Файл: Я. Л. Обухов символдрама кататимноимагинативная психотерапия детей и подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1017
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Какиетрудностивозникаютвходе психотерапиидетейиподростков?
2.1.Чтотакоесимволдрамаивчемеепреимущество?
2.3.7.3. Следование вдоль ручья
2.3.7.5. Встреча с особо значимым лицом
2.3.7.6. Наблюдение опушки леса
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии
3.2.1. Предварительные условия
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность
3.2.6. Голос и интонации психотерапевта
3.2.7. Предварительная беседа и последующее обсуждение
4.1. Показания и противопоказания
4.1.1. Показания для применения символдрамы
1. Расставался ли когда-нибудь с Вами Ваш ребенок в первые недели или месяцы после рождения? Когда произошло первое длительное расставание и насколько? С кем был в это время ребенок?
2. Как Вы себя чувствовали после рождения ребенка, не болели ли Вы?
3. Были ли у Вас до рождения Вашего ребенка другие беременности, аборты, выкидыши?
Последний вопрос очень важен, так как воспоминания и переживания о потерянном ребенке могут переноситься на следующего ребенка. Связанные с этим страхи могут влиять как на течение беременности, так и на последующее развитие ребенка.
4. Какое участие принимал отец в уходе за ребенком и его воспитании?
Примерно в трети случаев невротических нарушений детского возраста [20, с. 31] наблюдается отсутствие опыта общения ребенка с отцом в первые годы жизни (ранний развод родителей, смерть отца и пр.).
И, наконец, очень важен вопрос:
5. Берете ли Вы еще ребенка время от времени в свою постель?
3.2.Техникапроведенияпсихотерапии
3.2.1. Предварительные условия
Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.
Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.
Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта
1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;
2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку
, которое он очень хорошо чувствует;
3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;
4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [18, с. 242].
3.2.2. Сидя или лежа?
Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.
В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.
3.2.3. Как объяснить ребенку действия психотерапевта?
Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.
В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.
Пример*
Терапевт: Давай проведем с тобой интересный тест. Когда я тебе скажу, ты закроешь глаза, так минут на десять.
Пациент: Угу.
Т. И я тебе тогда скажу, что тебе нужно будет представить, а ты мне тогда скажешь, как это выглядит. Хорошо?
П. Да.
Т. Давай попробуем? Я только хотел бы записать это на магнитофон, чтобы мы могли это потом послушать, хорошо?
П. Да.
Т. Ты согласен?
П. Ладно. Он уже включен?
Т. Уже включен. Я тебе скажу, когда начать.
П. Я должен что-то представить? Я уже вижу сардельку.
Т. Да, если хочешь, пожалуйста. Но сначала я хотел бы тебе сказать, что тебе нужно представить, а ты будешь оставаться с закрытыми глазами, пока я тебе не скажу, что ты снова можешь их открыть, примерно минут через десять. - Усаживайся теперь поудобнее. Ноги можно просто протянуть, руки положи поудобнее. - Закрой глаза. Представь, что ты совершенно расслабился. Приятная усталость во всем теле. - Все, что происходит вокруг, перестает тебя интересовать, и ты слышишь только то, что говорю тебе я, и ты сам полностью расслабился. Во всем теле приятная усталость. - Твое дыхание совершенно спокойное и ровное, руки и ноги становятся приятно тяжелыми и теплыми. - Ты становишься все спокойнее и представляешь теперь себе, что ты на лугу. - И если ты что-то представишь, опиши мне, как это выглядит.
П. Тут, всё такое, тут такой ручеек, и рядом люди, они тут отдыхают и где‑то тут поставили палатки. Мы знаем этих людей, они как раз готовят еду, а теперь они нас приглашают ...
3.2.4. Обязательно ли закрывать глаза?
Много споров вызывает вопрос, насколько важно закрывать глаза во время сеанса символдрамы. Проведенные исследования [18, с. 60] показали, что только 44% детей не испытывают при этом особых трудностей. 25% детей открывают глаза по нескольку раз во время сеанса, а потом опять их закрывают; у 10% детей наблюдается судорожное напряжение, 13% периодически открывают глаза, а 8% вообще остаются с открытыми глазами. Существует определенная корреляция между ночными страхами и боязнью темноты у ребенка, с одной стороны, и трудностью закрыть глаза во время сеанса символдрамы, с другой. Опыт проведения Кататимно-имагинативной психотерапии с детьми показывает, что имагинативная продуктивность у ребенка не обязательно нарушается при открытых глазах.
3.2.5. Расслабление и двигательная гиперактивность
То же самое относится и трудностям расслабления у детей. Лишь 17% детей могут быстро и глубоко расслабиться во время сеанса, 64% остаются на всем протяжении сеанса беспокойными, вплоть до крайнего возбуждения. При этом не следует забывать, что именно двигательная гиперактивность и трудности концентрации внимания являются одной из наиболее частых причин обращения к психотерапевту.
Однако так же, как и в случае с открытыми глазами, моторное беспокойство не обязательно негативно сказывается на имагинативном процессе у детей. Оно скорее отражает характерное для данного возраста стремление выразить себя через двигательную активность и переживание на “целостном уровне”. В то же время, степень двигательной активности следует учитывать как один из диагностических критериев.
Для подростков и взрослых пациентов характерно, что чем ярче они представляют образы, тем глубже происходит расслабление: более глубокое расслабление углубляет переживание образов - в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности - и усиливает регрессивное погружение, с ярким эмоционально окрашенным переживанием. В результате такого кругового процесса за 20 минут представления образов пациенту, даже если он недостаточно хорошо расслабился во время предшествующей стадии индукции релаксации, удается так глубоко расслабиться, как этого бывает трудно добиться даже на высшей ступени аутотренинга. По окончании сеанса пациенту часто еще требуется некоторое время, чтобы после того, как он откроет глаза, опять вернуться в реальность. Складывается впечатление, будто бы он возвращается “из далекого далека”.