Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
символов, эмблем, стилевых признаков, знаков пре-

стижности) и символических действий (обрядов, ритуалов, этикетного и церемо-

ниального поведения), предназначенных специально для маркирования индивидуаль-

ности, социального статуса и роли людей, вещей, объектов, территорий и пр.;

- кумулятивно-информационная система как совокупность приемов и форм по

накоплению и сохранению информации как актуального, так и мемориального

характера (т.е. утратившей непосредственную социальную актуальность и функ-

циональность, сохраняемую в виде материальных памятников, текстов, специальных

мемориальных сооружений и в иных формах) и организации доступа к ней

заинтересованных лиц.

Третий уровень исследований и обобщений - культурология семантических форм.

В принципе все культурные формы, хотя и в разной мере, обладают семантическими

параметрами. Это одно из имманентных свойств любой формы, определяющих ее

"культурность". Любая вещь, созданная руками человека, любой человеческий

поступок, форма социальной организации или акт взаимодействия помимо чисто


утилитарной функции обладают чертами знака, во-первых, маркирующего саму эту

функцию и, во-вторых, информирующего окружающих о множестве атрибутивных

параметров данного объекта (или процесса). Благодаря этому археологи и могут

атрибутировать свои находки, будь то уникальное произведение искусства или

ремесла или же элементарные черепки от типовой посуды.

С учетом этой непременной семантичности любой культурной формы членение

объектов культуры на материальные и духовные в принципе утрачивает смысл. Во

всяком случае в рамках культурологических методологий такое членение совершенно

не эвристично, не позволяет исследователю узнать о культуре что-либо новое. Другое

дело, что существует целый пласт культурных форм, семантическая функция

которых является основной (например слова языка, художественные произведения,

религиозные обряды и т.п.). Однако и они по своим носителям или исполнителям

вполне материальные феномены. Нередко объективно определить доминантную

функцию утилитарного или семантического начал в той или иной культурной форме

практически невозможно. Как, к примеру, развести материальное (утилитарное) и

духовное (семантическое) в архитектуре? Теория семантики культурных форм в

равной мере обращена как к формам с преобладающей семантической функцией, так

и к тем

, в которых преобладает утилитарная или обе функции примерно равнозначны.

В соответствии с обозначенным ранее определением культурной формы как

новационного образца для последующего вариативного воспроизводства в артефактах

культуры вопрос об объекте исследований семантики культурных форм

рассматривается в том же ключе. Речь идет о семантических свойствах не реальных

конкретно-исторических объектов (артефактов), а именно о новационных образцах,

впервые (в данном сообществе или в данной культурной системе, конфигурации)

воплощающих тот или иной семантический образ, задающих принцип (модель)

решения той или иной семантической задачи (т.е. способ символизации некоего

смысла, идеи, ценности). Последующее существование такого семантического образа

в данной локальной культуре может длиться бесконечно долго и воплощаться в сколь

угодно большом числе исторических артефактов. Однако в основе всех их так или

иначе будет лежать некоторый первоначальный образец - культурная форма и ее

символически обозначаемые параметры (семантемы).

Среди основных исследовательских задач, связанных с изучением семантики

культурных форм, можно назвать: исторический генезис семантики той или иной

формы и ее внедрение в социальную практику; семантическую генетику (родство с


иными формами); социальную и идейную функциональность этой семантемы; ее

герменевтику (специально закодированные или просто забытые со временем

смысловые пласты, символизируемые идеи и пр.); место в различных культурных

подсистемах (по существу, ее полифункциональность и полисемантичность, порож-

даемые тем, что большинство культурных форм обычно включено одновременно в

несколько культурных подсистем - социальных, этнических, политических, конфес-

сиональных и др. — и выполняют при этом весьма различающиеся утилитарные и

символические функции); масштабы и порядок практического использования данной

семантемы в той или иной культурной подсистеме; особенности процессов диффузии

(заимствования) и наследования (в качестве традиционной), характерные для этой

формы; ее историческую и семантическую изменчивость (эволюцию как формальных

черт, так и смысловых параметров) вплоть до утраты первоначальных функций

(деонтологизация) и смысла (десемантизация) этой формы и т.п.

Четвертый уровень исследований и обобщений в области культурной семантики

может быть назван культурологией индивидуализирующей маркировки объектов. В

данном случае речь идет об индивидуализирующих тот или иной культурный

артефакт семантических признаках. Очевидно
, что семантика любого культурного

объекта может быть структурирована на несколько смысловых пластов: черты,

относящиеся к общим параметрам используемой культурно-семантической системы;

черты, отражающие специфику данной культурной формы (образца); и черты,

138


индивидуализирующие (маркирующие) изучаемый объект в качестве единичного

артефакта, отличающие его от иных артефактов той же культурной формы в той же

системе. Относительная уникальность индивидуальных семантических признаков

(маркеров) каждого культурного объекта в принципе определяется теми же причи-

нами, что и индивидуальная функциональная специфика всякого конкретно-истори-

ческого артефакта культуры. Поэтому анализ маркирующей семантики культурных

объектов относится к области преимущественно эмпирических, конкретно-истори-

ческих культурологических исследований.

В целом фундаментальная культурология исследует в основном процессы и формы

интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей. Подобное знание

отнюдь не исчерпывает всего необходимого знания о человеке и обществе, но без

него изучение человека и общества лишается одного из наиболее "цементирующих",

интегрирующих коллективные формы жизни начал.