Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 664
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
240
более высокую зарплату, чем человек со средним образованием того же возраста. Более высокий уровень образования дает еще большие преимущества. Конечно, зарплата людей сильно колеблется в зависимости от многих обстоятельств, таких, как профессия и занимаемая должность. На рынке труда происходят быстрые изменения, например, каждый год один из девяти человек меняет свою профессию.
Поэтому важно помнить о таких ценных, но часто упускаемых из виду преимуществах высшего образования, как способность к критическому мышлению, готовность к обучению в течение всей жизни и большая приспособленность к непрерывным изменениям.
Профессии и перспективы
Чего вам ждать от вашей профессии, во многом зависит от ее перспектив. Знаете ли вы, каковы перспективы выбранной вами профессии? Будет ли число новых рабочих мест в вашей области оставаться стабильным? Ожидается ли их быстрый рост? Кристин обосновывала желание работать в области управления человеческими ресурсами своей любовью к психологии и результатами Опросника выраженных интересов, который показал, что ее привлекает работа в области бизнеса. Хотя трудно найти ответы на приведенные выше вопросы для каждой конкретной профессии, Бюро по трудовой статистике периодически предоставляет информацию о перспективах для разных профессий. Поскольку такие прогнозы по своей природе не точны, не следует исходить только из них при принятии решения о выборе профессии. Однако они могут помочь вам оценить будущие возможности тех специальностей, которые вас интересуют.
Прогнозируемый рост
Изменения характера занятости в будущем зависят от взаимодействия многих причин: экономических, демографических и технологических. На основе анализа этих обстоятельств в экономике страны Бюро по трудовой статистике строит прогнозы спроса на специалистов разных профессий. Чтобы сделать такие прогнозы, власти исходят из предположений о росте рабочей силы, инфляции и безработице.
Хотя ожидается некоторое замедление темпов роста занятости, спрос на специалистов определенных профессий будет расти. Например, большинство рабочих мест будет создано в сфере обслуживания.
Будет повышаться занятость в бизнесе, медицине, образовании, социальной сфере, а в добывающей и обрабатывающей промышленности прогнозируется ее снижение. Фактически 70%, или 9,2 млн новых рабочих мест возникнет в бизнесе, здравоохранении и образовании (U.S. Department of Labor, Bureau of
Labor Statistics, 1996). В частности, особенно резкий прирост занятости будет наблюдаться в здравоохранении; причиной тому послужат старение населения, новые медицинские технологии диагностики и лечения и тот факт, что больше людей будут лечиться амбулаторно, а не в больницах.
Таким образом, в профессиях, требующих наиболее высокого уровня образования и навыков, будет наблюдаться самый высокий рост занятости и зарплаты. Особенно это касается тех профессий, для которых требуется степень бакалавра или более высокий уровень образования. Здесь средний рост занятости составит 23%, что почти вдвое выше, чем рост в 12%, прогнозируемый для профессий с более низким образовательным уровнем. Если же рассматривать производственный сектор экономики, то там ожидается рост только в промышленности и сельском хозяйстве. В табл. 11.1 указаны профессии с наиболее быстрым ростом уровня занятости по уровням образования*.
* Американская система образования включает три ступени. Первая ступень – двухгодичный колледж, выпускники которого получают подготовку, эквивалентную среднему специальному образованию, и степень ассоциата. Вторая ступень – четырехгодичный колледж, после окончания которого получают степень бакалавра. Третья ступень – в основном университеты, дающие своим выпускникам степень магистра, соответствующую диплому об окончании вуза. (Прим. перев.).
Таблица 11.1
Профессии с наиболее быстрым ростом уровня занятости по уровням образования
Степень магистра
Специалист в области исследования операций
Логопед, аудиолог
Специалист по менеджменту
Консультант
241
Специалист по городскому и региональному планированию
Степень бакалавра
Системный аналитик
Инженер по компьютерам
Специалист по профконсультированию
Физиотерапевт
Сурдопедагог
Степень ассоциата
Помощники юристов
Техник по медицинскому оборудованию
Медицинская сестра в стоматологии.
Медицинская сестра в пульмонологии
Техник по рентгенологическому и радиологическому оборудованию.
И с т о ч н и к : Adapted from U. S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics. (1996). Occupational Outlook
Handbook, 1996 – 1997. Washington, DC: U.S. Government Printing Office.
Смена профессии или работы
Изучая прогнозы для различных профессий, вы можете задуматься о своей будущей работе.
Возможно, некоторые из вас уже определились в своем выборе и теперь делают все, чтобы овладеть выбранной профессией. Другие еще сомневаются. В любом случае помните, что это совершенно естественно, когда опыт и большее понимание возможностей ведут к смене профессии. По многим причинам студенты часто с неохотой относятся к тому, чтобы изменить выбранным профессиональным целям. Иногда они боятся разочаровать родителей, мужа (или жену), друзей, при этом забывая, что профессию выбирают для себя. Смена профессии может быть рассмотрена как признание своей неудачи. Но продолжать двигаться в направлении, которое вызывает опасение, означает усугубить ситуацию. Людям также свойственно переоценивать трудности, связанные со сменой профессии. С учетом всех факторов потери могут оказаться не так уж и велики. Чем дольше вы откладываете смену профессии, тем труднее будет ее осуществить. Чаще, чем кажется, приобретения могут перевесить потери.
Люди теперь чаще, чем в прошлом, меняют работу. Срок, в течение которого человек работает на одном месте, постепенно уменьшается и сейчас составляет 3,5 года. Средний американский трудящийся сейчас чаще меняет работу и работодателей в течение своей жизни, чем в 50-е годы. Типичным является случай, когда после окончания учебного заведения человек в течение первых лет несколько раз меняет работу, а потом закрепляется на одном месте надолго. Люди после 30, если они работают на одном месте пять лет и больше, вероятно, еще долго не сменят работу. С годами люди меняют работу все реже. После 40 лет человек меняет работу дважды, а после 50 – только один раз (в среднем). Немногие люди меняют работу и после 60, в основном это связано со сменой профессии после выхода на пенсию.
Однако есть и исключения. Небольшое число людей очень стабильны в своем выборе места работы.
Другие меняют свою работу каждые несколько лет до тех пор, пока не выйдут не пенсию. Примерно у одного из десяти кризис в профессии наступает задолго до того, как происходит ее смена. Такие люди, особенно женщины, очень долго размышляют над необходимостью поменять профессию, прежде чем сделать это.
Человек и его работа
В подростковом и юношеском возрасте большинство из нас получает важный опыт на различных работах; в основном в летнее время с неполным или полным рабочим днем. Хотя эти виды деятельности могут быть неинтересными и мало связанными с будущей профессией, они дают нам практический опыт. На такой работе мы приобретаем опыт распределения времени, ответственности за свое дело и самое главное – опыт взаимодействия с другими людьми. Однако получение и освоение первой работы по специальности – значительно более сложное и важное дело. Илл. Познакомит вас с некоторыми проблемами при получении работы, особенно первых шагов – интервью при приеме на работу и
242
подготовки к нему.
Удовлетворенность работой
Удовлетворенность работой (Gob satisfaction) выражает чувства людей относительно различных сторон их работы (Specter, 1996). Очень важно, что люди, удовлетворенные своей работой, не только меньше подвержены стрессогенным заболеваниям, они реже обращаются к врачу, дольше живут по сравнению с теми, кто своей работой не удовлетворен.
Несмотря на все имеющиеся по поводу работы жалобы, (включая ваши собственные), подавляющее большинство людей (87%) удовлетворены в общем своей работой. Многие из них говорят, что они бы продолжали работать, даже если бы не нуждались в деньгах. Конечно, это не значит, что эти люди удовлетворены всеми сторонами своей работы. Те, кто окончил колледж, особенно высококвалифицированные специалисты – врачи, юристы, руководители, в большей степени удовлетворены своим трудом, чем менее образованные люди. Неквалифицированный персонал и люди, занятые в сфере обслуживания, в общем, менее удовлетворены. Те, кто занимается торговлей, удовлетворены ниже среднего, несмотря на хорошие зарплаты в этой сфере.
Удовлетворенность трудовой деятельностью в значительной мере зависит от самой этой деятельности. Как правило, люди предпочитают работу, которая включает контакты с другими, интересна, открывает возможности для обучения и позволяет быть достаточно независимым (Hugick &
Leonard, 1991). Насколько высоко вы сами оцениваете свою работу тоже важно. Сейчас считается, что удовлетворенность работой определяется тем, насколько хорошо эта работа выполняется, в противоположность мнению, принятому в 60–70-е годы, когда удовлетворенность работой рассматривалась как главная причина эффективности труда. Таким образом, работники, чувствующие свою компетентность (знание дела) на рабочем месте и соответственно оцениваемые и оплачиваемые, более удовлетворены своей трудовой деятельностью (Halloran & Benton, 1987).
Илл. 11.3.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 54
Собеседование при приеме на работу
Прием на работу обычно предполагает одно или несколько формальных интервью. Ваша главная цель – убедить нанимателя, что вы тот человек, который нужен для работы, что именно вы обладаете необходимой квалификацией и личностными качествами и подходите для этой организации. Самое главное –произвести благоприятное впечатление. Будьте уверены в себе и честолюбивы, подчеркните свою неординарность. Если спросят о ваших слабостях, скажите об одной из них, например: «Порой я чрезмерно добросовестен(на)». Кроме того, самое лучшее – не давать больше информации, чем потребует наниматель. И, наконец, успех интервью обеспечивается главным образом подготовкой к нему. Вот несколько советов.
Подготовка
¶
Узнайте больше об организации.
¶
Имейте в виду конкретную работу или работы.
¶
Подумайте, соответствует ли ваша квалификация этой работе.
¶
Приготовьтесь отвечать на широкий круг вопросов о себе.
¶
Просмотрите ваше резюме.
¶
Придите на интервью раньше назначенного срока.
Внешний вид
¶
Будьте подтянуты.
¶
Будьте соответственно одеты.
¶
Не жуйте жвачку и не курите.
Интервью
¶
Внимательно слушайте вопросы.
¶
Отвечайте отдельно на каждый вопрос.
¶
Покажите хорошие манеры.
¶
Говорите на хорошем языке, избегайте сленга и жаргона.
¶
Проявите чувство сотрудничества и энтузиазм.
¶
Задайте вопросы о работе и организации.
¶
Не заводите разговора о зарплате первым.
243
Тестирование (если оно имеется)
¶
Внимательно слушайте инструкцию.
¶
Прочтите внимательно каждое предложение.
¶
Пишите разборчиво и ясно.
¶
Не застревайте на одном вопросе, экономьте время.
Информация, необходимая для интервью
¶
Номер документа по социальному страхованию.
¶
Водительские права
¶
Резюме
¶
Три рекомендации (обычно). Спросите у людей разрешение, прежде чем называть их имена. Для каждой рекомендации дайте следующую информацию: фамилия, адрес, номер телефона и занятие.
И с т о ч н и к : Adapted from U.S. Department of Labor Statistics, (1992). Occupational Outlook Handbook, 1992-
1993. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, p. 6.
Удовлетворенность работой также в значительной степени зависит от ее условий. В дополнение к материальному вознаграждению люди предпочитают работу, которая предоставляет возможности для развития, хорошую зарплату, стабильность, удобный режим (Hugick & Leonard, 1991). Также они хотели бы работать с доброжелательными, стремящимися к сотрудничеству коллегами и внимательным руководством. Людям также нравится работа, позволяющая им принимать самостоятельные решения без мелочной опеки со стороны начальства. Роль оплаты выросла в последнее время, так что теперь она
– один из наиболее важных приоритетов (занимает второе или третье место в их списке – Stark, 1988).
Деньги – это не только главное средство, подтверждающее эффективность работы или успехов в карьере, это и возможность приобрести то, что хочется. Для большинства людей, принадлежащих к рабочему или среднему классу, которые зажаты между стремлением к новым благам и ограниченными возможностями, роль зарплаты в удовлетворенности трудом постоянно растет.
Ряд других переменных также влияет на удовлетворенность работой. Особенно следует учесть
возраст и стаж. Недавним выпускникам вначале очень нравится их работа, как это было с Кристин.
Но вскоре после того как исчезает новизна, а реальность вступает в свои права, удовлетворенность резко падает. Так случилось и с Кристин, когда она обнаружила, что другой человек, делающий то же самое, но имеющий больший опыт работы, получал почти на 25% больше. Далекие от реальности взгляды на трудовую деятельность могут быть отражением того факта, что выпускники колледжей и университетов часто имеют нереалистичные ожидания относительно будущей работы. Однако через пять лет удовлетворенность работой начинает постепенно расти. Основные причины – чувство большей уверенности, которую дает работа, и более реалистические ожидания. Растущий уровень образования среди молодых работников часто позволяет объяснить их большую неудовлетворенность. Исключением из этого правила являются люди с самым высоким уровнем образования, которые, напротив, больше удовлетворены своей трудовой деятельностью. Однако в отличие от работников физического труда, которые относительно быстро достигают максимума в оплате труда, люди с высшим образованием продолжают пожинать плоды своего образования после 30 и позднее (Halloran & Benton, 1987).
Люди, которые не продвигаются по службе, часто жалуются на фаворитизм в организации, заявляя, что продвижение по службе в большей степени зависит от того, «кого вы знаете», а не от того, что вы знаете. Однако, опрос большого количества работников дает более сбалансированный результат
(Halloran & Benton, 1987). Когда их спрашивали, каковы способы продвижения по службе, большинство людей делали упор на важность хорошего выполнения работы (60%), готовность к сверхурочной работе
(53%), готовность брать на себя ответственность (52%). В то же время почти половина из них указывала на важность знания нужных людей (49%) и возможность иметь такую работу, на которой легко быть замеченным начальством (45%).
Результаты этого опроса указывают на важность знаний о том, как происходит продвижение по службе в организации, в которой вы работаете. Во многих компаниях механизм продвижения по службе объясняется в ходе собеседования или в момент приема на работу. Если этого не произошло, вы должны сами прояснить этот вопрос. Вы должны знать, до какой степени продвижение по службе зависит от таких условий, как образование, опыт работы, результаты работы и стаж. Например, Кристин была принята на работу в магазин, чтобы увеличить рост продаж. Она добилась этого в рекордные сроки. Она начала оригинальную рекламную кампанию, пригласив знаменитостей, и была готова
244
работать по вечерам или выходным. В результате она считала рост продаж своей заслугой. Кристин надеялась на продвижение по службе и думала занять место своего начальника, который перешел на новое место, но этого не случилось. Был принят человек со стороны, который занял ожидаемую ею должность. Когда она спросила, почему так случилось, ей сказали, что некоторые ее коллеги и те знаменитости, которых она приглашала, жаловались на ее агрессивный, напористый стиль. Кристин ожидала, что ее продвинут по службе благодаря ее успехам в работе, но руководство оценивало ее, исходя из более широких критериев, включая и ее взаимодействие с людьми. Такого непонимания можно было бы избежать, если бы или Кристин, или ее руководители прояснили бы политику продвижения по службе в самом начале.
Национальные меньшинства на рынке труда
Одним из наиболее существенных явлений на рынке труда в США вплоть до 2005 г. будет изменение в распределении рабочей силы по национальному признаку. Хотя белые будут продолжать составлять подавляющее большинство трудящихся, их доля будет падать (илл. 11.4), а количество и доля работников, относящихся к национальным меньшинствам, будет возрастать. Число афроамериканцев на рынке труда будет расти быстрее, чем число белых, потому, что рождаемость у афроамериканцев падала в 70-е годы более медленными темпами. В то же время доля латиноамериканцев и американцев азиатского происхождения будет расти даже быстрее. Доля испаноговорящих будет расти вследствие их исторически более высокой рождаемости и иммиграции из испаноязычных стран, например, Мексики.
В результате к 2005 г. их доля на рынке труда достигнет уровня афроамериканцев. Рост числа американцев азиатского происхождения будет в основном обеспечен за счет иммиграции из таких стран, как Вьетнам и Корея. Будет расти также количество представителей таких небольших этнических групп, как иммигранты с островов Тихого океана, индейцы и эскимосы Аляски.
В результате этих изменений каждые четыре из десяти новых работников будут составлять национальные меньшинства. Многие из них будут представлять неквалифицированную рабочую силу, особенно, если они иммигранты. Большинство же новых рабочих мест будут требовать высокого уровня образования. Например, Министерство труда США предсказывает, что рабочие места будут в основном создаваться в областях, требующих высокого уровня квалификации, таких, как работа с компьютером и обработка информации. А в промышленности, добыче полезных ископаемых и в других областях, в которых неквалифицированные работники традиционно могли найти себе работу, будет наблюдаться сокращение числа рабочих мест. Разрыв между ограниченным уровнем образования многих иммигрантов и растущим спросом на образованных специалистов сделает трудным поиск работы для представителей некоторых национальных меньшинств, а если они найдут работу, им будет трудно стать удовлетворенными работой или продвинуться по службе.
Илл. 11.4. Распределение (в %) рабочей силы по национальному признаку, 1994 и прогноз на
2005
И с т о ч н и к : U.S. Department of Labor Statistics, (1996). Occupational Outlook Handbook, 1996-
1997. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, p. 6.