении дефектов внешности – это дело серьезное. Необходимо осознать, что
привлекательный – не значит автоматически хороший, а некрасивый – это обязательно плохой. Людей – всех без исключения – следует оценивать не по тому, как они выглядят, а на основании того, что они собой
представляют.
Сходство (similarity). Еще одна причина, по которой мы замечаем людей и симпатизируем им, – это их сходство с нами. Вероятно, Гейл и Анита быстро поняли, что они обе любят техасско-мексиканскую кухню и музыку в стиле ритм-энд-блюз. Даже если сходство на самом деле отсутствует, мы склонны предполагать его наличие. Исследования показывают очень высокую корреляцию (статистическую связь) между симпатией и сходством. Людей со сходными установками влечет друг к другу. Другими словами, «рыбак рыбака видит издалека». Каким образом это происходит? Общаясь, люди обязательно отмечают возраст собеседника, пол, рост и другие физические особенности. Несколько позже они начинают узнавать установки и ценности друг друга. Исследования показывают, что наиболее важны не сами установки, а их
соотношение.
Так, Гейл и Анита имеют сходные установки относительно школы, образования и выбора знакомых.
Однако в понимании психологии, религии и возможностей улучшения отношений между расами их мнения расходятся. В данном примере степень сходства установок Гейл и Аниты составляет 50%, или три установки из шести. Поэтому они могут нравиться друг другу меньше, чем другие приятели, разделяющие установки в двух областях и несогласные только в одной. В этом случае можно говорить о совпадении установок в 66%-ном соотношении (хотя число сходных установок равно двум). Итак, для сближения людей важно соотношение сходных установок, а не абсолютное количество совпадающих мнений. В одном исследовании сравнивались пары, не имеющие общих установок, имеющие общие установки в половине случаев и имеющие полностью сходные установки. Как и ожидалось, привлекательность партнеров друг для друга прямо зависела от соотношения сходных и различных установок (Gonzales, Davis, Loney, Lukens, & Junghans, 1983) (см. илл. 7.2).
151
Илл. 7.2. Сходство установок и дружба.
Чем выше соотношение сходных установок у двух людей, тем больше они нравятся друг другу.
Еще меньшее согласие существует по вопросу о важности сходства в потребностях и личностных чертах. Согласно одной точке зрения, для сближения людей важно их сходство; согласно другой, противоположные (но совместимые) потребности и черты помогают близким людям дополнять друг друга. Теория взаимодополняющих потребностей (complementary needs), скорее, рассматривает отдельные черты, чем партнеров, как людей в целом. Так, разговорчивый человек может нравиться более молчаливому, а уверенный в себе – более зависимому. Кроме того, комплементарность
(взаимодополнение) важна не столько на начальном этапе, сколько при длительных отношениях, например, в браке. Однако и для супругов, по-видимому, имеет большее значение сходство потребностей. Исследование с участием 108 семей показало, что супруги со сходными потребностями более приспособлены друг к другу и счастливы в браке, чем жены и мужья с различными потребностями (Antill, 1983).
Близкое соседство (propinquity). Весьма вероятно, что ваши друзья живут неподалеку или учатся и работают вместе с вами, как Гейл и Анита. Соседство особенно важно в начале знакомства. Во-первых, чем чаще вы сталкиваетесь с людьми, тем больше имеете возможностей лучше их узнать. Это так называемая близость, или близкое соседство. Близкое соседство обозначает близость в пространстве.
Многие исследования (например, Hays, 1985) показывают, что чем дальше люди живут или сидят
(например, в классе) друг от друга, тем менее вероятно, что они подружатся. Соседство просто
«сталкивает» людей друг с другом. Обширное исследование Moreland и Beach (1992) подтверждает положение: «Чем чаще я тебя вижу, тем больше люблю».
Выраженная зависимость существует также между взаимодействием и симпатией. Это означает, что чем больше мы узнаем кого-то, тем больше этот человек нам нравится. Справедливо также и обратное утверждение: чем больше нам кто-то нравится, тем больше мы к нему (или к ней) стремимся. Мы также склонны преувеличивать положительные качества и преуменьшать отрицательные у тех людей, с которыми мы взаимодействуем каждый день. С другой стороны, испытывая неприязнь к коллеге или соседу по комнате в студенческом общежитии, мы можем чувствовать негодование или обиду.
Социальные нормы предписывают сотрудничество, а не конфронтацию; поэтому мы прилагаем особые усилия для поддержания хороших отношений с людьми, с которыми вместе работаем или живем. Иначе жизнь была бы слишком тяжелой.
Если в самом деле симпатии к партнеру зависят от длительности взаимодействия, можно ли утверждать, что супружеское счастье возрастает с годами брака? Поскольку данное предположение несправедливо для очень многих семей, помимо совместимости супругов необходим учет и других обстоятельств. В результате при наличии серьезных различий или несовместимости между людьми тесный контакт может привести к открытому конфликту, обиде или отчуждению. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Юристам хорошо известно, что акты физического насилия или убийства часто совершаются любовниками, супругами или бывшими супругами.
Невербальные сигналы (nonverbal signals). На наши впечатления о других людях также влияет множество невербальных (несловесных) сигналов, таких, как поза, выражение лица, жесты. Если человек, обращающийся к нам, держится прямо и уверенно ступает (Montepare & Zebrovitz-McArthur,
152 1988), он вызывает большую симпатию, чем сутулый. Навязчивые и постоянно перебивающие люди нравятся нам меньше, чем внимательно нас слушающие. Мы также предпочитаем людей улыбающихся и смотрящих нам в глаза. Люди, поддерживающие зрительный контакт, воспринимаются как более искренние и симпатичные (Kleinke, 1986) даже в том случае, когда они смотрят нам в глаза так долго, что это становится неприятно. Люди, избегающие смотреть в глаза из-за смущения или хитрости, нравятся нам меньше.
Также существуют различия в речевых особенностях: не сами слова, а манера говорить (темп речи, паузы и т.п.). Такие трудновоспроизводимые, но значимые стороны речевого общения называются
паралингвистическими (paralinguistics). Они существенно различаются у мужчин и женщин. Вы сможете больше узнать о паралингвистических компонентах речи и речевом общении, прочтя вставку
7.3 («Знали ли вы, что...»).
Вставка 7.3. «Знали ли вы, что...»
Когда беседуют мужчина и женщина,
Мужчины больше говорят, а женщины слушают?
Для поддержания беседы женщины прилагают больше усилий?
Женщины затрагивают больше тем и задают больше вопросов, а также чаще меняют высоту и тон голоса?
Скорее мужчина перебьет женщину, чем женщина мужчину?
Женщины чаще возвращают беседу к той теме, на которой их прервали?
Женщины более искусны в расшифровке невербальных сторон сообщения, таких, как интонация или выражение лица?
Мужчины, профессия которых предполагает работу с людьми – психиатры, психологи, учителя, социальные работники, – умеют слушать лучше других мужчин?
Хорошие слушатели – независимо от их пола – производят на окружающих лучшее впечатление по сравнению с теми, кто больше говорит?
И с т о ч н и к : Eastwood Atwater, / Hear You: A Listening Skills Handbook, rev. ed. (New York: Walker & Company,
1992). © 1992 Eastwood Atwater.
Ошибочные впечатления
Сначала Анита думала, что Гейл не заинтересована в дружбе с ней, поскольку они не были ровесницами. Анита ошиблась. Единственная существенная причина ошибочных суждений – недостаток сведений о людях, как это случилось при первой встрече Аниты и Гейл. Этот факт не удивителен – ведь мы склонны оценивать людей слишком поспешно. Обычно при принятии сложных решений используются эвристики (heuristics), или приемы сокращенного мышления. Одним из таких
«сокращений», или эвристик, является эффект ложного совпадения мнений (false consensus effect),
когда мы думаем, что другие чувствуют то же, что и мы (Alicke & Largo, 1995). Так, мы можем предположить, что, если при первой встрече Анита понравилась Гейл, Гейл могла подумать, что и она понравилась Аните. Мы также формируем ошибочные впечатления (mistaken impressions) о других людях, используя ложные ключевые признаки, стереотипы, обобщенные суждения, и недооцениваем обстоятельств, в которых они находятся.
Ложные ключевые признаки – это различные сигналы и косвенные предположения, помимо нашей воли «запускающие» определенную связь представлений (ассоциации). Деньги и общественное положение (статус) часто вводят в заблуждение, особенно в вопросе о доверии. Успешные и материально благополучные люди часто живут в больших, впечатляющих домах, ездят на дорогих автомобилях и носят роскошную одежду. Некоторые мошенники, стараясь произвести впечатление на людей, учатся хорошим манерам и устраивают приемы. Одна супружеская пара, жившая на пособие, превратила себя в представителей «элиты», сменив внешние признаки уровня своего благосостояния.
Они распустили слух, что скоро унаследуют миллионы от богатого дядюшки, и взяли кредит на огромную сумму. Через какое-то время кредиторы предъявили свои иски, и супруги были привлечены к юридической ответственности. Поскольку они вели себя, как богатые люди, их и воспринимали таковыми.
Восприятию людей также мешают стереотипы (stereotypes) – широко распространенные мнения, если и имеющие под собой фактическое основание, то крайне незначительное. Каждый раз, когда люди
153
начинают фразу словами: «все учителя...» или «все женщины за рулем...», – они соскальзывают на стереотипическое мышление. Так, многие разделяют мнение о людях, носящих очки, как о более
«серьезных» (Тепу & Масу, 1991). Оно основано на допущении, что зрение портится от чтения.
Фактически, его качество зависит от наследственности, а не от привычки к интеллектуальным занятиям.
Вот еще несколько стереотипов: «борода, усы и обилие волос на теле – это признаки настоящего мужчины, обладающего большой сексуальной силой»; «брюнетки умны и более чутки, блондинки – забавнее и сексуальнее». Рыжеволосые независимо от пола считаются «более вспыльчивыми». «Все белые настроены против черных».
Переживали ли вы заблуждения, поддаваясь стереотипам? Если да, то каким именно?
Мы также склонны считать людей «хорошими» или «плохими», если они обладают несколькими хорошими или плохими свойствами. Эти явления называются эффектом святого (halo effect) и
эффектом дьявола (devil effect). В первом случае, мы представляем себе человека, подобного безгрешному ангелу, над головой которого сияет нимб. С особой готовностью таким образом воспринимаются теплые и общительные люди. Признав людей милыми и отзывчивыми, мы склонны приписывать им все возможные положительные качества, такие, как ум и трудолюбие. Наоборот, воспринимая людей как холодных и замкнутых, мы готовы приписывать им и другие отрицательные качества. В действительности редкие люди являются абсолютно хорошими или абсолютно плохими.
Полезно помнить, что каждый из нас представляет собой сложную смесь черт, желательных в различной степени.
Часто мы ошибочно судим о людях, не принимая во внимание ситуативной обусловленности их поведения. Так, мы склонны считать, что поведение людей определяется их характером. Например, если
Анита пролила свой кофе, Гейл может подумать, что она – неуклюжая, хотя кофе мог быть просто очень горячим. Истина состоит в том, что поведение регулируется особенностями конкретной ситуации.
Склонность объяснять поведение людей их личностными свойствами, а не влиянием обстоятельств, настолько сильно выражена и имеет такое значение для межличностного восприятия, что ее принято называть базовой ошибкой атрибуции (fundamental error attribution) (Burger, 1991). Рассмотрим еще один пример. Представим себе, что Гейл и Анита резко поговорили друг с другом. Анита обиделась на
Гейл и решила, что ее подруга слишком вспыльчива. Чуть позже Анита узнала, что Гейл просто допоздна засиделась за проверкой студенческих работ. Чтобы избежать ошибочных суждений о людях, нужно принимать во внимание значимые для них обстоятельства. Наиболее разумным будет суждение о человеке, опирающееся на многие наблюдения за его поведением в различных ситуациях.
Застенчивость
«Все кроме меня болтали и веселились, – сказала Анита после факультетской вечеринки. – Мой приятель ходил по комнате и знакомился с людьми, а я изо всех сил старалась придумать, что сказать женщине, с которой я беседовала. Наверное, ей было жалко меня. Я не могла дождаться конца».
Знакомо звучит, не правда ли? Застенчивость (shyness) – стремление избегать контактов или близости – мешает людям всех возрастов, но особенно молодым. Согласно исследованиям Zimbardo
(1986), около 80% студентов в определенные моменты жизни испытывали смущение, а почти половина американцев считают свою застенчивость хронической (Carducci & Zimbardo, 1995). Застенчивость проявляется в различных ситуациях и устойчива во времени (Briggs, Cheek, & Jones, 1986). Вопреки мифу о женской застенчивости, мужчины и женщины сообщают о застенчивости с равной частотой.
В понятие застенчивости люди вкладывают различный смысл; оно описывает широкий спектр чувств и особенностей поведения. На одном конце можно расположить людей, вообще не испытывающих тревоги в отношении необходимости встречи с людьми. Находясь в одиночестве, они просто хотят побыть с самими собой, обдумать положение вещей или свои идеи самостоятельно. В середине – изредка смущающиеся люди, в отдельных случаях утрачивающие уверенность в себе и социальные навыки. Таким людям трудно просить о встрече или услуге. На противоположном конце спектра находятся люди, чья застенчивость приняла печальную форму добровольного тюремного заключения.
Они предъявляют к себе непомерные требования, избегают незнакомых людей и ситуаций, тем самым предельно уменьшая риск отвержения.
Почти все мы склонны смущаться в определенных ситуациях: встречаясь с незнакомыми людьми, лицами противоположного пола или попадая в большое общество. Однако истинно застенчивые люди, как правило, другие: они воспринимают застенчивость как нечто внутри них самих, как личностную