Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II Организация и проведение исследования уровня развития
эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой
психического развития
2.1. Этапы, методы и методики исследования
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап. На этом этапе осуществлялось теоретическое изучение проблемы исследования. Происходил сбор и анализ психолого-педагогических исследований; формулировалась гипотеза, определялись задачи исследования. Были подобраны методики для проведения констатирующего эксперимента.
2. Опытно-экспериментальный этап. На данном этапе проводилась экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперимент), обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде рисунков и сведены в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий этап. На этом этапе анализировались полученные данные, формулировались выводы и психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, проверялась гипотеза исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.
Подобрать диагностические методики для определения уровня тревожности и развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития;
31 2.
Провести исследование по данным методикам на базе МКУ СО
«Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска.
В гипотезе нашего исследования мы предполагаем, что эмоционально- волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач в исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические – анализ литературы, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
3. Математический и статистический метод: критерий Т–Вилкоксона.
В исследовании использовались следующие методики (см. Приложение 1):
1. Цветовой тест (М. Люшер);
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки);
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
Охарактеризуем использованные методы:
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование. Они позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных эмпирическим путем результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами и т.д. Связаны теоретические методы исследования, прежде всего с изучением литературы: трудов классиков по исследуемой проблеме, общих и специальных работ по проблеме, материалов периодической печати и нормативных документов, справочной литературы.
32
В нашей работе мы используем следующие теоретические методы исследования:
Анализ литературы – это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека [8,с. 23].
Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия [8, с. 173].
Синтез (от греч. «synthesis» – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан
[10, с. 234].
Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.
Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.
Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого- педагогическом исследовании знания из различных научных дисциплин.
В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных.
В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене – это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа.
33
Моделирование – метод исследования объектов на их моделях – аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных, психологических) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя [37, с. 69].
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности.
Иными словами,
модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии.
Целеполагание – это постановка генеральной цели и совокупности целей
(«дерева целей») в соответствии с назначением системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач которые нужно разрешить[33, с. 573].
К эмпирическим методам относятся те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой, обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для последующего создания психолого- педагогической теории. К этим методам относятся: научное наблюдение; разные виды психологических и педагогических экспериментов; работа с научными фактами – описание полученных результатов; классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения; опросы; беседы; изучение результатов деятельности конкретных лиц и др. [10, с.121].
В нашей работе мы использовали следующие эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
34
Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов [6,с. 611].
Констатирующий эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
Ц
ель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента[6, с.612].
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д. [6, с. 612].
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека – насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет.
Тестирование(тест) – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. [30, с. 13].
35
Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам
Теоретические и эмпирические методы исследования в психологии и педагогике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Характеристики будут полнее и глубже, если накопленный экспериментальный материал подвергнуть количественной обработке. Для этого при исследовании проблем психологии и педагогики применяются математические методы и методы статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования и др. [23, с. 56].
Математические и статистические методы исследования являются также средствами получения нового фактического материала. С этой целью используются приемы шаблонирования, повышающие информативную емкость анкетного опроса; шкалирования, дающего возможность более точно оценивать действия, как исследователя, так и исследуемых.
В нашей работе для статистической обработки полученных данных был использован критерий Т–Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [54, с.128].
Ограничения в применении критерия Т-Вилкоксона:
Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях - 5 человек. Максимальное количество испытуемых – 50 человек.
Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений уменьшается на количество этих нулевых сдвигов (McCall R., 1970,
C. 36). Можно обойти это ограничение, сформулировав гипотезы, включающие
36 отсутствие изменений, например «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне».
Практический подсчет критерия Т - Вилкоксона включает следующие этапы:
1.
Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.
Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором, первом замерах («после» - «до»). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.
2.
Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).
3.
Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.
4.
Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.
5.
Подсчитать сумму этих рангов по формуле:
∑=∑Rr; где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
6.
Определить критические значения Т для данного по таблице. Если
Тэмп меньше или равен Ткр сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает [17, с. 92].
Охарактеризуем использованные методики исследования:
1. Цветовой тест (М. Люшер). Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего
(1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового
(5), коричневого (6) и черного (7).
37
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки.
Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий
— символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:
3балла – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
2балла – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции
(1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
38 1балл – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8.
Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом
– печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.
Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию (см. Приложение 1) [32, с. 24].
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их
39 толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём. Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
3балла – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
2балла – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш.
В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
1балл – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию [30, с. 245].
Таким образом, исследование проходило в 3 этапа: поисково- подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование), статистико-математические (Т-критерий Вилкоксона). Для решения задач исследования применялись следующие методики: Цветовой тест
(М. Люшер), тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой
психического развития
2.1. Этапы, методы и методики исследования
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап. На этом этапе осуществлялось теоретическое изучение проблемы исследования. Происходил сбор и анализ психолого-педагогических исследований; формулировалась гипотеза, определялись задачи исследования. Были подобраны методики для проведения констатирующего эксперимента.
2. Опытно-экспериментальный этап. На данном этапе проводилась экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперимент), обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде рисунков и сведены в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий этап. На этом этапе анализировались полученные данные, формулировались выводы и психолого-педагогические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, проверялась гипотеза исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.
Подобрать диагностические методики для определения уровня тревожности и развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития;
31 2.
Провести исследование по данным методикам на базе МКУ СО
«Социальный приют для детей и подростков «Возрождение» Калининского района г. Челябинска.
В гипотезе нашего исследования мы предполагаем, что эмоционально- волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач в исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические – анализ литературы, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
3. Математический и статистический метод: критерий Т–Вилкоксона.
В исследовании использовались следующие методики (см. Приложение 1):
1. Цветовой тест (М. Люшер);
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки);
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
Охарактеризуем использованные методы:
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование. Они позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных эмпирическим путем результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами и т.д. Связаны теоретические методы исследования, прежде всего с изучением литературы: трудов классиков по исследуемой проблеме, общих и специальных работ по проблеме, материалов периодической печати и нормативных документов, справочной литературы.
32
В нашей работе мы используем следующие теоретические методы исследования:
Анализ литературы – это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека [8,с. 23].
Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия [8, с. 173].
Синтез (от греч. «synthesis» – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан
[10, с. 234].
Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.
Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.
Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого- педагогическом исследовании знания из различных научных дисциплин.
В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных.
В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене – это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа.
33
Моделирование – метод исследования объектов на их моделях – аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных, психологических) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя [37, с. 69].
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности.
Иными словами,
модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии.
Целеполагание – это постановка генеральной цели и совокупности целей
(«дерева целей») в соответствии с назначением системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач которые нужно разрешить[33, с. 573].
К эмпирическим методам относятся те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой, обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для последующего создания психолого- педагогической теории. К этим методам относятся: научное наблюдение; разные виды психологических и педагогических экспериментов; работа с научными фактами – описание полученных результатов; классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения; опросы; беседы; изучение результатов деятельности конкретных лиц и др. [10, с.121].
В нашей работе мы использовали следующие эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
34
Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов [6,с. 611].
Констатирующий эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
Ц
ель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента[6, с.612].
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д. [6, с. 612].
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека – насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет.
Тестирование(тест) – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. [30, с. 13].
35
Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам
Теоретические и эмпирические методы исследования в психологии и педагогике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Характеристики будут полнее и глубже, если накопленный экспериментальный материал подвергнуть количественной обработке. Для этого при исследовании проблем психологии и педагогики применяются математические методы и методы статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополнительных данных, обоснование научной организации исследования и др. [23, с. 56].
Математические и статистические методы исследования являются также средствами получения нового фактического материала. С этой целью используются приемы шаблонирования, повышающие информативную емкость анкетного опроса; шкалирования, дающего возможность более точно оценивать действия, как исследователя, так и исследуемых.
В нашей работе для статистической обработки полученных данных был использован критерий Т–Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом [54, с.128].
Ограничения в применении критерия Т-Вилкоксона:
Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях - 5 человек. Максимальное количество испытуемых – 50 человек.
Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений уменьшается на количество этих нулевых сдвигов (McCall R., 1970,
C. 36). Можно обойти это ограничение, сформулировав гипотезы, включающие
36 отсутствие изменений, например «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне».
Практический подсчет критерия Т - Вилкоксона включает следующие этапы:
1.
Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.
Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором, первом замерах («после» - «до»). Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.
2.
Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).
3.
Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.
4.
Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.
5.
Подсчитать сумму этих рангов по формуле:
∑=∑Rr; где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
6.
Определить критические значения Т для данного по таблице. Если
Тэмп меньше или равен Ткр сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает [17, с. 92].
Охарактеризуем использованные методики исследования:
1. Цветовой тест (М. Люшер). Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего
(1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового
(5), коричневого (6) и черного (7).
37
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки.
Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий
— символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:
3балла – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
2балла – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции
(1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
38 1балл – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8.
Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом
– печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.
Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию (см. Приложение 1) [32, с. 24].
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их
39 толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём. Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
3балла – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
2балла – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш.
В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
1балл – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию [30, с. 245].
Таким образом, исследование проходило в 3 этапа: поисково- подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, моделирование, целеполагание), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование), статистико-математические (Т-критерий Вилкоксона). Для решения задач исследования применялись следующие методики: Цветовой тест
(М. Люшер), тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).