Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 975

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

633 1. Гарчеренок, И.И. Инновационная деятельность и высшее образование: европейское видение до 2020 года / И.И. Ганчеренок // Инновации в образовании.
– 2005. – № 2. – С. 5-8.
2. Задорина, О.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании [Электронный ресурс] / О.С. Задорина // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vuzovskaya-lektsiya-v-kontekste- sovremennoy-situatsii-v-obrazovanii#ixzz3kruuoi6I
– Дата доступа: 25.12.2018.
3. Ли, А.В. Гаджет-аддикция и её влияние на когнитивные процессы у подростков / А.В. Ли // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015.

№ 5 – С. 559-562.
4.
Ражина,
Н.Ю.
Методические особенности использования мультимедийного сопровождения лекций в вузе [Электронный ресурс] /
Н.Ю. Ражина // КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-ispolzovaniya- multimediynogo-soprovozhdeniya-lektsiy-v-vuze
. – Дата доступа: 25.12.2018.
5. Чернышева, А.Р. Изучение динамики окислительного разложения витамина С в плодовоовощной продукции / А.Р. Чернышева // Проблемы и перспективы развития современной медицины: сб. науч. ст VII респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием студентов и молодых ученых, Гомель, 23-24 апр.
2015 г.: в 5 т. / Гомел. гос. мед. ун-т ; редкол.: А. Н. Лызиков [и др.]. – Гомель:
ГомГМУ, 2015. – Т. 5 – С. 123-125.
6. Чернышева, А.Р. Термодинамический и микробиологический подходы к характеристике моющей активности мыла / А.Р. Чернышева // Проблемы экологии и экологической безопасности: сб. материалов II Междунар. заочной науч.-практ. конф.: – Минск: КИИ, 2015 – С. 29-31.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В АСПИРАНТУРЕ
Шамара И.Ф.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра иностранных языков
Данная статья является продолжением серии статей, посвященных актуальным проблемам в преподавании разных аспектов дисциплины
«Иностранный язык» на уровне аспирантуры. Многолетний опыт проведения занятий с аспирантами на кафедре иностранных языков КГМУ свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования учебного процесса, обновления методических материалов, использования современных педагогических технологий. Описание нашего опыта в этом плане и является целью данной статьи.
Согласно ФГОС, целью обучения в аспирантуре является достижение высокого уровня двух компетенций, которые определены как:


634
«

Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно- образовательных задач» и «

Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках».
Едва ли можно утверждать, что при столь малом количестве учебных часов, отводимых в аспирантуре на преподавание иностранного языка для научных целей, достижение высокого уровня упомянутых компетенций может быть реализовано у всех аспирантов. Прежде всего, из-за низкого уровня языковой подготовки в школе и вузе и полном отсутствии таковой в аспекте риторики и академического письма. Эту тревогу разделяет большинство преподавателей иностранных языков отечественных вузов [1, 2, 3, 4 и др.].
Разумеется, выпускники специальных школ с углубленным изучением иностранного языка (а в наше время лидирующая роль английского в научном общении – как устном, так и письменном – неоспорима) находятся в выигрышном положении. Но, как известно, при современных проблемах в плане набора и условий обучения в аспирантуре главным критерием отбора и зачисления является научный потенциал будущего ученого. Это вполне справедливо, и возможным выходом из этой сложной ситуации была бы организация обучения аспирантов с разными уровнями языковой подготовки по разным траекториям или проведение дополнительных курсов Basic English для аспирантов с недостаточным уровнем языковой подготовки до начала работы в группе, как это уже делается в некоторых вузах.
Тем не менее, невзирая на разный уровень подготовки обучающихся в группе, преподавание дисциплины «Иностранный язык» нацелено не только на подготовку к сдаче кандидатского экзамена (об экзаменационных заданиях – см.
[2, 4]), но и на развитие навыков владения основами академического письма и в некоторой степени – научной коммуникации. Именно поэтому с самого первого занятия обучающиеся намеренно «погружаются» с помощью ролевого
моделирования в различные ситуации научного общения, начиная со знакомства с коллегами на научной конференции и заканчивая выступлением с докладом и комментированием презентации на английском языке. Заметим попутно, что для успешного выступления с научным докладом нужна не только кропотливая работа над самим его текстом, но и владение риторическими приемами для управления вниманием аудитории, а также корректным использованием видеоряда, в частности, навыком создания презентаций и их комментирования по ходу доклада.
Углубленное изучение базового курса английского языка, разумеется, также направлено на обеспечение языковой грамотности научного общения. Так, например, грамматическая тема «Видо-временные формы глагола» тренируется и закрепляется в устном и письменном виде в режиме диалога или отчета о ходе научного исследования, а тема «Степени сравнения прилагательных и наречий» наряду с речевыми моделями, выражающими количество и его изменение - в ситуации комментирования статистических данных, их сопоставления, выявления тенденций и формулирования соответствующих выводов.


635
Языковая подготовка – в плане тренировки и закрепления лексического и грамматического материала – становится более привлекательной для обучающихся благодаря широкому применению игровых технологий.
С первого занятия и практически на каждом последующем используются различные дидактические материалы – кроссворды, карточки для проведения различных грамматических и лексических игр, картинки для сопоставления и нахождения различий и т.д. Кроме того, ролевое моделирование итоговой ситуации поездки на научную конференцию предусматривает не только
«научные», но и «повседневные» микросюжеты - «В аэропорту», «На таможне»,
«Вселение в отель», «В ресторане», «Экскурсия по городу» и т.п. с использованием настоящих карт европейских и американских городов, меню ресторанов и других материалов.
Активное использование возможностей сети Интернет стало неотъемлемой частью педагогического процесса на уровне аспирантуры. Прежде всего, с целью поиска современных источников информации – новых аутентичных учебных пособий, обучающих программ, текстов статей по специальности из ведущих журналов и т.д. Так, в последние годы мы наряду с отечественными учебными пособиями широко используем материалы из раздела
«
Research» известного курса English in Medicine, а также пособий Academic
Vocabulary in Use, English for Medical Academic PurposesиEnglish for Academics
[5]
Несомненным достоинством последнего являются многочисленные ссылки на сайты и другие ресурсы Интернета, которыми можно воспользоваться как во время общих занятий, выводя на экран необходимые – в том числе, видео- материалы, так и в режиме самостоятельной работы.
Выбор не случаен, ибо обучение будущих деятелей науки основам академического письма – давно назревшая проблема, горячо обсуждаемая на протяжении нескольких последних лет на страницах научно-педагогического журнала «Высшее образование в
России» и других. «Для филологов, лингвистов, преподавателей иностранного языка давно очевидно, что именно отсутствие представлений о специфике научного дискурса, английского языка, ставшего международным языком науки, существенно ограничивает доступ молодых российских ученых к международному сотрудничеству в академической сфере» [3 и др.]. Созданный в России консорциум центров академического письма призван решить эту наболевшую проблему.
Современные и постоянно обновляемые ресурсы Интернета позволяют аспирантам не только находить научные статьи в международных базах данных, но и – при наличии свободного времени (что, заметим, наблюдается крайне редко) – самостоятельно повышать свой уровень владения иностранным языком при помощи обучающих программ и видеокурсов. С другой стороны, не секрет, что многие осознали преимущества использования электронных словарей и компьютерных программ перевода. Это во многом экономит время и облегчает работу с текстами аутентичных статей, которая порой сводится к редактированию перевода на русский язык. Но нельзя не согласиться с коллегами, которые считают, что это ни в коей мере не отменяет вдумчивую работу с иноязычным научным текстом, а преподаватель должен направлять


636 аспиранта в его работе с компьютерными программами перевода, разъясняя их очевидные достоинства и недостатки [3]. Интернет также позволяет осуществлять связь с обучающимися через коммуникационные сети или электронную почту. Нами созданы небольшого объема электронные методические материалы для заочных аспирантов по подготовке к сдаче кандидатского экзамена. Однако, нельзя не отметить, что дистанционное обучение живому, а не виртуальному, общению едва ли возможно, а непосредственный контакт с преподавателем и коллегами по группе дает лучший эффект в плане письменной и устной коммуникации

особенно, в режиме ролевого моделирования ситуаций научного общения.
В заключение отметим, что многие игровые технологии и ролевые игры – возможно, в более простом виде

использовались преподавателями на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» и в прежние годы. Отличительной чертой сегодняшнего дня, несомненно, является привлечение к учебному процессу постоянно обновляемых информационных интернет-ресурсов разного рода – от обучающих программ и языковых курсов, электронных словарей и программ перевода до современных учебных пособий по изучению языка для специальных целей.
1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   79

Список литературы
1. Короткина, И.Б. Российские ученые меж двух огней: конфликт традиций отечественного и международного письма // Научное издание мирового уровня
– 2018: мировая практика подготовки и продвижения публикаций: материалы 7- й международ. науч.-практ. конф., Москва, 24-27 апреля 2018г. М., 2018.

С. 65-
70. DOI: 1024069/konf-24-27-04-2018.13.
2. Попова, Н.Г., Кузнецова, Л.Б. Английский в аспирантуре XXI века: a posse ad esse // Высшее образование в России.

2016.

№ 5(201).

С. 42-49.
3. Стеблецова А.О., Медведева А.В. Английский научный дискурс для аспирантов медицинских вузов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация.

2014.

№ 4.

С. 124-128.
4. Шамара, И.Ф. К проблеме обучения аспирантов основам академического письма и научного общения: на пути к достижению целей обучения в аспирантуре // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-методической конференции-вебинара (11-12 апреля 2017 г.) – Курск: КГМУ, 2017.

С. 454-459.
5. English for Academics. Book 1 / О. Беззаботнова и др. Book with online audio. Cambridge University Press, 2014.

176 p.
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАФЕДРЫ
КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО УРОВНЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Шаталова Е.В., Парахина О.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск

637
Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии
В законе Российской Федерации «Об образовании» большое внимание уделено применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в оказании образовательных услуг [4].
Это открывает новые возможности и перспективы в обучении студентов и вместе с тем ставит перед преподавателями кафедры микробиологии, вирусологии иммунологии новые задачи по созданию электронной образовательной среды. Электронная образовательная среда кафедры представляет собой комплекс информационных образовательных ресурсов, а также компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия между преподавателем и студентом. В ее задачи входит формирование качественно нового уровня обеспечения учебного процесса на основе интерактивности и дистанционности [3].
Наряду с традиционными методами преподавания дисциплины
«Микробиологии, вирусология, иммунология» современные технологии дистанционного и электронного обучения становятся все более востребованными в учебном процессе кафедры. Результатами эффективного функционирования электронной образовательной среды кафедры выступают активизация самостоятельной работы студента за счет расширения доступа к образовательной информационной среде, реализованной в электронной форме, более гибкие образовательные траектории и объективность контроля знаний.
Основным направлением формирования электронной образовательной среды кафедры является учебный аспект, который предполагает создание электронных информационных ресурсов преподаваемой дисциплины: мультимедийные презентации лекций, мультимедиа сопровождение практических занятий (электронные приложения, пособия, практикумы), методические рекомендации для самоподготовки и практических занятий, методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, интерактивные компьютерные тесты.
К каждому практическому занятию разработаны электронные приложения включающие цветные иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы строения микроорганизмов, иммунного ответа и иммунологических реакций и др.), что повышает качество учебного процесса. Студенты, занимающиеся на кафедре, обеспечены электронными методическими рекомендации для самоподготовки и практических занятий, которые включают актуальность, планируемые результаты изучения темы, цели занятия и самоподготовки, исходный уровень знаний, план изучения темы, вопросы самоконтроля, задания для самоподготовки, задания для выполнения на практическом занятии, электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы.
Одним из электронных средств обучения кафедры являются интерактивные компьютерные тесты. Использование компьютерных тестовых заданий в образовательном процессе имеет значительные преимущества по сравнению с традиционно применяемыми средствами обучения и контроля, так как позволяет самостоятельно оценить свой уровень подготовленности по