Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическое состояние учащихся родители характеризовали, отмечая такие положительные проявления, как бодрость, физическая активность, хорошее самочувствие и т.д. В динамике проявления этого критерия в целом наблюдалось планомерное улучшение физического состояния учащихся, с небольшими спадами у некоторых детей к концу первой и второй недели эксперимента. Начиная с третьей неделе исследования, физическое состояние у двух трети детей стало носить всё более выраженную положительную динамику.

Исходя из этого, можно заключить, что у большинства учащихся, в процессе адаптации, произошло приспособление к школьным нагрузкам на физическом уровне.

Отзывы об учителе на протяжении исследования характеризовались стабильностью в положительных оценках, даваемых учащимися, и к пятой неделе эксперимента отмечались практически у всех школьников (33 из 34). Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, учителя были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Также и учащиеся адаптировались к новому человеку в их деятельности: им нравилось, что учитель обращал на них внимание, спрашивал, хвалил, интересовался деятельностью ребенка вне класса и т.д.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взаимопонимание учителя с учащимися оказывает существенное влияние на успешную адаптацию учащихся к школьному обучению.  

По мере знакомства учеников в классе друг с другом, отзывы об одноклассниках планомерно приобретали всё больше положительных оценок у большего количества детей. Это говорит, что, проводившиеся занятия и деятельность учителя, сплачивала учащихся и развивала их межличностное общение.

Отзывы об учебной деятельности школьников основывались на таких характеристиках как: интерес, увлечение новой информацией, легкость усвоения материала (доступность пониманию)  и т.д. К концу первой недели исследования (второй недели обучения) происходит резкое убывание положительных отзывов об учебной деятельности в оценках детей. Отмечается сложность понимание материала с первого раза, неумение систематизировать новый материал; дети всё больше прибегали к помощи родителей в выполнении домашних заданий. Но, начиная с третьей недели формирующего эксперимента, положительные отзывы об учебной деятельности, давали все большее количество учащихся. Это может быть связано с фактом приспособления учащимися к новому виду деятельности – учению, и к новым условиям – школа.


 

Результаты повторного констатирующего эксперимента

В ходе анализа анкет, повторно заполненных учителями, в конце проведения исследования, получены следующие результаты (см. Таблица №3).

Как видно, из предоставленной таблицы, среди всех первоклассников, после проведения адаптационных занятий, количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению увеличилось до 70%. Количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо снизилось.

Что касается учащихся, родители которых помогали исследователю в адаптации своих детей к школе, то среди них, показатель адаптированности достиг 97% успешности взаимодействия семьи и школы. 

Степень адаптации

Количество учеников

Процентное соотношение

Количество учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте

Процентное соотношение среди учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте

Не испытывают трудности в адаптации к школьному обучению

42

70%

33

97%

Испытывают трудности в адаптации к школе

18

30%

1

3%

Табл.№ 3 Сводная таблица анализа повторных анкет для учителя

В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в конце проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:

Степень адаптации

Количество учеников

Процентное соотношение

Количество учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте

Процентное соотношение среди учеников, семьи которых принимали активное участие в эксперименте

Высокий уровень школьной адаптации

31

52%

30

88%

Средняя степень адаптации

27

45%

4

2%

Выраженная дезадаптация

2

3%

0

0%

Табл.№ 4 Сводная таблица анализа повторных анкет для родителей 

Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №4), по оценке родителей среди первоклассников, уменьшилось количество всех учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, стало больше.


Что касается учащихся, родители которых помогали исследователю в адаптации своих детей к школе, то среди них, показатель адаптированности достиг 88%, свидетельствуя об успешности взаимодействия семьи и школы.

Эти результаты указывают на то, что, подобного рода формирующий эксперимент, оказал своё влияние на положительную динамику прохождения процесса адаптации учащихся к школьному обучению.

                                                                                                           

Выводы по третьей главе.

Мы рассмотрели, как происходит оценка подготовки детей к школе. А также

рассмотрены какие примерно можно провести практические мероприятия с родителями по адаптации детей к школе. Они обязательно должны быть разнообразными и поучительными.

Очень важно вовлечь в процесс адаптации и детей, и родителей. Сейчас, когда родители очень заняты, загружены на работе и мало уделяют внимания своему ребенку, надо попытаться дать понять им, что без их личного участия процесс адаптации ребенка невозможен.

Заключение

Готовность ребенка к школьному обучению начинается с процесса адаптации. Это сложный и непростой период в жизни ребенка, но очень важный.

Это своего рода испытательный срок как для детей, так и их родителей. Именно в этот период проявляются пробелы в воспитании, выявляются его сильные и слабые стороны. Задача родителей – помочь своим детям адаптироваться к школе.

Для того, чтобы основательно освоиться в школе требуется довольно продолжительный промежуток времени. При этом организм ребенка претерпевает много изменений. Детям свойственно болезненно реагировать на неудачи, поэтому и педагог, и родители должны подбадривать их, поощрять.

Для преодоления периода адаптации важно объединить усилия родителей и школы.

Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. По словам Л. С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года.


Список использованной литературы 

  1. Бабаева, Т.И. У школьного порога – М., 2013. – 203 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: Педагогика, 2016. – 214 с.
  3. Буре, Р.С. Готовим детей к школе – М., 2011. – 96 с.
  4. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание – 2015. – № 8. – С. 66-74.
  5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии – СПб.: Союз, 2016. – 144 с.
  6. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //

- М., 2011. – С. 27-37.

  1. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Образование, 2016. – 184 с.
  2. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь – М., 2000. – 448 с.
  3. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология – М., 2013. – 464 с.
  4.  Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка – М., 2000. – 144 с.
  5.  Ильина, М.Н. Подготовка к школе – СПб., 2013. – 205 с.
  6.  Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению – М., 2016. – 145 с.
  7.  Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника – М., 2000. – 288 с.
  8.  Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [– М., 2001. – 176 с.
  9.  Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе – М., 2000. – 272 с.
  10.  Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании – М., 2013. – 320 с.
  11.  Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника  – М., 2014. – 224 с.
  12.  Мухина, В.С. Возрастная психология – М., 2013. – 456 с.
  13.  Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе – М., 2000. – 175 с.
  14.  Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. – М., 2003. – 256 с.
  15.  Подласый, И.П. Педагогика начальной школы – М., 2012. – 464 с.
  16.  Соколова, Н.Г. Неврозы у детей – Ростов н/Д., 2015. – 160 с.
  17.  Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь – Томск, 2012. – 133 с.
  18.  Философский энциклопедический словарь – М., 2001. – 576 с.
  19.  Энциклопедический словарь юного биолога – М., 2002. – 352 с.

Приложение 1

Тест  Керна – Ирасека

Определение степени "школьной зрелости" по тесту  Керна - Ирасека может проводиться  индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь  указывает имя, фамилию, возраст  ребенка и дату исследования. Под  рабочий лист подкладывается лист плотной  бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково  удобно взять его правой и левой  рукой.


Во время  выполнения детьми все трех заданий  обращайте внимание на то, какой  рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его  под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали  или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие  трудностями вам и ему предстоят  с началом учебы.

Тест  состоит из трех заданий:

1) нарисовать  человека;

2) срисовать  короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

3) срисовать  группу точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.

Современные исследования доказали связь изобразительной  деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом  ребенка, его рисунок обогащается  новыми деталями. Если в 3,5 года малыш  рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного  человека уже вырисовываются практически  все части тела.

К нему дается следующая инструкция; "Здесь (каждому  показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий  лист переворачивается. Обратная сторона  его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать  заранее).

Следующие два задания характеризуют ребенка  со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации  зрения и движений, умения выполнять  работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.

Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы - 1 см, заглавной - 1,5 см):

Он ел суп

Карточка  с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется  следующим образом: "Посмотри, здесь  что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет  помещаться па строке, нужно ребенку  подсказать, что его можно написать ниже или выше.