Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
Конфликты студентов были связаны, в основном, с их религиозными различиями (редко 36%, часто 28% и очень часто 10%). Минимальный процент конфликтов между студентами был обусловлен политическими взглядами и мнениями (редко 32%, часто 18%). Максимальное количество конфликтных ситуаций, согласно анкетированию, возникало среди нигерийских и индийских студентов.
При сравнительном анализе анкет нигерийских и индийских студентов было обнаружено, что у 47% нигерийских студентов были значительные конфликты со студентами, чьи религиозные убеждения сильно отличались от их убеждений. Этот же показатель для индийских студентов составил всего лишь
10%, все остальные национальности отличаются лояльностью к религиозным взглядам однокурсников. Процент нигерийских студентов, у которых были серьезные конфликты на этнической основе, составил 27%, для индийских студентов - 13%. 33% нигерийских студентов очень часто имели серьезные конфликты со студентами из других стран. Для индийских студентов этот показатель был равен 17%.
Однако следует отметить, что политические дискуссии чаще возникали у индийских студентов (33% опрошенных), чем у нигерийских (10%).
Таким образом, было установлено, что по количеству конфликтных ситуаций (разные причины) лидируют нигерийские студенты. Больше всего конфликтных ситуаций возникает по причине различных религиозных убеждений, на втором месте конфликты по расовому или этническому происхождению.
Доминирующую роль нигерийских студентов в возникновении конфликтов мы можем объяснить национальными особенностями, а также тем, что средний возраст нигерийских студентов в опрошенной группе составил 20-
22 года, тогда как студенты других национальностей были в возрасте до 20 лет.
Следует отметить, что у всех национальностей практически отсутствуют конфликты с соседями по комнате. И, к сожалению, большинство иностранных студентов сообщают о своих личных проблемах и конфликтах друзьям и членами семьи, но не преподавателям.
На основе проведенного исследования мы можем рекомендовать преподавателям уделять большее внимание развитию благоприятного климата в среде студенческих групп, что станет гарантом развития полезных инициатив, творчества, различных видов само- и взаимопомощи. Другим эффективным направлением развития студенческой коммуникативной толерантности может служить организация общих культурно-массовых мероприятий, в которых будут участвовать представители разных национальностей. Совместно проведенное время поможет сплотить их и снизить противоречия между социальными группами различных этносов.
Список литературы


28 1.
Боктаева, В.Л. Конфликт-феномен жизни студентов: причины, факторы, пути преодоления / В.Л.
Боктаева // Вестник современной науки. - 2015. – № 6.
– С.99-103.
2.
Овсянникова, Е.К. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса/
Е.К.
Овсянникова,
В.М.
Марухно //
Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4 – С. 186-187.
3.
Судакова, Т.Г. Конфликты в студенческом коллективе вуза /
Т.Г. Судакова, К.О. Полатиди // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 44-45. – С. 45-50.
4. https://helpiks.org/2-68986.html
5.
Pace, C.R., & Kuh, G.D. College Student Experience Questionnaire (4th ed.).
Center for Postsecondary Research and Planning. Bloomington: Indiana University.
– 1998.
ОСНОВЫ ЭТИКИ В РЕАНИМАЦИИ
Авдеева Н.Н., Сумин С.А., Сергеева В.А., Бородинов И.М., Еремин П.А.,
Богословская Е.Н., Саруханов В.М., Волкова Н.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра анестезиологии, реаниматологии
и интенсивной терапии ФПО
Обучение врачей исключительно или в значительной степени на основе принципов функционирования организма невозможно. Даже оснастив лучшими медицинскими инструментами эпохи, мы можем оставить их частично беспомощными в палатах. Для современного врача одной техники и практических навыков недостаточно. Необходимо готовить их к работе со страдающими, отчаявшимися, умирающими, исцеленными и благодарными.
Врачу по-прежнему нужны более глубокие источники человеческой мудрости, чем может обеспечить только телесное мастерство. Особенно актуален этот вопрос в медицине критических состояний. Несмотря на ограничение времени на принятие решения, последнее должно быть балансом между имеющейся объективной информацией, существующими алгоритмами и этическими принципами реаниматологии [1].
Этика в реанимации базируется на следующих основных принципах:
− принцип благотворительности,
− принцип «не навреди»,
− принцип автономии,
− принцип достоверности,
− принцип конфиденциальности,
− принцип социальной справедливости [2, 3, 4].

29
Благотворительность – обязательство всегда максимально действовать в интересах пациентов для спасения жизни, лечения болезней, облегчения боли и страданий. В самой основе здравоохранения подразумевается, что страдающий пациент может довериться тому, кого государство лицензировало как компетентного оказывать медицинскую помощь. Этот принцип предполагает, что после оценки соотношения риск/польза, вмешательство принесет пациенту пользу. Существуют рекомендации, основанные на принципах доказательной медицины, которые помогают медикам принимать решения, какой лечебный подход наиболее целесообразен. Но милосердие основывается на человеческих качествах, а не только на технических знаниях и медицинских навыках. Именно эти качества, к сожалению, имеют тенденцию быть забытыми или отодвинутыми на второй план границами развития технологий в медицине
[2, 4].
Принцип непричинения вреда или принцип «Не навреди!». На практике обязательство – не причинять вреда, традиционно сформулировано в доктрине
«надлежащей медицинской помощи» и тесно связано с понятием стандартизации. Поскольку более пристальное внимание сегодня уделяется качеству и затратам в области здравоохранения, необходимо понимать, совпадают ли и в какой степени новые усилия по стандартизации не только с повышением эффективности и экономичности, но и, что более важно, с обязанностью не причинять вреда. Переход к более научнообоснованным стандартам в медицине является многообещающим в той мере, в какой он руководствуется в первую очередь моральными, а не финансовыми соображениями. Реанимационные мероприятия – инвазивная процедура с низкой вероятностью успеха. В связи с этим сердечно-легочная реанимация не применяется в безнадежных случаях. Однако определить безнадежность способом точным, проспективным и применимым в большинстве случаев – трудно. Общие результаты исследований могут оказаться неприменимыми для индивидуального случая. Исследования прогнозирования в частности зависят от системных факторов, таких как исходный статус, время начала реанимационных мероприятий, время дефибрилляции и т.д. Решение не должно быть основано на каком-то отдельном показателе. Всегда будут оставаться проблемные зоны, в которых для конкретного пациента потребуется индивидуальное решение. Это касается не только реанимации, но и всех разделов интенсивной терапии, проводимой на фоне прогностической неопределенности [3].
Принцип автономии или право пациента на самоопределение, чаще всего становится причиной этического конфликта. Современная медицина формулирует концепцию совместного принятия решений.
Пациент в настоящее время становится центром процесса, а не просто получателем медицинских решений. Уважение к автономности отражено в обязательстве врача уважать предпочтения пациента и осуществлять выбор в соответствии с его ценностями и верованиями. Компетентному по уровню сознания пациенту врач должен предоставить информацию о состоянии, характере, целях, риске и альтернативных методах предполагаемого лечения в доступной форме, дать


30 совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей [2, 3, 4].
Применение принципа автономии в медицине критических состояний, где пациент зачастую не в состоянии выразить свои предпочтения, является проблемой. Существует множество факторов, которые искажают, предубеждают или мешают самостоятельным решениям пациентов в реанимации. К ним относятся отсутствие/нарушение сознания, страх, беспокойство, депрессия, паника, отсутствие информации и отвращение к инвазивным методам лечения.
В связи с этим при столкновении с потенциально обратимой опасной для жизни болезнью другие этические принципы преобладают над автономией пациентов.
В разных культурах существуют варианты реализации этого принципа,
однако их правовой статус варьирует в зависимости от страны. Врачи часто обращаются к ближайшим родственникам для принятия решений. Этическим авторитетом могут обладать предварительные директивы. Эти документы предоставляют возможность человеку дать общую информацию о предпочтениях медицинской помощи в различных ситуациях [1].
Принцип достоверности часто связан с автономией, особенно в области информированного согласия. В целом, достоверность обязывает и врача и пациента говорить правду. Характер процесса оказания медицинской помощи таков: обе стороны должны оказаться в обстановке доверия и взаимного обмена информацией. Проблемы с принципом правдивости вращаются вокруг такого вопроса как доброжелательный обман, когда данные скрываются от пациента для его же блага.
Помимо педиатрии и редких случаев, в которых есть доказательства того, что правда приведет к вреду (например, самоубийству), истина, предоставленная в максимально корректной форме, вероятно, является лучшей политикой.
Конфиденциальность – неразглашение информации о здоровье пациента, создание доверительной среды на основе уважения частной жизни. К сожалению, нарушения конфиденциальности чаще являются результатом неосторожных высказываний, чем рационального принятия решений. На данном принципе следует особенно акцентировать внимание обучающихся, имеющих доступ к информации о пациенте. Раскрытие информации осуществляется только при согласии самого пациента, что зачастую становится проблемой в отделениях реанимации и интенсивной терапии. При определенных обстоятельствах врач может принять решение о раскрытии информации [2, 4].
Социальная справедливость: принцип равного доступа всех граждан к медицинской помощи в соответствии с медицинскими потребностями.
Врачи должны, безусловно, участвовать в этике распределения ресурсов в своей сфере.
Пациенты в аналогичных ситуациях должны иметь равный доступ к одному и тому же медицинскому обслуживанию и, когда ресурсы выделяются группе пациентов, следует также оценивать влияние этого выбора на другие группы.
Почти все развитые государства обеспечивают всеобщий доступ к широкому спектру услуг общественного здравоохранения и личной медицинской помощи.


31
Однако в некоторых странах, где ресурсы ограничены, законодательство диктует, что лечение осуществляется пациентам, от которых с большей вероятностью общество получит пользу, что является этическим конфликтом для врача [3, 4].
Благодаря уважению этических принципов автономии, конфиденциальности, достоверности, благотворительности, непричинения вреда и справедливости каждый пациент может надеяться на то, что предоставляемая помощь будет надлежащего качества, и к нему будет справедливо относиться сострадательная и чуткая команда, которая будет учитывать как его соматический статус, так и его собственную иерархию ценностей. Относительная важность этих принципов различается в разных странах, но ответственность врачей перед своими пациентами является общей для всех культур.
В этой связи воспитание нравственных профессиональных качеств – важная составляющая современного медицинского образования, способствующая формированию профессиональной целостности обучаемых.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

Список литературы
1. Берлева, С.Ю. Нравственность и врач / С.Ю. Берлева, О.В. Подшибякина //
Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2016. – № 64. –
С. 104-110.
2. Ненашева, Т.М. Модели медицинской этики / Аpriori. Cерия: естественные и технические науки. – 2016. – № 3. – С. 31.
3. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г.) / Под ред. чл. корр. РАН Мо- роза В.В. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: НИИОР, НСР,
2016. – 192 с.
4. Beauchamp, T. Principles of biomedical ethics, 7
th edition / T. Beauchamp,
J. Childress // New york: oxford university press, – 2013. – 480 p.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Азарова Ю.Э., Коломоец И.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологической химии
Развитие современного общества характеризуется постоянным повышением качества образования. Проблемы, связанные с улучшением качества медицинского обслуживания населения, выдвигают перед высшей школой новые требования по усовершенствованию подготовки специалиста.
Более высокое качество обучения молодых специалистов может быть достигнуто за счет интеграции обучения и инновационной деятельности.

32
Поэтому на сегодняшний день возрастает значение применения новых компьютерных технологий, моделирующих и улучшающих эффективность образования в медицинских вузах [3, 5].
Современное педагогическое образование приобретает большое значение особенно с использованием компьютерных телекоммуникационных средств.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования профессиональных компетенций будущего медицинского работника в условиях информатизации современного образования. А это, в свою очередь, требует создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в образовательный процесс [5].
Цель нашего исследования – изучить основные инновационные технологии обучения в медицинском образовании, разработать концепцию исследования по использованию компьютерных технологий в учебном процессе кафедры биохимии и подготовить анкету для социологического исследования студентов КГМУ по применению компьютерных технологий в учебном процессе и проанализировать полученные результаты.
Для проведения социологического опроса нами была сформулирована концепция исследования возможности современного студента.
В результате исследования было выявлено, что в зависимости от вида факультета использование компьютера и интернета в процессе подготовки к занятиям различно.
Проведя сравнительный анализ выявили, что студенты лечебного факультета были открыты к восприятию инновационных методик обучения и имеют больший доступ к сети интернет. Были определены самые посещаемые медицинские сайты.
По времени работы в интернете первое место занимают студенты лечебного факультета. У некоторых из них при подготовки к занятиям это время достигало 100%.
Несомненна разница в использовании информации, предоставленной на сайте КГМУ: студенты лечебного факультета – 84%, студенты медико- профилактического факультета – 10%.
По результатам опроса студенты лечебного факультета используют электронные материалы, медико-профилактического факультета в меньшей степени пользуются в своем арсенале пособиями, причем желание использовать их на дисках у студентов обоих факультетов совпадали.
Одним из серьезных факторов, влияющих на условия прохождения процесса обучения, является внимание. Наиболее эффективным вниманием принято считать послепроизводственное, которое целиком поглощает интеллектуальную работу студента при выполнении задания. Оптимальными методами для этого является использование инновационных технологий, позволяющих применение игровых методов, использование наглядности и дополнительных источников информации [2,4]. Всем этим требованиям отвечает работа студента с «терминологическим полем».