Файл: Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1029
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?
2.1.Чтотакоесимволдрамаивчемеепреимущество?
2.3.7.3. Следование вдоль ручья
2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом
2.3.7.6. Наблюдение опушки леса
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии
3.2.1. Предварительные условия
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность
3.2.6. Голос и интонации психотерапевта
3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение
4.1. Показания и противопоказания
4.1.1. Показания для применения символдрамы
6. | Я.Л. Морено Психодрама Г.А. Лёйц | 1959 1974 | | | | | | х |
7. | J.E. Shorr Психоимагинативная терапия | 1972 | | | | | х | |
8. | A. Lazarus Мультимодальная поведенческая терапия | 1973 | | х | х | ? | х | |
9. | М.Г. Эриксон Эриксоновский гипноз Kossack Классический гипноз, гл. 16 | 1952 1976 1989 | | | х | | | х |
10. | Ф. Перлс Гештальт-терапия | | | | | х | | х |
11. | Matthews-Simonton Creighton Leife-saving Self awarness-Technique | 1976 1980 | | х | | | х | |
12. | J. Wolpe Систематическая десенсибилизация | 1985 | | х | | | х | |
13. | Fabre, Maurey | 1985 | х | | | | х | |
14. | Р. Ассаджоли Психосинтез | | | | | | | х |
Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того
, как они появились в других направлениях психотерапии.
В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.
2.2.Описаниеметода
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслаблен-ности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел 3.2. Техника прове-дения).
Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).
После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме (!) тему - стандартный мотив (см. раздел 2.3. Стандартные мотивы).
Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи ком-ментариев типа “да”, “угу”, восклицаний типа “Вот как!”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.
Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 - 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.
Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов* , в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.
Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.
Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.
Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.
2.3.Стандартныемотивы
Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга [5], в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту.*
С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “
мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапев-тическим эффектом.
В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [18, с. 22] предлагает следующие:
1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
4) обследование дома;
5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополни-тельных мотива:
1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
3) представление себя примерно на 10 лет старше.
Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл.
Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:
- дерево;
- три дерева;
- цветок.
В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:
- представление реальной ситуации