Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1012

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134 3. Мансимова О.В., Гаврилюк Е.В., Конопля Е.Н. Иммуномодулирующие и кардиопротективные эффекты милдроната и мексикора в условиях острого коронарного синдрома // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2010. – Т. 9, № 1. – С. 191-194.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА У ОРДИНАТОРОВ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Галиахметова Н.П.
ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»
Минздрава России, г. Ижевск
Кафедра педагогики, психологии и психосоматической медицины
Введение. Период учёбы в высшем учебном заведении требует значительного физического и психоэмоционального напряжения, умения распределять время на удовлетворение физиологических потребностей и выполнение функциональных обязанностей (учёба). Ответственное отношение к учебному процессу вызывает психоэмоциональное напряжение у обучаемых людей. Подготовка и сдача зачетных и экзаменационных испытаний может стать причиной стресса. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогения и классификации неврозов [2]. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что интенсивность и напряжённость современной жизни провоцирует возникновение на психологическом уровне негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых реакций.
Также источником стресса может стать состояние конфликтности в микро- социуме (учёбной группе), острая заболеваемость, проявляющаяся в хронической усталости и множество других факторов [1, 3]. Воздействие стресса отрицательно сказывается на всей деятельности организма. Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение усилий, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу
Г. Селье, который обратил внимание на специфический ответ организма на любое предьявляемое к нему требование [5]. Исследованием проблемы стресса занимались У. Кэннон, Д. Майерс, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых,
Ю.И. Александров. В статье приведены и проанализированы результаты тестирования учебного стресса ординаторов первого года обучения по специальностям «терапия», «хирургия», «стоматология».
Цель. Изучить влияние психоэмоционального напряжения на возможность развития учебного стресса у ординаторов первого года обучения в зависимости от специальности для формирования путей повышения их стрессоустойчивости и профилактики развития синдрома профессионального выгорания в последующей профессиональной деятельности.


135
Методы исследования.Для исследования был использовантест определения уровня учебного стресса, разработанный Ю.В. Щербатых [4].
Результаты. В исследовании проанализированы результаты тестов определения уровня учебного стресса у 20 ординаторов первого года обучения по трем специальностям.
Данные, полученные при проведении тестирования на определение причин стресса и особенностей проявления учебного стресса у ординаторов трех специальностей, представлены в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Результаты исследования причин стресса у ординаторов
Номер, п/п
Причины стресса
Результаты по специальностям max=10 б.
Терапия
Хирургия Стоматологи я
1
Строгие преподаватели
4,5 4,7 4,5 2
Большая учебная нагрузка
5,5 4,7 4,7 3
Отсутствие учебников
5 4,7 1,3 4
Непонятные скучные учебники
3 3,2 3,3 5
Жизнь вдали от родителей
0 4,2 3,8 6
Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами
6 4,5 2,2 7
Неумение правильно организовать режим дня
9 4,5 3
8
Нерегулярное питание
2 3,2 2,3 9
Проблемы совместного проживания с другими студентами
1 4,7 0,7 10
Конфликт в группе
0,5 2
2,1 11
Излишне серьезное отношение к учебе
4,5 1,7 3,7 12
Нежелание учиться
0,5 2,7 2
13
Стеснительность
0 2,5 2,6 14
Страх перед будущим
0 4,7 3,2 15
Проблемы в личной жизни
0,5 2,7 1,8
Таблица 2

136
Результаты исследования особенностей проявления учебного стресса у ординаторов
Номер, п/п
Проявление стресса
Результаты по специальностям max=10 б.
Терапия Хирургия Стоматология
1
Ощущение беспомощности
4,5 3
2 2
Невозможность избавиться от посторонних мыслей
3,5 3,5 0
3
Повышенная отвлекаемость
3,5 4,2 3
4
Раздражительность, обидчивость
0,5 3,7 4,3 5
Плохое настроение, депрессия
2,5 5,2 3,1 6
Страх, тревога
1 3,5 3,6 7
Потеря уверенности
2 2,7 2
8
Спешка, ощущение нехватки времени
8 5,7 4,7 9
Плохой сон
4,5 6
4,2 10
Нарушение социальных контактов
1 4,2 2,1 11
Учащенное сердцебиение
0 4
2,5 12
Затрудненное дыхание
0 3
1 13
Проблемы с желудочно- кишечным трактом
0 3,5 3,2 14
Напряжение
1,5 5,2 3,3 15
Головные боли
1,3 5,5 3,5 16
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость
3,5 2
4,1
У ординаторов первого года обучения по специальности «терапия» уровень постоянного стресса за последние три месяца в целом возрос. Средний показатель экзаменационного волнения - 9. Среди признаков экзаменационного стресса чаще всего встречаются головные боли, реже – тахикардия, сухость во рту. Для снятия стресса используют, в основном, следующие приемы
(перечислены в порядке убывания): вкусная еда, прогулка на свежем воздухе, перерыв в работе или учебе, физическая активность, просмотр ТВ. Проблемы, которые оказывают большее влияние на общую картину стресса, являются: строгие преподаватели – 4,5; большая учебная нагрузка – 5,5; неумение организовать свой режим – 9; неумение правильно распорядиться ограниченными финансами – 6. Учебный стресс у ординаторов первого года обучения по специальности «терапия» в большей степени проявляется в спешке, ощущении постоянной нехватки времени – 8, в ощущении беспомощности, невозможности справиться с проблемами – 4,5, плохой сон – 4,5, низкая работоспособность, повышенная утомляемость – 3,5.


137
У ординаторов первого года обучения по специальности «хирургия» уровень постоянного стресса за последние три месяца в целом уменьшился.
Средний показатель экзаменационного волнения – 5,7. Среди признаков экзаменационного стресса чаще встречаются тахикардия, сухость во рту. Для снятия стресса используют, в основном, следующие приемы (перечислены в порядке убывания): вкусная еда, сон, перерыв в работе или учебе, секс, прогулка на свежем воздухе, хобби, алкоголь. Проблемы, которые оказывают большее влияние на общую картину стресса, являются: строгие преподаватели – 4,7, большая учебная нагрузка – 4,7, отсутствие учебников – 4,7. Учебный стресс у ординаторов первого года обучения по специальности «хирургия» в большей степени проявляется в виде плохого сна – 6,0, плохого настроения, депрессии –
5,2, ощущения постоянной нехватки времени – 5,7.
У ординаторов первого года обучения по специальности «стоматология» уровень постоянного стресса за последние три месяца в целом не изменился.
Средний показатель экзаменационного волнения – 8,6. Среди признаков экзаменационного стресса чаще встречается тахикардия, сухость во рту. Реже – скованность и дрожание мышц, головные боли. Для снятия стресса используют, в основном, следующие приемы (перечислены в порядке убывания): общение с друзьями или любимым человеком, сон, прогулка на свежем воздухе, общение с родителями, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, секс, физическая активность, хобби, просмотр ТВ, алкоголь. Проблемы, которые оказывают большее влияние на общую картину стресса, являются: строгие преподаватели –
4,5, большая учебная нагрузка – 4,7, непонятные скучные учебники - 3,3, жизнь вдали от родителей – 3,8, страх перед будущим – 3,2. Учебный стресс у ординаторов первого года обучения по специальности «стоматология» в большей степени проявляется в спешке, ощущении нехватки времени – 4,7, раздражительности и обидчивости – 4,3, плохом сне – 4,2.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   79

Выводы.
1. Во всех трех исследуемых группах ординаторов первого года обучения уровень учебного стресса в целом придерживается средних значений, что объясняется адаптацией к экзаменам за период предшествующей учебы в вузе, а также наличием более глубоких медицинских знаний о физиологии стресса, преобладания профессиональных факторов развития стресса над учебными факторами (экзаменами).
2. Наименьший экзаменационный стресс отмечен среди ординаторов хирургического профиля, что можно объяснить субъективной спецификой выбора наиболее риск-составляющей специальностью из трех исследуемых групп.
3. Основными признаками экзаменационного стресса во всех трех группах является тахикардия и сухость во рту - симптомы повышения тонуса симпатоадреналовой системы организма, что является первым периодом первой стадии по классификации стресса и расценивается как положительное, мобилизующее влияние стресса на организм.

138 4. При частом и продолжительном психоэмоциональном напряжении, при отсутствии отмеченных большинством исследуемых ординаторов основных приемов для снятия стресса: перерывов в работе и учебе, полноценного сна и питания, вероятно развитие в дальнейшем как учебного, так и профессионального стресса.
Список литературы
1.
Ботникова Е.А. Гунько, И.А. Выявление стресса и его симптомов у студентов ИГМА Современные аспекты медицины и биологии: материалы ХI
Международной научной конференции молодых ученых и студентов. – Ижевск,
2011. – С. 139-140.
2.
Ивахненко Г.А. Особенности самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ Социология медицины. – М.,
2007. – № 2. – С. 56-58 3.
Чернов А.И. Влияние рефлексии и регулятивных процессов на интенсивность психических состояний студентов в ситуации экзамена Учебные записки Казанского университета. – 2011. – Т. 153. – Кн. 5. –
С. 121-127.
4. Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции – Спб.:
Питер, 2006, 256 с.
5. Ганс Селье: Концепция стресса [Электронный ресур] https://econet.ru/articles/177393-gans-selie-konseptsiya-stressa
(дата обращения
28.11.2018).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ
АДАПТАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ
ЯЗЫК» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Гладилина Т.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра латинского языка и основ терминологии
Молодое поколение людей, вчерашние школьники по своим внутренним мотивам и интересу к медицинской профессии выбрали обучение в высшей медицинской школе. Для студентов-первокурсников адаптация – это сложный социально-личностный процесс, который следует рассматривать как комплексную психолого-педагогическую проблему.
Данная тематика представлена в научной работе автора Т.А. Солодиловой, которая исследовала проблему адаптации студентов в структуре организационно-педагогических условий развития личности студента [3].
Эффективность процесса адаптации у студентов первого курса Курского государственного медицинского университета (КГМУ) требует специальной педагогической поддержки со стороны преподавателей.


139
В связи с этим был проведён социологический опрос студентов 1 курса лечебного факультета по их адаптации.
Цель данного исследования заключалась в создании адаптационной модели педагогической поддержки для студентов-первокурсников со стороны преподавателей и её внедрения в учебно-воспитательный процесс при изучении дисциплины «Латинский язык».
В результате обсуждения содержания анкеты на заседании кафедры латинского языка и основ терминологии КГМУ были определены задачи:
▪ выявить негативные факторы, отрицательно влияющие на процесс адаптации и предложить студентам их проанализировать;
▪ на основе анализа причин, затрудняющих процесс адаптации студентов 1 курса, разработать формы и методы педагогической поддержки со стороны преподавателей.
Общее число респондентов – 94 студента, что составляет 100%. В процентах даны значения латентных переменных, т.е. негативных факторов и причин, замедляющих процесс адаптации у обучающихся. Латентные переменные – это те диагностические критерии, отмеченные на гистограмме (см. рисунок 1) как индикаторы, которые включают ответы студентов при анкетировании.
Вопрос с тремя ответами-индикаторами: 1. Какие факторы, на Ваш
взгляд, негативно влияют на качество обучения? ставил своей целью исследовать профессиональную адаптацию студентов с её исходной мотивацией на медицинскую профессию и те негативные факторы, которые отрицательно влияют на процесс обучения в целом.
Данная латентная переменная составила:
 по первому фактору: низкий уровень мотивации студентов – 85% по отношению к 100% от общего числа респондентов (индикатор 1);
 по второму фактору: недостаточная квалификация профессорско- преподавательского состава – 4% (индикатор 2);
 по третьему фактору: недостаточный уровень организации учебного процесса
– 11% (индикатор 3); (см. рисунок 1).
Рис. 1. Гистограмма значений латентных переменных – ответов студентов по адаптации
1 2
3 4
5 6
7 8
индикатор 1 85%
43%
62%
20%
18%
67%
91%
6%
индикатор 2 4%
53%
24%
45%
13%
13%
6%
36%
индикатор 3 11%
4%
14%
35%
69%
20%
3%
57%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%

140
Для студентов-первокурсников, очевидно, что учиться в медицинском вузе невозможно без исходного уровня мотивации на медицинскую профессию, которая является мощным стимулом к обучению. Педагогическое сопровождение студентов на начальном этапе обучения заключается в дальнейшем формировании мотивации на медицинскую профессию, которая напрямую зависит от качества учебного процесса и его высокой организации.
Вопрос с тремя ответами-индикаторами: 2. Легко ли Вы справляетесь с
учебной нагрузкой? ставил своей целью исследовать психофизиологическую адаптацию учащихся и те факторы, которые отрицательно влияют на адаптацию.
Данная латентная переменная составила:
 по первому фактору: легко – 43% (индикатор 1);
 по второму фактору: сложно, так как расписание учебных занятий составлено неравномерно – 53% (индикатор 2);
 по третьему фактору: не справляюсь – 4% (индикатор 3); (см. рисунок 1).
Формы и методы педагогической поддержки со стороны преподавателей заключаются в проведении различных мероприятий воспитательного характера.
При обучении студентов, с самых первых дней, преподаватели кафедры проводят беседы, диспуты, круглые столы о режиме дня студентов- первокурсников, о планировании рабочего времени на подготовку к занятиям, о здоровом питании. Такой вид деятельности педагогов снижает негативные факторы психофизиологической адаптации у студентов.
Здоровьесберегающее планирование учебного процесса в вузе очень важно для студентов. Кроме того, большинству учащихся трудно справляться с учебной нагрузкой, так как расписание занятий составлено неравномерно.
Данный параметр не в полной степени учтён на этапе планирования учебного процесса.
Вопрос с тремя ответами-индикаторами: 3. Какие факторы затрудняют
Вашу адаптацию к обучению? ставил своей целью исследовать организационную адаптацию студентов с вектором на их самоорганизацию. В этой связи, именно, воля, усидчивость и самоорганизация играют очень важную роль в учебной деятельности.
Данная латентная переменная составила:
 по первому фактору: плохая самоорганизация и неумение рационально организовать время для подготовки к занятиям – 62% (индикатор 1);
 по второму фактору: слабая воля и некритичное отношение к себе – 24%
(индикатор 2);
 по третьему фактору: отсутствие навыков учебной культуры – 14% (индикатор
3); (см. рисунок 1).
Известно, что для студенчества учёба – первична, а для этого молодому поколению необходимо глубоко и прочно усваивать любую академическую дисциплину, изучаемую в вузе, как в учебном процессе, так и самостоятельно, т.е. необходимо обладать умениями, которые должны трансформироваться в культуру учебного труда. Формы и методы педагогической поддержки со стороны преподавателей заключаются в формировании учебно-