Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место  кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.

К 3-му заданию  дается следующая инструкция: "Здесь  нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части  листа" показать, где).

Оценка  результата.

Каждое  задание оценивается баллами  от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая  оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 3, 4 и 5.

Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).

1 балл  — у нарисованной фигуры должны  быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет  шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны  быть волосы (возможна шапка или  шляпа), уши; на лице — глаза,  нос, рог. Верхние конечности  заканчиваются рукой с пятью  пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла  — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны  три отсутствующие части: шея,  волосы, один палец руки, но не  должна отсутствовать какая-нибудь  часть лица.

3 балла  — у фигуры на рисунке должны  быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы  двумя линиями. Отсутствуют шея,  уши, волосы, одежда, пальцы на  руках.

4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов  — отсутствует ясное изображение  туловища и конечностей. Каракули.

Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).

1 балл  — срисованную ребенком фразу  можно прочитать. Буквы не более  чем в 2 раза больше образца.  Буквы образуют три слова. Строка  отклонена от прямой линии  не более чем на 30 градусов.

2 балла  — предложение можно прочитать.  Буквы по величине близки к  образцу, их стройность — необязательна.

3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла  — с образцом схожи хотя  бы 2 буквы. Вся группа имеет  еще видимость письма.

5 баллов  — каракули.

Приложение 2

Список  слов-стимулов и псевдослов для оценки слухоречевой памяти


1-я  группа:

кошка,

белка,

лиса,

овца,

свинья,

волк,

медведь,

лошадь,

коза,

заяц.

2-я  группа:

синий,

рыжий,

белый,

серый,

желтый,

красный,

черный,

голубой,

зеленый,

розовый.

3-я  группа:

бежать,

прыгать,

молчать,

ловить,

бросать,

шагать,

стоять,

хлопать,

кричать,

летать.

4-я  группа:

белый,

стоять,

свинья,

белка,

молчать,

бросать,

желтый,

черный,

медведь,

коза.

5-я  группа:

солам,

кирям,

доли,

вокар,

козим,

торик,

мира,

сиза,

нулим,

вига.

Тест  построен по принципу усложнений заданий: количество запоминаемых слов постепенно увеличивается. Вначале вы читаете  громко и с постоянными паузами  между словами четыре слова и  сразу же после этого просите  ребенка повторить их. Если он воспроизвел  слова в полном объеме, вы добавляете еще одно слово к предъявлявшимся  ранее и зачитываете их ребенку  с инструкцией запомнить все  и сразу же повторить их. Результат  воспроизведенного ребенком записывается в таблицу (см. табл.).

Таблица 1 - Протокол выполнения теста на оценку объема кратковременной слухоречевои памяти

Предъявляемые группы слов

Число слов, воспроизведенных ребенком

Число слов воспроизводимых по нормативу

1-я  группа существительные

7-9

2-я  группа прилагательные

6-8

3-я  группа глаголы

4-6

4-я  группа смешанная

6-7

5-я  группа псевдослова

3-4

Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок  безошибочно воспроизводит предложенные слова. Как только ребенок ошибся, вы переходите к следующей серии  слов.


Обработка результатов заключается в подсчете числа правильно воспроизведенных слов из каждой серии, что рассматривается  в качестве меры объема слухоречевой памяти.

Общим правилом является то, что хуже всего старшие  дошкольники способны воспроизвести  псевдослова, которые не имеют смысловой  опоры, необходимой для запоминания. Это свидетельствует об ослаблении роли механической памяти к концу  дошкольного детства. Кроме этого  типичным является лучшее запоминание  существительных и худшая память на глаголы.

Если  ребенок воспроизводит значительно  меньше слов (менее 5 существительных  и прилагательных, менее 3 глаголов), то это является признаком недостаточного развития речи ребенка в целом  и, в частности, слухоречевой памяти, которая совершенно необходима для  освоения учебной программы в 1 классе. В данном случае необходимо тренировать  память, читая ребенку вслух маленькие  рассказы (в 3-4 предложения) с понятным смыслом, где все слова ребенку  хорошо знакомы. После прочтения  предложите ребенку повторить рассказ.

При этом обращайте внимание на передачу смысла. Чем полнее ребенок использует слова  из прочитанного текста, тем лучше  у него развита слухоречевая память. Если этот способ тренировки окажется неэффективным, а ребенок при этом устает, рекомендуется обратиться за консультацией к психоневрологу.

Приложение 3

Корректурная  проба.

(«Перекодировка»  из теста Векслера)

Корректурная  проба представляет собой карту  с пустыми символами в виде геометрических фигур и набором  символов-образцов с вписанными знаками, выделенным отдельным рядом вверху. Тест выполняется в режиме временного ограничения. Для старших дошкольников выбирают интервал времени, равный двум минутам — в течение этого  срока старший дошкольник еще  не испытывает явного утомления. Ребенку  предлагается внимательно посмотреть на символы-образцы. Ему рассказывают о том, что он должен заполнить  друг за другом (по горизонтали) как  можно больше символов в карте  в полном соответствии с образцами.

Для тренировки и проверки того, понял ли ребенок  задачу, его просят заполнить первые шесть пробных символов. Если ребенок  правильно заполнил пробные символы, то можно приступать к выполнению теста на фиксированное время, равное двум минутам (символы-образцы во время заполнения карты остаются открытыми).

Результатом теста является число правильно  заполненных символов (при готовом  подсчете пробные символы не учитываются). Нормальным считается выполнение этого  теста в течение указанного времени  без явных признаков утомления  и побуждений к действию со стороны  взрослого. Уровень развития произвольного  внимания считается нормальным, если результаты теста имеют не менее  чем 24-25 правильно заполненных символов. Хорошее развитие произвольного  внимания соответствует 35-40 заполненным  символам.


Если  ребенок за 2 минуты правильно заполнил менее 15 символов, то это является тревожным  признаком — у ребенка плохо  развито произвольное внимание, и  требуются значительные усилия по его  формированию. Для этого могут  быть использованы все развивающие  игры, например, «Третий лишний», «Разложи по группам» и т. д.

Приложение 4

Слова-стимулы  для проведения ассоциативного эксперимента

Слова-стимулы

Словесный ответ ребенка или его реакция  на стимул

1.

Ботинки

2.

Кошка

3.

Кушать

4.

Сказка

5.

Красный

б.

Ленточка

7.

Конфета

8.

Кровь

9.

Бежать

10.

Ночь

11.

Плохой

12.

Лук

13.

Чулок

14.

Рука

15.

Копать

16.

Море

17.

Голубой

18.

Газета

19.

Мальчик

20.

Еда

21.

Петь

22.

Коробочка

23.

Сильный

24.

Стихотворение

25.

Волосы

26.

Замок

27.

Ехать

28.

Дедушка

29.

Большой

30.

Карусель

31.

Лисица

32.

Кровать

33.

Плясать

34.

Вокзал

35.

Глупый

36.

Весна

37.

Завтрак

38.

Одежда

39.

Строить

40.

Вода

41.

Высокий

42.

Лес

43.

Город

44.

Девочка

45.

Плакать

46.

Очки

47.

Маленький

48.

Молоко

49.

Ветер

50.

Собака

51.

Звенеть

52.

Лампа

53.

Красивый

54.

Дом

55.

Гром

56.

Стакан

57.

Спать

58.

Огонь

59.

Грязный

60.

Слон

61.

Дерево

62.

Лимон

63.

Кричать

64.

Труба

65.

Веселый

66.

Магазин

67.

Река

68.

Кольцо

69.

Мягкий

70.

Рисунок

71.

Гулять

72.

Игла

73.

Лошадь

74.

Пальто

75.

Кататься

76.

Снег

77.

Желтый

78.

Ружье

79.

Машина

80.

Ложка

81.

Смеяться

82.

Письмо

83.

Мокрый

84.

Стол


Вначале ребенку объясняют, что он должен делать. Для пробы ему предлагается произнести первое пришедшее в голову слово в ответ на слова, сказанные  взрослым. Если ребенок затрудняется это сделать, взрослый сам демонстрирует  вариант ответа. После того как  становится очевидным, что ребенок  понял смысл игры, приступают к  оценке. Взрослый вслух внятно и  четко произносит слово из списка и ждет ответной реакции ребенка. Любой ответ дает ценную информацию об уровне и специфике развития вербальной сферы дошкольника. Ответы ребенка, в том числе и невербальные (жесты, улыбка, гримасы, смех и т. д.), фиксируются в таблице со строгим соблюдением порядка предъявленных слов.

Стимульный  материал состоит из 84 слов, 56 из которых — существительные, 14 — глаголы и 14 — прилагательные.

Обработка результатов. Вначале просчитывается процент ответных вербальных ассоциативных реакций от общего количества слов-стимулов, который служит показателем словесной продуктивности ребенка. Критериями оценки уровня вербальных способностей служит количество слов-ассоциаций, данных на указанные слова-стимулы, а также качество выполнения теста, что оценивается по альтернативной модели «качественные — некачественные». «Некачественные» ответы вычитаются. К некачественным ассоциативным реакциям относятся:

  • периферические реакции — реакции на слово-стимул, исходящие из окружающей среды — относящиеся к предметам окружающей обстановки, не связанные по смыслу с названным словом;
  • стереотипные реакции — реагирование постоянно, много раз одним и тем же словом на любые слова-стимулы;
  • эхолалии — повтор слова-стимула без изменения и с добавлением, как правило, частицы «не»;
  • словообразования и словоизменения предъявленных слов-стимулов, например «дом — домик».

Выполнение  АЭ считается качественным в том  случае, если вышеуказанные реакции  встречаются не чаще чем в 15% ответов. Вербальные способности, таким образом, оцениваются по объему словарного запаса (процент ответных ассоциаций, выданных ребенком на тестовый список слов) и  качеству словесных реакций (отсутствие повторов, описаний обстановки).

Расчет  суммарного показателя качества выполнения ассоциативного эксперимента проводится по определенной формуле.

Данная  модификация так называемого  свободного ассоциирования характеризуется отсутствием временного ограничения. Однако временные затраты на выполнение данного списка слов могут рассматриваться в качестве дополнительного (и существенного) показателя развития интеллекта. Обычное время на этот тест укладывается в диапазон от 3 до 4 минут. Если ребенок значительно выходит за верхний предел, то это свидетельствует о трудности задания для него. В этом случае следует обратить внимание на значение КВИ — обычно он имеет невысокие значения. Большие временные затраты и низкое качество словесного ассоциирования составят основу школьной неуспеваемости уже в первом классе. Необходимо выяснить причины такой низкой продуктивности в этом тесте. Если ребенок здоров, то необходимо интенсифицировать его интеллектуальное развитие, особенно в речевой сфере (см. рекомендации по развитию слухоречевой памяти). При этом необходимо постоянно объяснять ребенку значения тех слов, которыми вы пользуетесь.