ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
архетипа очень похожи между собой, но есть между ними и определенные различия. Хорошо попробовать работать с обоими, чтобы уз нать поближе каждого и понять, в какой ситуации лучше прибегать к помо щи одного или другого. В целом старик обычно больше подбадривает, сти мулирует, вдохновляет, тогда как пожилая женщина скорее поддерживает.
постоянным светом, а затем в центре пламени пусть возник нет его или ее лицо.)
Постарайтесь как-нибудь с ним заговорить и воспользо ваться его присутствием и его указаниями для того, чтобы лучше понять стоящие перед вами на данном этапе вопросы и задачи, сделать правильный выбор. (Этот диалог может происходить с помощью слов, но может быть и так, что по нимание между вами установится на невербальном уровне, только благодаря зрительной связи). Не спешите, выясните все интересующие вас вопросы, а потом запищите все, что произошло, и, если возможно, постарайтесь дальше развить и оценить значение тех откровений, которые явились вам во время этой беседы.
Со временем необходимость вызывать в своем вообра жении какой-то зрительный образ будет все меньше, посколь ку свкзь с находящимся в вас источником мудрости настолько наладится, что вы сможете просто слышать внутренний голос (примером этому может служить алмаз Сократа) или непос редственно знать, что следует делать в конкретной ситуации. А потом эта связь может окрепнуть до такой степени, что его любовь и мудрость будут постоянно помогать вам и направ лять ваши действия в повседневной жизни.
Послесловие.
Выполняя это упражнение, вам необходимо прибегнуть к двум психическим процессам — распознаванию и интерп ретации. Вы должны научиться отличать образы, несущие истинную мудрость, от тех, которые ее не несут. Иногда, например, в вашем воображении может появиться авторитар ный, критически настроенный персонаж, в котором вы не почувствуете любви к себе. Это может быть проекцией в вы сшие области сознания либо одной из ваших субличностей, либо знакомого вам человека, и для того, чтобы понять это и его «разоблачить», необходимо научиться отличать его от ис тинного источника мудрости. С другой стороны, проецируя в высшие области сознания какой-то положительный образ, вы можете услышать «то, что хотите услышать», а не то, что на самом деле может вам подсказать источник мудрости.
Вторая трудность заключается в том, что полученное со общение не всегда бывает абсолютно понятно и требует пра вильной интерпретации. Вспомним, например, как Бог пове лел Св. Франциску: «Иди и перестрой мой храм». Вначале Франциск думал, что Господь имел в виду маленькую разру шенную церковь Сан Дамиано недалеко от стен Ассиз, и толь ко позже он понял истинное значение этих слов — перестро ить всю католическую Церковь!
И наконец, хотя связь с внутренним источником мудрости очень важна, нельзя ею злоупотреблять. Лучше всего вначале как можно детальнее изучить вставшую перед вами проблему и только в том случае, если вы поймете, что действительно не можете обойтись без помощи внутреннего источника, об ратитесь к нему.
Приняв во внимание все сказанное, вы сможете успешно использовать метод внутреннего диалога для дальнейшего процесса личностного и духовного синтеза.
Это упражнение предназначено для того, чтобы создать такие внешние и внутренние условия, которые способствова ли бы развитию у человека желаемых качеств. Лучше всего выполнять его ежедневно. Описывая упражнение, в качестве примера мы взяли такое качество как душевныйпокой,но эта же техника может быть использована для развития сме лости, терпения, радости, сострадания и т. д. Важно, чтобы выбор данного качества и решение развивать его в себе исхо дили от самого человека не как нечто такое, что он «обязан» сделать, а как целенаправленный и свободный шаг, ведущий к следующей ступени его роста.
Это упражнение на развитие желаемых качеств может стать основой для более широкой программы. Вы можете под бирать стихи, символы, музыкальные и драматические про изведения, художественные изделия и картины, фотографии, танцы и отрывки из биографий — все, что вызывает или в каком-то смысле символизирует для вас душевный покой, и использовать все это в своем опыте. Окружая себя этими материалами, вы можете пробудить в себе и развивать ощущение глубокого покоя или иного какого-то качества. Восп ринимая все эти окружающие вас формы и синтезируя их, выможете усилить ощущение покоя.
Возможные противопоказания: в редких случаях упраж нение может вызвать негативные переживания, и, пытаясь добиться душевного покоя, вы начинаете ощущать напряже ние, беспокойство, тревогу и т. д. Обычно это свидетельствует о том, что развитию желаемого качества препятствует какой- то сгусток негативных эмоций. Такая реакция, скорее всего, может возникнуть при выполнении шестой ступени упраж нения. В случае, если эта реакция очень сильна, лучше всего временно воздержаться от выполнения этого упражнения, исследовать возникшие неприятные чувства, а затем катар- ктически их отреагировать. После этого можно снова присту пить к выполению упражнения, и теперь оно приобретет осо бое значение, поскольку сможет послужить тому; чтобы пу стое психологическое пространство, оставшееся после высвобождения отрицательных эмоций, заполнилось поло жительным и желаемым качеством.
СИЛА
ЭНТУЗИАЗМ
ВЕЧНОСТЬ -- БЕСКОНЕЧНОСТЬ— ВСЕОБЩНОСТЬ
СВОБОДА — ОСВОБОЖДЕНИЕ — ОТСП ШЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО - ДРУЖБА - ■ БРАТСТВО
ЩЕДРОС1 ДОБРО
ДОБРОЖЕЛАТ ЕЛЬНОС 1 Ь
БЛАГОДАРНОСТЬ -ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ -- ВОСХИЩЕНИЕ — ИЗУМЛЕНИЕ
ГАРМОНИЯ
ЮМОР
ВКЛЮЧЕННОСТЬ
РАДОСТЬ - БЛАЖЕНСТВО СВИТ
ЛЮБОВЬ
ПОРЯДОК
ТЕРПЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ —ПРАВДА
ОБНОВЛЕНИЕ
ДОВЕРИЕ—ВЕРА
ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ - УМИРОТВОРЕНИЕ
ПОЛЬЗА
БЕЗМОЛВИЕ г- ТИШИНА — СПОКОЙСТВИЕ
ПРОСТОТА
СИНТЕЗ - ЦЕЛОСТНОСТЬ
ПОНИМАНИЕ
ЖИЗНЕЛЮБИЕ
СОЛЯ
МУДРОСТЬ
Творческое воображение может служить прекрасным ору дием для личностного роста. Оно поможет вам создать идеаль ную модель, представление или образ самого себя, который, наделяя вас энергией и указывая направление вашего развития, может быть в конце концов воплощен в жизнь. Создание иде альной модели означает создание реалистического и вполне достижимого образа, включающего в себя или заменяющего собой уже существующие в нас образы, которые шогут быть односторонними, не отвечающими нашим потребностям или служащими помехой. Эти внутренние модели нашей лично сти — осознаваемые или неосознаваемые — не только весьма разнообразны по своей природе, происхождению и по количе ству заключенной в них энергии, но часто взаимоисключают друг друга и находятся между собой в постоянном конфликте. Целью настоящего упражнения является создание самой моде ли — реалистичног о образа того, кем вы действительно могли бы и захотели стать.
Для этого нам прежде всего необходимо увидеть и понять многочисленные модели, которые мешают по достоинству оценить то, кем мы можем быть на самом деле. Как только нам удастся понять эти конфликтующие между собой модели, упражнение будет сводиться к тому, чтобы осознанно и це ленаправленно построить свою идеальную модель и ее ис пользовать.
Идеальная модель ни в коем случае не является оконча- тельйым образцом совершенства, абсолютным синтезом. Она, скорее, представляет собой выбор следующего шага или этапа нашего роста, предполагающего, например, углубле ние или включение какой-то малоразвитой психологической функции, развитие в себе желаемого качества или небольшой группы качеств, выработку более удачного стереотипа пове дения и т.д. Речь идет о вполне реальной модели нашей внут ренней и внешней жизни, к которой мы можем стремиться, и которую по мере нашего развития мы сможем изменять и расширять.
постоянным светом, а затем в центре пламени пусть возник нет его или ее лицо.)
Постарайтесь как-нибудь с ним заговорить и воспользо ваться его присутствием и его указаниями для того, чтобы лучше понять стоящие перед вами на данном этапе вопросы и задачи, сделать правильный выбор. (Этот диалог может происходить с помощью слов, но может быть и так, что по нимание между вами установится на невербальном уровне, только благодаря зрительной связи). Не спешите, выясните все интересующие вас вопросы, а потом запищите все, что произошло, и, если возможно, постарайтесь дальше развить и оценить значение тех откровений, которые явились вам во время этой беседы.
Со временем необходимость вызывать в своем вообра жении какой-то зрительный образ будет все меньше, посколь ку свкзь с находящимся в вас источником мудрости настолько наладится, что вы сможете просто слышать внутренний голос (примером этому может служить алмаз Сократа) или непос редственно знать, что следует делать в конкретной ситуации. А потом эта связь может окрепнуть до такой степени, что его любовь и мудрость будут постоянно помогать вам и направ лять ваши действия в повседневной жизни.
Послесловие.
Выполняя это упражнение, вам необходимо прибегнуть к двум психическим процессам — распознаванию и интерп ретации. Вы должны научиться отличать образы, несущие истинную мудрость, от тех, которые ее не несут. Иногда, например, в вашем воображении может появиться авторитар ный, критически настроенный персонаж, в котором вы не почувствуете любви к себе. Это может быть проекцией в вы сшие области сознания либо одной из ваших субличностей, либо знакомого вам человека, и для того, чтобы понять это и его «разоблачить», необходимо научиться отличать его от ис тинного источника мудрости. С другой стороны, проецируя в высшие области сознания какой-то положительный образ, вы можете услышать «то, что хотите услышать», а не то, что на самом деле может вам подсказать источник мудрости.
Вторая трудность заключается в том, что полученное со общение не всегда бывает абсолютно понятно и требует пра вильной интерпретации. Вспомним, например, как Бог пове лел Св. Франциску: «Иди и перестрой мой храм». Вначале Франциск думал, что Господь имел в виду маленькую разру шенную церковь Сан Дамиано недалеко от стен Ассиз, и толь ко позже он понял истинное значение этих слов — перестро ить всю католическую Церковь!
И наконец, хотя связь с внутренним источником мудрости очень важна, нельзя ею злоупотреблять. Лучше всего вначале как можно детальнее изучить вставшую перед вами проблему и только в том случае, если вы поймете, что действительно не можете обойтись без помощи внутреннего источника, об ратитесь к нему.
Приняв во внимание все сказанное, вы сможете успешно использовать метод внутреннего диалога для дальнейшего процесса личностного и духовного синтеза.
-
ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СЕБЕ ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВ
Это упражнение предназначено для того, чтобы создать такие внешние и внутренние условия, которые способствова ли бы развитию у человека желаемых качеств. Лучше всего выполнять его ежедневно. Описывая упражнение, в качестве примера мы взяли такое качество как душевныйпокой,но эта же техника может быть использована для развития сме лости, терпения, радости, сострадания и т. д. Важно, чтобы выбор данного качества и решение развивать его в себе исхо дили от самого человека не как нечто такое, что он «обязан» сделать, а как целенаправленный и свободный шаг, ведущий к следующей ступени его роста.
Порядок выполнения.
-
Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем поразмышляйте о том, что такое душевныйпокой.Сосредоточьтесь на этом понятии, подумайте, в чем заключается его качество, его при рода, его значение и т. д. Запишите в психологический журнал (см. ynp.N 1) те мысли, образы, откровения, которые возникли у вас в связи с этим понятием. -
Продолжайте воспринимать те образы и мысли, ко торые могут возникнуть из вашего бессознательного, и снова запишите их. -
Постарайтесь понять всю ценность душевного покоя,его предназначение, ту пользу, которую он может при нести, особенно в нашем стремительном мире. Мыслен но воздайте хвалу душевному покою. Подумайте о том, как вам бы хотелось приобрести это качество. -
Постарайтесь ощутить физическийпокой.Рас слабьте все мышцы, сбросьте нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть покой отразится в ваших чертах. Теперь зрительно представьте себя с выражением полного покоя на лице.
-
Непосредственно вызовите в себе душевныйпокой.Представьте, что вы находитесь в каком-то месте, ко торое вселяет в вас покой: на безлюдном пляже, в храме, на тенистой зеленой поляне, может быть, это место, где вы когда-то уже ощутили покой. Постарай тесь почувствовать его. Несколько раз повторите сло во ПОКОЙ. Пусть покой заполнит вас так, чтобы вы, если это возможно, полностью слились с ним. -
Представьте себя в какой-нибудь часто повторяю щейся жизненной ситуации, которая раньше обычно расстраивала или раздражала вас: может быть, вам приходится общаться с неприятным для вас челове ком, или перед вами стоит трудная проблема, или вам приходится делать много различных вещей одновре менно, а, может быть, вы ощущаете какую-то опас ность. Постарайтесь в этой ситуации увидеть и почув ствовать себя спокойным. (Выполнение этого этапа упражнения можно немного отложить до того момен та, пока вы не почувствуете себя достаточно уверенно при выполнении всего упражнения). -
Примите решение по мере сил оставаться спокой ным в течение всего дня... быть живым примером спокойствия...источать спокойствие. -
Сделайте надпись «ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ» , ис пользуя цвета и шрифт, которые, по вашему мнению, лучше всего передают это качество. Поместите эту надпись в таком месте, где вы будете ежедневно видеть ее, и, если возможно, в тех ситуациях, когда вам дей ствительно больше всего может пригодиться душевныйпокой.Старайтесь вызывать в себе ощущение покоя, когда бы вы ни смотрели на эту надпись.
Это упражнение на развитие желаемых качеств может стать основой для более широкой программы. Вы можете под бирать стихи, символы, музыкальные и драматические про изведения, художественные изделия и картины, фотографии, танцы и отрывки из биографий — все, что вызывает или в каком-то смысле символизирует для вас душевный покой, и использовать все это в своем опыте. Окружая себя этими материалами, вы можете пробудить в себе и развивать ощущение глубокого покоя или иного какого-то качества. Восп ринимая все эти окружающие вас формы и синтезируя их, выможете усилить ощущение покоя.
Возможные противопоказания: в редких случаях упраж нение может вызвать негативные переживания, и, пытаясь добиться душевного покоя, вы начинаете ощущать напряже ние, беспокойство, тревогу и т. д. Обычно это свидетельствует о том, что развитию желаемого качества препятствует какой- то сгусток негативных эмоций. Такая реакция, скорее всего, может возникнуть при выполнении шестой ступени упраж нения. В случае, если эта реакция очень сильна, лучше всего временно воздержаться от выполнения этого упражнения, исследовать возникшие неприятные чувства, а затем катар- ктически их отреагировать. После этого можно снова присту пить к выполению упражнения, и теперь оно приобретет осо бое значение, поскольку сможет послужить тому; чтобы пу стое психологическое пространство, оставшееся после высвобождения отрицательных эмоций, заполнилось поло жительным и желаемым качеством.
- 1 2 3 4 5 6 7
Т РАНСПЕРСОНАЛьные КАЧЕСТВА
КРАСОТА
СОСТРАДАНИИ
ПОНИМАНИЕ
СМЕЛОСТЬ
ЭНЕРГИЯ
СИЛАЭНТУЗИАЗМ
ВЕЧНОСТЬ -- БЕСКОНЕЧНОСТЬ— ВСЕОБЩНОСТЬ
СВОБОДА — ОСВОБОЖДЕНИЕ — ОТСП ШЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО - ДРУЖБА - ■ БРАТСТВО
ЩЕДРОС1 ДОБРО
ДОБРОЖЕЛАТ ЕЛЬНОС 1 Ь
БЛАГОДАРНОСТЬ -ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ -- ВОСХИЩЕНИЕ — ИЗУМЛЕНИЕ
ГАРМОНИЯ
ЮМОР
ВКЛЮЧЕННОСТЬ
РАДОСТЬ - БЛАЖЕНСТВО СВИТ
ЛЮБОВЬ
ПОРЯДОК
ТЕРПЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ —ПРАВДА
ОБНОВЛЕНИЕ
ДОВЕРИЕ—ВЕРА
ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ - УМИРОТВОРЕНИЕ
ПОЛЬЗА
БЕЗМОЛВИЕ г- ТИШИНА — СПОКОЙСТВИЕ
ПРОСТОТА
СИНТЕЗ - ЦЕЛОСТНОСТЬ
ПОНИМАНИЕ
ЖИЗНЕЛЮБИЕ
СОЛЯ
МУДРОСТЬ
-
УПРАЖНЕНИЕ НА СОЗДАНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
Творческое воображение может служить прекрасным ору дием для личностного роста. Оно поможет вам создать идеаль ную модель, представление или образ самого себя, который, наделяя вас энергией и указывая направление вашего развития, может быть в конце концов воплощен в жизнь. Создание иде альной модели означает создание реалистического и вполне достижимого образа, включающего в себя или заменяющего собой уже существующие в нас образы, которые шогут быть односторонними, не отвечающими нашим потребностям или служащими помехой. Эти внутренние модели нашей лично сти — осознаваемые или неосознаваемые — не только весьма разнообразны по своей природе, происхождению и по количе ству заключенной в них энергии, но часто взаимоисключают друг друга и находятся между собой в постоянном конфликте. Целью настоящего упражнения является создание самой моде ли — реалистичног о образа того, кем вы действительно могли бы и захотели стать.
Для этого нам прежде всего необходимо увидеть и понять многочисленные модели, которые мешают по достоинству оценить то, кем мы можем быть на самом деле. Как только нам удастся понять эти конфликтующие между собой модели, упражнение будет сводиться к тому, чтобы осознанно и це ленаправленно построить свою идеальную модель и ее ис пользовать.
Идеальная модель ни в коем случае не является оконча- тельйым образцом совершенства, абсолютным синтезом. Она, скорее, представляет собой выбор следующего шага или этапа нашего роста, предполагающего, например, углубле ние или включение какой-то малоразвитой психологической функции, развитие в себе желаемого качества или небольшой группы качеств, выработку более удачного стереотипа пове дения и т.д. Речь идет о вполне реальной модели нашей внут ренней и внешней жизни, к которой мы можем стремиться, и которую по мере нашего развития мы сможем изменять и расширять.