ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"почерке"
его личной культуры.
Процессы социокультурной самоидентификации личности начинаются в раннем
детстве (первоначально по отношению к родителям, позднее по отношению ко все
более расширяющемуся полю социального окружения) и продолжаются на
протяжении всей жизни, в каких-то элементах расширяясь, в иных случаях изменяясь,
порой в чем-то утрачивая свою актуальность и т.п., постоянно корректируя и
"объективирующие", и "субъективирующие" социокультурные параметры личности
как в восприятии ее окружением, так и особенно в ее собственном самоощущении и
соотнесении себя с другими людьми. Разумеется, важнейшая составляющая такого
рода самоидентификации (помимо выделения собственной индивидуальности в среде
социального окружения) - достижение комфортного для данного индивида уровня
интеграции в эту среду, чувства консолидированности и солидарности с ней, ощуще-
ния своей защищенности в этом сообществе и пр., в наибольшей мере формируемые
процессами общей социализации и инкультурации личности.
Следует отметить, что весь второй уровень, относящийся к социокультурному
воспитанию личности, так или иначе связан с ключевой проблемой осуществления
социокультурной коммуникации, обмена информацией и практического взаимо-
действия между индивидами
. Поэтому одним из важнейших направлений исследований
в этой области являются вопросы технологий социальных взаимодействий, психоло-
гия когнитивной деятельности и т.п.
134
Третий уровень обобщений психологической антропологии связан с изучением
формирования комплексов устойчивых социокультурных стереотипов, норм, пат-
тернов, ментальностей в сознании и поведении индивидов. Его можно назвать
культурологией ментальностей.
Имеется в виду совокупность социокультурных установок сознания и навыков
поведения, усвоенных в процессе социализации и инкультурации индивида и "сра-
батывающих" в различных жизненных ситуациях почти автоматически. Чем выше
уровень социализированности и инкультурированности человека в социальной среде,
тем большей "номенклатурой" подобных норм и стереотипов владеет индивид и тем
свободнее и вариативнее он всем этим пользуется. В конечном счете эта "номен-
клатура" ментальностей и составляет ядро культуры всякой личности, а то, что
принято называть "культурным поведением" человека, в основном заключается в
правильном, близком к социальному эталону использовании компонентов этой
"номенклатуры".
Так же, как и в культуре общества, где культурные формы играют роль "кир-
пичиков", заключающих в себе основное функциональное и семантическое содер
-
жание культуры, из которых складываются "постройки" культурных систем, и в куль-
туре личности ее социокультурные ментальности (а по существу, все те же куль-
турные нормы, формы, паттерны, только усвоенные до автоматизма воспроизводства
и реализуемые в индивидуально-интерпретативном и вариативном виде) являются
такими же "кирпичиками", из которых складывается личностная социокультурная
система каждого индивида.
И наконец, четвертый уровень обобщений в психологической антропологии может
быть определен как культурология инновативной деятельности людей. "Четвер-
тый номер" этого уровня вовсе не означает "четверостепенность " этого явления и
этой научной проблемы. Напротив, способность человека к инновативной деятель-
ности, к творческому преобразованию мира, выходу за рамки жестких нормативно-
регулятивных стереотипов сознания и поведения (разумеется, в пределах социальной
приемлемости параметров такого выхода) - наиважнейший феномен социокультур-
ного развития человечества, поступательного эволюционного движения историче-
ского процесса, развития всей системы знаний, технологий, интеллектуальных и
духовных откровений и т.п.
В рамках исследований психологии инновативной деятельности
(коррелирующей
с социологическими теориями внедрения инноваций и общей модернизации)
можно выделить несколько ключевых проблем, нуждающихся во всестороннем изуче-
нии:
- механизмы индивидуального восприятия и интерпретации культурных явлений
личностью (в первую очередь вопросы корреляции между типовой, культурно
обусловленной интерпретацией и ее индивидуальной вариативностью);
- механизмы порождения новационных решений, детерминированных адаптацион-
ной необходимостью (под влиянием изменившихся условий природного или
социального окружения);
- механизмы новационных решений, детерминированных логикой рационализации
технологий в каких-то сферах деятельности;
- механизмы новационных актов, детерминированных психологической потреб-
ностью индивида в самовыражении, самолюбием, соперничеством, амбициями и т.п.;
- психология интереса к познанию и открытию нового;
- психология интереса к распространению знания, истины и пр.
Исследования в области психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся
преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами, принося
немало важных открытий, ограничены весьма узкой методологической базой, почти
не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат
"ведомственной неприязни" искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к
метафизическим философским априориям (типа "духовности" - популярной, но абсо-
135
лютно не операциональной с точки зрения научных методологий категории), что
существенно понижает их научную эвристичность.
Психологическую антропологию можно представить как науку, исследующую
культуру человеческой личности, в четырех аспектах: общие закономерности форми-
рования культурно обусловленных черт личности; механизмы систематического
"обучения" индивида культуре и его самоидентификации в ней; механизмы "исполь-
зования" индивидом обретенных культурных знаний и навыков в режиме их простого
воспроизводства; наконец, механизмы "преодоления" индивидом традиционных куль-
турных ограничений и выхода на поисковую, инновационную, творческую парадигму
сознания и деятельности.
III.
3. К у л ь т у р н а я с е м а н т и к а
Третьим основным направлением фундаментальной культурологии является
его личной культуры.
Процессы социокультурной самоидентификации личности начинаются в раннем
детстве (первоначально по отношению к родителям, позднее по отношению ко все
более расширяющемуся полю социального окружения) и продолжаются на
протяжении всей жизни, в каких-то элементах расширяясь, в иных случаях изменяясь,
порой в чем-то утрачивая свою актуальность и т.п., постоянно корректируя и
"объективирующие", и "субъективирующие" социокультурные параметры личности
как в восприятии ее окружением, так и особенно в ее собственном самоощущении и
соотнесении себя с другими людьми. Разумеется, важнейшая составляющая такого
рода самоидентификации (помимо выделения собственной индивидуальности в среде
социального окружения) - достижение комфортного для данного индивида уровня
интеграции в эту среду, чувства консолидированности и солидарности с ней, ощуще-
ния своей защищенности в этом сообществе и пр., в наибольшей мере формируемые
процессами общей социализации и инкультурации личности.
Следует отметить, что весь второй уровень, относящийся к социокультурному
воспитанию личности, так или иначе связан с ключевой проблемой осуществления
социокультурной коммуникации, обмена информацией и практического взаимо-
действия между индивидами
. Поэтому одним из важнейших направлений исследований
в этой области являются вопросы технологий социальных взаимодействий, психоло-
гия когнитивной деятельности и т.п.
134
Третий уровень обобщений психологической антропологии связан с изучением
формирования комплексов устойчивых социокультурных стереотипов, норм, пат-
тернов, ментальностей в сознании и поведении индивидов. Его можно назвать
культурологией ментальностей.
Имеется в виду совокупность социокультурных установок сознания и навыков
поведения, усвоенных в процессе социализации и инкультурации индивида и "сра-
батывающих" в различных жизненных ситуациях почти автоматически. Чем выше
уровень социализированности и инкультурированности человека в социальной среде,
тем большей "номенклатурой" подобных норм и стереотипов владеет индивид и тем
свободнее и вариативнее он всем этим пользуется. В конечном счете эта "номен-
клатура" ментальностей и составляет ядро культуры всякой личности, а то, что
принято называть "культурным поведением" человека, в основном заключается в
правильном, близком к социальному эталону использовании компонентов этой
"номенклатуры".
Так же, как и в культуре общества, где культурные формы играют роль "кир-
пичиков", заключающих в себе основное функциональное и семантическое содер
-
жание культуры, из которых складываются "постройки" культурных систем, и в куль-
туре личности ее социокультурные ментальности (а по существу, все те же куль-
турные нормы, формы, паттерны, только усвоенные до автоматизма воспроизводства
и реализуемые в индивидуально-интерпретативном и вариативном виде) являются
такими же "кирпичиками", из которых складывается личностная социокультурная
система каждого индивида.
И наконец, четвертый уровень обобщений в психологической антропологии может
быть определен как культурология инновативной деятельности людей. "Четвер-
тый номер" этого уровня вовсе не означает "четверостепенность " этого явления и
этой научной проблемы. Напротив, способность человека к инновативной деятель-
ности, к творческому преобразованию мира, выходу за рамки жестких нормативно-
регулятивных стереотипов сознания и поведения (разумеется, в пределах социальной
приемлемости параметров такого выхода) - наиважнейший феномен социокультур-
ного развития человечества, поступательного эволюционного движения историче-
ского процесса, развития всей системы знаний, технологий, интеллектуальных и
духовных откровений и т.п.
В рамках исследований психологии инновативной деятельности
(коррелирующей
с социологическими теориями внедрения инноваций и общей модернизации)
можно выделить несколько ключевых проблем, нуждающихся во всестороннем изуче-
нии:
- механизмы индивидуального восприятия и интерпретации культурных явлений
личностью (в первую очередь вопросы корреляции между типовой, культурно
обусловленной интерпретацией и ее индивидуальной вариативностью);
- механизмы порождения новационных решений, детерминированных адаптацион-
ной необходимостью (под влиянием изменившихся условий природного или
социального окружения);
- механизмы новационных решений, детерминированных логикой рационализации
технологий в каких-то сферах деятельности;
- механизмы новационных актов, детерминированных психологической потреб-
ностью индивида в самовыражении, самолюбием, соперничеством, амбициями и т.п.;
- психология интереса к познанию и открытию нового;
- психология интереса к распространению знания, истины и пр.
Исследования в области психологии творчества и восприятия искусства, ведущиеся
преимущественно искусствоведами, эстетиками, педагогами и психологами, принося
немало важных открытий, ограничены весьма узкой методологической базой, почти
не апеллирующей к культурно-антропологическим парадигмам познания (результат
"ведомственной неприязни" искусствоведов к антропологии), чрезмерно привязаны к
метафизическим философским априориям (типа "духовности" - популярной, но абсо-
135
лютно не операциональной с точки зрения научных методологий категории), что
существенно понижает их научную эвристичность.
Психологическую антропологию можно представить как науку, исследующую
культуру человеческой личности, в четырех аспектах: общие закономерности форми-
рования культурно обусловленных черт личности; механизмы систематического
"обучения" индивида культуре и его самоидентификации в ней; механизмы "исполь-
зования" индивидом обретенных культурных знаний и навыков в режиме их простого
воспроизводства; наконец, механизмы "преодоления" индивидом традиционных куль-
турных ограничений и выхода на поисковую, инновационную, творческую парадигму
сознания и деятельности.
III.
3. К у л ь т у р н а я с е м а н т и к а
Третьим основным направлением фундаментальной культурологии является