Файл: Библиотека психосинтеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
архетипа очень похожи между собой, но есть между ними и определенные различия. Хорошо попробовать работать с обоими, чтобы уз­ нать поближе каждого и понять, в какой ситуации лучше прибегать к помо­ щи одного или другого. В целом старик обычно больше подбадривает, сти­ мулирует, вдохновляет, тогда как пожилая женщина скорее поддерживает.

постоянным светом, а затем в центре пламени пусть возник­ нет его или ее лицо.)

Постарайтесь как-нибудь с ним заговорить и воспользо­ ваться его присутствием и его указаниями для того, чтобы лучше понять стоящие перед вами на данном этапе вопросы и задачи, сделать правильный выбор. (Этот диалог может происходить с помощью слов, но может быть и так, что по­ нимание между вами установится на невербальном уровне, только благодаря зрительной связи). Не спешите, выясните все интересующие вас вопросы, а потом запищите все, что произошло, и, если возможно, постарайтесь дальше развить и оценить значение тех откровений, которые явились вам во время этой беседы.

Со временем необходимость вызывать в своем вообра­ жении какой-то зрительный образ будет все меньше, посколь­ ку свкзь с находящимся в вас источником мудрости настолько наладится, что вы сможете просто слышать внутренний голос (примером этому может служить алмаз Сократа) или непос­ редственно знать, что следует делать в конкретной ситуации. А потом эта связь может окрепнуть до такой степени, что его любовь и мудрость будут постоянно помогать вам и направ­ лять ваши действия в повседневной жизни.
Послесловие.
Выполняя это упражнение, вам необходимо прибегнуть к двум психическим процессам распознаванию и интерп­ ретации. Вы должны научиться отличать образы, несущие истинную мудрость, от тех, которые ее не несут. Иногда, например, в вашем воображении может появиться авторитар­ ный, критически настроенный персонаж, в котором вы не почувствуете любви к себе. Это может быть проекцией в вы­ сшие области сознания либо одной из ваших субличностей, либо знакомого вам человека, и для того, чтобы понять это и его «разоблачить», необходимо научиться отличать его от ис­ тинного источника мудрости. С другой стороны, проецируя в высшие области сознания какой-то положительный образ, вы можете услышать «то, что хотите услышать», а не то, что на самом деле может вам подсказать источник мудрости.



Вторая трудность заключается в том, что полученное со­ общение не всегда бывает абсолютно понятно и требует пра­ вильной интерпретации. Вспомним, например, как Бог пове­ лел Св. Франциску: «Иди и перестрой мой храм». Вначале Франциск думал, что Господь имел в виду маленькую разру­ шенную церковь Сан Дамиано недалеко от стен Ассиз, и толь­ ко позже он понял истинное значение этих слов — перестро­ ить всю католическую Церковь!

И наконец, хотя связь с внутренним источником мудрости очень важна, нельзя ею злоупотреблять. Лучше всего вначале как можно детальнее изучить вставшую перед вами проблему и только в том случае, если вы поймете, что действительно не можете обойтись без помощи внутреннего источника, об­ ратитесь к нему.

Приняв во внимание все сказанное, вы сможете успешно использовать метод внутреннего диалога для дальнейшего процесса личностного и духовного синтеза.

      1. ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СЕБЕ ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВ


Это упражнение предназначено для того, чтобы создать такие внешние и внутренние условия, которые способствова­ ли бы развитию у человека желаемых качеств. Лучше всего выполнять его ежедневно. Описывая упражнение, в качестве примера мы взяли такое качество как душевныйпокой,но эта же техника может быть использована для развития сме­ лости, терпения, радости, сострадания и т. д. Важно, чтобы выбор данного качества и решение развивать его в себе исхо­ дили от самого человека не как нечто такое, что он «обязан» сделать, а как целенаправленный и свободный шаг, ведущий к следующей ступени его роста.

Порядок выполнения.





        1. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем поразмышляйте о том, что такое душевныйпокой.Сосредоточьтесь на этом понятии, подумайте, в чем заключается его качество, его при­ рода, его значение и т. д. Запишите в психологический журнал (см. ynp.N 1) те мысли, образы, откровения, которые возникли у вас в связи с этим понятием.

        2. Продолжайте воспринимать те образы и мысли, ко­ торые могут возникнуть из вашего бессознательного, и снова запишите их.

        3. Постарайтесь понять всю ценность душевного покоя,его предназначение, ту пользу, которую он может при­ нести, особенно в нашем стремительном мире. Мыслен­ но воздайте хвалу душевному покою. Подумайте о том, как вам бы хотелось приобрести это качество.

        4. Постарайтесь ощутить физическийпокой.Рас­ слабьте все мышцы, сбросьте нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть покой отразится в ваших чертах. Теперь зрительно представьте себя с выражением полного покоя на лице.





        1. Непосредственно вызовите в себе душевныйпокой.Представьте, что вы находитесь в каком-то месте, ко­ торое вселяет в вас покой: на безлюдном пляже, в храме, на тенистой зеленой поляне, может быть, это место, где вы когда-то уже ощутили покой. Постарай­ тесь почувствовать его. Несколько раз повторите сло­ во ПОКОЙ. Пусть покой заполнит вас так, чтобы вы, если это возможно, полностью слились с ним.

        2. Представьте себя в какой-нибудь часто повторяю­ щейся жизненной ситуации, которая раньше обычно расстраивала или раздражала вас: может быть, вам приходится общаться с неприятным для вас челове­ ком, или перед вами стоит трудная проблема, или вам приходится делать много различных вещей одновре­ менно, а, может быть, вы ощущаете какую-то опас­ ность. Постарайтесь в этой ситуации увидеть и почув­ ствовать себя спокойным. (Выполнение этого этапа упражнения можно немного отложить до того момен­ та, пока вы не почувствуете себя достаточно уверенно при выполнении всего упражнения).

        3. Примите решение по мере сил оставаться спокой­ ным в течение всего дня... быть живым примером спо­койствия...источать спокойствие.

        4. Сделайте надпись «ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ» , ис­ пользуя цвета и шрифт, которые, по вашему мнению, лучше всего передают это качество. Поместите эту надпись в таком месте, где вы будете ежедневно видеть ее, и, если возможно, в тех ситуациях, когда вам дей­ ствительно больше всего может пригодиться душев­ныйпокой.Старайтесь вызывать в себе ощущение покоя, когда бы вы ни смотрели на эту надпись.

Это упражнение на развитие желаемых качеств может стать основой для более широкой программы. Вы можете под­ бирать стихи, символы, музыкальные и драматические про­ изведения, художественные изделия и картины, фотографии, танцы и отрывки из биографий — все, что вызывает или в каком-то смысле символизирует для вас душевный покой, и использовать все это в своем опыте. Окружая себя этими материалами, вы можете пробудить в себе и развивать ощущение глубокого покоя или иного какого-то качества. Восп­ ринимая все эти окружающие вас формы и синтезируя их, выможете усилить ощущение покоя.

Возможные противопоказания: в редких случаях упраж­ нение может вызвать негативные переживания, и, пытаясь добиться душевного покоя, вы начинаете ощущать напряже­ ние, беспокойство, тревогу и т. д. Обычно это свидетельствует о том, что развитию желаемого качества препятствует какой- то сгусток негативных эмоций. Такая реакция, скорее всего, может возникнуть при выполнении шестой ступени упраж­ нения. В случае, если эта реакция очень сильна, лучше всего временно воздержаться от выполнения этого упражнения, исследовать возникшие неприятные чувства, а затем катар- ктически их отреагировать. После этого можно снова присту­ пить к выполению упражнения, и теперь оно приобретет осо­ бое значение, поскольку сможет послужить тому; чтобы пу­ стое психологическое пространство, оставшееся после высвобождения отрицательных эмоций, заполнилось поло­ жительным и желаемым качеством.


      1. 1   2   3   4   5   6   7

Т РАНСПЕРСОНАЛьные КАЧЕСТВА



КРАСОТА

СОСТРАДАНИИ

ПОНИМАНИЕ

СМЕЛОСТЬ

ЭНЕРГИЯ СИЛА

ЭНТУЗИАЗМ

ВЕЧНОСТЬ -- БЕСКОНЕЧНОСТЬ— ВСЕОБЩНОСТЬ

СВОБОДА — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТСП ШЕНИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО - ДРУЖБА - БРАТСТВО

ЩЕДРОС1 ДОБРО

ДОБРОЖЕЛАТ ЕЛЬНОС 1 Ь

БЛАГОДАРНОСТЬ -ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ -- ВОСХИЩЕНИЕ ИЗУМЛЕНИЕ

ГАРМОНИЯ

ЮМОР

ВКЛЮЧЕННОСТЬ

РАДОСТЬ - БЛАЖЕНСТВО СВИТ

ЛЮБОВЬ

ПОРЯДОК

ТЕРПЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ —ПРАВДА

ОБНОВЛЕНИЕ

ДОВЕРИЕ—ВЕРА

ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ - УМИРОТВОРЕНИЕ

ПОЛЬЗА

БЕЗМОЛВИЕ г- ТИШИНА — СПОКОЙСТВИЕ

ПРОСТОТА

СИНТЕЗ - ЦЕЛОСТНОСТЬ

ПОНИМАНИЕ

ЖИЗНЕЛЮБИЕ

СОЛЯ

МУДРОСТЬ



      1. УПРАЖНЕНИЕ НА СОЗДАНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ


Творческое воображение может служить прекрасным ору­ дием для личностного роста. Оно поможет вам создать идеаль­ ную модель, представление или образ самого себя, который, наделяя вас энергией и указывая направление вашего развития, может быть в конце концов воплощен в жизнь. Создание иде­ альной модели означает создание реалистического и вполне достижимого образа, включающего в себя или заменяющего собой уже существующие в нас образы, которые шогут быть односторонними, не отвечающими нашим потребностям или служащими помехой. Эти внутренние модели нашей лично­ сти — осознаваемые или неосознаваемые — не только весьма разнообразны по своей природе, происхождению и по количе­ ству заключенной в них энергии, но часто взаимоисключают друг друга и находятся между собой в постоянном конфликте. Целью настоящего упражнения является создание самой моде­ ли реалистичног о образа того, кем вы действительно могли бы и захотели стать.

Для этого нам прежде всего необходимо увидеть и понять многочисленные модели, которые мешают по достоинству оценить то, кем мы можем быть на самом деле. Как только нам удастся понять эти конфликтующие между собой модели, упражнение будет сводиться к тому, чтобы осознанно и це­ ленаправленно построить свою идеальную модель и ее ис­ пользовать.

Идеальная модель ни в коем случае не является оконча- тельйым образцом совершенства, абсолютным синтезом. Она, скорее, представляет собой выбор следующего шага или этапа нашего роста, предполагающего, например, углубле­ ние или включение какой-то малоразвитой психологической функции, развитие в себе желаемого качества или небольшой группы качеств, выработку более удачного стереотипа пове­ дения и т.д. Речь идет о вполне реальной модели нашей внут­ ренней и внешней жизни, к которой мы можем стремиться, и которую по мере нашего развития мы сможем изменять и расширять.