Файл: Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1031
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?
2.1.Чтотакоесимволдрамаивчемеепреимущество?
2.3.7.3. Следование вдоль ручья
2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом
2.3.7.6. Наблюдение опушки леса
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии
3.2.1. Предварительные условия
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность
3.2.6. Голос и интонации психотерапевта
3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение
4.1. Показания и противопоказания
4.1.1. Показания для применения символдрамы
3.3.2. Символика чисел
Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза. В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же числа секций батареи на рисунке комнаты, и т. п.
Число “один” символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это - одиночество, на другом - всё, всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один-единственный предмет - это может говорить о нарциссических тенденциях.
Число “два”символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, “два” - это соединение двух, пара, связь, соответствие.
Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля - небо, день - ночь, солнце - луна, мужское - женское, душа - тело, добро - зло, право - лево, верх - низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально-шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д.В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества.
В числе “два” нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе “три”.
Число “три” - это число полноты, совершенства, “три” символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: “начало - середина - конец”, “рождение - жизнь - смерть”, “прошлое - настоящее - будущее”. В сказках мы часто встречаем трех героев (“три сына”, “три принцессы”), три социальные функции (например, “три желания”), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п.). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа “три” как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).
Число “четыре”- это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу “четыре” придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом “три” и троичной структурой, для числа “четыре” с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. “Четыре” образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: “огонь - вода - земля - воздух”и т. д.).
Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право - лево, верх - низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа “четыре” - удвоенное “два”. Крест - это один из наиболее распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест - это также модель человека или антропоморфного божества (человек с распростертыми руками). Духовный аспект креста - это восхождение духа, устремление к высшему началу.
Число “пять” символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово “квинтэссенция” переводится с латинского на русский язык как “пятая сущность”. В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова. В мифологии число “пять” служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д.).
Число “шесть” символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.
Число “семь” характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке; константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д.). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер “таинственной семерки”. Одна из них: “семь” - это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др.). Другая гипотеза связывает число “семь” со звездами и космической энергией. Особо важное значение имеют при этом семь звезд в созвездии Большой медведицы.
“Восемь” - это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе “четыре”. Это как бы удвоенное “четыре”. С другой стороны, “восемь” - число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.
Число “девять” воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, “триада триад”. “Девять” - это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
“Десять” - это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Число “одиннадцать” в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. “Одиннадцать” считалось числом греха. Связано это с тем, что “одиннадцать” - это уже не “десять”, но еще не “двенадцать” - два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. “Одиннадцать” как бы обесценивает собой “десять”, но еще не дотягивает до “дюжины”. “Одиннадцать” - это также простое число, символ неразрешимого.
“Двенадцать” - это тоже число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п.), происхождение которой также связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, “выдуманное” человеком, а не “природное”, оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п.).
“Тринадцать” - это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно “одиннадцати”, оно как бы обесценивает собой “двенадцать” и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его.
И, наконец, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.
4.1. Показания и противопоказания
4.1.1. Показания для применения символдрамы
Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое “декондиционирование” (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.
Пример*
11-летняя девочка в течение трех лет страдала мостофобией. На первом сеансе символдрамы был дан мотив луга. Там девочка скоро нашла маленький ручеек. Сначала психотерапевт попыталась вызвать в образе у девочки мост через ручеек, но это не получилось. Даже такой узкий ручеек девочка перейти не смогла. Ее словно сковало страхом. На следующем сеансе был выбран еще более мелкий ручеек. Пациентку попросили перейти его вброд. Это удалось без проблем. На третьем сеансе в том же ручье было уже несколько больших камней, по которым можно было легко перейти на другой берег. На четвертом сеансе психотерапевт попросила пациентку поискать на том же ручье какой‑нибудь мостик или дощечку, чтобы перебраться на другой берег. После некоторого сопротивления она, в конце концов, нашла такую дощечку, но она лежала все же под водой и у нее не было никаких перил. Девочка перешла таким образом по этой дощечке, промочив ноги. На последнем, пятом сеансе удалось найти настоящий мостик с перилами, по которому девочка смогла перейти на другой берег ручья.
Через два дня психотерапевту позвонила мама девочки и с облегчением сообщила, что “ужасная боязнь мостов”, наконец-то, исчезла. Девочка вдруг свободно начала гулять по городу, переходя через многочисленные мосты, словно и не было нескольких лет, когда для нее было немыслимо вступить на мост. Контрольное обследование, проведенное через год, показало, что в период после психотерапии симптомы мостофобии не повторились ни разу.
Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал “возвращается” в символической форме в образное сознание. Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.