Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструкция: Экспериментатор говорит: «Покажи, где: перед ящиком бочонок; под бочонком ящик; в ящике бочонок» и т.п.»

Обработка результатов: (представлена в таблице 3):

Высокий: ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопрос (четкое проговаривание предлога и окончаний), владеет сложными пространственно-речевыми конструкциями.

Средний: ребенок испытывает трудности в понимании взаиморасположения объектов, помощь заключается в повторении задания.

Низкий: ребенок не выполняет задание.

Перед ящиком бочонок, под бочонком ящик, в ящике бочонок, ящик на бочонке, перед бочонком ящик, ящик в бочонке. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Методика №3 «Что здесь лишнее?»

Автор: Р.С. Немова

Цель: исследование процессов образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей.

Процедура проведения: ребёнку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 - из одной серии классификации, 1 - из другой). в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Обработка результатов (представлена в таблице 2)

Высокий уровень развития – 3 балла, ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

Средний уровень – 2 балла, ребенок решил задачу от 1.5 до 2 минут

Низкий уровень0 - 1 балл - ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика 4 «Раздели на группы»

Автор: А.Я Иванова

Цель методики – оценка развития образно-логического мышления ребёнка.

Ребенок должен разделить представленные на картинке фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Процедура проведения: ребенку показывают картинку, изображённую в приложении 5, и экспериментатор предлагает следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку».


Обработка результатов (представлена в таблице 2): оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания. Выводы об уровне развития мышления каждого ребенка делаются в соответствии с количеством полученных им баллов. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Высокий уровень развития – 3 балла, ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 2 минуты, разделив фигуры по группам на всех картинках и правильно объяснив, почему они относятся к определенной группе.

Средний уровень развития – 2 балла, ребёнок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 мин.; за время 3 мин. дети смогли назвать только от 5 до 7 групп фигур; за время 3 мин. ребёнок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

Низкий уровень 0 - 1 балл - ребёнок за 3 мин. сумел выделить не более одной группы фигур; не справился с заданием.

Методика №5 «Перцептивное моделирование» (таблица 1)

Автор: В.В. Холмовская.

Цель методики: выявление полноты и точности детей о временах года. Запас сведений об окружающем мире. Способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости. Речевое развитие.

Процедура проведения: перед ребенком выкладывают серию из четырех сюжетных картинок, на которых изображены времена года (весна, лето, осень, зима). На выполнение задания отводится 2 минуты. За отведенное время ребенок должен не только разложить по порядку картинки и назвать соответствующее время года, но и обосновать свой ответ, указав характерные признаки для каждого времени года.

Обработка результатов (представлена в таблице 1) :

Высокий (3 балла) – ребенок за отведенное время правильно разложил, назвал и связал все картинки по времени, указав не менее двух признаков, характеризующих время года.

Средний (2 балла) – ребенок правильно разложил, назвал и связал все картинки по времени, но не смог указать ни один признак, подтверждающий его решение.

Низкий (0-1 балл)– ребенок не справился с заданием.

По окончании проведения диагностики на каждого ребенка в ГБОУ «Школа №1579» ДО, психолог дает «Психолого-педагогическое представление» (Приложение 1).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, социально-личностную, мотивационную и эмоционально - волевую готовность.



Следует отметить, что правильно проведенная диагностика «готовности к школе» дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и прогнозировать его успехи в учебной деятельности. «Готовность к школе» - это комплексное понятие, для ее диагностики необходимо исследовать уровень развития каждого компонента.

Значительный вклад в психологическую готовность к учебной деятельности внесли Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Я.Я. Коломинский, Б.А. Пашко Л.С. Выготский, Б. Г. Ананьев; А. Анастази;
М.Р. Битянова; JI.C. Выготский ; П.Я. Гальперин A.B. Запорожец B.C. Мухина; H.H. Поддьяков ; Д.Б. Эльконин и&другие.

Отечественные психологи выделяют следующие компоненты психологической готовности к обучению в школе: функциональный (психомоторный), интеллектуальный, личностный (в т.ч. и мотивационный), эмоционально-волевой, коммуникативный (социально-психологический).

Интеллектуальная готовность предполагает развитие способности к установлению причинно-следственных связей, пространственной ориентации, нахождения четвертого лишнего предмета, обобщения, перцептивного восприятия.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ


2.1. Изучение уровней по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе констатирующего эксперимента
Теоретические данные об эффективности использования метода детского экспериментирования психологической готовности детей к обучению в школе, полученные путем изучения педагогической и&психологической литературы по проблеме исследования, необходимо доказать экспериментально-опытным путем. Для этого необходимо на практике изучить особенности психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, определить исходный уровень готовности старших дошкольников в исследуемой группе детей, проанализировать полученные результаты и&описать их, обосновать использование в&дальнейшей работе определенных направлений экспериментальной деятельности, необходимых для более полного развития психологической готовности детей данной группы. Следовательно, на этапе констатирующего эксперимента определили цель исследования - выявление и&описание особенностей психологической готовности дошкольников 6 – 7 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– сформировать выборку испытуемых детей 6-7 лет;

– подобрать пакет диагностических методик, направленных на изучение интеллектуального компонента психологической готовности испытуемых;

– провести констатирующее исследование, проанализировать полученные результаты и&сделать соответствующие выводы.

Участниками исследования стали воспитанники подготовительной к&школе группы в&количестве 20 человек. Кроме того, к&исследованию были привлечены 2 воспитателя. Исследование проводилось в&свободное от занятий время. Среди участников исследования отсутствуют дети с&выраженными нарушениями психофизического развития и&особыми возможностями здоровья. Данные детей, не прошедших все исследовательские процедуры, при обработке и&интерпретации данных не учитывались.

С целью изучения уровня развития интеллектуального компонента психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе были использованы следующие диагностические задания:


1. Причинно-следственные связи («Понимание картин со скрытым смыслом»).

2. Пространственная ориентация («Картинки с&бочками»).

3. «Четвертый лишний».

4. Обобщение («Раздели на группы»).

5. Перцептивное восприятие («Составление рассказа по сюжетной картинке»).

Данные задания позволяют определить уровень развития интеллектуального компонента (умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, сравнивать) психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

После проведения всех диагностических заданий определили общее количество баллов, набранных каждым ребенком.

На основании анализа различных уровней психологической подготовки детей к обучению в школе, относящихся к каждому заданию, была установлена неодинаковая тенденция интегрирования развития каждого компонента и выделено три интегрированных уровня (высокий, средний, низкий) развития интеллектуального компонента у исследуемых детей дошкольного возраста.

Низкий уровень психологической подготовки детей – 0 - 40% успешно выполненных заданий: индифферентное отношение к принятию задачи и результату деятельности, проявление интереса к формальной стороне деятельности, повышенная склонность к практическим попыткам, неприятие помощи взрослого или пассивность при помощи взрослого, отказом от деятельности при помехах, которые появляются.

Средний уровень психологической подготовки детей 41 – 70% успешно выполненных заданий: формальное решение поставленных задач, отсутствие стремления к четкости запоминания и проявления волевых усилий, осложнение в вербальных задачах, формализм в невербальных задачах, способность к объективному оцениванию результатов.

Высокий уровень психологической подготовки детей – 71 – 90% успешно выполненных заданий: смешанное ориентирование в перцептивных действиях, которое менялось от сложности объекта, заинтересованность при отношении к заданию, способность к объективному оцениванию результатов.

По итогам исследования были сделаны следующие выводы.

Выполнение каждого из заданий (кроме задания «Бочки», где максимальным являлось 6 баллов) оценивалось в 3 балла, что в сумме за серию составляло 18 баллов. Задания носили комплексный характер. Количество баллов, полученных детьми, заносились в специальные таблицы. На основании полученных показателей высчитывались показатели успешности выполнения задания (в % от максимально 36 возможного количества баллов за выполнение задания), тем самым определялось качество выполнения заданий каждым ребенком по отдельности, а также средний результат всей группы.