Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Влияние родителей на подготовку детей к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы оценки подготовки детей к школе
1.2. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей
ГЛАВА 2 Основные компоненты психологической готовности детей к школе
2.1 Понятие готовности как многогранного развития личности
2.2 Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей
Глава 3 Практическое определение готовности детей к школе
3.1 Определение готовности детей к школе
Принято определять готовность к обучению ребёнка в школе по комплексу факторов, характеризующих их физическое, функциональное и психическое состояние. Исходя из этого выделяют физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую готовность.
Под физической готовностью понимается общее физическое развитие: соответсвие роста, веса, общих норм физического развития. В соответствии с этим критерием выделяют пять групп детей.
Первая группа − это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья.
Вторая группа - дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости. Эти дети должны находиться под наблюдением врача. Эту группу составляет большинство детей.
В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе[7, 40].
Под интеллектуальной готовностью понимается уровень развития познавательных процессов.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимается сформированность новой социальной позиции – позиции школьника.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий.
При исследовании всех этих критериев дается оценка подготовки ребенка к школе. Кроме психолога этой оценкой могут заниматься педагоги, воспитатели по определенным методикам.
Не стоит забывать, что при поступлении в школу ребенок имеет определенные предпосылки для учебной деятельности, которые необходимо развивать.
По степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению.
Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он состоит из трех заданий: нарисовать фигуру мужчины по представлению, скопировать письменные буквы и скопировать группы точек. Я. Йирасек ввел дополнительное четвертое задание. Оно представляет собой опросник из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций[2, 49].
С помощью рисунка мужчины определяют, какие части лица, тела выделяет ребенок, какие пропорции соблюдает, правильно ли изображает фигуру, как владеет ребенок карандашом, выявляют особенности техники рисования.
Отмечено, что с возрастом рисунок ребенка обогащается новыми деталями.
Копирование букв и копирование точек дает возможность определить, как точно это делает ребенок, правильно ли сохраняет расстояние между словами.
Следует отметить, что тест Керна-Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее при высоком результате в среднем от 3 до 6 баллов, дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка.
Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу. На основании результатов обследования делается окончательное заключение о готовности детей к школе.
Вывод по главе 2
Оценка готовности детей к школе складывается из многих показателей. Здесь учитывается и общая физическая подготовка, и умственные, и познавательные способности. Для того, чтобы определить уровень готовности, с детьми работают психолог, воспитатели, педагог.
Глава 3 Практическое определение готовности детей к школе
3.1 Определение готовности детей к школе
При определении готовности ребенка к школе прежде всего выбирают физический, специальный и психологический аспекты.
Среди наиболее известных тестов определения готовности ребенка к школе выбран тест Керна-Ирасека (Приложение 1). Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Тест дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу.
Для оценки слухоречевой памяти был выбран и использовался тест (Приложение 2), который состоит из пяти списков по 10 слов в каждом: в первом — только существительные, во втором — прилагательные, в третьем списке — глаголы, в четвертом чередуются вышеуказанные части речи, в пятом — бессмысленные псевдослова, предполагающие опору на механическую память. Процедура проведения диагностики основывается на поочередном предъявлении ребенку для запоминания пяти серий слов, начиная с первой группы. Порядок предъявления серий ребенку постоянен: существительные, прилагательные, глаголы, смешанная серия и псевдослова.
Для оценки произвольного внимания использовалось задание из теста Д. Векслера (Приложение 3).
Для оценки вербального интеллекта применяется «игра в слова» (приложение 4).
Диагностика эмоционально-мотивационной готовности проводилась с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова.
В качестве диагностики интеллектуальной деятельности использовался направленный ассоциативный эксперимент с ответной реакцией в виде антонима (список слов для каждой серии более длинный и включает 60 слов, хорошо знакомых детям).
Затем по результатам комплексной диагностики:
- формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
- заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
- строится индивидуальный профиль готовности,
- определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.
В диагностике принимали участие 32 ребенка. По результатам
диагностики очень высокий результат готовности получил один ребенок. Половина детей имеет высокий уровень готовности к обучению в школе.
35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к школе. Низкий уровень готовности к школьному обучению имеют два человека (10 %) .
Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под свой контроль.
Результат каждого задания оценивался по пятибальной системе.
Приведем примеры, как дети выполняли задания.
Испытуемый 1
За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего. Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца. Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины. Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.
Вывод: можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.
3.2 Определение адаптации детей к школе
Для определения адаптации детей к школе мы провели констатирующий эксперимент с помощью анкет, которые заполняли родители первоклассников и учителя.
В ходе анализа анкет, заполненных учителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты:
Степень адаптации |
Количество учеников |
Процентное соотношение |
Не испытывают трудности в адаптации к школьному обучению |
11 |
18% |
Испытывают трудности в адаптации к школе |
49 |
82% |
Табл.№ 1 Сводная таблица анализа анкет для учителя
Как видно, из предоставленной таблицы (таблица №1), среди первоклассников, проучившихся в школе неделю, меньше всех количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации к школьному обучению. Учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению, гораздо больше.
Это может быть связано с разной степенью готовности детей к школьному обучению.
В ходе анализа анкет, заполненных родителями, в начале проведения исследования, получены следующие результаты по количеству набранных баллов:
Степень адаптации |
Количество учеников |
Процентное соотношение |
Высокий уровень школьной адаптации |
24 |
40% |
Средняя степень адаптации |
26 |
43% |
Выраженная дезадаптация |
10 |
17% |
Табл.№2 Сводная таблица анализа анкет для родителей
Как видно, из предоставленной таблицы (Таблица №2), по оценке родителей среди первоклассников, меньше всего количество учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, гораздо больше.
Хотелось бы отметить, что, сравнивая получившиеся данные анкет, заполненных учителями и родителями, можно предположить, что такая разница в оценках степени адаптации, возникла вследствие того, что родители, давая свою оценку поведению детей, склонны были к большей субъективности.
Анализ данных по заполнению дневников наблюдения за детьми, включал в себя оценку по следующим критериям, в течении месяца проведения адаптационных занятий:
1. Участие родителей в школьной деятельности ребенка
2. Психологическое состояние ребенка.
3. Физическое состояние ребенка.
4. Отзывы об учителе.
5. Отзывы об одноклассниках.
6. Отзывы об учебной деятельности.
В ходе анализа дневника по каждому из школьников, отмечались факты в поведении за каждый день по всем из указанных критериев (в отдельности) – выставлялись «+» или «-» результатам. Далее брались в расчет, только те факты, которые указывали на положительную сторону адаптации и суммировались среди всех учеников по каждому дню.
Участие родителей в школьной деятельности ребенка на протяжении всего эксперимента характеризовалось стабильностью в положительных оценках, даваемых родителями своей собственной активности в помощи с адаптацией детям. Исключение составили несколько дней, когда наблюдается небольшой спад. Исходя из этого, можно заключить, что на протяжении всего эксперимента, родители были заинтересованы в предполагаемых результатах и тем самым помогали исследователю. Активное участие родителей обеспечивало планомерное приспособление учащегося к новому для него виду деятельности.
В связи с этим, можно сделать вывод, что важным фактором в адаптации ученика к школьному обучению, является заинтересованность его родителей (семьи) в этом процессе.
Психологическое состояние учащихся отличалось существенным спадом к середине исследования. Ухудшение психологического состояния детей отмечалось одной третью родителями уже начиная с конца первой недели эксперимента (конец второй недели обучения в школе). Это могло быть связано со сменой ведущего вида деятельности у обучающихся, привыкших к игре и свободе передвижений, и вынужденных приспосабливаться к новому виду деятельности – учению. Так же могла повлиять смена обстановки, требующая привыкания к новому помещению и его статусу (вместо привычного помещения сада – группы, на помещение школы и статус – класс), а также включающая в себя новые нормы и правила поведения. Адаптация к учителю, как к новому человеку (вместо знакомых воспитателей), также могла отразиться на эффекте снижения благополучного психологического состояния у некоторых учащихся.
На третьей неделе эксперимента (четвертой неделе обучения в школе) психологическое состояние начало вновь восстанавливать положительную динамику и к концу исследования положительных оценок в психологическом состоянии детей отмечала уже большее число родителей, чем в начале.
В связи с этим фактом можно сделать вывод, что при проведении с учащимися адаптационных занятий со стороны школы, а также при непосредственном участии родителей в процессе адаптации к школе, психологическое состояние младших школьников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них.