Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Показать относительную важность наследственных особенностей для развития личности.
2. Объяснить, что означают термины Эго, Супер-Эго и Ид.
3. Перечислить задачи каждой из восьми стадий психосоциального развития по Э. Эриксону.
4. Объяснить сущность понятий моделирования и социального научения, введенных А. Бандурой.
5. Описать пять типов когнитивных переменных, влияющих на поведение.
6. Раскрыть сущность понятия самоактуализации по А. Маслоу.
7. Перечислить некоторые причины того, почему люди не могут достичь более высокой степени самоактуализации.
Жизнь Кена шла по восходящей. Он закончил престижный частный колледж на Северо-востоке. После колледжа поступил в юридический институт и окончил его вторым на своем курсе. После института Кен поступил в большую юридическую фирму. Он знал, что находится на самой первой ступени служебной иерархии, но планировал со временем стать партнером в одной из старых, почтенных фирм, и в конечном счете основать и собственную фирму. Это значило, что ему пришлось сменить работу и место проживания, но Кен не боялся трудностей на пути к вершине. Несмотря на то, что Кен был полон энтузиазма и успешно продвигался по карьерной лестнице, он почувствовал одиночество, которое привело его к знакомству с его первой подругой,
Одрой, молодой женщиной, работавшей юристом вместе с ним. Одра знала об устремлениях Кена и принимала его таким. Она тоже стремилась к успешной карьере. Они вместе мечтали основать собственную юридическую фирму. Из-за этих планов ни один из них не хотел заводить ребенка.
Когда Кену исполнилось 49 лет, однажды он пришел домой и объявил Одре, что совершенно разочаровался и в своей карьере и в жизни. Развивая эту мысль перед пораженной Одрой, он пояснил, что стресс,
33 непредсказуемость адвокатской практики и постоянные переезды убивали его. Он тосковал по более спокойному, не такому бешеному ритму жизни или, как он выразился, более «здоровой» жизни. Он умолял Одру уехать вместе с ним в Орегон. Он сказал, что прочитал в журнале для любителей виноделия, что там продается прекрасный виноградник. Он хотел, чтобы они вдвоем купили виноградник и жили там.
Различные подходы к пониманию личности
«Как вы думаете, почему люди так поступают – неожиданно совершают драматические и совершенно непредсказуемые перемены в своей жизни?» «Могут ли все люди совершать подобные поступки или, по крайней мере, воображать себе их?» Когда мы задавали эти вопросы по поводу истории Кена и Одры студентам, их ответы оказывались поразительно разными. Один сказал: «Может быть, они хотят что-то доказать». «А я, честно говоря, думаю, что это просто психи», – добавил другой.
«Даже если у меня было много денег, то никогда бы не стал рисковать своими сбережениями в таком бизнесе, как виноделие». Еще один сказал: «Как сказал этот мужчина, может быть они находятся в состоянии стресса и нуждаются в переменах». То, как каждый из нас понимает описанный эпизод, в значительной мере зависит от нашего собственного понимания личности.
Аналогично различные психологи рассматривают личность каждый под своим углом зрения.
Существуют десятки различных теорий личности, но большинство из них может быть отнесено к четырем основным группам (подходам): биологическому, психодинамическому, социально- когнитивному (включая поведенческий) и гуманистическому. Каждый из подходов делает акцент на определенных сторонах личности, но ни один не описывает личность во всей ее реальной сложности.
Пытаться доказать, какой из подходов вернее, особенно в области, где невозможно найти какого-то простого доказательства истины, – пустая трата времени. Гораздо более плодотворно извлечь лучшее из того, что может предложить каждый подход. То, что может предложить нам каждый подход, – это
оптимальный ряд объяснений поведения личности. Это означает, что каждый подход хорошо объясняет одну из сторон личности, преуменьшая при этом другие или даже пренебрегая ими. Например, биологический подход напоминает нам об очевидном, но часто игнорируемом влиянии наследственности на личность. Психодинамический – привлекает внимание к нашим бессознательным потребностям и конфликтам, а также влиянию раннего детства на нашу жизнь. В противоположность этому социально-когнитивный подход подчеркивает важность научения* и влияния внешней среды, а также практических стратегий, позволяющих изменить поведение личности. Гуманистический – делает акцент на огромных возможностях, связанных со стремлением к свободе и личностному росту, заложенных в каждом из нас, поощряя таким образом человека к идущему на протяжении всей жизни процессу самоактуализации. Знакомясь с отличительными особенностями каждого из перечисленных выше четырех подходов, можно придти к более целостному, взвешенному пониманию личности.
* В отечественной науке различают термины «научение», «учение» и «обучение». Обучение – совместная деятельность учителя и учащихся. Она состоит из преподавания и учения (деятельности собственно учащегося). Научение – устойчивое изменение опыта в связи с некоторой предшествующей активностью. Научение имеет место и у животных. Факты научения у человека отмечаются уже в первые недели жизни. Подробнее см.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 2.-
М., 1999. – С. 26, 27, 86, 87 (Прим. ред.).
Биологический подход
Биологический подход, один из наиболее ранних подходов к пониманию личности, был связан с изучением темперамента (temperament) – наследственной предрасположенности человека к определенному типу поведения. Греческий врач Гиппократ, которого считают основателем современной медицины, разделил всех людей на четыре основных типа: меланхолики (депрессивный тип), сангвиники (жизнерадостный тип), флегматики (безэмоциональный) и холерики (вспыльчивый).
Позднее Уильям Шелдон (William Sheldon, 1954) использовал широкие корреляционные
исследования (correlational studies) для классификации людей по типам телосложения, которое считается тесно связанным с типами темперамента. Полноватый «эндоморф», как правило, спокоен и легок в общении. Мускулистый «мезоморф» более энергичен и агрессивен, а хрупкий «эктоморф» напряжен и одинок. В действительности каждый человек обладает особой комбинацией этих темпераментов, причем эта комбинация еще и испытывает на себе влияние его стиля жизни и окружения. Хотя исследования Шелдона выявили сильную положительную связь между типами телосложения и типами темперамента, другие исследователи выявили также положительные, но менее
34 сильные связи, и высказывали мнение, что подобные типы темперамента – это не что иное, как стереотипы, преувеличивающие заключенное в этих исследованиях рациональное зерно (L.A. Tucker,
1983).
Сегодня быстрый рост знаний о работе мозга и наследственных особенностях (genes) человека дает более основательное научное подтверждение биологическим факторам развития личности. Сравнения близнецов, воспитанных вместе или порознь, показали очевидность генетических (наследственных) особенностей личности. Например, у Кена есть брат-близнец, Пол. У них похожие прически, усы и очки. Оба выбрали профессии белых воротничков. Интересно также, что оба они любят одно и то же вино – шардоннэ.
По некоторым оценкам, в среднем от 25 до 50% индивидуальных различий в общей популяции
(населении) определяются генетически (Bouchard, Lykken, McGue, Segal & Tellegen, 1990; Plomin &
Rende, 1991; Scarr, 1987) см. илл. 2.1. Остальное определяется взаимодействием с окружением.
Фактически величина наследственной нагруженности (heredity) сильно отличается у разных черт и у различных индивидов. Например, хотя Кен и его брат-близнец Пол сходны в одних отношениях, в других они совершенно различны. Пол хотел иметь детей; он считал их чудесным дополнением своей жизни. Кен же считал, что дети помешают его восхождению по карьерной лестнице. Генетические факторы (причины) связывают с такими чертами личности, как алкоголизм, депрессивность и фобии
(навязчивые страхи); несомненен также их вклад в такие черты, как уровень интеллекта, общительность, эмоциональность и уровень активности (Bouchard et al., 1990; Plomin & Rende, 1991).
По теории Дарвина, наследственный характер той или иной черты говорит о том, что она помогает приспособлению, т.е. нашему выживанию в определенной физической и социальной среде. Возможно, эта теория поможет объяснить частичную наследуемость таких черт личности, как интеллект, общительность и уровень активности, тем, что они усиливают наши адаптивные возможности или приспособление.
Однако не спешите делать вывод, как многие непрофессионалы, что наследственность важнее, чем влияние окружающей среды (environment). Имейте в виду, исследования близнецов и других детей в приемных семьях показали, что люди, выросшие вместе, не обязательно обнаруживают значительное личностное сходство, независимо от того, имеют они или нет биологические узы (Rowe, 1990). Каждый человек имеет тенденцию быть уникальным. Такие данные поднимают непростые вопросы. Почему общий набор генов, а также общность окружения оказывают столь малое влияние на личность родных братьев и сестер? Связано ли это с тем, что каждый ребенок получает собственную комбинацию генов?
Или, возможно, каждый человек выбирает окружение, более соответствующее его генетическим задаткам? А может быть, кроме того, каждый ребенок по-разному воспринимает одно и то же домашнее окружение? По-видимому, так оно и есть, уникальный опыт в каждом случае оказывает определяющее влияние на личность. На ребенка воздействуют не родители, как таковые, но то, как он воспринимает их и реагирует на них, своих братьев, сестер, сверстников, а также и на остальные социальные и культурные влияния.
35
Илл. 2.1. Величина наследственной обусловленности некоторых черт личности в общей
популяции
И с т о ч н и к : Adapted from data in Bouchard Т. J., Lykken D. Т., McGue M., Segal N. L.&
Tellegen A. (1990). Source of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223–228; Plomin R.& Rende R. (1991). Human behavioral genetics. Annual
Review of Psychology, 42, 161 – 190; Rowe D. C. (1990). As the twig is bent? The myth of child- rearing influences on personality development. Journal of Counseling and Development, 68, 606–611.
В итоге было бы правильнее говорить о наследственности и воспитании (nature-nurture issue) как о наследственности в условиях воспитания, а не о наследственности или воспитании. Это означает, что личность является продуктом врожденных особенностей темперамента и среды. Большую или малую часть наших возможностей мы разовьем, будет в значительной степени зависеть от нашего взаимодействия с окружением, особенно тем окружением, которое мы сами выбираем и на которое реагируем. Однако возможности среды в отношении изменения темперамента ограничены. В долгосрочной перспективе даже настойчивое давление среды не может радикально изменить выраженные предрасположенности темперамента.
Как применить этот подход к себе
В соответствии с биологическим подходом до половины наших личностных особенностей могут быть обусловлены влиянием наследственности. Но поскольку большинство из нас проводит детские годы в семейном кругу среди людей, имеющих общий набор генов, трудно сказать, в какой степени та или иная особенность отражает наследственность, влияние среды или раннего воспитания. Многое зависит и от самой черты. Как мы уже видели, такие черты, как интеллект или общительность, имеют выраженную генетическую составляющую. Но даже эти характеристики определяются не одним каким- либо геном, а их сложной комбинацией, и это определяет существование широкого круга возможностей. Какую часть этих возможностей мы разовьем, будет в значительной степени зависеть от
36 нашего взаимодействия с окружением. Например, старшая дочь может получать хорошие отметки и успешно учиться на врача. Ее сестра, не менее одаренная, может оказаться слишком нетерпеливой для долгих лет учебы и выбрать «околоврачебную» карьеру медсестры в аварийно-спасательной службе.
Обе сестры могут показывать одинаковые результаты в тестах, определяющих уровень интеллекта, однако их достижения будут оцениваться различно из-за разного статуса и заработка в каждой из карьер.
Задумывались ли вы когда-либо над преобладающими чертами у представителей вашего генеалогического древа (родословной)? На следующем семейном собрании вы можете заметить, что кто-то, возможно, ваша любимая тетя или дядя, проявляет ту же сердечность и общительность, что и вы сами. Вы можете удивиться, почему вы похожи на более отдаленных родственников в этом отношении, чем на ваших родителей, братьев или сестер. Ответ может быть заключен в генетике. Принимая во внимание значение наследственности, некоторые молодые люди, желающие заключить брак, стараются познакомиться не только с родителями своего избранника, но и со всеми его родственниками, чтобы составить лучшее представление о генетическом наборе, который унаследуют их дети. Допустим, в вашей семье есть склонность к депрессивному поведению. Хотели бы вы узнать, насколько велик риск наследования этой особенности? Однако хотя генетические факторы отвечают за предрасположенность к этому расстройству, сами по себе они еще не определяют его проявление. Развитие расстройства, как правило, запускается и другими обстоятельствами, такими, например, как повышенный уровень стресса. На особенностях этого и других расстройств мы еще остановимся в гл. 13.
Психодинамический подход
Психодинамический подход (psychodynamic theory) представлен группой взаимосвязанных теорий, рассматривающих личность и поведение в терминах динамики, или взаимодействия, влечений личности, таких, как желания, тревога, конфликты и защитные реакции. В соответствии с этой точкой зрения индивиды неизбежно оказываются местом борьбы конфликтующих жизненных сил, таких, как внутренние импульсы и их подавление или индивид и общество. Хотя различные психодинамические теории выделяют различные стороны личности, большинство из их сторонников согласны в том, что базисная динамика включает конфликт между двумя противоположными силами: тревожностью
(anxiety) (которая возникает из-за столкновения желаний и подавления) и защитой (defense) от желаний, порождающих тревожность. Поскольку ключевые понятия этого подхода были предложены
Зигмундом Фрейдом (Sigmund Freud), мы посвятим большую часть нашего изложения его идеям. Мы также расскажем и о том, как позднейшие психодинамические теории изменили и расширили взгляды
Фрейда.
Фрейд (1933) сравнивал личность с айсбергом, у которого лишь самая верхняя часть находится над поверхностью. Большая часть психической активности остается бессознательной. Поскольку поведение порождается бессознательными импульсами, психологи, пытающиеся понять причины того или иного поведения, не могут просто опираться на наблюдения за индивидом, еще менее на его самоотчеты.
Вместо этого они должны истолковывать поведение человека, вскрывая его неявные мотивы
(побуждения). Таким образом, любая разновидность поведения, будь то юмор, сны или произведения искусства, может быть истолкована в терминах поверхностного смысла и в терминах ее подлинного, бессознательного смысла. В своих сочинениях Фрейд дает образцы толкования различных проявлений человеческого поведения в терминах глубинных бессознательных смыслов. Существование бессознательного, остававшееся спорным на протяжении нескольких десятилетий, в конечном счете стало общепризнанным в современной психологии (Allen, 1997).
37
Зигмунд Фрейд
Цель психоаналитической, или фрейдовской, терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свои подсознательные мотивы и овладеть ими. Чтобы понять психодинамический подход, мы опишем некоторые аспекты психоаналитической теории Фрейда, включая понимание структуры сознания или личности, изменений личности и ее развития. Психотерапевтическая практика психоанализа и других теоретических подходов будет рассмотрена более подробно в гл. 14.
Структура личности
Фрейд утверждал, что структура личности (structure of personality) складывается из трех взаимодействующих процессов: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я) (илл. 2.2). Поскольку каждый из них имеет собственное назначение, их взаимодействие часто приобретает форму конфликта.
Ид (id) представляет собой бессознательный резервуар психической энергии для личности в целом, в том числе и для других уровней ее развития – для Эго и Супер-эго. Все импульсы, порождаемые Ид, происходят из двух первичных инстинктов: «жизни», или инстинктов, связанных с сексуальностью
(половым влечением), и «смерти», или агрессии (стремления к власти, нападению). Фрейд рассматривал сексуальность как главный источник психической энергии, затрагивающий личность в целом, включая потребность в любви, дружеской или родительской привязанности, стремление к творчеству, а также эротическое (гр. eros – любовь) поведение. Ид подчиняется исключительно принципу удовольствия
(pleasure principle), не принимая в расчет ни разум, ни реальность, ни мораль.
Илл. 2.2. Структура психики по Фрейду
Эго является непосредственной надстройкой над Ид и функционирует как управляющий центр
38 личности, позволяя человеку примирять противоречивые, конфликтующие требования Ид, Супер-эго и общества. В силу этого Эго подчиняется принципу реальности (reality principle) и стремится прежде всего к благополучию данного человека. Когда какое-либо желание Ид заявляет о себе, Эго ищет возможные средства его удовлетворения в социально приемлемой форме. Эго просчитывает последствия тех или иных действий и либо позволяет им осуществиться, либо отсрочивает их осуществление. Кен всегда мечтал быть богатым (типичное желание Ид), но он знал, что только социально приемлемые средства могут обеспечить его будущее. Это было одним из побуждений, заставивших его поступить в юридический институт.
Супер-эго представляет собой ту часть личности, которая формируется моральными нормами общества, передаваемыми родителями. В самом общем виде можно сказать, что оно тождественно
«совести», хотя большая его часть остается бессознательной. В силу этого Супер-эго считается с реальностью не более, чем Ид, и вместо этого действует в соответствии с
принципом совершенства
(perfection). Поэтому воздействие Супер-эго на личность часто оказывается жестким и наказующим, или «сверхнравственным». Большая часть подавления со стороны Супер-эго неприемлемых импульсов осуществляется им либо непосредственно, либо с помощью Эго. Кен, например, часто думал о том, чтобы списать на экзаменах в колледже и институте, но его Супер-эго было достаточно сильным, чтобы подавить это желание.
Ид, Эго и Супер-эго не являются какими-либо отдельными целостностями или частями ума. Лучше рассматривать их как метафоры или названия, которые Фрейд дал очень сложным психологическим процессам, которые управляют нашей душевной жизнью.
Личностная динамика
В соответствии с фрейдовским представлением о личностной динамике (personality dynamic) Ид,
Эго и Супер-эго конфликтуют друг с другом, поэтому индивиды часто испытывают противоречивые
устремления – стремятся одновременно к противоположному. Обычно Эго удерживает конфликт на управляемом уровне, разрешая проблемы Ид и Супер-эго. Однако временами настоятельные требования
Ид и суждения Супер-эго угрожают отобрать контроль у Эго, что выражается в появлении неприемлемых чувств или поведения. Когда это происходит, Эго начинает испытывать тревогу.
Тревожность – это сигнал неблагополучия, аналогичный телесной боли, он предупреждает Эго об опасности. Фрейд различает три типа тревожности в зависимости от источника опасности.
Тревожность относительно реальности (reality anxiety) возникает, когда (1) индивиду угрожает какая-то внешняя опасность, (2) он испытывает тревогу в отношении этой опасности и (3) действует соответственно. Невротическая тревожность (neurotic anxiety) возникает, когда Эго чувствует, что некоторые импульсы Ид угрожают выйти из-под контроля, соблазняя индивида сделать нечто, за что он будет наказан. Моральная тревожность (moral anxiety) возникает, когда личность испытывает чувство вины за что-то сделанное – в действительности или в воображении. Иногда Эго старается справиться с тревожностью непосредственным, реалистическим образом, например, занимаясь как можно больше, чтобы уменьшить тревожность относительно сдачи экзамена. Однако наиболее частый ответ на переживание тревоги – избегание, подавление ее с помощью защитных механизмов.
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Показать относительную важность наследственных особенностей для развития личности.
2. Объяснить, что означают термины Эго, Супер-Эго и Ид.
3. Перечислить задачи каждой из восьми стадий психосоциального развития по Э. Эриксону.
4. Объяснить сущность понятий моделирования и социального научения, введенных А. Бандурой.
5. Описать пять типов когнитивных переменных, влияющих на поведение.
6. Раскрыть сущность понятия самоактуализации по А. Маслоу.
7. Перечислить некоторые причины того, почему люди не могут достичь более высокой степени самоактуализации.
Жизнь Кена шла по восходящей. Он закончил престижный частный колледж на Северо-востоке. После колледжа поступил в юридический институт и окончил его вторым на своем курсе. После института Кен поступил в большую юридическую фирму. Он знал, что находится на самой первой ступени служебной иерархии, но планировал со временем стать партнером в одной из старых, почтенных фирм, и в конечном счете основать и собственную фирму. Это значило, что ему пришлось сменить работу и место проживания, но Кен не боялся трудностей на пути к вершине. Несмотря на то, что Кен был полон энтузиазма и успешно продвигался по карьерной лестнице, он почувствовал одиночество, которое привело его к знакомству с его первой подругой,
Одрой, молодой женщиной, работавшей юристом вместе с ним. Одра знала об устремлениях Кена и принимала его таким. Она тоже стремилась к успешной карьере. Они вместе мечтали основать собственную юридическую фирму. Из-за этих планов ни один из них не хотел заводить ребенка.
Когда Кену исполнилось 49 лет, однажды он пришел домой и объявил Одре, что совершенно разочаровался и в своей карьере и в жизни. Развивая эту мысль перед пораженной Одрой, он пояснил, что стресс,
33 непредсказуемость адвокатской практики и постоянные переезды убивали его. Он тосковал по более спокойному, не такому бешеному ритму жизни или, как он выразился, более «здоровой» жизни. Он умолял Одру уехать вместе с ним в Орегон. Он сказал, что прочитал в журнале для любителей виноделия, что там продается прекрасный виноградник. Он хотел, чтобы они вдвоем купили виноградник и жили там.
Различные подходы к пониманию личности
«Как вы думаете, почему люди так поступают – неожиданно совершают драматические и совершенно непредсказуемые перемены в своей жизни?» «Могут ли все люди совершать подобные поступки или, по крайней мере, воображать себе их?» Когда мы задавали эти вопросы по поводу истории Кена и Одры студентам, их ответы оказывались поразительно разными. Один сказал: «Может быть, они хотят что-то доказать». «А я, честно говоря, думаю, что это просто психи», – добавил другой.
«Даже если у меня было много денег, то никогда бы не стал рисковать своими сбережениями в таком бизнесе, как виноделие». Еще один сказал: «Как сказал этот мужчина, может быть они находятся в состоянии стресса и нуждаются в переменах». То, как каждый из нас понимает описанный эпизод, в значительной мере зависит от нашего собственного понимания личности.
Аналогично различные психологи рассматривают личность каждый под своим углом зрения.
Существуют десятки различных теорий личности, но большинство из них может быть отнесено к четырем основным группам (подходам): биологическому, психодинамическому, социально- когнитивному (включая поведенческий) и гуманистическому. Каждый из подходов делает акцент на определенных сторонах личности, но ни один не описывает личность во всей ее реальной сложности.
Пытаться доказать, какой из подходов вернее, особенно в области, где невозможно найти какого-то простого доказательства истины, – пустая трата времени. Гораздо более плодотворно извлечь лучшее из того, что может предложить каждый подход. То, что может предложить нам каждый подход, – это
оптимальный ряд объяснений поведения личности. Это означает, что каждый подход хорошо объясняет одну из сторон личности, преуменьшая при этом другие или даже пренебрегая ими. Например, биологический подход напоминает нам об очевидном, но часто игнорируемом влиянии наследственности на личность. Психодинамический – привлекает внимание к нашим бессознательным потребностям и конфликтам, а также влиянию раннего детства на нашу жизнь. В противоположность этому социально-когнитивный подход подчеркивает важность научения* и влияния внешней среды, а также практических стратегий, позволяющих изменить поведение личности. Гуманистический – делает акцент на огромных возможностях, связанных со стремлением к свободе и личностному росту, заложенных в каждом из нас, поощряя таким образом человека к идущему на протяжении всей жизни процессу самоактуализации. Знакомясь с отличительными особенностями каждого из перечисленных выше четырех подходов, можно придти к более целостному, взвешенному пониманию личности.
* В отечественной науке различают термины «научение», «учение» и «обучение». Обучение – совместная деятельность учителя и учащихся. Она состоит из преподавания и учения (деятельности собственно учащегося). Научение – устойчивое изменение опыта в связи с некоторой предшествующей активностью. Научение имеет место и у животных. Факты научения у человека отмечаются уже в первые недели жизни. Подробнее см.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 2.-
М., 1999. – С. 26, 27, 86, 87 (Прим. ред.).
Биологический подход
Биологический подход, один из наиболее ранних подходов к пониманию личности, был связан с изучением темперамента (temperament) – наследственной предрасположенности человека к определенному типу поведения. Греческий врач Гиппократ, которого считают основателем современной медицины, разделил всех людей на четыре основных типа: меланхолики (депрессивный тип), сангвиники (жизнерадостный тип), флегматики (безэмоциональный) и холерики (вспыльчивый).
Позднее Уильям Шелдон (William Sheldon, 1954) использовал широкие корреляционные
исследования (correlational studies) для классификации людей по типам телосложения, которое считается тесно связанным с типами темперамента. Полноватый «эндоморф», как правило, спокоен и легок в общении. Мускулистый «мезоморф» более энергичен и агрессивен, а хрупкий «эктоморф» напряжен и одинок. В действительности каждый человек обладает особой комбинацией этих темпераментов, причем эта комбинация еще и испытывает на себе влияние его стиля жизни и окружения. Хотя исследования Шелдона выявили сильную положительную связь между типами телосложения и типами темперамента, другие исследователи выявили также положительные, но менее
34 сильные связи, и высказывали мнение, что подобные типы темперамента – это не что иное, как стереотипы, преувеличивающие заключенное в этих исследованиях рациональное зерно (L.A. Tucker,
1983).
Сегодня быстрый рост знаний о работе мозга и наследственных особенностях (genes) человека дает более основательное научное подтверждение биологическим факторам развития личности. Сравнения близнецов, воспитанных вместе или порознь, показали очевидность генетических (наследственных) особенностей личности. Например, у Кена есть брат-близнец, Пол. У них похожие прически, усы и очки. Оба выбрали профессии белых воротничков. Интересно также, что оба они любят одно и то же вино – шардоннэ.
По некоторым оценкам, в среднем от 25 до 50% индивидуальных различий в общей популяции
(населении) определяются генетически (Bouchard, Lykken, McGue, Segal & Tellegen, 1990; Plomin &
Rende, 1991; Scarr, 1987) см. илл. 2.1. Остальное определяется взаимодействием с окружением.
Фактически величина наследственной нагруженности (heredity) сильно отличается у разных черт и у различных индивидов. Например, хотя Кен и его брат-близнец Пол сходны в одних отношениях, в других они совершенно различны. Пол хотел иметь детей; он считал их чудесным дополнением своей жизни. Кен же считал, что дети помешают его восхождению по карьерной лестнице. Генетические факторы (причины) связывают с такими чертами личности, как алкоголизм, депрессивность и фобии
(навязчивые страхи); несомненен также их вклад в такие черты, как уровень интеллекта, общительность, эмоциональность и уровень активности (Bouchard et al., 1990; Plomin & Rende, 1991).
По теории Дарвина, наследственный характер той или иной черты говорит о том, что она помогает приспособлению, т.е. нашему выживанию в определенной физической и социальной среде. Возможно, эта теория поможет объяснить частичную наследуемость таких черт личности, как интеллект, общительность и уровень активности, тем, что они усиливают наши адаптивные возможности или приспособление.
Однако не спешите делать вывод, как многие непрофессионалы, что наследственность важнее, чем влияние окружающей среды (environment). Имейте в виду, исследования близнецов и других детей в приемных семьях показали, что люди, выросшие вместе, не обязательно обнаруживают значительное личностное сходство, независимо от того, имеют они или нет биологические узы (Rowe, 1990). Каждый человек имеет тенденцию быть уникальным. Такие данные поднимают непростые вопросы. Почему общий набор генов, а также общность окружения оказывают столь малое влияние на личность родных братьев и сестер? Связано ли это с тем, что каждый ребенок получает собственную комбинацию генов?
Или, возможно, каждый человек выбирает окружение, более соответствующее его генетическим задаткам? А может быть, кроме того, каждый ребенок по-разному воспринимает одно и то же домашнее окружение? По-видимому, так оно и есть, уникальный опыт в каждом случае оказывает определяющее влияние на личность. На ребенка воздействуют не родители, как таковые, но то, как он воспринимает их и реагирует на них, своих братьев, сестер, сверстников, а также и на остальные социальные и культурные влияния.
35
Илл. 2.1. Величина наследственной обусловленности некоторых черт личности в общей
популяции
И с т о ч н и к : Adapted from data in Bouchard Т. J., Lykken D. Т., McGue M., Segal N. L.&
Tellegen A. (1990). Source of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223–228; Plomin R.& Rende R. (1991). Human behavioral genetics. Annual
Review of Psychology, 42, 161 – 190; Rowe D. C. (1990). As the twig is bent? The myth of child- rearing influences on personality development. Journal of Counseling and Development, 68, 606–611.
В итоге было бы правильнее говорить о наследственности и воспитании (nature-nurture issue) как о наследственности в условиях воспитания, а не о наследственности или воспитании. Это означает, что личность является продуктом врожденных особенностей темперамента и среды. Большую или малую часть наших возможностей мы разовьем, будет в значительной степени зависеть от нашего взаимодействия с окружением, особенно тем окружением, которое мы сами выбираем и на которое реагируем. Однако возможности среды в отношении изменения темперамента ограничены. В долгосрочной перспективе даже настойчивое давление среды не может радикально изменить выраженные предрасположенности темперамента.
Как применить этот подход к себе
В соответствии с биологическим подходом до половины наших личностных особенностей могут быть обусловлены влиянием наследственности. Но поскольку большинство из нас проводит детские годы в семейном кругу среди людей, имеющих общий набор генов, трудно сказать, в какой степени та или иная особенность отражает наследственность, влияние среды или раннего воспитания. Многое зависит и от самой черты. Как мы уже видели, такие черты, как интеллект или общительность, имеют выраженную генетическую составляющую. Но даже эти характеристики определяются не одним каким- либо геном, а их сложной комбинацией, и это определяет существование широкого круга возможностей. Какую часть этих возможностей мы разовьем, будет в значительной степени зависеть от
36 нашего взаимодействия с окружением. Например, старшая дочь может получать хорошие отметки и успешно учиться на врача. Ее сестра, не менее одаренная, может оказаться слишком нетерпеливой для долгих лет учебы и выбрать «околоврачебную» карьеру медсестры в аварийно-спасательной службе.
Обе сестры могут показывать одинаковые результаты в тестах, определяющих уровень интеллекта, однако их достижения будут оцениваться различно из-за разного статуса и заработка в каждой из карьер.
Задумывались ли вы когда-либо над преобладающими чертами у представителей вашего генеалогического древа (родословной)? На следующем семейном собрании вы можете заметить, что кто-то, возможно, ваша любимая тетя или дядя, проявляет ту же сердечность и общительность, что и вы сами. Вы можете удивиться, почему вы похожи на более отдаленных родственников в этом отношении, чем на ваших родителей, братьев или сестер. Ответ может быть заключен в генетике. Принимая во внимание значение наследственности, некоторые молодые люди, желающие заключить брак, стараются познакомиться не только с родителями своего избранника, но и со всеми его родственниками, чтобы составить лучшее представление о генетическом наборе, который унаследуют их дети. Допустим, в вашей семье есть склонность к депрессивному поведению. Хотели бы вы узнать, насколько велик риск наследования этой особенности? Однако хотя генетические факторы отвечают за предрасположенность к этому расстройству, сами по себе они еще не определяют его проявление. Развитие расстройства, как правило, запускается и другими обстоятельствами, такими, например, как повышенный уровень стресса. На особенностях этого и других расстройств мы еще остановимся в гл. 13.
Психодинамический подход
Психодинамический подход (psychodynamic theory) представлен группой взаимосвязанных теорий, рассматривающих личность и поведение в терминах динамики, или взаимодействия, влечений личности, таких, как желания, тревога, конфликты и защитные реакции. В соответствии с этой точкой зрения индивиды неизбежно оказываются местом борьбы конфликтующих жизненных сил, таких, как внутренние импульсы и их подавление или индивид и общество. Хотя различные психодинамические теории выделяют различные стороны личности, большинство из их сторонников согласны в том, что базисная динамика включает конфликт между двумя противоположными силами: тревожностью
(anxiety) (которая возникает из-за столкновения желаний и подавления) и защитой (defense) от желаний, порождающих тревожность. Поскольку ключевые понятия этого подхода были предложены
Зигмундом Фрейдом (Sigmund Freud), мы посвятим большую часть нашего изложения его идеям. Мы также расскажем и о том, как позднейшие психодинамические теории изменили и расширили взгляды
Фрейда.
Фрейд (1933) сравнивал личность с айсбергом, у которого лишь самая верхняя часть находится над поверхностью. Большая часть психической активности остается бессознательной. Поскольку поведение порождается бессознательными импульсами, психологи, пытающиеся понять причины того или иного поведения, не могут просто опираться на наблюдения за индивидом, еще менее на его самоотчеты.
Вместо этого они должны истолковывать поведение человека, вскрывая его неявные мотивы
(побуждения). Таким образом, любая разновидность поведения, будь то юмор, сны или произведения искусства, может быть истолкована в терминах поверхностного смысла и в терминах ее подлинного, бессознательного смысла. В своих сочинениях Фрейд дает образцы толкования различных проявлений человеческого поведения в терминах глубинных бессознательных смыслов. Существование бессознательного, остававшееся спорным на протяжении нескольких десятилетий, в конечном счете стало общепризнанным в современной психологии (Allen, 1997).
37
Зигмунд Фрейд
Цель психоаналитической, или фрейдовской, терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свои подсознательные мотивы и овладеть ими. Чтобы понять психодинамический подход, мы опишем некоторые аспекты психоаналитической теории Фрейда, включая понимание структуры сознания или личности, изменений личности и ее развития. Психотерапевтическая практика психоанализа и других теоретических подходов будет рассмотрена более подробно в гл. 14.
Структура личности
Фрейд утверждал, что структура личности (structure of personality) складывается из трех взаимодействующих процессов: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я) (илл. 2.2). Поскольку каждый из них имеет собственное назначение, их взаимодействие часто приобретает форму конфликта.
Ид (id) представляет собой бессознательный резервуар психической энергии для личности в целом, в том числе и для других уровней ее развития – для Эго и Супер-эго. Все импульсы, порождаемые Ид, происходят из двух первичных инстинктов: «жизни», или инстинктов, связанных с сексуальностью
(половым влечением), и «смерти», или агрессии (стремления к власти, нападению). Фрейд рассматривал сексуальность как главный источник психической энергии, затрагивающий личность в целом, включая потребность в любви, дружеской или родительской привязанности, стремление к творчеству, а также эротическое (гр. eros – любовь) поведение. Ид подчиняется исключительно принципу удовольствия
(pleasure principle), не принимая в расчет ни разум, ни реальность, ни мораль.
Илл. 2.2. Структура психики по Фрейду
Эго является непосредственной надстройкой над Ид и функционирует как управляющий центр
38 личности, позволяя человеку примирять противоречивые, конфликтующие требования Ид, Супер-эго и общества. В силу этого Эго подчиняется принципу реальности (reality principle) и стремится прежде всего к благополучию данного человека. Когда какое-либо желание Ид заявляет о себе, Эго ищет возможные средства его удовлетворения в социально приемлемой форме. Эго просчитывает последствия тех или иных действий и либо позволяет им осуществиться, либо отсрочивает их осуществление. Кен всегда мечтал быть богатым (типичное желание Ид), но он знал, что только социально приемлемые средства могут обеспечить его будущее. Это было одним из побуждений, заставивших его поступить в юридический институт.
Супер-эго представляет собой ту часть личности, которая формируется моральными нормами общества, передаваемыми родителями. В самом общем виде можно сказать, что оно тождественно
«совести», хотя большая его часть остается бессознательной. В силу этого Супер-эго считается с реальностью не более, чем Ид, и вместо этого действует в соответствии с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
принципом совершенства
(perfection). Поэтому воздействие Супер-эго на личность часто оказывается жестким и наказующим, или «сверхнравственным». Большая часть подавления со стороны Супер-эго неприемлемых импульсов осуществляется им либо непосредственно, либо с помощью Эго. Кен, например, часто думал о том, чтобы списать на экзаменах в колледже и институте, но его Супер-эго было достаточно сильным, чтобы подавить это желание.
Ид, Эго и Супер-эго не являются какими-либо отдельными целостностями или частями ума. Лучше рассматривать их как метафоры или названия, которые Фрейд дал очень сложным психологическим процессам, которые управляют нашей душевной жизнью.
Личностная динамика
В соответствии с фрейдовским представлением о личностной динамике (personality dynamic) Ид,
Эго и Супер-эго конфликтуют друг с другом, поэтому индивиды часто испытывают противоречивые
устремления – стремятся одновременно к противоположному. Обычно Эго удерживает конфликт на управляемом уровне, разрешая проблемы Ид и Супер-эго. Однако временами настоятельные требования
Ид и суждения Супер-эго угрожают отобрать контроль у Эго, что выражается в появлении неприемлемых чувств или поведения. Когда это происходит, Эго начинает испытывать тревогу.
Тревожность – это сигнал неблагополучия, аналогичный телесной боли, он предупреждает Эго об опасности. Фрейд различает три типа тревожности в зависимости от источника опасности.
Тревожность относительно реальности (reality anxiety) возникает, когда (1) индивиду угрожает какая-то внешняя опасность, (2) он испытывает тревогу в отношении этой опасности и (3) действует соответственно. Невротическая тревожность (neurotic anxiety) возникает, когда Эго чувствует, что некоторые импульсы Ид угрожают выйти из-под контроля, соблазняя индивида сделать нечто, за что он будет наказан. Моральная тревожность (moral anxiety) возникает, когда личность испытывает чувство вины за что-то сделанное – в действительности или в воображении. Иногда Эго старается справиться с тревожностью непосредственным, реалистическим образом, например, занимаясь как можно больше, чтобы уменьшить тревожность относительно сдачи экзамена. Однако наиболее частый ответ на переживание тревоги – избегание, подавление ее с помощью защитных механизмов.