Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"почерке"

его личной культуры.

Процессы социокультурной самоидентификации личности начинаются в раннем

детстве (первоначально по отношению к родителям, позднее по отношению ко все

более расширяющемуся полю социального окружения) и продолжаются на

протяжении всей жизни, в каких-то элементах расширяясь, в иных случаях изменяясь,

порой в чем-то утрачивая свою актуальность и т.п., постоянно корректируя и

"объективирующие", и "субъективирующие" социокультурные параметры личности

как в восприятии ее окружением, так и особенно в ее собственном самоощущении и

соотнесении себя с другими людьми. Разумеется, важнейшая составляющая такого

рода самоидентификации (помимо выделения собственной индивидуальности в среде

социального окружения) - достижение комфортного для данного индивида уровня

интеграции в эту среду, чувства консолидированности и солидарности с ней, ощуще-

ния своей защищенности в этом сообществе и пр., в наибольшей мере формируемые

процессами общей социализации и инкультурации личности.

Следует отметить, что весь второй уровень, относящийся к социокультурному

воспитанию личности, так или иначе связан с ключевой проблемой осуществления

социокультурной коммуникации, обмена информацией и практического взаимо-

действия между индивидами
. Поэтому одним из важнейших направлений исследований

в этой области являются вопросы технологий социальных взаимодействий, психоло-

гия когнитивной деятельности и т.п.

134
Третий уровень обобщений психологической антропологии связан с изучением

формирования комплексов устойчивых социокультурных стереотипов, норм, пат-

тернов, ментальностей в сознании и поведении индивидов. Его можно назвать

культурологией ментальностей.

Имеется в виду совокупность социокультурных установок сознания и навыков

поведения, усвоенных в процессе социализации и инкультурации индивида и "сра-

батывающих" в различных жизненных ситуациях почти автоматически. Чем выше

уровень социализированности и инкультурированности человека в социальной среде,

тем большей "номенклатурой" подобных норм и стереотипов владеет индивид и тем

свободнее и вариативнее он всем этим пользуется. В конечном счете эта "номен-

клатура" ментальностей и составляет ядро культуры всякой личности, а то, что

принято называть "культурным поведением" человека, в основном заключается в

правильном, близком к социальному эталону использовании компонентов этой

"номенклатуры".

Так же, как и в культуре общества, где культурные формы играют роль "кир-

пичиков", заключающих в себе основное функциональное и семантическое содер

-

жание культуры, из которых складываются "постройки" культурных систем, и в куль-

туре личности ее социокультурные ментальности (а по существу, все те же куль-

турные нормы, формы, паттерны, только усвоенные до автоматизма воспроизводства

и реализуемые в индивидуально-интерпретативном и вариативном виде) являются

такими же "кирпичиками", из которых складывается личностная социокультурная

система каждого индивида.

И наконец, четвертый уровень обобщений в психологической антропологии может

быть определен как культурология инновативной деятельности людей. "Четвер-

тый номер" этого уровня вовсе не означает "четверостепенность " этого явления и

этой научной проблемы. Напротив, способность человека к инновативной деятель-

ности, к творческому преобразованию мира, выходу за рамки жестких нормативно-

регулятивных стереотипов сознания и поведения (разумеется, в пределах социальной

приемлемости параметров такого выхода) - наиважнейший феномен социокультур-

ного развития человечества, поступательного эволюционного движения историче-

ского процесса, развития всей системы знаний, технологий, интеллектуальных и

духовных откровений и т.п.

В рамках исследований психологии инновативной деятельности
(коррелирующей

с социологическими теориями внедрения инноваций и общей модернизации)

можно выделить несколько ключевых проблем, нуждающихся во всестороннем изуче-

нии:

- механизмы индивидуального восприятия и интерпретации культурных явлений

личностью (в первую очередь вопросы корреляции между типовой, культурно

обусловленной интерпретацией и ее индивидуальной вариативностью);

- механизмы порождения новационных решений, детерминированных адаптацион-

ной необходимостью (под влиянием изменившихся условий природного или

социального окружения);

- механизмы новационных решений, детерминированных логикой рационализации

технологий в каких-то сферах деятельности;

- механизмы новационных актов, детерминированных психологической потреб-

ностью индивида в самовыражении, самолюбием, соперничеством, амбициями и т.п.;

- психология интереса к познанию и открытию нового;

- психология интереса к распространению знания, истины и пр.

Исследования в области психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся

преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами, принося

немало важных открытий, ограничены весьма узкой методологической базой, почти

не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат


"ведомственной неприязни" искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к

метафизическим философским априориям (типа "духовности" - популярной, но абсо-

135

лютно не операциональной с точки зрения научных методологий категории), что

существенно понижает их научную эвристичность.

Психологическую антропологию можно представить как науку, исследующую

культуру человеческой личности, в четырех аспектах: общие закономерности форми-

рования культурно обусловленных черт личности; механизмы систематического

"обучения" индивида культуре и его самоидентификации в ней; механизмы "исполь-

зования" индивидом обретенных культурных знаний и навыков в режиме их простого

воспроизводства; наконец, механизмы "преодоления" индивидом традиционных куль-

турных ограничений и выхода на поисковую, инновационную, творческую парадигму

сознания и деятельности.

III.

3. К у л ь т у р н а я с е м а н т и к а


Третьим основным направлением фундаментальной культурологии является