ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
куль-
турная семантика - наука, изучающая знаковую и коммуникативную функции куль-
туры.
Все упомянутые социальные функции культуры (как коллективная, так и инди-
видуальная) отражают процессы, происходящие только в режиме постоянного комму-
ницирования между людьми внутри сообщества, между сообществами, их региональ-
ными группировками и т.п. Таким образом, любой культурный процесс помимо
организационной, регулятивной и селективной составляющих непременно включает в
себя еще и коммуникативную функцию, системы механизмов обмена информацией
между людьми, вне действия которой их совместная жизнедеятельность становится
практически невозможной.
Основные социальные функции этого информационно-коммуникативного аспекта
культуры заключаются, по-видимому, в следующем: актуальном согласовании
людьми их целей, намерений, планов и способов по осуществлению любых форм
жизнедеятельности (особенно совместной деятельности); корректирующих информа-
ционных обменах в процессе уже осуществляемой деятельности; согласованной оцен-
ке результатов деятельности и степени их соответствия изначальным намерениям;
обобщении статистики
(опыта) результатов деятельности в той или иной сфере и
согласовании наиболее эффективных (утилитарно) и приемлемых (экстраутилитарно)
приемов и способов ее осуществления (т.е. выработки норм); трансляции этих норм в
синхронном и диахронном планах (т.е. передачи опыта деятельности и взаимодействия
как современникам, так и следующим поколениям); накоплении, фиксации и
трансляции знаний и представлений об окружающем мире; и т.п.
Для реализации этих информационных задач людям необходимо разработать
единый язык, точнее, комплекс нескольких функционально специализированных язы-
ков, понятных и приемлемых для всех членов сообщества. То есть в дополнение к
наблюдаемому, реальному миру предметов, процессов и явлений, а также к миру
представляемых объектов и явлений (не наблюдаемых эмпирически - фантазиям,
мечтам, объектам религиозных верований и пр.) сложилась система их символических
"двойников", кодирующих знаков, обозначающих эти объекты в условной форме:
лексических символов (слов вербального языка, произносимых или написанных), пик
-
тограмм (рисунков, более или менее узнаваемо изображающих объекты), графи-
ческих символов (изображений, лишь условно обозначающих выражаемый смысл
понятий - цифры, нотные знаки, эмблемы, гербы, флаги и пр.), вещественных
символов (специфических черт в продуктах материальной деятельности, несущих
смысловую нагрузку не только утилитарно-функционального, но и экстраутили-
тарного свойства - стилевые признаки вещей и сооружений, черты социальной
престижности в одежде и предметах обихода, национально маркирующие черты в
предметах материальной культуры, религиозная символика предметов культа, храмов
и погребальных сооружений и пр.), символических действий (узнаваемо или условно
имитирующих, обозначающих какие-либо явления, процессы или их смыслы -
обряды, ритуалы, этикетное и церемониальное поведение, игры, репетиции и в
определенном смысле все художественное творчество) и т.п.
Исследованием всех многообразных языков социальной куммуникации, механизмов
их действия, принципов формирования и функционирования этого "символического
мира" культуры как способа обозначения и транслирования социального опыта и
занимается культурная семантика.
И здесь, как в рассмотренных выше направлениях, можно выделить четыре уровня
объектов познания и научного обобщения.
Высший (первый) уровень связан с разработкой общей теории семантических
порядков в культуре, их функций в работе механизмов социальной коммуникации и
процессах социализации и инкультурации личности, в общих организационно-
регулятивных и селективных процессах в культуре, в закреплении и нормировании
смысловых и ценностных параметров культурных явлений, но главное - с изучением
процессов накопления, фиксации и трансляции социально-культурного опыта сооб-
ществ, наращивания его информационной базы от поколения к поколению и методов
его передачи. На этом уровне моделируются общая структура семантического поля
культуры, динамика социально-коммуникативных процессов, типология семанти-
ческих объектов, разрабатывается методология культурно-семантических
исследований и т.п.
Второй уровень - культурология семантических систем. Очевидно, языки куль-
турной коммуникации могут эффективно функционировать только в качестве более
или менее систематизированных образований, чем определяются их лексическая и
грамматическая компактность
, доступность для изучения понимания, универсаль-
ность, пластичность, неограниченная способность к саморазвитию и т.п. Среди
наиболее социально значимых языков (систем социальной коммуникации) могут быть
перечислены:
- система межличностного информационного обмена, обеспечивающая со-
циальное взаимодействие между индивидами в культуре, фиксирующая и трансли-
рующая информацию в звуковой и графической формах как на вербальном
(словесном), так и на различных невербальных языках, передающая сообщения как
непосредственно, так и дистанционно и отличающаяся, как правило, целенаправ-
ленной избирательностью по отношению к объектам информирования;
- система массовой информации как совокупность приемов и технических средств
для передачи социально значимой информации одновременно большому числу
объектов информирования, определяемых неизбирательно, и преследующая цели
(помимо собственно информационных) пропаганды, манипулирования сознанием
информируемых и т.п.;
- социально-идентифицирующая система как совокупность индивидуальных имен
и названий, наглядных образов (
турная семантика - наука, изучающая знаковую и коммуникативную функции куль-
туры.
Все упомянутые социальные функции культуры (как коллективная, так и инди-
видуальная) отражают процессы, происходящие только в режиме постоянного комму-
ницирования между людьми внутри сообщества, между сообществами, их региональ-
ными группировками и т.п. Таким образом, любой культурный процесс помимо
организационной, регулятивной и селективной составляющих непременно включает в
себя еще и коммуникативную функцию, системы механизмов обмена информацией
между людьми, вне действия которой их совместная жизнедеятельность становится
практически невозможной.
Основные социальные функции этого информационно-коммуникативного аспекта
культуры заключаются, по-видимому, в следующем: актуальном согласовании
людьми их целей, намерений, планов и способов по осуществлению любых форм
жизнедеятельности (особенно совместной деятельности); корректирующих информа-
ционных обменах в процессе уже осуществляемой деятельности; согласованной оцен-
ке результатов деятельности и степени их соответствия изначальным намерениям;
обобщении статистики
(опыта) результатов деятельности в той или иной сфере и
согласовании наиболее эффективных (утилитарно) и приемлемых (экстраутилитарно)
приемов и способов ее осуществления (т.е. выработки норм); трансляции этих норм в
синхронном и диахронном планах (т.е. передачи опыта деятельности и взаимодействия
как современникам, так и следующим поколениям); накоплении, фиксации и
трансляции знаний и представлений об окружающем мире; и т.п.
Для реализации этих информационных задач людям необходимо разработать
единый язык, точнее, комплекс нескольких функционально специализированных язы-
ков, понятных и приемлемых для всех членов сообщества. То есть в дополнение к
наблюдаемому, реальному миру предметов, процессов и явлений, а также к миру
представляемых объектов и явлений (не наблюдаемых эмпирически - фантазиям,
мечтам, объектам религиозных верований и пр.) сложилась система их символических
"двойников", кодирующих знаков, обозначающих эти объекты в условной форме:
лексических символов (слов вербального языка, произносимых или написанных), пик
-
тограмм (рисунков, более или менее узнаваемо изображающих объекты), графи-
ческих символов (изображений, лишь условно обозначающих выражаемый смысл
понятий - цифры, нотные знаки, эмблемы, гербы, флаги и пр.), вещественных
символов (специфических черт в продуктах материальной деятельности, несущих
смысловую нагрузку не только утилитарно-функционального, но и экстраутили-
тарного свойства - стилевые признаки вещей и сооружений, черты социальной
престижности в одежде и предметах обихода, национально маркирующие черты в
предметах материальной культуры, религиозная символика предметов культа, храмов
и погребальных сооружений и пр.), символических действий (узнаваемо или условно
имитирующих, обозначающих какие-либо явления, процессы или их смыслы -
обряды, ритуалы, этикетное и церемониальное поведение, игры, репетиции и в
определенном смысле все художественное творчество) и т.п.
Исследованием всех многообразных языков социальной куммуникации, механизмов
их действия, принципов формирования и функционирования этого "символического
мира" культуры как способа обозначения и транслирования социального опыта и
занимается культурная семантика.
И здесь, как в рассмотренных выше направлениях, можно выделить четыре уровня
объектов познания и научного обобщения.
Высший (первый) уровень связан с разработкой общей теории семантических
порядков в культуре, их функций в работе механизмов социальной коммуникации и
процессах социализации и инкультурации личности, в общих организационно-
регулятивных и селективных процессах в культуре, в закреплении и нормировании
смысловых и ценностных параметров культурных явлений, но главное - с изучением
процессов накопления, фиксации и трансляции социально-культурного опыта сооб-
ществ, наращивания его информационной базы от поколения к поколению и методов
его передачи. На этом уровне моделируются общая структура семантического поля
культуры, динамика социально-коммуникативных процессов, типология семанти-
ческих объектов, разрабатывается методология культурно-семантических
исследований и т.п.
Второй уровень - культурология семантических систем. Очевидно, языки куль-
турной коммуникации могут эффективно функционировать только в качестве более
или менее систематизированных образований, чем определяются их лексическая и
грамматическая компактность
, доступность для изучения понимания, универсаль-
ность, пластичность, неограниченная способность к саморазвитию и т.п. Среди
наиболее социально значимых языков (систем социальной коммуникации) могут быть
перечислены:
- система межличностного информационного обмена, обеспечивающая со-
циальное взаимодействие между индивидами в культуре, фиксирующая и трансли-
рующая информацию в звуковой и графической формах как на вербальном
(словесном), так и на различных невербальных языках, передающая сообщения как
непосредственно, так и дистанционно и отличающаяся, как правило, целенаправ-
ленной избирательностью по отношению к объектам информирования;
- система массовой информации как совокупность приемов и технических средств
для передачи социально значимой информации одновременно большому числу
объектов информирования, определяемых неизбирательно, и преследующая цели
(помимо собственно информационных) пропаганды, манипулирования сознанием
информируемых и т.п.;
- социально-идентифицирующая система как совокупность индивидуальных имен
и названий, наглядных образов (