Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 626
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
167
брака, хотя будущие супруги и встречались многие месяцы, молодая жена может впервые узнать, что ее молодой муж выжимает зубную пасту из середины тюбика, хотя она сама предпочитает выжимать пасту, начиная с дальнего конца. Она также может обнаружить, что ее супругу больше нравятся спортивные телепередачи, тогда как она сама предпочитает политические дебаты. Если подобных различий наберется много, станут ощущаться трения и могут возникнуть перебранки в любой группе.
Тем не менее, первоначально, большинство членов группы на этапе ее формирования настроены наилучшим образом и всячески стремятся занять в ней более выгодную позицию.
Когда члены группы больше узнают об установках и склонностях друг друга, различия между ними определяют наступление второй стадии, или стадии разногласий (storming). На этой стадии, которая буквально может следовать по пятам за первой, члены группы выражают несогласие друг с другом и часто открыто спорят. Так, в группе студентов из местных жителей некоторые будут выступать за автобусное сообщение, финансируемое из средств университета, а другие – за увеличение места для парковки автомашин.
Стадия разногласий крайне мучительна. Кто-то может решить, что разногласий слишком много, и покинет группу. Некоторые студенты, заинтересовавшиеся Акари, пробыли в ней недолго. Другие могли решить сохранять стороннюю позицию и не вступать в противоборство; третьи оказались столь крикливыми и агрессивными при отстаивании своих взглядов, что вызвали сильное недовольство у остальных. В это время может показаться, что группа никогда не начнет действовать. Однако если ее члены осознают, что все происходящее – это нормальная стадия группового процесса, они смогут оставить трудности позади и перейти к следующему, более продуктивному этапу.
Когда роли более четко распределены и группа, наконец, пришла к согласию относительно того, как она должна действовать, она начинает вырабатывать нормы. Это означает, что несмотря на разногласия и прения, группа в конечном итоге приходит к согласию относительно правил, по которым она должна действовать. Как было отмечено, на стадиях разногласий и выработки норм начинают проявляться роли. Роль предполагает набор правил, определяющих, как человек, занимающий определенное место в группе, должен себя вести. Как уже было отмечено, каждая группа создает свои
нормы, или неписаные правила, по которым она работает и в соответствии с которыми может оказывать давление на непокорных членов. Так, супруги могут решить, что муж станет экономнее и будет выжимать зубную пасту с конца тюбика. Жена может согласиться, что они с мужем будут смотреть любимые телевизионные программы по очереди. Соседки по общежитию могут четко договориться, что та из них, которая позже ложится спать, будет уходить смотреть телевизор в холл, а другая утром перед занятиями ее разбудит. Группа Акари имела очень странные нормы относительно рядовых членов. В своей роскошной спальне ее глава Оту мог заниматься любовью с любой женщиной группы за исключением замужних или юных девушек. Мужья и другие мужчины должны были оставаться в общей спальне.
Сформировавшись, преодолев первичные разногласия и выработав нормы, группа становится готовой к действию. Деятельность – это последняя стадия группового развития. На этой стадии группа работает наиболее успешно и действительно достигает своих целей, будь то воспитание детей в браке или разработка стратегического плана рабочей команды. Если план развития группы оказывается выполненным, могут возникнуть новые проблемы или в ней появляются новые члены. Тогда группа проходит все рассмотренные стадии развития снова (илл. 8.1).
Илл. 8.1. Цикл формирования группы
Что объединяет группу?
Почему люди поклоняются религиозному лидеру такому, как Оту? Что приводит умных мужчин и женщин в Акари? Что привлекает в группу любого человека? Что связывает вас с одними клубами и командами колледжа и заставляет воздерживаться от участия в других?
168
Социальные психологи обнаружили множество причин, содействующих объединению людей в группы. Иногда люди объединяются в группы, поскольку это дает им возможности, которых они были лишены по одиночке. Одна из возможностей, предоставляемых индивиду группой, – это переживание
сопричастности (affiliate), т.е. возможность побыть с другими людьми, которые часто похожи на нас или которых мы любим. Эту потребность удовлетворяют женские и мужские клубы; их новые члены часто очень похожи на действительных членов. Синагоги и христианские храмы дают больше, чем просто религиозную поддержку; они часто предоставляют людям одной веры возможность общения. В
Акари индивиды со сходными религиозными и политическими установками могли быть вместе с себе подобными и «проверять» свои взгляды.
Группы также могут давать информацию, которую иначе мы бы не смогли получить. Хотя большинству американцев доступны средства массовой информации, некоторые не могут смотреть ТВ или читать газеты из-за недостатка времени, незнания английского языка или отсутствия телевизора.
Группа, к которой мы принадлежим, может информировать нас обо всем интересном, происходящем в мире. Группа, однако, дает не просто факты. Благодаря ей мы можем понять, в какой степени наши установки разделяются другими ее членами, находимся ли мы в большинстве или меньшинстве. Группы также помогают человеку понять свое место в обществе. Например, нельзя узнать, что вы маленького роста, пока вы не будете иметь возможности сравнить себя со многими людьми. Получив на экзамене хорошую, но не отличную отметку, вы можете думать, что «это ужасно», пока не узнаете, что остальные получили только удовлетворительные и неудовлетворительные отметки. После этого собственный результат перестанет казаться вам столь уж плохим, не правда ли? Итак, группы позволяют нам сравнивать себя с другими и понимать, как мы выглядим на их фоне. Этот процесс называется социальным сравнением (social comparison).
Применительно к теме групп большое значение имеет концепция социальной поддержки (social
support), о которой упоминается на протяжении всей книги. Вспомним, что социальная поддержка – это процесс, посредством которого человек или группа оказывает психологическую (иногда материальную, действенную) помощь другому человеку или группе. Главные источники социальной поддержки – друзья и семья. Когда у нас в жизни что-то не ладится, нам трудно принять решение или даже случается что-то замечательное (например, повышение по службе), группы могут оказать нам необходимое содействие. Коллеги могут помочь взвесить преимущества и недостатки различных возможностей, предстающих перед нами в моменты принятия важных решений. Друзья могут проявить свою симпатию и эмоционально поддержать нас в трудное время, при утрате любимого или любимой.
Семьи могут вместе с нами порадоваться в случае успеха. Группы, таким образом, обеспечивают социальную поддержку, которая, как постоянно подтверждают исследования, важна для нашего душевного здоровья (Helgeson & Cohen, 1996).
Группа также придает нам силу. Могут существовать потребности, которые мы не в состоянии удовлетворить самостоятельно. Так, группа Акари объединила людей, все время испытывавших неудачи по различным причинам. Объединившись, они осознали свою коллективную силу. Джон, приятель Роя, учившийся на факультете журналистики, особенно сблизился с Акари после того, как его не приняли в аспирантуру.
Другой пример подобного рода – это профсоюзы. Профсоюзы могут решать вопросы, связанные с оплатой и условиями труда лучше, чем каждый отдельный их член. Объединения и коалиции успешнее продвигают в правительстве необходимые законы. Также и студенческие объединения, например, студенческие органы самоуправления, обладают большей силой, чем каждый студент в отдельности.
Студсове-ты, за которыми стоит сила сотен и тысяч людей, могут эффективнее взаимодействовать с администрацией в решении проблем университетского городка.
Групповые процессы
Вы уже познакомились с двумя видами групповых процессов – формированием ролей и формированием норм. Существуют другие процессы, специфичные для групп, которые редко обсуждаются применительно к отдельным людям. Это процессы коммуникации (общения, взаимодействия) и социального влияния, а также явления уклонения и полярности групповых решений.
Все они важны для принятия решений и функционирования групп.
169
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 54
Общение в группе
Один из наиболее важных процессов в группе – это общение, или коммуникация. Внутригрупповое общение важно для всех прочих процессов, о которых будет сказано ниже. Коммуникация позволяет членам группы согласовывать свои действия, обмениваться сведениями, выражать чувства и идеи. Все это важно для принятия решений и осуществления деятельности.
Сети (networks). Некоторые из наиболее ранних исследований группового общения были посвящены проблеме коммуникативных сетей в группах (К. Davis & Newstorm, 1985). Существуют
централизованные коммуникативные сети (centralized communication networks), в которых один или два члена группы контролируют весь поток информации. Одну из таких сетей можно представить в виде крестовины: в центре сети находится человек, или узел, связанный спицами-каналами с другими членами группы (узлами), расположенными по краям. Так, например, осуществляется передача информации на факультете университета: заведующие кафедрами приходят к декану, занимающемуся вопросами финансирования, кадров и принимающему другие решения. Разумеется, Оту был важной фокусирующей точкой, или центром группы, известной как Акари. Модель крестовины и другие схемы внутригрупповых связей представлены в илл. 8.2.
Илл. 8.2. Примеры различных коммуникативных сетей в группах.
Кружки символизируют отдельных членов группы, а черточки – каналы коммуникации между ними.
Централизованные сети можно противопоставить децентрализованным. В децентрализованных коммуникативных сетях люди могут общаться друг с другом более свободно. Примером децентрализованной сети является круг (см. илл. 8.2). По кругу, например, распространяются слухи, передаваемые от одного человека к другому и в конце концов возвращающиеся к своему источнику.
Конечно, существуют и другие централизованные и децентрализованные системы. Подумайте о конкретных группах, к которым можно применить схемы коммуникативных сетей, представленные в илл. 8.2.
Централизованный и децентрализованный обмен информацией проявляется в различных видах групповой деятельности.
Величина группы (group size). Еще один признак, влияющий на качество коммуникации и тем самым на качество работы группы, – это ее величина. Объем группы зависит от ситуации. Присяжных в суде должно быть двенадцать; университетская кафедра – не менее двух человек и не более шестидесяти; в американских семьях – примерно четыре-пять членов. Группа с большим количеством членов имеет больше возможностей для выдвижения новых идей. Однако кода-чество идей, порождаемых в группе, не находится в прямой зависимости от ее величины (Moorhead & Griffin, 1995). По мере увеличения группы количество идей возрастает слабо. В больших группах взаимодействие и общение в основном формализованы. Большие группы, как правило, составляют повестку дня и для управления дискуссией следуют заранее определенным правилам. Наконец, некоторые люди могут смущаться в больших группах и чувствовать себя лучше в малых; поэтому членство в группах различного размера неоднозначно (Moorhead & Griffin, 1995).
Электронная коммуникация (electronic communication). В связи с успехами электроники интересно
170
будет проследить, сохранят ли свою справедливость принщпы, сформулированные выше. При пользовании электронной почтой устраняется невербальный компонент общения. Finbolt и Sproull
(1990), анализируя входящие и исходящие электронные сообщения 96 пользователей, обнаружили, что, как правило, они ведут себя как реальные группы. Это было справедливо, гесмотря на то, что группу не объединяло физическое пространство и их члены были абсолютно невидимы. McGuire, Kiesler и Siegel
(1987) также обнаружили, что группы, объединенные посредством компьютера, менее подвержены групповому мышлению и принятию полярных решений (см. ниже). В другом исследовании (Dubrovsky,
Kiesler, Sethna, 1991) было установлено, что электронное взаимодействие уменьшает статусные
(связанные с общественным положением людей) различия. Это важно, поскольку при общении «лицом к лицу» большее количество информации получает человек, обладающий наивысшим статусом. С появлением электронной коммуникации каждый член группы имеет большую возможность участия в общем деле. А если так, у самой группы повышаются шансы максимально использовать потенциал каждого своего члена.
Что такое социальное влияние (social influence)? Это попытки одного человека изменить поведение или установки одного или более людей. Оту и другие религиозные лидеры оказывают огромное социальное влияние на своих последователей. Другие группы и лидеры оказывают влияние тоже, хотя и не в такой степени, как Акари и Оту. Социальное влияние может проявляться на трех различных уровнях. Внешне мы можем действовать заодно с другими, но не менять наши личные убеждения.
Представьте себе, что на перемене вы сидите в буфете и слышите, как трое ваших друзей говорят о своем намерении голосовать за политического кандидата, которого вы ненавидите. Боясь опоздать на занятия, вы не начинаете обсуждать с ними этот вопрос, и просто киваете головой в знак согласия.
Другой уровень социального влияния имеет место, когда вы ведете себя, как другие, или находитесь под впечатлением от этих людей, поскольку они вам кажутся привлекательными. Очень часто, когда вы узнаете нового знакомого или знакомую лучше, вы усваиваете его или ее вкусы в еде и музыке. Если знакомство прерывается, вы возвращаетесь к своим прежним кулинарным и музыкальным пристрастиям. Третий уровень – это когда кто-то действительно влияет на вас, и эти изменения оказываются устойчивыми. Именно на этом, наиболее важном уровне Оту осуществлял влияние на своих последователей.
Как и почему люди оказывают влияние на других? В основе влияния лежат три процесса – конформность, уступчивость и подчинение приказу (послушание).
Конформность (conformity) – это изменение собственного поведения вследствие реального или воображаемого воздействия других людей. Когда молодые американцы стали носить бейсболки козырьком назад, они проявили конформность по отношению к давлению со стороны сверстников, продемонстрировали готовность «соответствовать», «быть, как все». Ни одно формальное распоряжение или закон не предписывали надевать бейсболки козырьком назад.
Конформность стала активно изучаться после новаторских работ Соломона Эша (Asch, 1951). В эксперименте Эша испытуемые по одному заходили в комнату, в которой уже находились люди. Это были помощники (confederates), или ассистенты экспериментатора, и они вели себя определенным образом. Испытуемого и помощников экспериментатора просили оценить длину линий наподобие тех, что приведены илл. 8.3. Все они по очереди должны были вслух сказать, какая линия из трех – В, С или
D – наиболее соответствует эталонной линии А по длине.
Илл. 8.3. Эксперимент Эша, посвященный проблеме конформности.
Испытуемым и помощникам экспериментатора предъявлялись таблицы с изображениями линий. Нужно было определить, какая из трех линий: В, С или D, наиболее соответствует по