Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе изучали Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Я.Я. Коломинский, Б.А. Пашко и др.
Изучение уровня развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Актуальность исследования обоснована высокими требованиями к организации процесса обучения первоклассников и необходимостью поиска эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на развитие компонентов психологической готовности к школе.
Тема исследования: «Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе».
Объект исследования: компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к бучению в школе.
Предмет исследования: процесс развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Цель исследования: теоретически изучить и практически реализовать процесс развития компонентов психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специфику интеллектуального компонента психологической готовности (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) у детей 6-7 лет к обучению в школе.
2. Описать диагностические методики, направленные на оценку компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
3. Изучить уровни развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе констатирующего эксперимента.
4. Реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе формирующего эксперимента и оценить ее эффективность.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам и родителям по развитию компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза исследования: процесс развития компонентов психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет будет осуществляться успешно, если:
-
изучить уровни развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к школе -
реализовать комплекс игровых занятий с детьми, направленный на развитие способности к установлению причинно-следственных связей, пространственной ориентации, нахождения четвертого лишнего предмета, обобщения, перцептивного восприятия..
Методы исследования:
- теоретические: теоретической основой работы послужили труды К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова и других ученых;
- практические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявленные особенности развития компонентов психологической готовности ребенка к обучению в школе могут быть использованы педагогами в методических целях.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1579» г. Москвы -дошкольные отделение.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, выводы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
Появление понятия "готовность к школе" в психолого-педагогической диагностике связано с многовариантностью школьного обучения, относительной свободой школ в выборе программ обучения и отборе детей. Это сделало актуальным диагностическую задачу разработки психолого-педагогических критериев для выбора маршрута обучения и оценки готовности детей к школьному обучению. В решении данной задачи сложилось два подхода. Первый подход - педагогический. В рамках данного подхода готовность к школе определяется по сформированности учебных навыков: читать, считать, писать и др. Подобный подход ориентирован в основном на задачу отбора и оставляет за скобками вопросы актуального и потенциального развития ребенка (качество, темп, индивидуальные особенности усвоения знаний). В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития ребенка.
Психологический подход к решению проблемы готовности нельзя назвать однородным, различия касаются прежде всего ведущих факторов и характеристик психической сферы ребенка. Весьма распространенной является точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости - развитости отдельных психических функций, характеризующих развитие ребенка в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
В подходе, ориентированном на диагностику школьной зрелости, выделяют следующие сферы и признаки:
- В интеллектуальной сфере - дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только усилием, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
- В эмоциональной сфере - достижение хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации (желания именно учиться, а не играть и не соревноваться).
- В социальной сфере - потребность общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и правилам детских групп, способность выполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.
Этот подход нашел свою реализацию в ориентационном тесте школьной зрелости - Керна-Йирасека. Тест состоит из трех заданий: рисование человека, копирования письменного предложения, срисовывания группы точек. Выполнение этих трех заданий требует развитости тонкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации. Первый субтест проводит ориентировочную оценку общего уровня умственного развития. Второй и третий субтесты диагностируют способность ребенка прилагать волевые усилия для выполнения малоинтересного задания, усидчивость, понимание принципа "подражание образцу" и овладение им. [4.3 Тема 3]
В отечественной психологии теоретической разработкой проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.И. Запорожец. В рамках данных исследований содержание психологической готовности связывалось с особенностями развития ребенка, представлениями о "зоне актуального и ближайшего развития", соотношении "обучения и развития" (Л.С. Выготский), сформированности ведущего типа деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), развитии мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы (Л.И. Божович, М.И. Лисина). По мнению Л.С. Выготского, необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в "зону ближайшего развития" ребенка. Необходимо учитывать, что этап поступления ребенка в школу является переходным, кризисным. Диагностика в переходные возрасты должна включать как оценку новообразований прошедшего возрастного периода, так и начальные формы деятельности следующего периода. Так, Д.Б. Эльконин выделяет в качестве основных критериев готовности к школе: сформированность игровой деятельности, зачатки учебных новообразований. При этом к проявлениям сформированности игровой деятельности он относит:
- Способность к переносу значений с одного предмета на другой;
- Умение соотнести роль и правило;
- Умение подчиниться открытому правилу игры;
- Высокий уровень развития наглядно-образного мышления, соотнесение зрительного и смыслового поля;
- Использование символических средств;
- Уровень развития общих представлений (осведомленность, элементарные логические выводы). [4.3 Тема 3]
Л.И. Божович дает определение психологической готовности как комплексной характеристики, включающей определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Наиболее важным в формировании психологической готовности к школьному обучению она считала сформированность мотивационно-потребностной сферы, а также произвольность поведения. Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения к концу дошкольного возраста, по мысли Л.И. Божович, является формирование иерархии мотивов деятельности к цели отдельных действий. Л.И. Божович выделила две группы мотивов, влияющих на психологическую готовность: 1) мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, 2) широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Сплав данных мотивов способствует возникновению нового отношения ребенка к действительности, названного ею "внутренней позицией школьника".
Достаточно подробно основное содержание психологической готовности рассмотрено В.С. Мухиной. В качестве основных компонентов она выделяет:
- Желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться;
- Достаточный уровень волевого развития ребенка, соподчинение мотивов;
- Произвольность познавательной деятельности;
- Определенный уровень развития познавательных процессов;
- Общественные мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. [4.3 Тема 3]
Под готовностью к школьному обучению В.С. Мухина понимает - желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Программы диагностики готовности к школьному обучению можно разделить на две категории:
- диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. Они позволяют разносторонне исследовать психологические особенности ребенка и оценить сформированность комплекса психологических характеристик, составляющих понятие готовности к школьному обучению. К ним, в первую очередь относятся программа И.В. Дубровиной, основу которой составляет программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и сотрудников, психологический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, комплекс Е. Екжановой, тест П.Я. Кеэса, диагностический комплекс Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, программа диагностики Н.Е. Вераксы[4.3 Тема 3]
Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ можно отметить диагностическую программу Г. Витцлакаи тест Керна-Йирасека;
- диагностические программы, представляющие собой набор разнообразных методик и тестов (И. Айзман, Г.Н. Жарова; Н.Н. Баукова, Т.А. Малицкая; Л.И. Земцова, Е.Ю.Сушкова). В большинстве этих программ представлены методика "Узоры", разработанная Л.И. Цеханской, "Графический диктант" Д.Б. Эльконина, "Рисование по точкам", "Образец и правило" А.Л. Венгера и др. Некоторые авторы считают возможным использование цветового теста Люшера, методики "Пиктограммы" А.Р. Лурия, отдельных субтестов Векслера. Данные методики определяют развитие того или иного компонента готовности к школьному обучению, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом.
Рассмотрим кратко комплексную программу диагностики к школьному обучению, предложенную Н.И. Гуткиной. Центральным новообразованием в психике ребенка, которое существенно определяет успешность обучения является произвольность поведения. Диагностическая программа включает ряд методик:
- Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере.
- Методика выявления сформированности "внутренней позиции школьника" (диагностическая беседа).
- Методика "Домик", включающее задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу.
- Методика "Да и нет", применяющаяся для диагностики ребенка действовать по правилу.
- Методика "Сапожки", направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения.