Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 971

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
– обеспечение эффективного контроля знаний в виде тестирования и др. [7,
8, 20].
Для повышения информационной компетенции преподавателей разработана программа «Развитие цифровой среды в образовании» (НИТУ
«МИСиС»), в которую включены следующие разделы обучения:
– цифровая грамотность в системе высшего образования;
– современные электронные образовательные ресурсы;
– применение различных форм ИКТ в условиях цифрового образовательного пространства;
– интерактивные технологии, программные средства и технические ресурсы для подготовки учебно-методических материалов;
– создание и разработка онлайн-курсов в условиях цифровой экономики.
В нашем университете опыт внедрения электронной информационно- образовательной среды имеет хорошие традиции. Это процесс начался с автоматизированной системы тестирования (1999 г.) и продолжается до настоящего времени. За последние 25 лет в КГМУ формировалось направление учебно-методической деятельности по разработке и внедрению инновационных активных методов обучения, составляющих основу ИКТ. Эта работа проводилась под руководством ректоров, проректоров по учебно-методической деятельности, факультета повышения квалификации преподавателей и отдельных заведующих кафедр (профессоры Завьялов А.В., Лазаренко В.А.,
Конопля А.И.,
Калуцкий П.В.,
Дрёмова Н.Б.,
Иванов А.В.,
Овод А.И.,
Никишина В.Б. и многие другие) [9-12].
В КГМУ в режиме электронной образовательной среды работают системы управления приемной комиссией, контингентом обучающихся, кадрами, учебными планами, электронной регистрацией ликвидации пропущенных занятий, электронным кафедральным журналом с удаленным доступом как для обучающихся, так и для родителей, представителей деканатов.
КГМУ с 2013 г. активно внедряет в учебный процесс программный комплекс на базе
LMS Moodle (Learning Management System «Moodle»), что дает возможность осуществлять онлайн-обучение, которое представлено тремя основными уровнями: электронные ресурсы библиотек, онлайн-организация учебного процесса (системы управления) и онлайн-курсы с системой контроля.
Основными направлениями совершенствования по внедрению и развитию цифровых технологий в сфере образования в КГМУ является работа по интеграции существующей системы тестирования в единую образовательную среду университета на базе LMS Moodle, использование онлайн-курсов при обучении преподавателей на факультете повышения квалификации, что снижает трудозатраты и дает возможность сотрудникам более свободно распорядиться своим временем, чтение онлайн лекций для обучающихся и др.
Наиболее активное использование онлайн-технологий в КГМУ началось с
2016 г. при внедрении системы непрерывного медицинского образования
(НМО), что позволило создать современную цифровую образовательную среду, обеспечивающую качество и доступность образования. На сегодняшний день


23 университет реализует 313 программ на основе дистанционных технологий, в т.ч. 245 программ в системе НМО содержат: 700 уникальных видеолекций общей продолжительностью свыше 1000 учебных часов, 800 презентаций, 129 электронных учебных изданий. Дистанционное обучение осуществляется с любых мобильных устройств через образовательный портал КГМУ НМО и электронный деканат.
Достижения КГМУ в цифровизации образовательного процесса отражены в публикациях преподавателей университета [13-19]. Требования к организации, созданию и функционированию ЭИОС содержатся в нормативных актах КГМУ, в частности в Положении об электронной информационно-образовательной среде. Развитие онлайн-технологий и внедрение их в образовательный процесс рассматривается в университете как важная часть смешанного обучения (онлайн и традиционное образование), направленного на повышение качества и доступности образования.
Выводы.
1. Современные потребности и задачи электронного здравоохранения обусловливают значительные перемены в образовательном процессе высших медицинских учебных заведений, так как их решение возможно только имеющими соответствующую подготовку специалистами, которая должна быть организована в вузах.
2. Первостепенные задачи высшего медицинского образования в рамках цифровизации здравоохранения включают в себя формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и компетенций, позволяющих выполнять профессиональные медицинские обязанности в разных направлениях единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с целью улучшения доступности и качества медицинской помощи населению России.
3. Таким образом, задачи профессорско-преподавательского коллектива
КГМУ в аспекте цифровизации медицины предусматривают активизацию учебно-методической деятельности кафедр и других организационных структур вуза по подготовке методического обеспечения на базе ИКТ и внедрения его в учебный процесс, что является одной из задач образовательной политики КГМУ на ближайшую перспективу.
Приложение
Основные регламентирующие документы по созданию и функционированию
государственной информационной системы здравоохранения
1.
Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
2.
Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (цели и механизмы достижения, в т.ч. переход к цифровой экономике).
3.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»


24
(мероприятия и финансирование ряда подпрограмм, в т.ч. «Информационные технологии и управление развитием отрасли»).
4.
Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».
5.
Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2017 г. № 1526р «Об изменениях в перечне услуг в сфере здравоохранения, оказываемых в электронной форме».
6.
Приказ МЗСР России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (в редакции приказа МЗСР России от 12.04.2012 г. № 348).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

Список литературы
1. Нормативно-справочная информация при построении электронного здравоохранения в России: взгляд на проблему / В.И. Стародубов,
Т.В. Зарубина, К.В. Сидоров, С.Л. Швырев, С.Е. Раузина, Ю.И. Королева // Врач и информационные технологии. – 2017. – № 2. – С. 19-28.
2. Зарубина, Т.В. Актуальные вопросы внедрения информационных технологий в здравоохранение / Т.В. Зарубина // Вестник Росздравнадзора. –
2018. – № 3. – С. 20-25.
3. Бойко, Е.Л. Цифровое здравоохранение / Е.Л. Бойко // Вестник
Росздравнадзора. – 2018. – № 3. – С. 5-8.
4. Мурашко, М.А. Информационные системы для инновационного развития контроля (надзора) в сфере здравоохранения / М.А. Мурашко,
А.И. Панин, К.Г. Поспелов // Вестник Росздравнадзора. – 2018. – № 3. – С. 9-19.
5. Хуторской,
А.В.
Модель компетентностного образования
/
А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 12. – С. 9-16.
6. Боголепова, С.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании / С.В. Боголепова,
Н.В. Малкова // Высшее образование в России – 2017. – № 5. – С. 105-112.
7. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков / А.А. Оносов,
Е.В. Брызгалина, Н.Е. Савина, С.В. Туманов // Высшее образование в России. –
2018. – № 8-9. – С. 135-151.
8. Чупандина, Е.Е. Реализация онлайн-обучения в Воронежском государственном университете / Е.Е. Чупандина, А.В. Семенихина // Высшее образование в России. – 2018. – № 8-9. – С. 103-110.
9. Информационные технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза: учебное пособие / Н.Б. Дрёмова, А.В. Иванов,
И.Н. Совершенный, С.В. Соломка. – Курск: КГМУ, 2010. – 96 с.
10. Дрёмова, Н.Б. Активные методы обучения в учебном процессе вуза: учебно-метод. пособие / Н.Б. Дрёмова, А.И. Конопля. – Курск: КГМУ, 2012. –
100 с.
11. Профессиональная компетентность педагога как основа качества образовательного процесса в медицинском вузе / В.А. Лазаренко,
А.И. Конопля, О.И. Охотников, Н.Б. Дрёмова // Медицина: целевые проекты. –
2013. – № 16. – С. 18-19.

25 12. Дрёмова, Н.Б. Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета: метод. пособие / Н.Б. Дрёмова, А.И. Конопля. –
Курск: КГМУ, 2014. – 124 с.
13. Построение информационной системы медицинского вуза /
В.А. Лазаренко, А.В. Иванов, А.А. Телегин, А.В. Боев // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 1(61). – С. 78-79.
14. Проблемы формирования информационного окружения учебного процесса в медицинском вузе / В.А. Лазаренко, А.И. Иванов, А.А. Телегин и др.
// Медицинское образование – 2013: сб. мат. конф. (4-5.04.2013, г. Москва). – М.:
Изд-во ПМГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. – С. 285-288.
15. Кузнецова,
А.А. Критерии коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы в условиях электронной образовательной среды
/ А.А. Кузнецова, В.Н. Ткачев // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017.
– № 5. – С. 30-37.
16. Природова, О.Ф. Модульные видеолекции: оценка эффективности /
О.Ф. Природова, В.Б. Никишина // Коллекция гуманитарных исследований. –
2017. – № 4. – С. 17-23.
17. Конструирование электронных образовательных ресурсов, как универсальный инструмент подготовки обучающихся к жизни в условиях развивающегося сетевого общества / В.А. Файтельсон, Д.С.Р. Раджкумар,
Н.Ю. Коклина, А.В. Файтельсон // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – № 4. – С. 21 (97-103).
18. Кузнецова, А.А. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства / А.А. Кузнецова, В.Б.
Никишина // Высшее образование в России. – 2018. – № 4. – С. 149-155.
19. Технология оценки эффективности видеолекции / В.А. Лазаренко, О.Ф.
Природова, В.Б. Никишина, А.А. Кузнецова // Профессиональное образование в
России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С. 45-52.
20. Чекалина, Т.А. Основные направления и перспективы развития онлайн- обучения / Т.А. Чекалина, Т.В. Тумандеева, Н.В. Максименко //
Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 3. –
С. 44-52.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В СРЕДЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Авдеева Е.В., Репалова Н.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра нормальной физиологии им. профессора А.В. Завьялова
Современное высшее образование предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму выпускников с одной стороны, а также к их моральным качествам, социальной толерантности, коммуникативности с другой стороны. Вопрос толерантности межнационального общения в студенческой среде становится особенно актуальным в последнее время.
Коммуникативная толерантность формируется посредством предупреждения и


26 разрешения конфликтов между студентами, приобретения навыков работы в коллективе, в группе. Процесс социальной адаптации к студенческой жизни, к работе в коллективе проходит достаточно сложно из-за различий между людьми, этносами, религиями и культурами.
Формирование и развитие межнациональных коммуникаций и социальной толерантности в студенческой среде, обеспечивает право каждого ее члена на волеизъявление и свободу личности [1].
За последние годы число иностранных студентов, обучаемых в вузах
России, выросло в несколько раз. Вместе с этим растет и число межнациональных конфликтов, которые в студенческой среде могут принимать самые острые формы. Возникновение межэтнических конфликтов в студенческой среде – это свидетельство недостаточного развития коммуникативной толерантности, терпимости к мнению другого человека.
Выход из ситуации состоит в развитии национального самосознания на принципах поликультурности, усилении роли преподавателя в разрешении конфликтных ситуаций. Педагог высшей школы обязан ориентироваться на личность студента, его индивидуальность, оказывать социально-психолого- педагогическую помощи в решении личностных проблем, в осознании себя субъектом собственной жизни [3,4].
Особое внимание в преодолении студенческих конфликтов необходимо уделять на первых курсах обучения. Сосредоточение большего внимания студентов первых курсов на формирование целей и пути профессионального развития устранит возникновение в студенческих группах конфликтных ситуаций межличностного и межгруппового характера. Задача педагога состоит в том, чтобы осуществлять коррекцию самооценки студентов, а при необходимости и коррекцию статуса студента в социуме, группе сверстников, тем самым создавая бесконфликтные гармоничные межличностные отношения в группе [2].
Цель нашего исследования заключалась в выявлении и анализе существующих конфликтных ситуаций, возникающих между иностранными студентами университета. В опросе приняли участие сто шестьдесят (82 юноши и 78 девушек) студентов 2 курса международного факультета Курского государственного медицинского университета.
Исследование проводилось с помощью анкетирования, использовали анкету, разработанную для студентов колледжей университета Индианы [5]. Анкета содержала 15 вопросов, дающих информацию о гражданстве, этнической принадлежности, возрасте студентов, о том, как часто они сталкиваются с конфликтными ситуациями в повседневной жизни. Исследуемая группа студентов состояла из шести национальностей: индусов (34%), нигерийцев
(25%), шри-ланкийцев (20%), малазийцев (9%), бразильцев (7%), тайских студентов (5%) соответственно.
Было установлено, что 52% иностранных студентов общаются со студентами из другой полиэтнической группы, что говорит о межнациональной толерантности среди иностранных учащихся.