Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
235
доставляет вам наибольшее удовлетворение и удовольствие в профессии или работе. Слишком часто мы пренебрегаем ими и осознаваем, только когда сталкиваемся с неудовлетворенностью работой, меняя ее или выбирая одну работу из нескольких. Примером является выбор между одной работой, которая нравится, но плохо оплачивается, и другой, которая не особенно нравится, но оплачивается хорошо.
Чем раньше мы осознаем наши рабочие ценности, тем легче будет принять удовлетворяющее нас решение, касающееся профессии или работы (чтобы узнать больше о ваших рабочих ценностях, см. илл.
11.1).
Поиск подходящей профессии
Если вы поняли свои интересы и возможности, вы готовы перейти к поиску подходящей профессии.
Поскольку выбирать можно из 20 тысяч различных профессий, это может оказаться трудной задачей. К счастью, есть много полезных источников информации, таких, как «Руководство по выбору профессии»
(Occupational Outlook Handbook, ООН), публикуемое Департаментом трудовой статистики США (United
States Department of Labor Statistics). В руководстве содержится описание более 20 основных профессиональных групп, а в каждой группе – десятки соответствующих профессий (occupations)*.
Например, в группу профессий по охране здоровья включены врачи, помощники врачей, регистраторы, медсестры, медицинские технологи и т.п. Для каждой профессии руководство дает информацию о том, в чем она состоит, где работают люди этой профессии, каковы условия труда, какое образование и навыки необходимы для этой работы, обзор занятости. В ООН также есть вступительная часть с полезной информацией по вопросам поиска работы и возможности трудоустройства. «Руководство...» пересматривается каждые два года, оно имеется в большинстве библиотек и центров по трудоустройству. Его также можно купить в любом из региональных центров Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics). Среди других полезных книг «Энциклопедия профессиий»
(Careers Encyclopedia) от VGM Career Horizons и «От колледжа – к профессии: руководство по поиску работы» (College to Career: The Guide to Job Opportunities) – от College Board. Эти книги часто можно встретить в библиотеках, а также в университетских центрах по трудоустройству и в других организациях, специализирующихся на профориентации.
* В американской традиции принято обозначать термином «profession» только высоквалифицированные виды деятельности (юристы, врачи и др.). Термин «job» применяется для обозначения низкоквалифицированных работ (от библейского Иова многострадального). Термин «occupation» относится к «рабочим занятиям» как таковым. В переводе мы использовали слово «профессия» как более правильное для русскоязычного читателя. (Прим. перев.)
Илл 11.1. Каковы ваши рабочие ценности?
В представленный ниже список включены типичные рабочие ценности, т.е. те причины, которые люди называют, когда говорят, что им нравится выполняемая работа. После чтения каждого определения отметьте для себя те из них, которые соответствуют вашему представлению об идеальной работе.
Затем просмотрите все определения и отметьте десять из них, которые вам нравятся больше других.
Теперь расположите эти десять определений в порядке важности (проранжируйте список). Припишите 1 балл
(ранг) самому важному из них, 10 баллов – наименее важному.
___________ Помощь обществу. Вносить свой вклад в улучшение мира.
___________ Помощь другим. Непосредственно помогать другим людям индивидуально или в малой группе.
___________ Публичность. Каждый день встречаться с большим количеством л юдей.
___________ Работа с другими. В работе должны быть тесные отношения с группой л юдей.
___________ Соревновательность. Участвовать в таких видах деятельности, где были бы конкуренты, соревнующиеся и где было бы ясно, кто победил.
___________ Принимать решения. Обладать властью, чтобы определять ход событий.
___________ Иметь власть и авторитет. Контролировать работу других людей.
___________ Влиять на людей. Быть способным влиять на отношения и мнения других людей.
___________ Работать в одиночку. Делать свою работу самому с наименьшим количеством встреч, контактов с другими людьми.
___________ Поиск знаний. Стремиться к знаниям, истине, пониманию.
___________ Считаться умным человеком. Восприниматься как человек большого интеллекта, как признанный эксперт.
___________ Творчество. Порождать новые идеи и планы, идти новыми путями.
___________ Контролировать. Иметь работу, на которой был бы прямо ответственен за сделанное другими.
236
___________ Переживать изменения и разнообразие. Иметь работу, содержание и условия которой часто изменяются.
___________ Постоянство. Иметь постоянные, предсказуемые обязанности по работе.
___________ Стабильность. Иметь гарантированную работу с достойной оплатой труда.
___________ Жить динамично. Трудиться в условиях высокого темпа, активности и необходимости быстрого завершения работы.
___________ Быть узнаваемым. Быть известным благодаря качеству своей работы.
___________ Чувствовать душевный подъем. Переживать душевный подъем в процессе работы.
___________ Искать приключений. Иметь обязанности по работе, сопряженные с частым риском.
___________ Материальная выгода. Быть достаточно уверенным в получении больших сумм денег или другого материального возн ограждения.
___________ Быть независимым. Определять самому, чем заниматься. Другие люди не должны указывать, что делать.
___________ Оказаться в нужном месте. Найти такое место жительства (город, географическая область), в которых можно заниматься тем, что нр авится.
___________ Самостоятельно планировать время. Иметь такие обязанности на работе, которые можно было бы выполнять в соответствии со своим гр афиком.
И с т о ч н и к : List, adapted from H. E. Figler, Path: A Career Workbook for Liberal Arts Students (Cranston, RI:
Carroll Press, 1993).
Удовлетворенность работой часто в той же степени зависит от условий труда, возможностей для роста и
способностей взаимодействовать с другими, как и собственно от самой работы
Можно посоветовать обсудить свои планы по выбору профессии с заинтересованными людьми: учителями, школьными консультантами или кем-то еще, занятыми в вашей области интересов.
Специалисты, занимающиеся школьным консультированием или работающие в центрах по профориентации, тратят значительную часть своего времени, помогая людям найти подходящую профессию. Для этих целей у них имеется множество опросников. На основе этих опросников можно подобрать профессию, соответствующую вашим интересам, особенно, если вы воспользуетесь советами консультанта.
Руководство по самостоятельному поиску Джона Холланда (J. Holland) можно заполнить самому или вместе с консультантом. Заполняя его, вы выбираете профессию исходя из ваших желаний, занятий, предпочтений и самооценок. На основе полученного результата можно выделить и упорядочить три профессионально-личностных типа, с которыми вы в наибольшей степени сходны (см. вставку 11.1, где описываются шесть профессионально-личностных типов Холланда). Используя специальный буклет, вы можете подобрать профессии, соответствующие близким вам профессионально-личностным типам.
Вставка 11.1. Шесть профессионально-личностных типов Холланда
Ниже представлены описания шести профессионально-личностных типов Холланда. Эти типы – только обобщения. Ни один из них не соответствует точно конкретному человеку. Фактически, интересы большинства людей затрагивают сразу все шесть типов. Даже если ваша оценка по данному типу высока, нетрудно заметить, что некоторые из утверждений, используемых для его характеристики, неприменимы к вам. Шесть исходных типов Холланда могут быть описаны следующим образом.
Реалистичный (realistic). Люди этого типа крепкие, грубые, физически сильные, часто атлетичные, у них хорошая координация движений, но недостаточно развиты навыки общения и навыки межличностных
237
отношений, поэтому они чувствуют себя неудобно в обществе; обычно они любят технику, отличаются прямотой, постоянством, естественностью, настойчивостью, предпочитают конкретные проблемы отвлеченным; не считают себя агрессивными, имеют традиционные экономические и политические взгляды, им не свойственно изобретать новое в искусстве и науке, но нравится делать вещи с использованием инструментов. Люди этого типа предпочитают такие профессии, как механик, инженер, электрик, рыбовод, егерь, оператор крана, конструктор.
Исследовательский (investigative). В эту категорию входят люди с сильной научной ориентацией, они, обычно, ориентированы на проблему, склонны к мысленному погружению в себя, не стремятся к общению с другими, предпочитают продумывать проблемы, а не действовать во вне; у них сильная потребность понять мир вокруг, они находят удовольствие в решении задач, с которыми не справляются другие, предпочитают работать независимо, имеют нестандартные ценности и интересы, считают, что у них отсутствуют навыки лидерства и склонность к убеждению, но они уверены в своих знаниях и интеллекте, описывают себя как дотошных, любопытных, независимых, сдержанных, не любящих монотонную работу. Предпочитаемые профессии – астроном, биолог, химик, зоолог, психолог.
Артистичный (artistic). Люди артистичного типа предпочитают свободные, строго не упорядоченные ситуации с максимальной возможностью для самовыражения, они напоминают исследовательский тип своей склонностью к погружению в себя и необщительностью, но отличаются меньшей силой «Я», большей потребностью в индивидуальном выражении и большей тенденцией к импульсивному (заранее не продуманному) поведению, их творческие способности особенно проявляются в области театра и музыки, они стараются избегать проблем, которые логически упорядочены или требуют больших физических усилий; они предпочитают решать проблемы путем артистичного самовыражения, получают высокие оценки по тестам на креативность и высоко ценят проявление эстетичного, видят себя экспрессивными, оригинальными, интуитивными, творческими, неконформными и независимыми. Предпочитаемые профессии – артист, композитор, писатель, музыкант, режиссер, дирижер.
Социальный (social). Люди этого типа склонны к общению, ответственны, человечны и часто религиозны; им нравится работать в группах, стремиться к лидерству, у них хорошие навыки межличностного общения; они избегают решать сложные проблемы, физически напрягаться и действовать в рамках жестких правил. Они предпочитают решать проблемы эмоционально и путем манипулирования другими (влияния на них); им нравится деятельность, включающая информирование, обучение, развитие, лечение или просвещение других; они видят себя понимающими, ответственными, идеалистичными и полезными. Предпочитаемые профессии – социальный работник, миссионер, учитель старших классов, консультант по браку, логопед.
Предприимчивый (enterprising). У людей этого типа развиты навыки, подходящие для торговли, они – сильные лидеры, склонны к доминированию (первенству над другими), имеют сильное желание ставить организационные или экономические цели, у них есть тенденция избегать ситуаций, требующих длительного периода интеллектуальных усилий. Они отличаются от представителей традиционного типа (см. ниже) большими амбициями (обостренным самолюбием, притязаниями на что-либо) и большей заинтересованностью властью, общественным положением, ролью руководителя. Они видят себя агрессивными, популярными, самоуверенными, веселыми и дееспособными в обществе, в целом, они энергичны и избегают заниматься научной деятельностью. Предпочитаемые профессии – бизнесмен, организатор политической кампании, продавец недвижимости, брокер по продаже акций и облигаций, розничный торговец.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 54
Традиционный (conventional). Людям этого типа нравятся хорошо определенные ситуации, они предпочитают систематическую деятельность с цифрами и текстами, обычно они склонны быть «как все» и предпочитают подчиняться, успешны при решении хорошо упорядоченных задач, но избегают масштабных задач и проблем, включающих межличностные отношения и физические усилия. Они описывают себя как добросовестных, эффективных, подчиняющихся, спокойных, упорядоченных и практичных; принимают позицию руководства, ценят материальный успех и общественное положение. Предпочитаемые профессии – работник банка, бухгалтер, клерк, финансовый аналитик, эксперт по контролю качества, специалист по управлению дорожным движением.
David P. Campbell and Jo-Ida С. Hansen, Manual for the Strong-Campbell Interest Inventory. Form T-325 of the Strong
Vocational Interest Blank, 3rd ed., with the permission of the distributors. Consulting Psychologists Press Inc., Stanford
University Press. © 1974, 1977, 1981 by the Board of Trustees of the Leland Stanford Junior University.
Существуют также Система интерактивного руководства и информации (System of Interactive
Guidance and Information), разработанная Службой по тестированию в образовании (Educational Testing
Service, Принстон, Нью-Джерси), и другие аналогичные программы, такие, как «Discover for Colleges
238
and adults» (1995), разработанная Центром по образовательным технологиям (Educational Technology
Center, Хант-Велли, Мериленд). В центрах по профоориентации при колледжах часто имеются эти программы. Вступив в диалог с компьютером, вы можете уточнить свои ценности, исследовать возможности профессий и ориентировочно подобрать профессии, которые затем можете опробовать в реальности. Действуя таким образом, можно лучше понять, как принять наилучшее решение по выбору профессии.
Работая с программой «Discover», Кристин обнаружила, что у нее есть интерес не только к психологии, но и к бизнесу. До этого она осознавала свой интерес к поведению людей, но не осознавала, что ее также интересует бизнес.
Опросник выраженных интересов (The Strong Interest Inventory) – вероятно, наиболее популярный инструмент при оценке возможных профессиональных предпочтений (Watkins, 1993); он особенно эффективен, если интересы разнообразны (Donnay & Borgen, 1996). Опросник был применен в исследовании первокурсников. У первокурсников с менее выраженными различиями в интересах (с гладким профилем) больше трудностей при выборе профилирующей дисциплины, меньше определенность будущей профессии во время обучения в колледже и больше вероятности поменять работу, чем у первокурсников с хорошо развитыми интересами (Sacett & Hansen, 1995).
Опросник выраженных интересов также широко используется в профкон-сультировании и обычно заполняется вместе со специалистом по профконсульта-ции. Вы указываете предпочтения (нравится, не нравится, безразлично) для различных профессий, школьных предметов, видов деятельности, увлечений, особенностей людей, а также информацию о некоторых ваших личностных характеристиках. Компьютер выдает результаты исходя из шести профессионально-личностных типов
Холланда. Результаты включают информацию об общих предпочитаемых типах, базисных интересах, а также тех отдельных профессиях, которым вы в наибольшей степени соответствуете. Обсуждение этих результатов с консультантом – обычно эффективный способ поиска подходящей для вас профессии.
Илл 11.2 поможет вам лучше подготовиться к встрече со специалистом по профориентации.
Илл. 11.2. Какие профессионально-личностные типы вам более всего подходят?
Обратитесь еще раз к вставке 11.1, содержащей описания шести профессионально-личностных типов Холланда.
Какая категория описывает вас наиболее точно? Среди оставшихся категорий выделите другие, которые тоже вам подходят. Укажите, что вы поставили на второе и третье места. Теперь составьте список, содержащий три наиболее подходящие для вас профессионально-личностных типа с соответствующими им профессиями.
1._________
2._________
3._________
Пример:
1. Социальный. Социальный работник, миссионер, учитель старших классов, консультант по браку и логопед.
2. Исследовательский. Астроном, биолог, химик, зоолог и психолог.
3. Артистичный. Артист, композитор, писатель, музыкант, режиссер и дирижер.
Думали ли вы о выборе одной из указанных профессий или похожей профессии, которая соответствует тому из типов Холланда, которых вы указали первым? А что вы думаете о профессиях, соответствующих, второй и третьей категориям? В нашем примере вы выбираете из трех категорий – социальной, исследовательской, артистичной (СИА). Иногда полезно менять местами предпочитаемые категории и рассмотреть, например, варианты ИСА и САИ, чтобы получить более широкий список подходящих видов.
Насколько полезны все эти опросники? Многое зависит от того, как они используются. Если вы обращаетесь к ним в надежде, что они укажут, какую профессию вы должны выбрать, вы, вероятно, будете разочарованы. Их результаты не предскажут и то, будете ли вы счастливы или успешны в выбранной профессии, поскольку это также зависит от ваших способностей, мотивации и т.д.
Опросники лучше всего использовать как средство помощи в осмысленном выборе профессии.
Например, результаты опросника выраженных интересов оказались чрезвычайно полезными для предсказания того, будет ли человек работать по выбранной специальности (Sackett & Hansen, 1995). У тех, кто выбирал профессию, близкую к их профилю по опроснику, была тенденция работать по этой специальности, а те, чья профессия сильно отличалась от их профиля, в конце концов, уходили из нее.
Когда вы задумаетесь о времени и средствах, которые необходимо затратить на получение профессии, вы поймете, что информация, получаемая с помощью опросников, может быть крайне полезной.
239
Принятие решения
Если вы не отличаетесь от большинства людей, то ваш поиск закончится не одной, а несколькими потенциально подходящими профессиями. В конце концов, вы должны будете принять решение, какая из этих профессий подходит для вас более всего. Процесс принятия решения так важен, что мы посвятили ему значительную часть одной главы – это глава 12 («Личностный контроль и принятие решений»). Вам нужно обратить пристальное внимание на этапы принятия решения, особенно на процедуру составления баланса «за» и «против». Этот этап включает составление списка из всех плюсов и минусов, связанных с принятием такого решения, как выбор профессии. Такой подход поможет вам сделать процесс принятия решения исчерпывающим. Вам также очень поможет планирование непредвиденных обстоятельств, т.е. учет того, что произойдет, если одно из нежелательных последствий, связанное с событиями, которые вы укажете в списке минусов, реализуется.
В процессе принятия решения о выборе профессии важно не угодить в одну из ловушек. Такая ловушка, например, – случайный выбор, т.е. выбор профессии просто потому, что человек уже освоил ее. Люди, попадавшиеся в эту ловушку, потом могут обнаружить, к своему сожалению, что они были бы более счастливы или успешны на другой работе. Еще одна ловушка – это выбор профессии или работы в результате влияния таких внешних факторов, как деньги, престиж, власть, стабильность. С учетом перспективы лучше выбирать такую активность, которая приносит внутреннее удовлетворение, по крайней мере до тех пор, пока вознаграждение за нее более или менее приемлемо.
Главная же ошибка состоит в отсутствии учета всех возможностей по выбору профессии или места работы. Кристин, например, знала, что она не хочет всю жизнь быть официанткой, однако не была полностью уверена в том, чем она хочет заниматься. Как и Кристин, вы должны проявить инициативу и вложить все силы в активный процесс поиска подходящей профессии или работы.
Еще одна возможная опасность связана со временем принятия решения – это либо принятие преждевременного решения, либо запаздывание в его принятии. Люди, которые делают свой выбор в раннем возрасте, еще до того как они полностью осознают все свои возможности, часто позднее сожалеют о нем. С другой стороны, те, кто откладывает свое решение до 30 лет, не могут сделать разумный выбор, поскольку опираются в основном на свой практический опыт. Таким образом, надо уметь не только выбирать себе профессию и подходящее место работы, но и обладать волей, чтобы изменить свой выбор исходя из последующего опыта и развития.
Профессиональная подготовка
Если вы определили свои цели в трудовой деятельности, нужно подготовиться к тому, чтобы достичь их. Кристин не полностью подготовилась, она только составила резюме. У нее не было плана, как найти работу, соответствующую ее образованию, до тех пор пока отец не предложил ей разослать резюме в различные организации. Очевидно, что есть много способов овладеть профессией и найти работу. Для некоторых профессий достаточно ученичества, обучение в технической школе, практики или курсов, для других – необходимо обучение в колледже в течение 2–4 лет. Кроме того, для таких профессий, как учитель, бухгалтер, медсестра, требуется государственная лицензия или сертификат (документы, удостоверяющие право на занятие соответствующей работой). Чтобы стать врачом или юристом требуются более высокий уровень образования, последующая практика и государственная лицензия.
Поскольку большинство из вас уже закончили среднюю школу и где-то учатся, вы, вероятно, уже начали получать образование, необходимое для вашей профессии. Другие, особенно те, кто интересуется искусством, может быть, еще не определили свои цели в трудовой деятельности. В любом случае образование, необходимое для овладения профессией или специальностью, – это необходимая часть вашего жизненного пути.
Известно, что сейчас больше людей, чем в прошлом, решают продолжить свое образование в колледже. Если в 60-е годы только треть выпускников средней школы поступала в колледж, то сейчас – больше половины. Это повышает общеобразовательный уровень на рынке труда и ценность образования, приобретаемого в колледже.
Предполагается, что обучение в колледже сделает вас более информированным и обеспечит доступ к более высокому общественному положению и соответствующей зарплате. По общему мнению, у выпускников колледжа более высокая зарплата и ниже риск безработицы, чем у тех, кто окончил только среднюю школу. Например, после четырехгодичного обучения в колледже его выпускник имеет на 75%