Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по первой главе
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования культуры поведения. Данный возраст является ответственным периодом в нравственном становлении личности. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Формирование нравственных качеств у младших школьников мы связываем с использованием воспитательных возможностей уроков литературного чтения. Мы предполагаем, что процесс формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии, если будет использован воспитательный потенциал фольклорной педагогики, а младшие школьники будут вовлечены в проектную деятельность совместно с родителями.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках
литературного чтения
2.1 Изучения уровня сформированности нравственных качеств у
младших школьников
Для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В исследовании приняли участие 50 детей. В младшем школьном возрасте происходят наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением. В данном возрасте возникают все возможности и предпосылки для формирования нравственных качеств у детей [3].
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств у младших школников, нами были определены параметры (когнитивный, поведенческий, эмоциональный), показатели и критерии, каждый из которых характеризуется следующим:
Когнитивный компонент: знание этических норм поведения, принятых в обществе, умение соотносить нормы с конкретными поступками и качествами.
Поведенческий компонент: умение соотносить нравственные нормы с поведением в контексте проявления нравственных качеств. Принятие данных норм, наличие способов выражения сочувствия к другим людям, умение оценивать поступки с позиции нравственных норм, предвидеть последствие того или иного поступка для окружающих, умение выстраивать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и правилами, контролировать его, умение оказывать помощь другому человеку.
Эмоциональный компонент: наличие эмоционального отношения на проявление тех или иных нравственных качеств: наличие эмоционального отклика ребенка на конкретную ситуацию, выявление нравственных качеств
сочувствия и переживания (см. Приложение № 1).
Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и современного педагогического опыта, позволило нам приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики. Для определения развития нравственных качеств: гуманности, сопереживания, доброты, стремление к помощи, честности, смелости, мы используем методики,
фиксирующие уровень развития нравственных качеств, в начале и конце нашей работы.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы является констатирующий этап, в рамках которого было запланировано проведение необходимой диагностики оценки уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников. Сроки проведения данного этапа: октябрь 2018 года.
Цель: определить особенности, уровни проявления нравственных качеств, уровень осознания нравственных норм, формирования нравственного поведения у детей.
К задачам относили:
1. Выбор диагностического материала, определение показателей, критериев и уровней оценки.
2. Апробация диагностических методик.
3. Анализ результатов диагностики.
Использовалась диагностическая методика «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» (см. Приложение 2). Данная методика определяет уровень нравственно-волевых качеств у детей. В работе изучалось умение ребенка оценивать и аргументировать нравственные качества.
Таблица 2.
Умение оценивать и аргументировать нравственные качества (констатирующий этап)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10% | 20% | 70% |
В ходе проведенного исследования было определено, что 10% испытуемых правильно дифференцируют нравственные качества, дают им оценку и аргументируют ответ. 20 % испытуемых имеют определённые представления о нравственном качестве, где соотносят его с собой, но не точно аргументируют свой ответ. 70 % из испытуемых затруднялись ответить при дифференцировке качеств, не соотносили данное качество с самим собой, не аргументировали свой ответ. Исходя из результатов проведённой диагностики, можно сделать вывод, что у детей слабо развиты представления о нравственных качествах. Дети не всегда могут выражать свои эмоции и отношение к литературным героям. Сопереживание, в большинстве своих случав стимулирует взрослый.
Далее мы использовали диагностическую методику «Изучение осознания детьми нравственных норм» (см. Приложение 3). Диагностические задания выявляют у детей уровень развития нравственного сознания.
На данном этапе нашего исследования изучалось умение анализировать и прогнозировать развитие ситуации, где было выявлено, что у 20 % испытуемых существует понимание смысла предъявленных социальных ситуаций, где они умеют адекватно аргументировать свой ответ.
Таблица 3.
Умение анализировать и прогнозировать ситуацию
(констатирующий этап)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
20% | 50% | 30% |
У 50 % испытуемых существует понимание содержания и смысла ситуаций, они могут прогнозировать их развивать при незначительной помощи взрослого. Дети ориентируются на нормы, имеющиеся у них в своем опыте, но не всегда могут аргументировать свой ответ. У 30 % испытуемых чаще нет понимания содержания ситуации, где они не могут аргументировать свой ответ с позиции нравственных норм. При выполнении задания требуется значительная помощь взрослого.
У 70 % испытуемых выявлены затруднения при содержании ситуации, недостаточно сформированы навыки прогнозирования развития ситуации, ориентируясь на нравственные нормы. В связи с полученными результатами появилась необходимость провести беседы, игры, в которых дети могли расширить свои этические представления, научились бы прогнозировать и анализировать социальные ситуации в соответствии с нравственными нормами поведения и нравственными качествами и предвидеть их результат. Причина, объясняющая выявленный факт может быть связана с тем, что дети не всегда могут отличить положительный поступок от отрицательного и дать ему соответствующую моральную оценку, что было выявлено по следующему показателю.
Таблица 4.
Умение дифференцировать и оценивать положительные и отрицательные поступки (констатирующий этап)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10% | 50 % | 40% |
Работа велась по умению сформулировать положительные и отрицательные поступки. Было определено, что 10 % испытуемых правильно определяют все предложенные поступки, ориентируясь на содержание ситуации, где дают оценку поступкам с позиции нравственных норм. 50 % испытуемых правильно определяют большинство предложенных поступков, при помощи взрослого справляются с заданием, дают оценку поступкам с позиции нравственных норм только в некоторых случаях. Таким образом, значительная часть испытуемых 40 % испытывают затруднения при дифференциации поступков и в их оценке.
Далее нами была использована методика «Изучение эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» (см. Приложение 4).
Таблица 5.
Эмоциональная оценка событий (констатирующий этап)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
20 % | 30 % | 50% |
По данному показателю определено, что 20 % испытуемых имеют достаточно высокий уровень. Дети правильно оценивают события. Делятся своими переживаниями и дают оценку делясь, суждениями с товарищами, активно обсуждают персонажей и их поступки. 30 % имеют средний уровень, где дети правильно оценивают ситуацию, делятся своими переживаниями и эмоциями под воздействием взрослого. И 50 % имеют низкий показатель. По результатам данного исследования можно сделать вывод, что у детей слабо развито эмоциональное поведение. Дети в редких случаях пробуют ставить себя на место героев.
Результаты полученные по каждой из диагностических методик нами были объединены, общие результаты оценены исходя из уровней (см.табл.6)
Таблица 6.
Уровни сформированности нравственных качеств у младших школьников
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
5-10 | 1-4 | 0 |