Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, видим, что наиболее высокие баллы детьми были получены за задания, связанные с описанием сюжетных картин, установлением причинно-следственных связей, определением смысловой значимости сюжета. Наименее успешно дошкольники выполнили задание по картинке с бочками (средний балл 3,4 из 6 возможных) и деление предметов на группы (1,7 из 3 возможных). В целом уровень успешности выполнения заданий в данной выборке составил 63,4%, что является средним уровнем психологической готовности к обучению в школе этой группы.

Если сделать срез по группе, мы увидим, что интегративные типы психологической готовности к обучению в школе детей распределились следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Типы психологической готовности дошкольников экспериментальной группы (20 чел.) по итогам констатирующего эксперимента



Имя

Процент успешности выполнения заданий

Тип развития

1

Саша

83,3

В

2

Маша

55,6

С

3

Дима

61,1

С

4

Света

67

С

5

Катя

67

С

6

Петя

61,1

С

7

Костя

77,8

В

8

Дина

72,2

В

9

Ваня

50

С

10

Вова

50

С

11

Кира

67

С

12

Стас

33,3

Н

13

Ксюша

77,8

В

14

Данила

72,2

В

15

Аня

83,3

В

16

Сережа

88,9

В

17

Витя

33,3

Н

18

Лена

50

С

19

Марина

72,2

В

20

Люда

44,4

С



Результаты составления рассказа

Н- низкий уровень;

С - средний уровень;

В- высокий уровень;

По итогам констатирующего исследования можно выявить следующие трудности, с которыми встречались дети.

Дошкольники данной группы затруднялись с лексическим оформлением высказывания: затруднялись в подборе адекватных по смыслу слов. Отмечались ошибки в смысловой целостности высказываний. Дошкольники сокращали высказывания, что приводило к искажению общего смысла. Возможно, это связано с несформированностью умения смыслового программирования высказывания. Отмечалась стереотипность мышления, которая отмечалась в шаблонности образов. Проявлялись незначительные затруднения при классификации предметов по признакам с объяснением выбора, использование обобщающих слов.

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы. Было проведено 5 диагностических заданий, направленных на исследование умения обобщать, сравнивать установление причинно-следственных связей. Уровень успешности по всем заданиям составил 63.4%, что является средним уровнем развития интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению к школе в экспериментальной группе. К высокому уровню нами были отнесены 8 детей, к среднему – 10 детей, к низкому – 2 детей. Средний бал по группе составил 11,4.

Подводя итоги проделанной работы, подтверждается необходимость специальной работы с дошкольниками, направленной на развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе.


2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Формирующий эксперимент проводили в форме партнерства взрослого и детей, что способствовало развитию у них активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывало стремление к достижению, способствовало эмоциональному комфорту, развитию психологической готовности детей к школе.

Наблюдение проводили как с отдельными детьми, так и с небольшими группами (3-6 человек), а также и со всей группой воспитанников. Это зависело от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед педагогом.

Занятия, проводимые в ходе формирующего эксперимента, представляют собой методический комплекс в виде игровых занятий с детьми, разработанный для развития способности к установлению причинно-следственных связей, пространственной ориентации, нахождения четвертого лишнего предмета, обобщения, перцептивного восприятия.

1.Волшебница вода. «Свойства воды»

Цель: закреплять знания о свойствах воды, это поможет понять особенности водных организмов, их приспособленности к&водной среде.

Ход занятия: перед детьми два стаканчика - один с&водой, другой - с&молоком. в&оба стаканчика положить палочки.

В&каком из стаканов они видны, а в&каком - нет? Почему?

Вывод: вода – прозрачная, молоко – нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в&сказках молочная речка с&кисельными берегами.

Могли бы рыбы и&другие животные жить в&таких речках? (Нет! Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в&реках, озерах не могут жить растения). Если не будет растений – не будет рыб и&других животных, потому что им тоже нужна прозрачная вода, чистая.

Вывод: водоемы нельзя загрязнять.

«Состав воды»

Цель: познакомить с&составом воды; развивать смекалку, любознательность. Ход занятия: Стакан с&водой на несколько минут поставить на солнце.

Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с&водой изо всех сил потрясти. Что произошло? Образовалось большое количество пузырьков.


Вывод: в&состав воды входит кислород, который виден в&виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков становится больше. Кислород нужен всем, кто живет в&воде.

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Ход занятия: имеет ли вода форму?

в&прозрачные сосуды разной формы налить воды и&показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вспомнить, где и&как разливаются лужи? Предложить детям перелить воду из сосуда в&сосуд.

Вывод: вода не имеет формы и&принимает форму того сосуда, в&который она налита.

«Чем пахнет вода?»

Цель: выявить имеет ли вода запах.

Ход занятия: предложить детям три стакана воды – чистую воду, с&каплей валерианы и&с&каплей лимона.

Вывод: вода начинает пахнуть тем веществом, которое в&нее попало.

«Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Ход занятия: предложить детям попробовать воду через соломинку.

Есть ли у нее вкус? Вкусная ли она? Когда человек хочет пить, то с&удовольствием пьет ее и&говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса ее не чувствует.

Затем положите в&один стакан соль. в&другой сахар, размешайте и&дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в&нее добавлено.

«Как в&джунглях»

Цель: выявить причины повышенной влажности в&джунглях.

Материалы и&оборудование: макет «Земля — Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.

Ход занятия: дети обсуждают температурные особенности джунглей, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца. Пытаются выяснить причину частых дождей, рассматривая глобус и&карту климатических зон (обилие морей и&океанов). Ставят опыт по насыщению воздуха влагой: капают воду из пипетки на губку (вода остается в&губке); кладут губку в&воду, несколько раз переворачивая ее в&воде; поднимают губку, наблюдают, как стекает вода.

Дети с&помощью выполненных действий выясняют, почему в&джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и&уже не может ее удерживать). Дети проверяют появление дождя без туч: в&прозрачную емкость наливают воду, закрывают крышкой, ставят в&жаркое место, наблюдают в&течение одного-двух дней появление «тумана», растекание капель по крышке (вода испаряется, влага скапливается в&воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь).


2.Воздух-невидимка.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в&процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход занятия: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные, салфетки, корки апельсина, чеснок и&почувствовать запахи, распространяющиеся в&помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к&экспериментальной деятельности, любовь к&природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход занятия: предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

3.Что у нас под ногами?

«Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход занятия: из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. в&песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к&другим песчинкам.

«Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход занятия: если засыпать сухой песок в&формочку и&перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и&проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и&они слипаются.

4. Солнце, свет, тепло.

«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и&предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в&процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход занятия: рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).