Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-

дологий.

III.

2. П с и х о л о г и ч е с к а я а н т р о п о л о г и я

Следующая составляющая фундаментальной культурологии -
психологическая

антропология. Она изучает проблемы человеческой личности как создателя и

потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации этой личности,

процессы "субъективации" человеческой индивидуальности в культурном прост-

ранстве.

Очевидно, хотя культура является продуктом по преимуществу конвенциональным,

порождаемым, интегрируемым в общественную жизнь и используемым практически

на основе добровольного согласия людей думать и поступать именно таким образом, а

не каким-то иным, реальный создатель всякой культурной формы и артефакта, - как

правило, определенный, конкретный человек. И исполнители всех многообразных

культурных установлений, норм, обычаев и т.п. - отдельные человеческие личности.

Поэтому рассмотрение культуры только в ее коллективном, "объективированном"

аспекте не может быть достаточно полным без введения в аналитическое поле иссле-

дований проблемы "культуры личности".

В принципе структуру психолого-антропологического знания можно выстроить

также по описанным выше ступеням - уровням обобщения, аналогично структуре

социальной и культурной антропологии.

Первым (высшим) уровнем обобщений наиболее характерных закономерностей

психологической антропологии должна стать
общая социокультурная теория личности

, изучающая основные механизмы и результаты формирования человеческой

личности в качестве "продукта" ее социокультурной среды. Это уровень изучения

человека как "исполнителя" и интерпретатора культурных установлений общества, в

котором он живет и которое формирует и корректирует основные параметры его

сознания, поведения и деятельности; уровень анализа основных механизмов регуля-

тивного "управления" социокультурными мотивациями поведения личности со сто-

роны общества, а также причин, ведущих к нарушениям этого управления и вызы-

вающих отклонения от общекультурных и социальных норм в поведении человека.

В рамках общей социокультурной теории личности разрабатываются и основные

методологические установки исследований в области психологической антропологии.

Второй уровень обобщений явлений системного порядка, по всей видимости, может

быть назван
культурологией социальной интеграции. Он акцентирован на теории и

методике социокультурного воспитания личности, поскольку наиболее системным во

всем процессе социокультурного бытия человека представляется именно функ-

ционирование механизмов интеграции индивида в комплекс норм и установлений,

свойственных культуре данного общества. Здесь можно выделить три самос-

тоятельные подсистемы.

133
1 Во-первых
, механизмы социализации личности, т.е. введения ее в общие знания об

окружающем мире и вовлечения в различные виды социальной практики. В процессе

общей социализации человек усваивает совокупный исторический опыт социального

общежития и взаимодействия, накопленный данным сообществом и частично заимст-

вованный у других сообществ. Хотя большинство механизмов социализации личности

функционирует сравнительно автономно друг от друга, совокупный результат их воз-

действия в виде параметров социализированности индивида (уровня его органичной

включенности в многообразные социальные взаимосвязи и ролевые функции) полу-

чается высокосистемным, составляющие элементы его теснейшим образом взаимо-

связаны и взаимодетерминированы, тем или иным образом иерархизированы и т.п.

Изучение механизмов социализации личности имеет также важное прикладное

значение прежде всего для системы образования, законотворчества, правоохранной

практики и пр.
2 Во-вторых, механизмы инкультурации личности, т.е. введения ее в систему норма-

тивно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей,

семантическую систему их символизации, нормы их употребления, использования,

понимания, в границы интерпретирования и т
.п. Как и в случае с социализацией лич-

ности, процесс инкультурации представляет собой такое же освоение исторического

опыта социального взаимодействия между людьми, но преломленного сквозь призму

смыслов, значений и всей ценностной иерархии элементов этого опыта. И точно так

же сравнительно автономное функционирование различных механизмов инкульту-

рации в результате формирует высокосистематизированный комплекс ценностных

ориентации индивида, иерархизированную систему нравственных императивов и

запретов, этических и эстетических предпочтений и т.п.

Прикладное значение исследований процессов инкультурации личности также

неоспоримо.

3 И в-третьих, механизмы социокультурной самоидентификации личности, т.е.

самоопределения человека в социокультурном пространстве его проживания, установ-

ления им своей политической, этнической, социальной и конфессиональной идентич-

ности и т.п. Но главное - внесение им своих индивидуализирующих корректив в усво-

енные системы знаний, умений и навыков общей социализации и инкультурации, фор-

мирование (как правило, латентное) своей личностной микросистемы

социокультурных свойств, отличающей именно данного индивида и выражающейся в

неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном