Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1007

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126 соответствии с новыми ФГОС в 2011 году, введение электронного журнала и новой версии балльно-рейтинговой системы в 2015 году, проведение первичной аккредитации выпускников.
Динамика среднего балла при контроле практических навыков у студентов лечебного факультета за период с 2006 по 2018 гг. представлена на рис. 1.
Рис. 1 – Динамика среднего балла при контроле практических навыков у студентов лечебного факультета за период с 2006 по 2018 гг.
Исходя из представленных данных, после отмены курсового экзамена в
2007-2008 году произошло резкое снижение среднего балла практических навыков на 10% у студентов, которое достигло минимума в 2008-2009 году и составило 3,6 балла.
Основная масса студентов стала менее заинтересованно относиться к дисциплине и получаемым знаниям, что проявилось частыми пропусками практических занятий и лекций без уважительной причины; несвоевременным выполнением самостоятельной работы; неудовлетворительными оценками на занятиях и зачете; потерей интереса к элективным курсам. Таким образом, побудительные мотивы к изучению дисциплины в значительной мере снизилась, ввиду отсутствия экзамена.
При анализе замечаний, выявленных при аттестации практических навыков был отмечен низкий уровень знаний некоторых разделов рентгеноанатомии, патологической анатомии и патофизиологии, из-за чего студенты испытывали трудности в дифференциальной диагностике различных заболеваний.
Для улучшения практической подготовки студентов был разработан комплекс корректирующих и предупреждающих мероприятий. Так, в методические рекомендации для самоподготовки и работы на практических занятиях были включены разделы, связанные с повторением рентгеноанатомии по соответствующему разделу. Студентам на практических занятиях предлагалось изучать изображения в соответствии с предложенной схемой
3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4
4,1 4,2
Лечебный факультет
2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018

127 анализа и оформлять описание диагностических изображений в виде протокола в рабочей тетради. Данные мероприятия позволили несколько повысить показатели среднего балла до уровня 3,7-3,8 балла, однако достичь уровня 2006-
2007 года многие годы не удавалось, что можно объяснить низкой мотивацией студентов к изучению лучевой диагностики, в том числе за счёт неполного понимания роли дисциплины в практическом здравоохранении.
Модель балльно-рейтинговой системы в данный период традиционно включала оценку текущей успеваемости, результатов промежуточной и итоговой аттестации, а также творческий рейтинг, который формировался за счёт выполнения дополнительных заданий в рамках работы студенческого научного кружка кафедры.
В период с 2014-2015 учебного года произошёл целый ряд изменений, которые заключались в изменении учебных планов – согласно ФГОС преподавание лучевой диагностики было включено в расписание 3 курса. Был введён в эксплуатацию электронный журнал, позволяющий самостоятельно контролировать текущую успеваемость как студентам, так и их родителям.
Кроме того, в положение о балльно-рейтинговой системе кафедры был включён пункт, предусматривающий обязательное выполнении контрольно-графических работ.
Для повышения качества освоения практических навыков в условиях реализации новых учебных планов в качестве корректирующих и предупреждающих мероприятий кафедрой было решено обновить мультимедийный материал для цикла лекций, для повышения эффективности выполнения контрольно-графических работ кафедрой была разработана рабочая тетрадь, доступная студентам в электронном виде.
Выполнение корректирующих мероприятий позволило повысить уровень среднего балла практических навыков до 3,9 в 2014-2015 гг. и до 4,1 в 2017-2018 учебном году, что свидетельствует об эффективном использовании балльно- рейтинговой системы.
Однако стоит отметить, что в период с 2017 года на фоне проведения первичной аккредитации студентов-выпускников и изменений правил приёма в ординатуру наблюдалось повышение мотивации студентов к изучению лучевой диагностики, повышенный интерес к элективным курсам, реализуемым кафедрой, и работе в студенческом научном кружке. Активная работа студентов позволила им повысить личный рейтинг, который учитывался при поступлении в ординатуру.
Для закрепления результатов аттестации практических навыков, учитывая политику КГМУ в области качества, кафедрой были предложены следующие мероприятия: обновить банк ситуационных задач; подготовить кейсы для самостоятельной работы студентов, включающие изображения органов грудной клетки с различной патологией в электронном виде; усилить контроль за качеством выполнения контрольно-графических заданий, обязательных при самоподготовке к практическим занятиям.


128
Таким образом, эффективность использования балльно-рейтинговой системы во многом зависит от мотивации студентов. Балльно-рейтинговая система представляет возможности для развития самоорганизации и мотивации к получению новых знаний и овладения профессией в рамках профессиональной ориентации. В свою очередь ранняя профориентация позволяет повысить уровень мотивации студента к обучению конкретному предмету или направлению медицины и подготовить будущего врача к решению профессиональных задач.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   79

Список литературы
1. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов / Л.В. Зубова, Е.И. Ренер,
Т.Д. Рожина, О.С. Степанова // Педагогическое образование в России. – 2016. –
№ 10. – С. 53-60.
2. Современные тенденции развития высшего образования и их реализация в медицинском университете / В.А. Лазаренко [и др.] // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сб. трудов Всерос. научно- учебной конф. с междунар. участием, посв. 82-й годовщине КГМУ. Под ред. В.А.
Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С.
Степашова. – Курск : изд-во КГМУ. – 2017. – С. 20-29.
3. Стариченко, Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения / Б.Е. Стариченко //
Профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 116-125.
4. Щёголева, Т.М. Балльно-рейтинговая система контроля знаний как средство развития учебной мотивации студентов-бакалавров / Т.М. Щёголева,
З.В. Диянова// Известия Иркутского гос. университета. – 2017. – Т. 20, сер.
Психология. – С. 103-110.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ И ПЕДИАТРИЯ
Гаврилюк В.П., Костин С.В., Кислюк Г.И., Хохлова Е.Н., Кониченко Е.А.,
Лисеенко О.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра детской хирургии и педиатрии ФПО
Актуальность. Согласно существующей в настоящий момент нормативной базе внедрение системы непрерывного медицинского
(фармацевтического) образования является настоятельным требованием времени и должно проводиться максимально комфортно, в связи с чем ежегодно все большее количество медицинских работников включается в систему непрерывного медицинского образования.

129
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» п. 2 ст. 82 гласит: «Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» [1].
Поэтому включение высших учебных заведений в программу реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования является неотъемлемой частью современного медицинского образования [2].
Цель работы – провести анализ востребованности дополнительных профессиональных программ повышения квалификации непрерывного образования, реализуемых кафедрой детской хирургии и педиатрии ФПО на протяжении 2016-2018 годов.
Кафедра детской хирургии и педиатрии ФПО была создана 1 сентября 2016 г. после реорганизации курса детской хирургии на кафедре хирургических болезней № 2 и кафедры педиатрии ФПО и сразу же включилась в реализацию программы система непрерывного медицинского (фармацевтического) образования [3].
Если в 2016 году по специальности педиатрия кафедра реализовывала только 2 дополнительных профессиональных программы повышения квалификации непрерывного образования по основной специальности педиатрия в объеме 36 часов, тогда как в 2017 году количество реализуемых программ возросло до 3 по педиатрии в объеме 36 часов и 2 по детской хирургии в объеме
36 часов. В 2018 году кафедра детской хирургии и педиатрии ФПО в системе непрерывного медицинского (фармацевтического) образования реализует по специальности педиатрия – 5 программ в объеме 36 часов и 3 программы в объеме 18 часов, а по специальности детская хирургия – 4 программы в объеме
36 часов и 3 программы в объеме 18 часов.
Динамика роста реализуемых на кафедре детской хирургии и педиатрии
ФПО программ в системе непрерывного медицинского образования представлена на рис. 1.


130
Рис. 1 – Количество программ, реализуемых кафедрой детской хирургии и педиатрии ФПО в системе НМО
Проводя анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации непрерывного образования, реализуемых кафедрой детской хирургии и педиатрии ФПО на протяжении 2016-2018 годов, можно заметить не только количественный рост реализуемых программ, но и их качественная составляющая. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Анализ структуры программ, реализуемых кафедрой детской хирургии и педиатрии ФПО в системе НМО
Специальности
Компоненты
2016 2017 2018
Педиатрия
Видеолекции
20 28 43
Презентации
10 24 36
PDF-файлы
2 20 48
Детская хирургия
Видеолекции

12 24
Презентации

8 24
PDF-файлы

4 29
Так, если в 2016 году количество видеолекций было 20, а презентаций 10 и это только по специальности педиатрия, тогда как уже в 2018 году по педиатрии видеолекций в системе НМО представлено 43, презентации – 36, а pdf-файлов с регламентирующими документами, порядками и клиническими рекомендациями (протоколами) – 48, а по детской хирургии, соответственно 24,
24 и 29 (табл. 1).
В связи с этим можно заключить, что кафедра детской хирургии и педиатрии ФПО Курского государственного медицинского университета

131 активно участвует в реализации программы внедрения системы непрерывного медицинского образования по специальности детская хирургия и педиатрия.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Кислюк Г.И., Гаврилюк В.П., Хохлова Е.Н., Кониченко Е.А., Лисе- енко О.Г., Косинова А.Г. Образ жизни учащихся в контексте практического применения основ валеологии // Сб. тр. Всеросс. научно-учебной конф. с международным участием, посвящ. 82-й годовщине КГМУ «Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов» / Под редакцией
В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С.
Степашова. – 2017. – С. 272-277.
3. Гаврилюк В.П., Костин С.В., Михалева И.В. История становления детской хирургии в Курской области // Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы». – 2017. – С. 112-116.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ПУЛЬМОНОЛОГИИ
СТУДЕНТАМ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Гаврилюк Е.В., Мальцева Л.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней № 2
Актуальность. Пульмонология (от лат. pulmones – лёгкие + др.-греч. λόγος
– учение) – раздел медицины, занимающийся изучением, диагностикой и лечением заболеваний лёгких и дыхательных путей, которое основано на порядке оказания медицинской помощи населению по профилю
«Пульмонология» [1].
Раздел
«Пульмонология», так же как и
«Кардиология»,
«Гастроэнтерология» и другие разделы клиники «Внутренних болезней» по учебному плану изучается студентам лечебного факультета на 4 и 6 курсах на базе кафедры внутренних болезней № 2 [2, 3].
Цель работы – оценить уровень знаний у студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета на занятиях по разделу «Пульмонология» на кафедре внутренних болезней № 2.
С этой целью на кафедре внутренних болезней № 2 по разделу
«Пульмонология» были созданы тестовые задания в объеме 100 тестов с 5 вариантами ответов и одним правильным ответом, по которым проводилось тестирование 50 студентов 4 курса и 50 студентов 6 курса лечебного факультета.
Группа студентов 4 и 6 курсов была стандартизирована по успеваемости: 4,3±0,4


132 и 4,4±0,3 средний балл в зачетной книжке, соответственно. Студенты не были заранее ознакомлены с тестовыми заданиями, при этом каждая из групп студентов была разделена еще на 2 подгруппы по 25 студентов: первой подгруппе студентов тестирование предлагалось в начале дисциплины и по окончании дисциплины, тогда как другой половине студентов тестирование предлагалось пройти только после окончания дисциплины.
Результаты проведенного тестирования представлены на следующих рисунках (рис. 1 и 2).
Оценивая результаты тестирования в группе студентов, которым данный тест предлагался однократно после окончания занятий по разделу
«Пульмонология» достоверных различий в группе студентов 4 и 6 курса получено не было, так студенты 4 курса в среднем получали 80,1±5,6 балла (из
100), тогда как студенты 6 курса 78,1±4,6 балла (рис. 1).
Оценивая результаты тестирования в группе студентов, которым данный тест предлагался до начала изучения и после окончания занятий по разделу
«Пульмонология», были получены несколько отличные результаты (рис. 2).
Примечание: * – p<0.05.
Рис. 1 – Результаты тестирования студентов 4 и 6 курса по окончании изучения дисциплины (M±m)
Так, до начала изучения темы результаты тестирования у студентов 6 курса были достоверно выше, чем у 4 курса, что объясняется тем, что данный раздел студентами был пройден 2 годами ранее и говорит о наличии у студентов
«остаточных знаний» по данному разделу (рис. 2).
80,1±5,
6
78,1±4,
6
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 4 курс
6 курс

133
Примечание: * – p<0.05.
Рис. 2 – Результаты тестирования студентов 4 и 6 курса до и после начала изучения дисциплины (M±m)
Оценивая результаты тестирования в группе студентов после окончания занятий по разделу «Пульмонология», которым данный тест предлагался двукратно, достоверных различий в группе студентов 4 и 6 курса получено не было, так студенты 4 курса в среднем получали 94,2±5,1 балла (из 100), тогда как студенты 6 курса 90,3±3,8 балла, но при этом результаты достоверно были выше, чем у студентов, которые тестировались однократно (рис. 2).
Анализируя эффективность преподавания раздела «Пульмонология» студентам 4 и 6 курса между собой, установлено, что усвояемость материала достоверно выше у студентов 4 курса лечебного факультета, так как на протяжении занятий на кафедре им удалось улучшить свой результат в среднем на 36 баллов, тогда как студентам 6 курса только на 20,2 балла (рис. 2).
На основании полученных результатов можно заключить следующее:
1. Эффективность усвоения раздела «Пульмонология» студентами выше при проведении оценки уровня знаний до начала изучения дисциплины;
2. Большая усвояемость материала студентами 4 курса, вероятно, обусловлена большей мотивацией студентов на получения более хорошей оценки по окончании дисциплины на экзамене в конце учебного года, чем у студентов 6 курса.
Список литературы
1. Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю
«Пульмонология» (утв. приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г.
№ 916н).
2. Мансимова О.В., Гаврилюк Е.В., Михин В.П., Конопля Е.Н. Иммунные и оксидантные нарушения и изменения структурно-функциональных свойств эритроцитов у больных с острым коронарным синдромом // Курский научно- практический вестник «Человек и его здоровье». – 2011. – № 4. – С. 130-135.
58,2±4,3
94,2±5,1
70,1±3,2*
90,3±3,8
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
До начала
В конце
4 курс
6 курс