Файл: Тема Финансовое планирование в системе управления учреждением здравоохранения на примере стоматологической клиники ооо Денталюкс Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Централизованный характер бюджетных отношений предполагает, что бюджеты входящих в состав предприятия структурных подразделений или бизнесов включают в себя целевые показатели, устанавливаемые руководством организации и обязательны для исполнения. Целевые показатели, устанавливаемые руководством организации директивно, зависят от того объема полномочий, которые предоставлены руководству подразделения - центры затрат не отвечают за рентабельность своей деятельности в отличие от центров прибыли.

Также централизованный характер бюджетных отношений выражается в единстве видов и форм бюджетов, устанавливаемых более высоким уровнем управления для подчиненных подразделений, бизнесов или компаний (в случае внедрения единой системы финансового планирования в холдинге, включающего в себя формально независимые юридические лица).

Системный характер бюджетных отношений заключается в том, что вся совокупность бюджетов компании, сформированных по функциональному признаку (или по совокупности бюджетов входящих в ее состав бизнесов или подразделений) должна формировать единый сводный бюджет.

Наконец, количественное выражение бюджетов означает наличие обязательной возможности количественного измерения описываемых в бюджетах хозяйственных операций и процессов. Бюджеты (в зависимости от своей формы и области применения) могут иметь количественное и (или) стоимостное выражение.

При построении системы финансового планирования предприятие должно ориентироваться на следующие принципы5:

1. Принцип согласования целей. Предусматривает сбалансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач, осуществляется это путем составления бюджетов «снизу вверх», а утверждения - «сверху вниз».

2. Принцип ответственности. Предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями.

3. Принцип гибкости. Предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальную величину планового показателя.

4. Принцип системности. Объектом финансового планирования должен служить бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели должны рассчитываться и исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом.

Таким образом, принципы эффективного финансового планирования базируются на здравом смысле и довольно просты. Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс финансового планирования должен быть постоянным и непрерывным. Сами периоды должны быть одинаковыми и утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год.


Кроме того, для улучшения организации бюджетной системы компании необходимо соблюдать следующие правила6:

Принцип «скольжения». Непрерывность финансового планирования выражается в так называемом «скольжении».

Во-первых, используя «скользящий» бюджет, предприятие регулярно может учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, чем при статичном бюджетировании.

Во-вторых, при статичном финансовом планировании к концу года значительно снижается горизонт планирования, чего не происходит при «скользящем» бюджете. Например, предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы, заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в октябре.

Принцип детализации расходов. Многие финансовые менеджеры рекомендуют с целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств детализировать все значительные расходы. Смысл детализации в том, чтобы не позволить менеджерам затратных подразделений наживаться за счет компании. Детализации может подвергаться и учетный период. Например, бюджет доходов и расходов можно детализировать по месяцам, а бюджет движения денежных средств – по неделям или даже банковским дням, так как контроль за финансовыми потоками требует большей тщательности и оперативности.

Принцип «финансовой структуры». Прежде чем внедрять финансовое планирование, предприятию необходимо создать финансовую структуру, которая может быть построена по иным принципам, нежели организационная структура. Некоторые подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр учета. И, наоборот, в рамках одного подразделения можно выделить разные центры учета (например, по видам продукции или направлениям деятельности).

В зависимости от категории центра учета (будь это центр получения прибыли или источник возникновения затрат) должны быть разработаны различные системы критериев для оценки эффективности деятельности этих подразделений.

Разработав финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации

и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета7.

«Прозрачность» информации. Чтобы исключить возможность искажения информации и усилить контроль за исполнением бюджета, специалисту, анализирующему данные итоговых бюджетных форм, необходим доступ к бюджетам каждого центра учета, а также к операционным бюджетам в рамках самих центров учета, вплоть до самого нижнего уровня. Кроме того, он должен располагать информацией о том, в какой стадии находится формирование бюджетов на всех нижестоящих уровнях. И если какое-то подразделение представило бюджет позже, чем нужно, то финансист, ответственный за финансовое планирование, должен своевременно получить информацию о причинах, по которым это произошло. Поэтому необходим постоянный мониторинг процесса финансового планирования по всем уровням. В автоматизированных программах финансового планирования такой мониторинг осуществлять легко, гораздо сложнее это сделать, если бюджеты формируются в обычных электронных таблицах.

Все процедуры и принципы, описанные выше, должны найти свое отражение в едином для всей компании «Регламенте финансового планирования». В этом документе должны быть определены порядок согласования бюджетов и их консолидации, формы документов, схемы документооборота, а также сроки рассмотрения и принятия решений по всем уровням сбора бюджетной информации.

1.2 Финансовое планирование в системе экономических отношений
Эффективное управление финансами любой организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и различных отношений хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование исключительно важно для малого бизнеса.

Планирование – это часть стратегии по сокращению рисков, которая разрабатывается для придания уверенности в конечном результате в неопределенной ситуации ведения бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение большой плановой работы в области финансов.

В малых организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных организаций. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких организаций менее поддается контролю и более неопределенна. «Чем больше уровень неопределенности, тем больше необходимость планирования и прогнозирования, так как главная цель этого процесса – определить будущие потребности и попытаться оказать некоторое влияние на развитие событий. Привлекательность планирования заключается в том, что с его помощью можно очертить в простых финансовых понятиях контуры будущей деятельности для извлечения максимума преимуществ из благоприятных возможностей, использовать все средства для реализации этих возможностей и обеспечить соответствующее финансирование предприятия для получения максимальной прибыли»8.

Финансовое планирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) динамизм управления;

2) интегрированность с общей системой управления;

5 Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе9.

3) ориентация на стратегические цели развития организации;

4) комплексный подход к формированию управленческих решений;

5) альтернативность в разработке управленческих решений.

При проведении финансового планирования используется ряд методов: расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений 6; нормативный; экономико-математического моделирования.


Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов. Путем использования этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений, доходов, прибыли и другие показатели.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что в балансе достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и их выплат по денежным фондам (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Сущность метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться различные критерии выбора, в качестве которых могут выступать10:

- минимум приведенных затрат;

- максимум приведенной прибыли;

- минимум текущих затрат;

- максимум рентабельности собственного капитала;

- максимум рентабельности совокупного капитала (активов).

В данном исследовании этот метод используется в комплексном сочетании с нормативным методом и методом экономико-математического моделирования.

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность организации в финансовых ресурсах и источниках их образования.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормативы самой организации.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:

а) ставки федеральных налогов;

б) нормы амортизации по отдельным группам основных средств;

в) ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые банком России, и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России;

г) тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;