Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 968

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ, г. Курск
Ректорат, кафедра педагогики, учебно-методическое управление
Современный этап развития российского здравоохранения характеризуется наличием ряда задач по завершению создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в формате цифровой экономики [3]. По данным
Министерства здравоохранения
РФ,
«электронное здравоохранение» рассматривается как новая парадигма охраны персонального и общественного здоровья граждан, реализуемая c использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Данный термин стал использоваться в
России с 2010 г., а «цифровизация медицины» – с 2017 г. Однако сам процесс информатизации здравоохранения как предоставление необходимой информации всем работникам отрасли с использованием ИКТ идет в нашей стране со второй половины ХХ века [2].
В число основных целей перехода к электронному здравоохранению входят следующие:
– повышение доступности медицинской помощи и обеспечение равного доступа для всех граждан, уменьшение времени ее ожидания, оптимизация использования ресурсов, возможность дистанционного консультирования и др.;
– обеспечение непрерывного процесса оказания медицинской помощи в виде предоставления информации о пациенте и координация действий;
– обеспечение мониторинга состояния здоровья популяции, в т.ч. показателей заболеваемости, инвалидизации, смертности и др. [1, 2].
Значимость и нормативно-правовое обеспечение вышеуказанного стратегического направления закреплена на сегодняшний день в 17 правовых документах (основные из них см. в Приложении). Так, в ст. 91 Федерального закона № 242-ФЗ от 29.07.2017 г. выделены виды информационного обеспечения в сфере здравоохранения, в числе которых единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), государственные, региональные и медицинские информационные системы медицинских и фармацевтических организаций и др. системы [3].
Внедрение ИКТ в здравоохранение в РФ осуществляется на основе методологической, организационной и технико-технологической платформ

ЕГИСЗ (Приказ Минздравсоцразвития России № 364 от 28.04.2011 г.;
Постановление Правительства РФ № 555 от 05.05.2018 г.).
В ходе реализации положений национальной программы «Цифровая экономика
Российской
Федерации» предполагается создание таких инновационных сервисов и платформ, как:

18
– централизованные диагностические информационные сервисы, предусматривающие дистанционную интерпретацию и оценку качества результатов исследований;
– обеспечение перехода к персонализированной медицине (диагностика, профилактика, лечение и др.) и интеграция медицинских данных пациента для последующего анализа, контроля его состояния и быстрой связи с ним.
По данным Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России в перспективе цифровое здравоохранение будет включать различные регистры
(медицинских работников); реестры
(медицинских и фармацевтических, коммерческих медицинских организаций, других медицинских документов); электронную регистратуру, медицинские карты; специализированные нозологические регистры пациентов, страдающих отдельными заболеваниями; информационно-аналитическую подсистему мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд; подсистему автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения с целью формирования статистической отчетности; реестр нормативно-справочной информации (классификаторы, справочники и т.д.) [3].
Кроме того, одним из показателей применения информационных технологий в здравоохранении субъектов РФ является возможность получения гражданами сервисов личного кабинета пациента «Моё здоровье» на едином портале госуслуг, который работает уже с 2017 г. (воспользовались более 1 млн. человек). В перечень этих сервисов входят: запись на прием к врачу, диспансеризация, доступ к медицинским документам и др.
Планируется создание дистанционных сервисов мониторинга состояния здоровья пациентов с внедрением телемедицинских технологий с помощью медицинских приборов. Будут разработаны медико-социальный мониторинг пожилых людей, системы врачебных консультаций, диспансеризации, профосмотров и других видов медицинских услуг.
Ожидается разработка проектов по созданию экспертных систем поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта, относящихся к прорывным информационным технологиям.
Особое значение в цифровой экономике придается информационным технологиям в менеджменте здравоохранения с целью эффективного системного управления отраслью, для чего требуется информация в структурированном
(пригодном для автоматизированного анализа) виде, получаемая в режиме
«реального времени». Управленческие решения, основанные на использовании современного набора средств и методов обработки информации, способствуют повышению качества оказания медицинской помощи и снижению расходов до минимального уровня. Такие проекты относятся к группе инновационных интеллектуальных информационных систем поддержки принятия решений в области управления качеством [4].
Для внедрения в отечественное здравоохранение ИКТ требуется решение ряда актуальных проблем и вопросов. В частности, это прежде всего кадровые


19 вопросы - необходимо увеличить количество врачей-кибернетиков, готовить выпускников врачебных факультетов к работе с медицинскими информационными системами, создавать для последипломного обучения врачей специальные профильные курсы, т.е. формировать электронные образовательные ресурсы.
В настоящее время ведущие мировые университеты предоставляют гибкие образовательные форматы, индивидуализацию и сложную дисциплинарную композицию с использованием электронных образовательных платформ. Вместе с тем, российской системе образования пока не хватает надлежащей гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. По данным Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) в общем объеме мирового рынка информационных образовательных услуг на Россию приходится всего 1% (доля США составляет до 30%).
Остановимся на имеющихся достижениях цифровизации и образовательных услуг в российской высшей школе. На сегодняшнее время разработан ряд теоретических положений об электронной информационно- образовательной среде (ЭИОС) вуза, которая включает в себя:
– электронные информационные ресурсы;
– электронные образовательные ресурсы;
– совокупность информационных, телекоммуникационных технологий и технологических средств.
ЭИОС обеспечивает освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся и направлена, прежде всего, на решение таких задач, как:
– формирование нового информационного обеспечения учебного процесса;
– формирование личного информационного пространства обучающегося на основе интерактивности и дистанционности;
– индивидуализация обучения, в частности:
• расширение доступа обучающихся к электронной образовательной информационной среде;
• обеспечение объективности контроля знаний;
• активизация самостоятельной деятельности;
• создание возможностей для более гибкой образовательной траектории.
Цель функционирования ЭИОС заключается в обеспечении возможности удаленного доступа к информационным и образовательным ресурсам вуза, формируя его информационную открытость в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в сфере образования.
Требования к ЭИОС в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
– каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к ЭИОС вуза из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-коммуникационной сети
Интернет как на территории вуза, так и вне его;


20
– ЭИОС должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам. Кроме того, ЭИОС должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающихся.
В ходе работы в ЭИОС у обучающихся должны формироваться компетенции, позволяющие выполнять необходимые профессиональные задачи.
По мнению специалистов, под термином «компетенция» (лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) понимается круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Специалист, компетентный в определенной области, имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [5].
В процессе подготовки обучающихся выделяют разные типы компетенций и, в первую очередь, это образовательные компетенции.
Образовательная компетенция содержит требования к образовательной подготовке, состоящие из совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
К ключевым образовательным компетенциям относят в настоящее время следующие:
1) ценностно-смысловые;
2) общекультурные;
3) учебно- познавательные; 4) информационные; 5) коммуникативные; 6) социально- трудовые; 7) личностного самосовершенствования. Остановимся подробнее на информационных и коммуникативных.
Информационные компетенции – это способы и навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, окружающем мире. В процессе их формирования обучающийся должен овладеть навыками пользования современными техническими средствами (смартфон, планшет, модем, компьютер, принтер, копир и т.д.); навыками информационных технологий (электронная почта, соцсети, чаты, форумы, фото, аудио и видеозапись, интернет-технологии, СМИ). Он должен уметь осуществлять поиск, анализ, отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение, передача, защита.
Коммуникативные компетенции – это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Сюда относят и телекоммуникации, позволяющие освоить компетенции взаимодействия с удаленными людьми и ресурсами [5].
По мнению специалистов НИУ «Высшая школа экономики» и
Московского политехнического университета [6], в высшем образовании в учебно-воспитательном процессе должны быть использованы практики взаимодействия между студентами и преподавателями, внутри студенческих групп, активное обучение в аудиториях, своевременная обратная связь,


21 достаточное время для выполнения задания, высокие требования к качеству выполнения заданий, поддержка способностей разного рода. Эти и другие инновационные практики позволяют эффективно планировать деятельность, ставить цели в обучении и отслеживать пути их достижения.
Студентоцентрированное обучение подразумевает использование эффективной обратной связи со стороны преподавателей. Возникает необходимость в информационных ресурсах для студентов в удобном для их стиля обучения виде, и в платформе, организующей пространство общения и совместного создания знания. Решение таких проблем возможно с использованием электронных систем фиксации хода и результатов учебного процесса, которые сейчас динамично развиваются и предоставляют преподавателям широкие технические возможности по управлению учебным процессом (Learning Management System, LMS). Такие системы разработаны и используются за рубежом, опыт которых представлен в журнале «Высшее образование в России» (2017, № 5). Они функционируют как среда общения в режиме «студент-студент», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель- студент» для выполнения различных обучающих и коммуникативных функций; фактически являются инструментом поддержки обучения [6].
Использование онлайн-курсов как ресурса для неформального образования – одна из современных мировых тенденций, подтверждающаяся ежегодным возрастанием числа слушателей, самостоятельно изучающих курсы различной тематики на онлайн-платформах. Одной из самых популярных из них является Coursera (www.coursera.org), предлагающая сегодня свыше 3300 онлайн-курсов от 181 образовательных учреждений и компаний из 27 стран мира. На этой платформе предлагаются не только отдельные онлайн-курсы, но и дается возможность получить полноценные дипломы и ученые степени по некоторым специальностям в ряде международных университетов и колледжей.
В российском образовании аналогичными перспективными проектами являются отечественные платформы: «Открытое образование» (openedu.ru, npoed.ru), Национальный Открытый Университет «Интуит» (www.intuit.ru), сервис для размещения и создания онлайн-курсов Stepik (stepik.org),
Университет интернет-профессий «Нетология» (netology.ru) и ряд других.
Высшие учебные заведения, осуществляющие онлайн-образование, как правило, решают следующие основные задачи:
– повышение вариативности и качества индивидуальных учебных планов студентов;
– реализация принципа непрерывного образования;
– развитие системы разноуровневого образования;
– обеспечение доступности образования для различных социальных групп;
– обеспечение доступности образования гражданам с ограниченными возможностями;
– обучение сотрудников технологиям разработки и применения онлайн- курсов;