ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
дологий.
III.
2. П с и х о л о г и ч е с к а я а н т р о п о л о г и я
Следующая составляющая фундаментальной культурологии -
психологическая
антропология. Она изучает проблемы человеческой личности как создателя и
потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации этой личности,
процессы "субъективации" человеческой индивидуальности в культурном прост-
ранстве.
Очевидно, хотя культура является продуктом по преимуществу конвенциональным,
порождаемым, интегрируемым в общественную жизнь и используемым практически
на основе добровольного согласия людей думать и поступать именно таким образом, а
не каким-то иным, реальный создатель всякой культурной формы и артефакта, - как
правило, определенный, конкретный человек. И исполнители всех многообразных
культурных установлений, норм, обычаев и т.п. - отдельные человеческие личности.
Поэтому рассмотрение культуры только в ее коллективном, "объективированном"
аспекте не может быть достаточно полным без введения в аналитическое поле иссле-
дований проблемы "культуры личности".
В принципе структуру психолого-антропологического знания можно выстроить
также по описанным выше ступеням - уровням обобщения, аналогично структуре
социальной и культурной антропологии.
Первым (высшим) уровнем обобщений наиболее характерных закономерностей
психологической антропологии должна стать
общая социокультурная теория личности
, изучающая основные механизмы и результаты формирования человеческой
личности в качестве "продукта" ее социокультурной среды. Это уровень изучения
человека как "исполнителя" и интерпретатора культурных установлений общества, в
котором он живет и которое формирует и корректирует основные параметры его
сознания, поведения и деятельности; уровень анализа основных механизмов регуля-
тивного "управления" социокультурными мотивациями поведения личности со сто-
роны общества, а также причин, ведущих к нарушениям этого управления и вызы-
вающих отклонения от общекультурных и социальных норм в поведении человека.
В рамках общей социокультурной теории личности разрабатываются и основные
методологические установки исследований в области психологической антропологии.
Второй уровень обобщений явлений системного порядка, по всей видимости, может
быть назван
культурологией социальной интеграции. Он акцентирован на теории и
методике социокультурного воспитания личности, поскольку наиболее системным во
всем процессе социокультурного бытия человека представляется именно функ-
ционирование механизмов интеграции индивида в комплекс норм и установлений,
свойственных культуре данного общества. Здесь можно выделить три самос-
тоятельные подсистемы.
133
1 Во-первых
, механизмы социализации личности, т.е. введения ее в общие знания об
окружающем мире и вовлечения в различные виды социальной практики. В процессе
общей социализации человек усваивает совокупный исторический опыт социального
общежития и взаимодействия, накопленный данным сообществом и частично заимст-
вованный у других сообществ. Хотя большинство механизмов социализации личности
функционирует сравнительно автономно друг от друга, совокупный результат их воз-
действия в виде параметров социализированности индивида (уровня его органичной
включенности в многообразные социальные взаимосвязи и ролевые функции) полу-
чается высокосистемным, составляющие элементы его теснейшим образом взаимо-
связаны и взаимодетерминированы, тем или иным образом иерархизированы и т.п.
Изучение механизмов социализации личности имеет также важное прикладное
значение прежде всего для системы образования, законотворчества, правоохранной
практики и пр.
2 Во-вторых, механизмы инкультурации личности, т.е. введения ее в систему норма-
тивно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей,
семантическую систему их символизации, нормы их употребления, использования,
понимания, в границы интерпретирования и т
.п. Как и в случае с социализацией лич-
ности, процесс инкультурации представляет собой такое же освоение исторического
опыта социального взаимодействия между людьми, но преломленного сквозь призму
смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов этого опыта. И точно так
же сравнительно автономное функционирование различных механизмов инкульту-
рации в результате формирует высокосистематизированный комплекс ценностных
ориентации индивида, иерархизированную систему нравственных императивов и
запретов, этических и эстетических предпочтений и т.п.
Прикладное значение исследований процессов инкультурации личности также
неоспоримо.
3 И в-третьих, механизмы социокультурной самоидентификации личности, т.е.
самоопределения человека в социокультурном пространстве его проживания, установ-
ления им своей политической, этнической, социальной и конфессиональной идентич-
ности и т.п. Но главное - внесение им своих индивидуализирующих корректив в усво-
енные системы знаний, умений и навыков общей социализации и инкультурации, фор-
мирование (как правило, латентное) своей личностной микросистемы
социокультурных свойств, отличающей именно данного индивида и выражающейся в
неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном
дологий.
III.
2. П с и х о л о г и ч е с к а я а н т р о п о л о г и я
Следующая составляющая фундаментальной культурологии -
психологическая
антропология. Она изучает проблемы человеческой личности как создателя и
потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации этой личности,
процессы "субъективации" человеческой индивидуальности в культурном прост-
ранстве.
Очевидно, хотя культура является продуктом по преимуществу конвенциональным,
порождаемым, интегрируемым в общественную жизнь и используемым практически
на основе добровольного согласия людей думать и поступать именно таким образом, а
не каким-то иным, реальный создатель всякой культурной формы и артефакта, - как
правило, определенный, конкретный человек. И исполнители всех многообразных
культурных установлений, норм, обычаев и т.п. - отдельные человеческие личности.
Поэтому рассмотрение культуры только в ее коллективном, "объективированном"
аспекте не может быть достаточно полным без введения в аналитическое поле иссле-
дований проблемы "культуры личности".
В принципе структуру психолого-антропологического знания можно выстроить
также по описанным выше ступеням - уровням обобщения, аналогично структуре
социальной и культурной антропологии.
Первым (высшим) уровнем обобщений наиболее характерных закономерностей
психологической антропологии должна стать
общая социокультурная теория личности
, изучающая основные механизмы и результаты формирования человеческой
личности в качестве "продукта" ее социокультурной среды. Это уровень изучения
человека как "исполнителя" и интерпретатора культурных установлений общества, в
котором он живет и которое формирует и корректирует основные параметры его
сознания, поведения и деятельности; уровень анализа основных механизмов регуля-
тивного "управления" социокультурными мотивациями поведения личности со сто-
роны общества, а также причин, ведущих к нарушениям этого управления и вызы-
вающих отклонения от общекультурных и социальных норм в поведении человека.
В рамках общей социокультурной теории личности разрабатываются и основные
методологические установки исследований в области психологической антропологии.
Второй уровень обобщений явлений системного порядка, по всей видимости, может
быть назван
культурологией социальной интеграции. Он акцентирован на теории и
методике социокультурного воспитания личности, поскольку наиболее системным во
всем процессе социокультурного бытия человека представляется именно функ-
ционирование механизмов интеграции индивида в комплекс норм и установлений,
свойственных культуре данного общества. Здесь можно выделить три самос-
тоятельные подсистемы.
133
1 Во-первых
, механизмы социализации личности, т.е. введения ее в общие знания об
окружающем мире и вовлечения в различные виды социальной практики. В процессе
общей социализации человек усваивает совокупный исторический опыт социального
общежития и взаимодействия, накопленный данным сообществом и частично заимст-
вованный у других сообществ. Хотя большинство механизмов социализации личности
функционирует сравнительно автономно друг от друга, совокупный результат их воз-
действия в виде параметров социализированности индивида (уровня его органичной
включенности в многообразные социальные взаимосвязи и ролевые функции) полу-
чается высокосистемным, составляющие элементы его теснейшим образом взаимо-
связаны и взаимодетерминированы, тем или иным образом иерархизированы и т.п.
Изучение механизмов социализации личности имеет также важное прикладное
значение прежде всего для системы образования, законотворчества, правоохранной
практики и пр.
2 Во-вторых, механизмы инкультурации личности, т.е. введения ее в систему норма-
тивно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей,
семантическую систему их символизации, нормы их употребления, использования,
понимания, в границы интерпретирования и т
.п. Как и в случае с социализацией лич-
ности, процесс инкультурации представляет собой такое же освоение исторического
опыта социального взаимодействия между людьми, но преломленного сквозь призму
смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов этого опыта. И точно так
же сравнительно автономное функционирование различных механизмов инкульту-
рации в результате формирует высокосистематизированный комплекс ценностных
ориентации индивида, иерархизированную систему нравственных императивов и
запретов, этических и эстетических предпочтений и т.п.
Прикладное значение исследований процессов инкультурации личности также
неоспоримо.
3 И в-третьих, механизмы социокультурной самоидентификации личности, т.е.
самоопределения человека в социокультурном пространстве его проживания, установ-
ления им своей политической, этнической, социальной и конфессиональной идентич-
ности и т.п. Но главное - внесение им своих индивидуализирующих корректив в усво-
енные системы знаний, умений и навыков общей социализации и инкультурации, фор-
мирование (как правило, латентное) своей личностной микросистемы
социокультурных свойств, отличающей именно данного индивида и выражающейся в
неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном