Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
79 1 этап – целеполагание внедрения программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
2 этап – формирование положительной психологической установки на внедрения;
3 этап – Изучение предмета внедрения;
4 этап – Опережающее (пробное) освоение предмета внедрения;
5 этап – Фронтальное освоение предмета внедрения;
6 этап – Совершенствование работы над темой;
7 этап – Распространение передового опыта освоения предмета внедрения.
80
Заключение
Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития позволил сделать следующие выводы.
Теоретическое исследование проблемы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Данная глава описывается в 3 параграфах:
1.Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в психолого- педагогических исследованиях.
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития являются одной из острых и актуальных проблем в педагогике и психологии. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в последнее время ведущими исследователями: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М.
Соловьев, Ж.И. Шиф, Л.С. Выготский и др.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Так, на сегодняшний день в науке возникли терминологические расхождения в исследовании эмоций и воли и связаны эти расхождения с тем, что в разных концепциях, в разное время, в разных психологических школах механизмы эмоций и воли трактовались с нюансами.
Исследователи по-разному понимают, что такое эмоции и воля, и кроме того, изначально имеют разные научные подходы к решению этой проблемы. Поэтому общего системного представления об эмоционально-волевой сфере человека наукой не выделено.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности.
Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им деятельности и различных психических процессов [].
81
Эмоции и воля сложным образом взаимодействуют. Эмоции регулируют биогенные потребности, но сами тоже нуждаются в регуляции со стороны сознания. Когда активность переходит с импульсивного уровня на личностный, эмоциональная регуляция становится волевой регуляцией. Действие переходит в поступок. Для человека характерно обладание сложной иерархической системой эмоций, регуляция которой осуществляется посредством многопланового волевого контроля. Эти две системы проникают друг в друга, превращаясь в единую эмоционально-волевую сферу.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
В этом параграфе описываются типичные для детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии:
1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2. Проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
3. Появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.
На основе этих особенностей, К.С. Лебединская создала классификацию задержки психического развития, где рассматривает 4 основных варианта задержки психического развития: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматического происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально – органического происхождения.
82
Исследователи пришли к выводу, что детей с ЗПР отличает повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский,
Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).
3. Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Данный параграф представляет схему целеполагания (дерево целей), а также раскрывает теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР.
Для более наглядной логики исследования, нами была представлена схема целеполагания - «дерево целей». Первый этап – изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе; второй – организация и проведение опытно-экспериментального исследования; третий – разработка и апробация коррекционной программы.
Для разработки программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был использован метод моделирования.
Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР содержит 4 этапа: теоретический, диагностический, коррекционный и аналитический этапы.
Теоретический этап включает в себя анализ литературы, синтез, целеполагание, моделирование. Диагностический этап включает в себя определение цели коррекции, осуществление подбора методов и методик психодиагностического исследования, проведение, обработку и анализ результатов психодиагностического исследования.
Коррекционный этап подразумевает разработку и реализацию программы психолого-педагогической
83 коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР. Аналитический этап включает в себя оценку эффективности реализации программы, проведение итоговой диагностики.
Глава «Организация и проведение исследования уровня развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития» описывается в данной работе в 2 параграфах:
1. Этапы, методы и методики исследования. Исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно- обобщающий. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, целеполагание, моделирование), эмпирические
(констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование), статистико-математические (Т- критерий Вилкоксона). Для решения задач исследования применялись следующие методики: Цветовой тест (М. Люшер), тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М.
Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента.
В исследовании принимали участие дети из МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска, дети старшего возраста с ЗПР (5-7 лет) в составе 15 человек, из которых 7 мальчиков, 8 девочек.
Психодиагностическое исследование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на констатирующем этапе показало следующее:
Обобщая полученные данные нулевого среза, было установлено, что 8 воспитанников приюта (что составляет 53% от общего числа обследованных детей) имели высокий уровень тревожности и страха. У 6 воспитанников приюта
(40%) – уровень тревожности оценивался как средний. Низкий уровень тревожности был выявлен лишь у одного воспитанника приюта (7%).
Проведенное нами исследование показало, что у детей с задержкой
84 психического развития имелись особенности эмоционально-волевой сферы, а уровень эмоционального развития был снижен. Исходя из этого, был сделан вывод о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы, путем снижения уровня тревожности и страха.
На основе полученных данных нулевого среза нами была сформирована группа, включающая в себя 8 детей, с которыми впоследствии была проведена коррекционная работа.
Глава «Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития» была представлена в 4 параграфах:
1. Программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы, анализа программ коррекции эмоционально-волевой сферы и с опорой на модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель данной программы – психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития путем снижения уровня тревожности, страха, а также снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи программы:
создание условий для преодоления тревожности, зажатости и безынициативности;
обучение детей способам осознания и отреагирования эмоций;
способствование повышению самооценки у детей;
способствование повышению общей коммуникативной культуры детей;
способствование развитию умений решать проблемные ситуации;
85
создание условий для принятия самостоятельных решений.
Программа включает в себя три блока занятий: подготовительный блок, основной блок, заключительный блок.
Форма организации коррекционных занятий — групповая в количестве
8 человек.Занятия проводились 2 раза в неделю в течении 5 недель.
Продолжительность каждого занятия составляла 30 минут. Целевая группа: дети старшего возраста(5-7 лет).
2. Анализ результатов формирующего эксперимента.
Цель данного этапа исследования – изучить эффективность психолого- педагогических методов коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Для достижения данной цели проводилось контрольное исследование уровня тревожности у испытуемых, то есть у тех 8 воспитанников детского социального приюта, у которых по результатам нулевого среза был выявлен высокий уровень тревожности и стресса.
Контрольное исследование проводилось с помощью тех же психодиагностических методик, которые использовались при первичном исследовании: «Цветовой тест» (М. Люшер), «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В.
Амен, М. Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3.
Друкаревич).
Далее мы сравнивали психодиагностические результаты, полученные при первичном и повторном исследовании, с помощью методов математико- статистического анализа. На основе статистически значимых результатов исследования формулировались выводы и заключение об эффективности проведенной коррекционной работы
Таким образом, обобщая полученные результаты контрольного среза, мы установили, что после проведения работы по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР (по результатам «Цветового теста») число испытуемых с высокой тревожностью, подавленным состоянием, снизилось со
100,0% до 12,5% (1 человек). При этом число испытуемых со средним уровнем
86 тревожности и стресса возросло с 0,0% до 50,0% (4 человека). А также возросло число испытуемых с высоким уровнем настроения с 0,0% до 37,5% (3 человека).
Также установлено, что после проведения коррекционной работы по снижению уровня тревожности число воспитанников с высоким уровнем тревожности (по результатам методики «Тест тревожности») снизилось со 100,0% до 25% (2 человека). При этом число испытуемых со средним уровнем тревожности возросло с 0,0% до 75 (6 человек).
Кроме того, установлено, что после проведения коррекционной работы число воспитанников с высоким уровнем тревожности и страха (по результатам проективной методики «Несуществующее животное») снизилось со 100,0% до
12,5% (1 человек). Число испытуемых со средним уровнем тревожности возросло с 0,0% до 25% (2 человека). А также возросли показатели детей с низким уровнем тревожности и страхов с 0% до 62,5%.
Для обеспечения достоверности полученных результатов и эффективности программы мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Полученное эмпирическое значение попало в зону значимости, гипотеза подтвердилась.
3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
В данном параграфе были разработаны психолого-педагогические рекомендации. Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы показал, что большинство исследователей, занимающихся этим вопросом, используют элементы игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
Исследователями доказано, что наиболее эффективными мероприятиями по развитию эмоциональной сферы дошкольного возраста с ЗПР являются мероприятия, проводимые в виде игр и упражнений,направленных на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
4. Технологическая карта внедрения результатов исследования.
87
В данном параграфе детально описывается внедрение в практику программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, с применением технологической карты внедрения. В технологическую карту входит 7 этапов:
1 этап – целеполагание внедрения программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
2 этап – формирование положительной психологической установки на внедрения;
3 этап – изучение предмета внедрения;
4 этап – опережающее (пробное) освоение предмета внедрения;
5 этап – фронтальное освоение предмета внедрения;
6 этап – совершенствование работы над темой;
7 этап – распространение передового опыта освоения предмета внедрения.
Вывод:
Результаты данного исследования показали, что проведенная коррекционная работа способствовала значимому снижению показателей тревожности и страха воспитанников приюта, а также способствовала повышению эмоционального фона испытуемых.
Таким образом, цель квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития – достигнута.
Задачи, поставленные нами в данной работе, полностью решены, гипотеза о том, что эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы получила свое подтверждение.
88
1 2 3 4 5 6 7 8 9